Научная статья на тему 'Правовые основы и особенности реорганизации федеральных учреждений здравоохранения по российскому гражданскому законодательству'

Правовые основы и особенности реорганизации федеральных учреждений здравоохранения по российскому гражданскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / ФЕДЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / FEDERAL INSTITUTION OF PUBLIC HEALTH / ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEDICAL ACTIVITY LICENSING / ACCEPTANCE REPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов Олег Эдуардович, Фадеева Ирина Владимировна, Никитенко Дмитрий Николаевич, Третьяков Виктор Викторович, Нуштаева Екатерина Михайловна

Развитие системы здравоохранения как сферы целенаправленного воспроизводства общественного здоровья является приоритетной задачей социального государства, которым в силу статьи 7 Конституции является Российская Федерация. К сожалению, в последнее время расходы бюджетной системы России на здравоохранение снижаются ввиду дефицитного бюджета. Особенно это касается федеральных государственных учреждений здравоохранения, на которые возложены функции оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а финансовое обеспечение выполнения указанных функций осуществляется за счет средств федерального бюджета. В этой связи актуальной проблемой, стоящей перед каждым руководителем федерального учреждения здравоохранения, является рациональное использование материально-технической базы, кадрового и научного потенциала. Среди правовых механизмов достижения эффективности использования ресурсов здравоохранения особо стоит отметить возможность передачи другим учреждениям или в государственную (муниципальную) казну недостаточно эффективно используемого имущества, а также уменьшение издержек путем сокращения неэффективных структурных или обособленных подразделений (филиалов). Применительно к федеральным учреждениям здравоохранения одним из способов передачи имущества другому юридическому лицу является процедура реорганизации. В статье рассмотрены процедурные аспекты реорганизации. Приведен пошаговый алгоритм действий администрации реорганизуемого учреждения. Авторами подчеркнута необходимость внесения изменений в законодательство о лицензировании медицинской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Public Health system as a field of public health reproduction is a priority objective of any social state and the Russian Federation according to Article 7 of the Constitution is a social state. Unfortunately, expenses of the Russian budget system on public health are falling due to deficit of the budget. It is especially evident for federal state institutions of the Public Health system, which perform functions of rendering specialized, including highly technological medical aid and financing of these functions is conducted by funds of the federal budget. In this connection every head of the federal institution of Public Health faces an acute problem of rational use of material and technical resources, staff and academic potential. Among legal mechanisms of attaining the efficiency of using Public Health resources the authors point out the possibility to hand over to other institutions or to the state (municipal) treasury the property which is not used efficiently and cost cutting by closing ineffective structural or detached subdivisions (affiliates). In respect of federal institutions of Public Health one way of handing over property to another legal entity is the procedure of reorganization. The article discusses procedure aspects of reorganization. Step-by-step algorithm of the administration measures is provided. The authors underline the necessity to introduce changes to legislation concerning medical activity licensing.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и особенности реорганизации федеральных учреждений здравоохранения по российскому гражданскому законодательству»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-2-180-199

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

О. Э. Карпов, Д. Н. Никитенко, В. В. Третьяков, Е. М. Нуштаева

Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

И. В. Фадеева

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

Москва, Россия

Развитие системы здравоохранения как сферы целенаправленного воспроизводства общественного здоровья является приоритетной задачей социального государства, которым в силу статьи 7 Конституции является Российская Федерация. К сожалению, в последнее время расходы бюджетной системы России на здравоохранение снижаются ввиду дефицитного бюджета. Особенно это касается федеральных государственных учреждений здравоохранения, на которые возложены функции оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а финансовое обеспечение выполнения указанных функций осуществляется за счет средств федерального бюджета. В этой связи актуальной проблемой, стоящей перед каждым руководителем федерального учреждения здравоохранения, является рациональное использование материально-технической базы, кадрового и научного потенциала. Среди правовых механизмов достижения эффективности использования ресурсов здравоохранения особо стоит отметить возможность передачи другим учреждениям или в государственную (муниципальную) казну недостаточно эффективно используемого имущества, а также уменьшение издержек путем сокращения неэффективных структурных или обособленных подразделений (филиалов). Применительно к федеральным учреждениям здравоохранения одним из способов передачи имущества другому юридическому лицу является процедура реорганизации. В статье рассмотрены процедурные аспекты реорганизации. Приведен пошаговый алгоритм действий администрации реорганизуемого учреждения. Авторами подчеркнута необходимость внесения изменений в законодательство о лицензировании медицинской деятельности.

Ключевые слова: реорганизация, федеральное учреждение здравоохранения, передаточный акт, лицензирование медицинской деятельности.

LEGAL BASIS AND SPECIFIC FEATURES OF FEDERAL INSTITUTIONS OF PUBLIC HEALTH REORGANIZATION ACCORDING TO RUSSIAN

CIVIL LEGISLATION

Oleg E. Karpov, Dmitriy N. Nikitenko, Victor V. Tretyakov, Ekaterina M. Nushtaeva

National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

Irina V. Fadeeva

Federal Agency for State Property Management, Moscow, Russia

The development of the Public Health system as a field of public health reproduction is a priority objective of any social state and the Russian Federation according to Article 7 of the Constitution is a social state. Unfortunately,

expenses of the Russian budget system on public health are falling due to deficit of the budget. It is especially evident for federal state institutions of the Public Health system, which perform functions of rendering specialized, including highly technological medical aid and financing of these functions is conducted by funds of the federal budget. In this connection every head of the federal institution of Public Health faces an acute problem of rational use of material and technical resources, staff and academic potential. Among legal mechanisms of attaining the efficiency of using Public Health resources the authors point out the possibility to hand over to other institutions or to the state (municipal) treasury the property which is not used efficiently and cost cutting by closing ineffective structural or detached subdivisions (affiliates). In respect of federal institutions of Public Health one way of handing over property to another legal entity is the procedure of reorganization. The article discusses procedure aspects of reorganization. Step-by-step algorithm of the administration measures is provided. The authors underline the necessity to introduce changes to legislation concerning medical activity licensing.

Keywords: reorganization, federal institution of Public Health, acceptance report, medical activity licensing.

Легального определения понятия «реорганизация» не существует, законодатель не выделяет существенных признаков реорганизации, перечисляя лишь ее возможные формы - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. В теории под реорганизацией можно понимать способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, сопровождающийся переходом комплекса прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к существующим (возникающим) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства [3].

На практике процедура реорганизации федерального учреждения здравоохранения может быть обусловлена необходимостью передать другому лицу действующее подразделение, осуществляющее медицинскую деятельность. В этом случае произойдет не только передача имущества по передаточному акту, но и правопреемство по правам и обязанностям передаваемого структурного или обособленного подразделения (филиала). Кроме того, будут соблюдены трудовые права и интересы работников этих подразделений.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы реорганизации, процедурные аспекты вызывают сложности, поэтому выявление особенностей реорганизации федеральных учреждений здравоохранения, проблем, связанных с процедурой реорганизации, представляет не только научный интерес, но и практическую значимость.

Основным источником правового регулирования отношений, возникающих при реорганизации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Особенности реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм устанавливаются в специальных федеральных законах. Например, реорганизация учреждений регламентирована в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях); вопросы реорганизации федеральных государственных учреждений регулируются подзаконным актом -Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее - Постановление Правительства РФ № 539); вопросы государственной регистрации образованных в процессе реорганизации юридических лиц - Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ № 129-ФЗ).

Таким образом, порядок реорганизации федерального учреждения здравоохранения не установлен в едином нормативно-правовом акте, а выводится из анализа норм гражданского законодательства, ре-

гулирующих отношения, возникающие при реорганизации юридических лиц.

Стоит отметить, что реорганизация государственного учреждения здравоохранения - сложный, длительный, многоходовой процесс с вовлечением большого количества участников, в основном представителей органов исполнительной власти различных уровней. По всем признакам она представляет собой проект со всеми характерными атрибутами проектной деятельности. Инициирующая сторона должна определить и согласовать руководителя такого проекта - интегратора, который должен организовывать работу на исполнительском уровне, обеспечивать взаимодействие, в том числе информационное, всех участников и контролировать весь ход проекта реорганизации, прогнозировать и управлять рисками [5].

Перед началом процесса реорганизации инициирующая сторона должна достичь принципиальной договоренности со всеми участниками процесса о целесообразности проведения процедуры реорганизации. Несмотря на то, что переговорный процесс займет некоторое время и потребует значительных организационных усилий от инициатора, в дальнейшем это позволит проработать четкий план мероприятий по реорганизации и, как следствие, сэкономит время.

В силу специфики деятельности федерального государственного учреждения его реорганизация может происходить в форме слияния, присоединения, разделения и выделения, но не преобразования (п. 8 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 539; далее - Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слия-

нии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения. Если в процессе реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения, решение о реорганизации также принимается Правительством. В соответствии с пунктом 3 Порядка решение о реорганизации федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством в форме распоряжения.

В остальных случаях (слияния или присоединения) решение о реорганизации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Поскольку речь идет об особенностях реорганизации федеральных учреждений здравоохранения, указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Проект распоряжения Правительства, а также проект распоряжения Минздрава России о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в его ведении, подготавливается Минздравом России самостоятельно, если именно оно будет осуществлять функции и полномочия учредителя получившихся в результате реорганизации учреждений.

Проект распоряжения Минздрава России о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России), подготавливается Рос-здравнадзором или ФМБА России самостоятельно, если они будут осуществлять функции и полномочия учредителя указанных учреждений.

На практике учреждение, инициирующее реорганизацию, непосредственно участвует в процессе подготовки и согласования проекта распорядительного акта, представляя на рассмотрение федеральным органам исполнительной власти анализ своей деятельности по итогам определенного периода, оценку объема финансового обеспечения своей деятельности за указанный период и, как следствие, обоснование необходимости проведения процедуры реорганизации. Однако итоговое решение о необходимости реорганизации в любом случае принимается либо Правительством, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию распорядительного акта в случае реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) аналогичны требованиям при создании федерального учреждения и указаны в пункте 4 Порядка.

Распоряжение должно содержать:

- наименование создаваемого (реорганизуемого) федерального учреждения с указанием его типа;

- основные цели деятельности создаваемого (реорганизуемого) федерального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого (реорганизуемого) федерального учреждения;

- сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым (реорганизуемым) федеральным учреждением;

- предельную штатную численность работников (для казенного учреждения);

- перечень мероприятий по созданию (реорганизации) федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Если в процессе реорганизации федерального учреждения здравоохранения в целях развития системы здравоохранения определенного субъекта Российской Федерации планируется передача части федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации с образованием нового юридического лица, необходимо получить согласие руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на такую передачу. Сопроводительная документация к проекту распоряжения должна отражать согласие Минздрава России или Правительства на передачу части федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации.

Реорганизуемое федеральное учреждение здравоохранения направляет в Минздрав России проект распоряжения, документы, подтверждающие согласие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на принятие части федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации (в случае если такое согласие требуется), пояснительную записку к проекту распоряжения, отражающую актуальность, цели и задачи планируемой реорганизации, предполагаемую форму реорганизации, ее преимущества по сравнению с другими формами реорганизации, возможные

проблемы и способы их решения, прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, финансово-экономическое обоснование предлагаемых в проекте распоряжения решений (в случае если такие решения повлияют на расходы или доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), прогнозируемый конечный результат.

Дата реорганизации, которая указывается в проекте распоряжения, должна быть определена с учетом всех этапов согласования, возможных задержек, связанных с разногласиями согласующих сторон, а также с учетом того, что для соблюдения процедур реорганизации (уведомление кредиторов, публикация в «Вестнике государственной регистрации») требуется как минимум два месяца. В этой связи в проекте распоряжения целесообразно указывать не конкретную дату, а срок реализации с момента издания распоряжения.

Процедура согласования проекта распорядительного акта Правительства регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (далее - Регламент Правительства).

Минздрав России до внесения проекта распорядительного акта в Правительство определяет круг согласующих данный проект лиц из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти (не более трех руководителей), к сфере деятельности которых относятся вопросы, затрагиваемые в указанном проекте. В соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства состав таких органов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект (Министром здравоохранения Российской Федерации), или заместителями Председателя Правительства, курирующими данную сферу деятельности. Председателю Правительства дано право устанавливать иной состав федеральных органов исполнитель-

ной власти, с руководителями (их заместителями) которых требуется обязательное согласование, а также право запрашивать письменные мнения членов Правительства.

В указанный состав не включаются федеральные органы исполнительной власти, которые представляют обязательные заключения, предусмотренные пунктами 6060 (2) Регламента Правительства (Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации).

Поскольку речь идет о реорганизации федерального учреждения здравоохранения, согласующими органами могут быть Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущест-во) как полномочный представитель собственника федерального имущества, Рос-здравнадзор, ФМБА России (в случаях если образованные в результате реорганизации учреждения передаются в их ведение), Министерство образования и науки Российской Федерации (в случаях если оно будет осуществлять функции и полномочия учредителя вновь образованного юридического лица), Минэкономразвития как орган, участвующий в проверке финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом распоряжения.

Предложения (в том числе возражения) согласующих органов по результатам рассмотрения проекта распоряжения направляются в Минздрав России в течение пяти дней с момента поступления проекта на согласование.

Проект распоряжения визируется руководителями согласующих органов не более чем в 10-дневный срок с даты его поступления на согласование (п. 58 Регламента Правительства). При наличии возражений проект распоряжения визируется с замечаниями. При наличии разногласий по проекту распоряжения Правительства, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, необходимым этапом является

обсуждение положений проекта распоряжения с руководителями согласующих органов с целью поиска взаимоприемлемого решения. Процедура согласования проекта распорядительного акта при наличии разногласий сопровождается подписанием протокола согласительного совещания всеми его участниками в срок не более 5 дней с момента поступления проекта в согласующие органы.

Этап проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и независимой антикоррупционной экспертизы в случае согласования проекта распорядительного акта о реорганизации федерального учреждения здравоохранения отсутствует в силу того, что распоряжение - это ненормативный правовой акт.

Следующий шаг - направление проекта распоряжения Правительства в Минфин России для получения заключения об оценке финансовых последствий принятия содержащихся в проекте распоряжения решений, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. На дачу соответствующего заключения Минфину России законодательно установлен срок 7 дней с момента получения документов.

Если проект распорядительного акта готовится на основании поручений или указаний Президента Российской Федерации или поручений Председателя Правительства, устанавливающих более сжатые сроки проведения процедуры согласования проекта (не более 10 дней), такой проект направляется одновременно согласующим органам и органам, которые представляют обязательные заключения.

Стоит отметить, что проект распоряжения Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия.

На практике все согласительные процедуры направлены на решение следующих вопросов.

Во-первых, недостаточное финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом распоряжения. Основной задачей Минфина России при согласовании проекта распорядительного акта Правительства является прогнозирование и оценка финансовых последствий принятия предлагаемых проектом решений для бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку реорганизация федерального учреждения здравоохранения влияет на объемы оказываемой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, объемы оказания высокотехнологичной помощи в рамках государственного задания, формирование планов финансово-хозяйственной деятельности участников реорганизации, Минфин России заинтересован в том, чтобы реализация решений проекта распоряжения была проведена без выделения дополнительных средств федерального бюджета. В этой связи рекомендуем особое внимание уделять финансово-экономическому обоснованию решений, содержащихся в проекте распорядительного акта.

Во-вторых, определение федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемых в процессе реорганизации юридических лиц.

В-третьих, определение перечня передаваемого недвижимого имущества. В соответствии с подпунктами «г» и «е» пункта 4 Порядка распоряжение Правительства о реорганизации федерального учреждения здравоохранения должно содержать сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемыми в процессе реорганизации юридическими лицами, а также перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их прове-

дения. Однако на практике распоряжение Правительства может не содержать конкретного списка передаваемого недвижимого имущества, а лишь указание на обеспечение передачи недвижимого имущества (земельных участков), необходимого для выполнения участниками реорганизации уставных целей и задач. Во многом это обусловлено организационными трудностями в оформлении вещных прав на недвижимое имущество. К примеру, фактическое расхождение технических характеристик объекта недвижимого имущества с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), является препятствием к включению такого имущества в передаточный акт. Кроме того, вещные права на некоторое имущество вообще могут быть не зарегистрированы, но по факту имущество может использоваться участником реорганизации. Еще одним проблемным вопросом является учет федерального имущества, проводимый правообладателем на основании норм Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Указанные обстоятельства вызывают трудности при согласовании проекта распорядительного акта в Росимуществе, поскольку любое расхождение между сведениями, содержащимися в реестре федерального имущества (РФИ), и сведениями, содержащимися в ЕГРН, является формальным основанием для несогласования представленного проекта.

Таким образом, несмотря на законодательно закрепленную необходимость отражения в проекте распоряжения Правительства конкретного перечня передаваемого имущества, в теории распоряжение Правительства о реорганизации может содержать абстрактное указание Росимуще-ству совместно с учредителем реорганизуемого юридического лица, например, закрепить за образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами на праве оперативного управления (предос-

тавить в постоянное (бессрочное) пользование) недвижимое имущество (земельные участки), необходимое для выполнения ими своих уставных целей и задач.

По готовности комплект необходимых документов (проект распоряжения с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием, протокол согласительного совещания (при наличии), заключения согласующих органов, а также проект устава федерального учреждения здравоохранения, участвующего в реорганизации, согласие будущих учредителей, образующихся в результате реорганизации лиц, сопроводительное письмо) вносится в Правительство. Проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных Регламентом Правительства правил, подлежат возврату.

Далее в 15-дневный срок Аппарат Правительства осуществляет подготовку к рассмотрению проекта распоряжения Правительства. Этап подготовки к рассмотрению предполагает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания в соответствии с Инструкцией по делопроизводству Аппарата Правительства.

Экспертное заключение Аппарата Правительства на проект распоряжения должно содержать оценку соблюдения требований Регламента Правительства при внесении проекта акта, соответствия проекта распоряжения актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, влияния предлагаемого решения на реализацию государственных программ Российской Федерации, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

Следующий этап - рассмотрение проекта распоряжения Правительства с соответствующими экспертными заключениями заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) и представление заместителем

Председателя Правительства - руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства. Итогом этого этапа может быть возврат проекта распоряжения внесшему его руководителю федерального органа исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью его принятия.

Срок рассмотрения проекта распоряжения Правительства Российской Федерации законодательно не установлен. Вероятнее всего, это связано с возможностью внесения проекта распоряжения с неурегулированными разногласиями, что требует проведения дополнительных согласительных процедур.

Процедура рассмотрения проекта распоряжения заканчивается изданием распоряжения Правительства. Заместитель Председателя Правительства - руководитель Аппарата Правительства (лицо, исполняющее его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск, при этом срок проведения таких действий законодательно не установлен.

Во исполнение распоряжения Правительства Минздрав России издает приказ о реализации изданного распоряжения Правительства. По сути, приказ Минздрава России дублирует нормы о форме реорганизации, об основных целях деятельности образуемых в результате реорганизации юридических лиц, о федеральном органе исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя в отношении образуемых в результате реорганизации юридических лиц, об имуществе, которое будет передано или закреплено за участниками процедуры реорганизации.

Специфика приказа Минздрава России о реализации изданного распоряжения Правительства заключается в постановке руководителям учреждений - участников реорганизации конкретных задач и сроков

на их выполнение. В частности, особо оговаривается:

- необходимость уведомления налоговых органов по месту нахождения реорганизуемого учреждения о начале процедуры реорганизации;

- обязанность представить учредителю кандидатуры на должность руководителей вновь образуемых юридических лиц;

- обязанность обеспечить в установленном порядке осуществление государственной регистрации уставов участников реорганизации после получения приказов учредителей об утверждении уставов;

- обязанность сформировать и представить бюджетную отчетность на дату проведения реорганизации;

- необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств реорганизуемого учреждения с целью подготовки и утверждения передаточного акта;

- обязанность представить в территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом документы для закрепления за вновь образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами движимого и недвижимого имущества на соответствующем вещном праве, а также внести соответствующие сведения в РФИ;

- обязанность осуществить процедуру государственной регистрации права собственности Российской Федерации и производных от него иных вещных прав учреждений - участников реорганизации;

- обязанность соблюдения требований законодательства, связанных с осуществлением лицензирования;

- необходимость подачи сведений в территориальный фонд обязательного медицинского страхования с целью актуализации реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования1;

1 См.: Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Минздравсоцразви-тия России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», п. 98.

- необходимость включения образуемых в результате реорганизации юридических лиц в реестр медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь1.

Следует отметить, что сроки, устанавливаемые Минздравом России на завершение мероприятий по реорганизации федерального учреждения здравоохранения, не могут превышать сроков, установленных распорядительным актом Правительства. Соответственно, срок на подготовку и издание этого приказа должен быть учтен при планировании даты в проекте распоряжения.

Правовые последствия незавершения процедуры реорганизации в установленные учредителем сроки установлены статьей 57 ГК РФ. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных

1 См.: Приказ Минздрава России от 14 октября 2015 г. № 720н «Об утверждении Положения об Экспертном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по отбору федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Таким образом, подготовка, согласование и издание распорядительного акта Минздрава России или Правительства являются ключевыми мероприятиями при реорганизации федерального учреждения здравоохранения. С момента издания распоряжения о реорганизации все дальнейшие действия возлагаются на реорганизуемое учреждение.

В реорганизуемом учреждении целесообразно создавать внутреннюю комиссию по реорганизации, которая должна разработать и утвердить план мероприятий по реорганизации с указанием сроков их выполнения и ответственных лиц. Все направления деятельности комиссии по реорганизации можно условно разделить на три вида: организационные, финансовые и кадровые мероприятия.

Среди организационных мероприятий особо стоит отметить подготовку и согласование с учредителем новой редакции устава реорганизуемого учреждения, осуществление государственной регистрации новой редакции устава, проведение государственной регистрации реорганизации, уничтожение старых и изготовление новых печатей, решение вопросов лицензирования основных видов деятельности образуемого в результате реорганизации учреждения, согласование условий и мест дальнейшего хранения архивных документов.

Финансовые мероприятия направлены на грамотное составление передаточного акта и последующее составление уточненного баланса, отражающего операции, осуществленные в период между датой составления передаточного акта и датой государственной регистрации образованных в результате реорганизации юридических лиц. Кадровые мероприятия проводятся с целью соблюдения трудового законодательства при продлении или прекращении трудовых отношений с работниками реорганизуемого учреждения.

Рассмотрим подробнее комплекс мероприятий, проводимых комиссией по реорганизации.

В течение трех дней после принятия распорядительного акта Правительства или Минздрава России реорганизуемое учреждение обязано сообщить в регистрирующий орган Федеральной налоговой службы (налоговую инспекцию) о начале процедуры организации (по форме № Р12003). На основании такого уведомления налоговый орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (ст. 13.1 ФЗ № 129-ФЗ). До 1 января 2017 г. существовала обязанность сообщать о начавшейся реорганизации в Пенсионный фонд Российской Федерации. С 1 января 2017 г. документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, необязателен вследствие реализации программы межведомственного электронного взаимодействия. Нужную информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запросит самостоятельно.

На данном этапе целесообразно завершить формирование реестра действующих договоров, контрактов и иных обязательств. Далее в течение пяти рабочих дней с момента направления уведомления о начале процедуры реорганизации в налоговую инспекцию необходимо в письменной форме уведомить всех известных кредиторов реорганизуемого учреждения о начале реорганизации.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что учреждение находится в процессе реорганизации, такое учреждение обязано опубликовать дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации. В нем указываются сведения о каждом участнике реорганизации, ее форме, приводятся порядок и условия заявления кредиторами своих тре-

бований, а также иные сведения, предусмотренные законом [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из такой формулировки статьи 13.1 ФЗ № 129-ФЗ, первое уведомление о реорганизации должно быть размещено в журнале «Вестник государственной регистрации» сразу после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что учреждение находится в процессе реорганизации. Следовательно, от даты первой публикации необходимо отсчитать месячный срок. В соответствии с пунктом 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, второе уведомление

0 реорганизации может быть размещено в журнале «Вестник государственной регистрации» не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого уведомления о реорганизации. Например, если первое уведомление о реорганизации опубликовано 28 января, то второе уведомление о реорганизации может быть опубликовано не ранее

1 марта. Это следует учитывать при планировании проведения процедуры реорганизации.

Далее необходимо определиться с составом передаваемого/ принимаемого имущества. Для этого проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств, завершаются расчеты по активам и обязательствам. Итогом является составление передаточного акта, который в силу пункта 1 статьи 59 ГК РФ должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. В соответствии с пунктом 2 статьи 59 ГК РФ переда-

точный акт утверждается учредителем реорганизуемого юридического лица.

Неблагоприятным юридическим последствием неправильного составления передаточного акта является возможный отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Кроме того, неясность в определении передаваемых прав и обязанностей влечет за собой риск направления претензий и исковых заявлений в адрес юридического лица, которое уже не является стороной в правоотношениях.

В этой связи рекомендуем включить в передаточный акт следующую фразу: «наименование юридического лица является правопреемником наименование юридического лица по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, по соглашениям (договорам, контрактам), заключенным когда-либо на территории субъекта РФ, а также по всем отношениям, связанным с передаваемым имуществом, кадровыми вопросами и оказанием медицинской помощи на территории субъекта РФ».

Параллельно с этим комиссия по реорганизации прорабатывает вопрос передачи архивных документов для дальнейшего хранения. В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при реорганизации государственных организаций архивные документы (в том числе документы по личному составу) в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций. При реорганизации государственных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с Федеральным архивным агентством (Рос-архив).

После того как все эти действия совершены и уведомление о реорганизации опубликовано дважды, нужно подготовить следующий комплект документов для представления в регистрирующий налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого учреждения:

- заявление по форме № Р12001 о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

- учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

- передаточный акт;

- квитанцию об уплате государственной пошлины;

- приказ о назначении руководителя юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Если в учредительные документы реорганизуемого юридического лица вносятся изменения, одновременно подается заявление по форме № 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Стоит отметить, что в период прохождения процедуры государственной регистрации реорганизуемое учреждение продолжает выполнять возложенные на него учредителем функции и, как следствие, вести финансово-хозяйственную деятельность, в том числе начислять заработную плату работникам, оплачивать и выставлять счета контрагентам и т. д.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, а также государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней с момента подачи заявления и необходимых документов.

Документом, подтверждающим завершение процедуры реорганизации, в настоящее время является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме № P50007. Привычное

свидетельство о государственной регистрации юридического лица с 1 января 2017 г. не выдается.

Поскольку вновь образованные учреждения являются участниками бюджетного процесса, им будет необходимо открыть счета в Федеральном казначействе или его территориальных органах по месту нахождения вновь образованных юридических лиц. Для открытия расчетного счета юридическому лицу в банк представляются учредительные документы, выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет; карточка с образцами подписей и оттиска печати (заверенная учредителем); документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

Особо стоит отметить процедуру согласования кандидатуры на должность руководителя подведомственного Минздраву России учреждения. В соответствии с нормами Приказа Минздрава России от 6 декабря 2012 г. № 1012 «Об организации работы по заключению, продлению и прекращению трудовых договоров с руководителями федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации» после вынесения положительного мнения Комиссии по заключению, продлению и прекращению трудовых договоров с руководителями подведомственных Минздраву учреждений и решения министра здравоохранения по вопросу заключения, продления или прекращения трудового договора с руководителем учреждения, находящегося в ведении Минздрава России, Департамент управления делами и кадров Минздрава России в течение трех календарных дней готовит и направляет полномочному пред-

ставителю Президента Российской Федерации в федеральном округе, на территории которого расположено учреждение, письмо за подписью Министра здравоохранения о согласовании кандидатуры для назначения на должность руководителя учреждения. В случае согласования полномочным представителем президента кандидатуры для назначения на должность руководителя учреждения Департамент управления делами и кадров Минздрава России в течение пяти календарных дней готовит проект трудового договора и проект приказа о назначении руководителя учреждения.

По общему правилу реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Специфика федеральных учреждений здравоохранения заключается в том, что их основные виды деятельности (медицинская, фармацевтическая, а также деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) являются лицензируемыми. Следовательно, с момента государственной регистрации вновь образованных юридических лиц утрачивают свою силу полученные ранее лицензии, и образованное в результате реорганизации юридическое лицо не может ими воспользоваться [2]. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Нормы данной статьи распространяются на случаи реорганизации в форме преобразования и слияния (только при условии наличия у каждого участвующего в

слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности). При реорганизации учреждения здравоохранения путем присоединения, разделения или выделения действие лицензии прекращается в силу подпункта 3 пункта 13 статьи 20 ФЗ № 99-ФЗ. В такой ситуации медицинская деятельность образованного в результате реорганизации учреждения здравоохранения должна быть приостановлена до момента получения новой лицензии [4].

В соответствии со статьей 8 ФЗ № 99-ФЗ и нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее -Постановление Правительства РФ № 291) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского об-

разования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в», стажа работы по специальности:

- не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

- не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В этой связи еще на этапе планирования реорганизации федерального учреждения здравоохранения необходимо учитывать

следующее: срок принятия решения о предоставлении лицензии составляет не более 45 рабочих дней со дня приема заявления; в число обязательных документов, прикладываемых к заявлению о предоставлении лицензии, входят документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии на законном основании недвижимого имущества. Следовательно, до подачи заявления о предоставлении лицензии необходимо оформить переход права на недвижимое имущество от правопред-шественника к правопреемнику в соответствии с положениями передаточного акта.

В настоящее время процедура регистрации прав регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основанием для государственной регистрации прав является передаточный акт. Срок государственной регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав (им является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 9 рабочих дней, если заявление на осуществление государственной регистрации прав подается в многофункциональном центре. Датой государственной регистрации прав будет считаться дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве.

Стоит отметить, что заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество подается представителем территориального управления Росимущества в субъекте Российской Федерации по месту нахождения такого имущества.

Такой вывод можно сделать из анализа норм Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом». В соответствии с пунктом 1.4 Поло-

жения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество осуществляет полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы. В любом положении о Территориальном управлении Росимущества в субъекте Российской Федерации в разделе «Полномочия» можно увидеть формулировку «выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним».

На практике для того чтобы представитель Территориального управления Росимущества в субъекте Российской Федерации обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, заинтересованное лицо (учреждение здравоохранения) должно направить в адрес Территориального управления комплект правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих возникновение права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества и его основные технические характеристики. После получения указанных документов представитель Территориального управления обращается в Росреестр лично или выдает доверенность на представление интересов по вопросу регистрации права собственности Российской Федерации на конкретный объект недвижимого имущества.

После завершившейся процедуры государственной регистрации вещных прав на недвижимость учреждение-правообладатель в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» обязано внести в реестр федерального имущества на межведомственном портале по управлению государственной собственностью сведения о закрепленном за ним дви-

жимом и недвижимом имуществе. В соответствии с положением об учете федерального имущества процедура учета должна занимать 21 день со дня получения документов правообладателя.

Возвращаясь к вопросу получения лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, необходимо отметить еще один этап. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления заявленных видов деятельности.

Приказ Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» регулирует порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.

Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по установленной форме; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке. Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок для получения санитарно-эпидемиологических заключений осуществляются за счет средств заявителя.

Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения - не более тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

В случае реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента получения Роспотреб-надзором (его территориальным органом) заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения. Для этого заявитель предоставляет в Роспот-ребнадзор (его территориальный орган) заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины переоформления; ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение. После того как санитарно-эпидемиологическое заключение получено, необходимо сформировать комплект документов в соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ № 99-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ № 291 для получения новой лицензии.

Согласно пункту 7.3 Приказа Минздрава России от 13 декабря 2012 г. № 1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» лицензирование медицинской деятельности в

отношении медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляет территориальный орган Рос-здравнадзора в субъекте Российской Федерации.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в территориальный орган Росздравнадзора:

- заявление по установленной форме о предоставлении лицензии;

- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (в нашем случае это документы, подтверждающие закрепление за учреждением здравоохранения на соответствующем вещном праве недвижимого имущества, медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также документы, подтверждающие наличие работников, имеющих профессиональное медицинское образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления медицинской деятельности);

- сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);

- документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии;

- опись прилагаемых документов.

Срок принятия решения о предоставлении лицензии, как было указано выше, составляет не более 45 рабочих дней со дня приема заявления. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) территориального органа Рос-здравнадзора. В случае принятия решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Таким образом, на практике процесс получения лицензии может занять несколько месяцев, и в течение этого срока медицинская организация не вправе осуществлять медицинскую деятельность.

В этой связи целесообразно законодательно предусмотреть возможность переоформления лицензий в кратчайшие сроки (а не получения новых лицензий) в случае реорганизации учреждения здравоохранения. Для сравнения, пункт 5 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит специальные нормы о возможности переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности при реорганизации образовательных учреждений в форме присоединения. Преимуществом переоформления лицензии является право лицензиата продолжать осуществление лицензируемого вида деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. В случае реорганизации учреждения здравоохранения вопрос непрерывности оказания медицинской помощи стоит наиболее остро.

Изменения в законодательстве Российской Федерации о лицензировании медицинской деятельности в части переоформления лицензий при реорганизации в форме выделения действующих подразделений в самостоятельные юридические лица позволят реорганизуемому учреждению здравоохранения не прекращать медицинскую деятельность.

Что касается кадровых мероприятий, то на этапе планирования процедуры реорганизации стоит учитывать, что в соответ-

ствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и нормами Отраслевого соглашения в отношении федеральных государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2017-2019 годы в случае реорганизации или ликвидации учреждения Минздрава России либо сокращения численности или штата работников, возможного расторжения трудовых договоров с работниками персонально и в письменной форме под роспись работодатели сообщают об этом работникам, а также информируют выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если это может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Согласно статье 75 ТК РФ реорганизация учреждения не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками учреждения. Трудовой договор с работником реорганизуемого юридического лица может быть прекращен только при его отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией учреждения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Следовательно, комиссия по реорганизации обязана разработать форму уведомления работников о реорганизации и ознакомить всех работников под роспись с уведомлением о реорганизации в срок, установленный статьей 74 ТК РФ (не позднее чем за два месяца до изменения существенных условий трудового договора). Далее проводится работа по подготовке до-

полнительных соглашений к заключенным трудовым договорам в связи с реорганизацией. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного учреждения трудовой договор прекращается с выплатой денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска. При отказе работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, процедура реорганизации федерального учреждения здравоохранения представляет собой сложный юридический механизм, включающий совокупность юридических фактов, последовательное осуществление которых приводит к желаемому правовому результату. Предварительный переговорный процесс со всеми участниками реорганизации, в том числе с представителями органов исполнительной власти различного уровня, четкое понимание законодательно установленных сроков и процедурных аспектов реорганизации позволят провести процедуру реорганизации в максимально короткие сроки.

Список литературы

1. Андриевская О. Памятка бухгалтеру при реорганизации юридического лица // Налоговый учет для бухгалтера. - 2016. - № 5. - С. 45-51.

2. Ершова И. В. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика / / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2015. - № 1. - С. 128-141.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации : в 2 т. - Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина; ИГП РАН. - 6-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

4. Посулихина Н. С. Административно-правовые процедуры лицензирования медицинской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015.

5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (руководство Pmbok). -5-е изд. - М. : Олимп-Бизнес, 2013.

6. Скачкова Г. С. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). - 7-е изд. - М. : РИОР : Инфра-М, 2017.

7. Тужилова-Орданская Е. М. Государственная регистрация прав на недвижимость // Lex russica. - 2015. - № 8. - С. 36-46.

8. Щербачева Л. В., Рамазанова К. К. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 2. - С. 94-95.

9. Юридические лица в российском гражданском праве : монография : в 3 т. - Т. 3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц /А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев, Ю. Н. Кашеварова; отв. ред. А. В. Габов. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Инфра-М, 2015.

10. Якупова Д. З. Бухгалтерский учет распределения объектов основных средств между правопреемниками при реорганизации хозяйствующего субъекта // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - № 2. - С. 205-209.

References

1. Andrievskaya O. Pamyatka bukhgalteru pri reorganizatsii yuridicheskogo litsa [Instructions for the Accountant about Reorganization of Legal Entity]. Nalogovyy uchet dlya bukhgaltera [Tax Accounting for the Accountant], 2016, No. 5, pp. 45-51. (In Russ.).

2. Ershova I. V. Litsenzirovanie meditsinskoy i farmatsevticheskoy deyatel'nosti: pravovye normy, doktrina, sudebnaya praktika [Licensing of Medical and Pharmaceutical Work: Legal Norms, Doctrine, Court Practice]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA) [Bulletin of the University named after Kutafin (MGYuA)], 2015, No. 1, pp. 128-141. (In Russ.).

3. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Comments on the Civil Code of the Russian Federation], in 2 v., Vol. 1. Chasti pervaya, vtoraya GK RF [Parts 1, 2 of the Civil Code RF], edited by T. E. Abova, A. Yu. Kabalkin; IGP RAN. 6th edition amended and altered. Moscow, Yurayt, 2011. (In Russ.).

4. Posulikhina N. S. Administrativno-pravovye protsedury litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti. Diss. kand. yurid. nauk [Administrative-Legal Procedures for Medical Work Licensing. PhD legal sci. diss.]. Moscow, 2015. (In Russ.).

5. Rukovodstvo k Svodu znaniy po upravleniyu proektami (rukovodstvo Pmbok) [Guidelines for the Code of Project Managing (Pmbok Guide)], 5th edition. Moscow, Olimp-Biznes, 2013. (In Russ.).

6. Skachkova G. S. Kommentariy k Trudovomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii (postateynyy) [Comments on the Labour Code of the Russian Federation], 7th edition. Moscow, RIOR, Infra-M, 2017. (In Russ.).

7. Tuzhilova-Ordanskaya E. M. Gosudarstvennaya registratsiya prav na nedvizhimost' [State Registration of RE Rights]. Lex russica, 2015, No. 8, pp. 36-46. (In Russ.).

8. Shcherbacheva L. V., Ramazanova K. K. Aktual'nye problemy gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo [Acute Problems of State Registration of RE Rights]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Home Affairs of Russia], 2016, No. 2, pp. 94-95. (In Russ.).

9. Yuridicheskie litsa v rossiyskom grazhdanskom prave, monografiya [Legal Entities in Russian Civil Law: monograph], in 3 v. Vol. 3. Sozdanie, reorganizatsiya i likvidatsiya yuridicheskikh lits [Setting-up, Reorganizaton and Liquidation of Legal Entities], A. V. Gabov, K. D. Gasnikov, V. P. Emel'yantsev, Yu. N. Kashevarova; edited by A. V. Gabov. Moscow, Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation, Infra-M, 2015. (In Russ.).

10. Yakupova D. Z. Bukhgalterskiy uchet raspredeleniya ob'ektov osnovnykh sredstv mezhdu pravopreemnikami pri reorganizatsii khozyaystvuyushchego sub'ekta [Accounting in Distribution of Fixed Assets Objects among Successors in Reorganization of Business Entity]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovation. Investment], 2011, No. 2, pp. 205-209. (In Russ.).

Сведения об авторах

Олег Эдуардович Карпов

член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 105203, Москва,

ул. Нижняя Первомайская, д. 70. E-mail: KarpovOE@pirogov-center.ru

Information about the authors

Oleg E. Karpov

Correspondent Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Medical Sciences, Professor, CEO of the Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Address: Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 70 Nizhnyaya Pervomayskaya Str., Moscow, 105203, Russian Federation. E-mail: KarpovOE@pirogov-center.ru

Ирина Владимировна Фадеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начальник управления государственной службы, кадров и контроля деятельности территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Адрес: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 109012, Москва, Никольский пер., д. 9. E-mail: fadeeva_i_v@rosim.ru

Дмитрий Николаевич Никитенко

первый заместитель генерального директора ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 105203, Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 70. E-mail: NikitenkoDN@pirogov-center.ru

Виктор Викторович Третьяков

начальник юридического отдела ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 105203, Москва,

ул. Нижняя Первомайская, д. 70. E-mail: TretjakovVV@pirogov-center.ru

Екатерина Михайловна Нуштаева

юрисконсульт ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 105203, Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 70. E-mail: NushtaevaEM@pirogov-center.ru

Irina V. Fadeeva

The Head of the Department for Civil Service, HR and Supervision of Territorial Bodies of the Federal Agency for State-Owned Property Administration.

Address: Federal Agency for State-Owned Property Administration, 9 Nikolskiy Lane, Moscow, 105203, Russian Federation. E-mail: fadeeva_i_v@rosim.ru

Dmitriy N. Nikitenko

First Deputy CEO of the Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Address: Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 70 Nizhnyaya Pervomayskaya Str., Moscow, 105203, Russian Federation.

E-mail: NikitenkoDN@pirogov-center.ru

Victor V. Tretyakov

Head of Legal Department of the Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Address: Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 70 Nizhnyaya Pervomayskaya Str., Moscow, 105203, Russian Federation.

E-mail: TretjakovVV@pirogov-center.ru

Ekaterina M. Nushtaeva

Legal Adviser of the Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Address: Federal State Public Institution "National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 70 Nizhnyaya Pervomayskaya Str., Moscow, 105203, Russian Federation.

E-mail: NushtaevaEM@pirogov-center.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.