Научная статья на тему 'Порядок проведения реорганизации и ликвидации медицинских учреждений в системе МВД России'

Порядок проведения реорганизации и ликвидации медицинских учреждений в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ / МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МВД РОССИИ / ГУВД / УВД РОССИИ / ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / REORGANIZATION AND LIQUIDATION PROCEDURES / ORGANIZATION AND LEGAL FORM / ORGANIZATION AND STAFFING STRUCTURE / MEDICAL-SANITARIANS UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / MAIN DEPARTMENT INTERNAL AFFAIRS / DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / THE LIQUIDATION COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Песошина Е. А.

Определены основные особенности реорганизации и ликвидации, присущие медицинским учреждениям в системе МВД России. В ходе реорганизации с изменением организационноправовой формы учреждения, его названия, устава и печати финансовая деятельность медицинского учреждения не претерпела значительных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE OF REORGANIZATION AND LIQUIDATION OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Analyzed, the procedure of reorganization and liquidation of medical institutions in the Ministry of Internal Affairs of Russia, the author identifies the main features of reorganization and liquidation, inherent in medical institutions in the Ministry of Internal Affairs of Russia. On this basis, concluded that during the reorganization change the legal form of establishment, its name, the Charter and the seal, the financial activities of the medical establishment has not changed significantly.

Текст научной работы на тему «Порядок проведения реорганизации и ликвидации медицинских учреждений в системе МВД России»

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Е.А. ПЕСОШИНА,

соискатель Московского университета МВД России; старший юрисконсульт Группы правового обеспечения ФГУЗ «Медико-санитарная часть Главного управления внутренних дел по Московской области» 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право pesochina@list.ru

Аннотация. Определены основные особенности реорганизации и ликвидации, присущие медицинским учреждениям в системе МВД России. В ходе реорганизации с изменением организационно-правовой формы учреждения, его названия, устава и печати финансовая деятельность медицинского учреждения не претерпела значительных изменений.

Ключевые слова: порядок реорганизации и ликвидации, организационно-правовая форма, организационно-штатное построение, медико-санитарная часть МВД России, ГУВД, УВД России, ликвидационная комиссия.

THE PROCEDURE OF REORGANIZATION AND LIQUIDATION OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.A. PESOSHINA,

an applicant for the department of Civil Law and process of the Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. Analyzed, the procedure of reorganization and liquidation of medical institutions in the Ministry of Internal Affairs of Russia, the author identifies the main features of reorganization and liquidation, inherent in medical institutions in the Ministry of Internal Affairs of Russia. On this basis, concluded that during the reorganization change the legal form of establishment, its name, the Charter and the seal, the financial activities of the medical establishment has not changed significantly.

Key words: reorganization and liquidation procedures, organization and legal form, organization and staffing structure, Medical-Sanitarians Units of the Ministry of Internal Affairs, Main Department Internal Affairs, Department of Internal Affairs of Russia, the liquidation commission.

Учреждения, являясь некоммерческой организацией, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности. Однако эти сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Следовательно, большое значение приобретают порядок формирования, отношения с собственником имущества, гражданско-правовой режим имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы.

К 2005 г. медицинские службы МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации подошли с организацион-

но-правовыми формами и организационно-штатным построением, которое в основном сложилось еще в 1980—1990-е гг. Из 589 учреждений, в их числе госпитали, больницы, поликлиники, амбулатории, только 67 имели статус юридического лица, а 42 из них являлись медицинскими отделами, т.е. учреждениями, не входящими в номенклатуру учреждений здравоохранения. Юридический статус большинства медицинских подразделений не позволял осуществлять деятельность полноценного хозяйствующего субъекта. Кроме того, из-за имеющихся несоответствий с положениями нормативных правовых актов, возникали проблемы с обеспечением прав и социальных гарантий медицинских работников, связанные с льготным пенсионным обеспечением.

В ведомственном здравоохранении главное достижение последних лет — сохранение ведомственной медицины. Реформа, начавшаяся в 2005 г., позволила заложить правовые основы дальнейшего существования и развития ведомственной медицины. Рас-

поряжением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 1018-р «О создании медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации» на базе медицинских учреждений МВД России были созданы 82 федеральных государственных учреждения здравоохранения — медико-санитарные части МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации, на территории которых теперь один бюджетополучатель и одно учреждение, которое решает все вопросы медицинского обеспечения. МВД России первым из силовых структур провело такую реорганизацию1.

Были проведены мероприятия по упорядочению «вертикали» расходования государственных средств (средств федерального бюджета). При этом происходит сокращение количества юридических лиц, т.е. уменьшается количество бюджетополучателей, что соответствует политике, проводимой Минфином России по сокращению их числа.

В результате реорганизации создается одно юридическое лицо, один бюджетополучатель — «Медико-санитарная часть МВД, ГУВД, УВД» с одним руководителем и одним главным бухгалтером. Основным документом, определяющим право на жизнь государственного учреждения, установлены: ® исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доход деятельности — полный перечень видов такой деятельности;

порядок распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

® запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета; ® порядок открытия счетов учреждения в органах Федерального казначейства; ликвидации учреждения по решению собственника имущества России и распоряжения собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При разработке проекта устава медико-санитарных частей был использован рекомендуемый примерный устав. При проведении мероприятий по открытию лицевого счета медико-санитарных частей в органах Федерального казначейства руководствовались приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н.

В процессе реорганизации в соответствии с п. 15 Инструкции о годовой, квартальной и месячной

бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. №54-н, были составлены:

на последнюю отчетную дату разделительный баланс в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности;

передаточный акт имущества и обязательств; бухгалтерская отчетность об исполнении сметы доходов и расходов в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, представленная главному распорядителю средств как по прежней, так и по новой подчиненности, и в органы, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов;

бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражены по новой подчиненности полностью с начала года с учетом реорганизации.

В ходе реорганизации проведена перерегистрация бюджетополучателя, при которой: # получены все коды в ГИАЦ МВД России (ГИЦ) и Росстате, пройдена регистрация в налоговом органе, в территориальном Пенсионном фонде РФ, фонде социального страхования, фонде медицинского страхования, территориальном органе Федерального казначейства по месту нахождения организации;

внесены изменения в наименование кода бюджетополучателя в МВД России, ГУВД, УВД субъекта Федерации и далее — в ФЭД МВД России.

При проведении мероприятий по открытию лицевого счета в органах Федерального казначейства руководствовались приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н, в соответствии с которыми были представлены:

заявление на открытие лицевого счета соответствующей формы, копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;

копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;

карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально;

копия свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

В ходе реорганизации с изменением организационно-правовой формы учреждения, его названия, устава и печати, финансовая деятельность медицинского учреждения не претерпела значительных изменений. Приказом МВД была создана ликвидационная комиссия и разработан план мероприятий по ликвидации с указанием конкретных мероприятий и сроков

исполнения, ответственных исполнителей (см. приложение к приказу МВД России от 10 сентября 2005 г. № 738 «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 1018-р» (отдельные вопросы организации финансового обеспечения реорганизуемых медицинских и оздоровительных подразделений МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации).

Необходимо обратить внимание на ряд особенностей, которые учитывались при осуществлении мероприятий по ликвидации медицинских и оздоровительных подразделений МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации, медицинских подразделений образовательных учреждений МВД России и создания на их базе федеральных государственных учреждений здравоохранения — медико-санитарных частей МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации. Одна из первых — разработка предложений по перечню зданий, помещений, сооружений, технических средств и иного имущества, подлежащего закреплению за образуемыми ФГУЗ МСЧ МВД России, ГУВД, УВД, на праве оперативного управления (ст. 296 ГК) с представлением в МВД России.

В соответствии со ст. 296 ГК под правом оперативного управления понимается осуществление учреждением в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Работа в этом направлении строилась на основе анализа перечня зданий, помещений, сооружений, технических средств и иного имущества, находившегося в ведении ликвидируемых медицинских и оздоровительных подразделений МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации, медицинских подразделений образовательных учреждений МВД России.

Полная информация о перечне имущества, закрепленного за ними, была получена у территориального управления Росимущества по Московской области по запросу на основании Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 696, Так, в соответствии с разд. 4 Положения «Порядок предоставления информации, содержащейся в реестре», информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством.

Органам государственной власти, уполномоченным ими органам и учреждениям юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация об объектах учета предоставляется по надлежаще оформленному запросу Росимущества и соответствующими федеральными органами исполнительной власти (о федеральных природных объектах (ресурсах).

Органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, учреждениям юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и юридическим лицам, имеющим свидетельства, информация об объектах учета предоставляется по надлежаще оформленному запросу органами, осуществляющими ведение государственных баз данных федерального имущества (юридическим лицам — только по их объектам учета). Иным лицам информация об объектах учета предоставляется органами, осуществляющими ведение государственных баз данных федерального имущества, по их письменному заявлению при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица — документов, подтверждающих его регистрацию.

Информация об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в ее предоставлении) сообщается в 15-дневный срок.

На основании имеющихся сведений федеральное государственное учреждение готовит список с необходимым перечнем зданий, помещений, сооружений, технических средств и иного имущества и направляет его в Департамент тыла для согласования и последующего утверждения. Утвержденный перечень является основанием для последующего направления его в территориальное управление Росимущества по Московской области.

В случае недостаточности закрепляемого за ФГУЗ «МСЧ МВД России, ГУВД, УВД» имущества, относящегося к федеральной собственности, необходимо принять меры по оформлению в установленном порядке договоров безвозмездного пользования либо аренды зданий, сооружений технических средств и иного имущества, относящегося к собственности субъекта Федерации и муниципальной собственности и договоров безвозмездного пользования ФГУЗ «МСЧ МВД России, ГУВД, УВД» зданиями, сооружениями, техническими средствами и иным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждениями МВД России.

Общий порядок закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий и нежилых помещений определен постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений». В соответствии с п. 2 Росимуществу было предписано разработать и утвердить порядок оформления закрепления в соответствии с п. 1 административных зданий, сооружений и нежилых помещений на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, а также порядок оформления передачи их в аренду и в безвозмездное пользование. Росимущество издало распоряжение от 23 марта 1998 г. № 252^, которым

утверждался порядок оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование. Это распоряжение на основании письма Минюста России было отменено в 2003 г. Учитывая это, руководствовались ГК, а в части подготовки необходимых документов был взят за основу порядок установленный распоряжением.

Порядок закрепления: оформление закрепления объекта недвижимого имущества осуществляется Росимуществом в соответствии с поручениями Правительства РФ, в нашем случае реорганизации либо ликвидации медицинских и оздоровительных учреждений и создания на их основе медико-санитарных частей; ® документом, оформляющим закрепление объекта недвижимого имущества, является издаваемое Роси-муществом распоряжение с приложением акта приема-передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании распоряжения оформляется договор о порядке использования закрепленного объекта в соответствии с примерным договором, разрабатываемым Росимуществом; ® договор оформляется Росимуществом или по отдельным поручениям его территориальными управлениями;

® для оформления договора формируется следующий пакет документов: а) распоряжение о закреплении объекта недвижимого имущества с актом приема-передачи; б) выписка из технического паспорта БТИ (ф. № 1а); в) поэтажный план-экспликация на конкретное помещение; г) справка о техническом состоянии здания; д) копии учредительных документов организации — владельца имущества, нотариально заверенные; е) информационное письмо органов госстатистики с указанием кодов организации — владельца имущества. Эти документы вместе с договором формируются в дело и хранятся в территориальном управлении Росимущества;

закрепленный объект недвижимого имущества подлежит учету в реестре федерального недвижимого имущества и отражается на балансе юридического лица, являющегося титульным владельцем объекта;

при закреплении объекта недвижимого имущества под административные цели размер передаваемой площади ограничивается 9 кв. м общей площади на одного работника аппарата управления.

Право безвозмездного пользования: оформление передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование федеральным государственным учреждениям осуществляется Росимуществом или по отдельным поручениям его территориальными управлениями; ® договор о передаче объекта недвижимого имущества в безвозмездное пользование заключается в соответствии с примерным договором с учетом осо-

бенностей регулирования порядка передачи имущества в безвозмездное пользование, предусмотренных гл. 36 ГК.

Право аренды в отношении имущества субъекта Федерации определяется соответствующим департаментом (управлением) имущественных отношений соответствующего субъекта. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче в аренду объекта недвижимого имущества может быть письменное обращение юридического лица с просьбой о заключении договора аренды. Ходатайство о заключении договоров аренды в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за государственными предприятиями и учреждениями министерств и ведомств, должны исходить от этих министерств и ведомств. Обращение должно содержать данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, в том числе его местонахождение и права заявителя на этот объект недвижимого имущества. К документам должен быть приложен проект договора.

Решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества принимается на основании оценки представленных документов. Отсутствие необходимой для принятия решения информации может восполняться путем направления дополнительных документов. Об отказе в даче согласия на передачу объекта недвижимого имущества в аренду заявитель уведомляется письменно.

Решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества оформляется Росимуществом либо по отдельным поручениям его территориальными управлениями путем:

® согласования условий договора аренды Росиму-ществом или его территориальным управлением, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа; ® подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества.

Фактическая передача недвижимого имущества в аренду осуществляется после заключения договора аренды и установленной законодательством государственной регистрации. При этом между сторонами оформляется акт приема-передачи или иной предусмотренный договором документ, подтверждающий передачу имущества (см. приложение к приказу МВД России «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 1018-р» (имущественные вопросы реорганизации медицинских и оздоровительных подразделений МВД России, ГУВД, УВД субъектов Федерации).

На данный момент реорганизация медицинских учреждений в системе МВД России завершена.

1 Медицина в погонах не ушла в отставку // Щит и меч. 2005. № 8/1024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.