Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ'

ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИМУЩЕСТВО / СОБСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костенко Ю. Д.

В статье рассматриваются особенности осуществления федеральными казенными учреждениями ФСИН России правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным им для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ»

УДК 347.2.3

Ю.Д. Костенко

ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются особенности осуществления федеральными казенными учреждениями ФСИН России правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным им для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Ключевые слова: казенные учреждения, имущество, собственность, уголовно-исполнительная система, оперативное управление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к фундаментальному признаку юридического лица, определяющему возможность осуществления им гражданских прав и несения гражданских обязанностей, относится наличие у него обособленного имущества.

Имущество уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года №2 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. То есть собственником имущества учреждений и органов УИС выступает Российская Федерация, а управление ею от имени государства в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. При этом право владения, пользования и распоряжения указанным имуществом от имени государства предоставляется Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), которая осуществляет функции учредителя федеральных казенных учреждений и принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию закрепленного за ними имущества, а также несет бремя его содержания.

Закрепление имущества за федеральными казенными учреждениями УИС при их создании или реорганизации производится посредством издания Правительством Российской Федерации соответствующего распоряжения.

Объекты недвижимости федеральных казенных учреждений УИС подлежат кадастровому учету в соответствии с федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный учет ведётся Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и её территориальными органами. Основная цель такого учета - установить существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с требованиями законодательства учету подлежат земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» и статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации здания и сооружения федеральных казенных учреждений УИС как объекты капитального строительства подлежат учету в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления городского округа или муниципального района.

Важное значение для федеральных казенных учреждений УИС имеет учет закрепленного за ними имущества в реестре федерального имущества. Данный реестр ведется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) в лице его территориальных органов по месту регистрации учреждений УИС в субъектах Российской Федерации. Объектами учета является как недвижимое так и движимое имущество, закрепленное за федеральными казенными учреждениями УИС на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ федеральные казенные учреждения ФСИН России владеют и пользуются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Цель деятельности федеральных казенных учреждений УИС закреплена в уставах данных учреждений, утвержденных ФСИН России. Таким образом, пользование имуществом, закрепленным за федеральными казенными учреждениями УИС на

© Костенко Ю.Д., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 3-2(90)

праве оперативного управления, должно соответствовать виду деятельности, закрепленному в уставе данного учреждения. Кроме того, в соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» ФСИН России формирует и утверждает для федеральных казенных учреждений УИС государственное задание.

Учитывая изложенное, пределы использования имущества учреждения УИС определяются в том числе и рамками заданий собственника имущества, в лице которого выступает ФСИН России. При этом государственное задание для федерального казенного учреждения УИС не должно противоречить основным видам деятельности, предусмотренным его уставом.

Учреждения УИС могут осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами. При этом в отношении плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, имущества, приобретенного учреждением по договору или иным основаниям, действует общее правило, в соответствии с которым такое имущество поступает в оперативное управление учреждения. Доходы в виде денежных средств поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Распоряжение федеральными казенными учреждениями УИС имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в силу специфики организационно-правовой формы казенных учреждений законодательством несколько ограничено. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 № 537 любые действия по распоряжению имуществом федерального казенного учреждения УИС подлежат согласованию с ФСИН России. Данным постановлением определен также порядок такого согласования.

Проект решения ФСИН России по распоряжению недвижимым имуществом федерального казенного учреждения УИС направляется в Росимущество для рассмотрения и согласования. В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения решение считается согласованным.

Порядок высвобождения и реализации движимого имущества федеральных казенных учреждений УИС закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2003 года № 231 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий». Так, морально устаревшее, не используемое по назначению, не нашедшее применения, а также снятое с эксплуатации движимое имущество подлежит высвобождению и реализации. Решение о высвобождении и реализации движимого имущества или решение об отказе в его высвобождении принимается ФСИН России. Средства, полученные от реализации данного имущества, подлежат зачислению на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства и после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и возмещения затрат, связанных с реализацией высвобождаемого движимого имущества, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Приказом ФСИН России от 17 августа 2017 № 816 утвержден порядок согласования решений о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями. Решение о списании федерального движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления у ликвидируемых или реорганизуемых способами, влекущими прекращение деятельности, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России или подчиненных им учреждений, принимается ликвидационной комиссией указанных ликвидируемых (либо реорганизуемых) органов и учреждений по согласованию с ФСИН России.

В соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять имущество, закрепленное за казенным учреждением, и распорядиться им по своему усмотрению, но сделать это он может лишь при наличии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

Особенности имущественного положения казенных учреждений предопределяют и особенности их участия в налоговых правоотношениях. В частности, федеральные казенные учреждения УИС законодательством освобождены от уплаты транспортного налога, принадлежащего им на праве оперативного управления, и налога на имущество, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Кроме того, особенности распоряжения имуществом федеральными казенными учреждениями УИС влияют и на пределы гражданско-правовой ответственности этих учреждений. Так, в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается.

По долгам учреждения не может быть обращено взыскание на имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Анализируя законодательно определенные ограничения правомочия распоряжения учреждениями УИС закрепленным за ними имуществом, следует отметить, что эти ограничения с одной стороны позволяют обеспечивать сохранность государственной собственности, а с другой стороны имеют и негативные последствия. Так, указанные ограничения, отрицательно влияют на оперативность принятия хозяйственных решений федеральными казенными учреждениями и эффективность работы данных учреждений.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Российская газета», № 290, 30.12.2004.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.

6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 06.02.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33, ст. 1316.

7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.

8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 14, 24.01.1996.

9. Постановление Правительства РФ от 23.04.2003 № 231 (ред. от 22.07.2008) «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2003, № 17, ст. 1615.

10. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 (ред. от 06.12.2018) «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4236.

11. Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 (ред. от 01.12.2016) «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 19.06.2006, № 25, ст. 2725.

12. Приказ ФСИН России от 17.08.2017 N° 816 «Об утверждении Порядка согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями, и Перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2017.

КОСТЕНКО ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ - магистрант, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.