Научная статья на тему 'Некоторые особенности учреждения и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в России'

Некоторые особенности учреждения и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4429
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LIMITED LIABILITY COMPANY / CHARTER / BUSINESS COMPANY / INTERNAL DOCUMENTS / USRLE / CREATION / REORGANIZATION / LIQUIDATION / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / УСТАВ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ / ЕГРЮЛ / СОЗДАНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понежин Михаил Юрьевич

В статье исследуются вопросы ликвидации общества с ограниченной ответственностью, которая может быть принудительной и добровольной. Авторы приходят к выводу о том, что большое количество норм, направленных на урегулирование вопросов порядка учреждения и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, носит диспозитивный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF ESTABLISHMENT AND LIQUIDATION OF LIMITED LIABILITY COMPANIES IN RUSSIA

The article examines the liquidation of a limited liability company, which can be forced and voluntary. The authors conclude that a large number of norms aimed at resolving issues of the procedure for the establishment and liquidation of a limited liability company are of a dispositive nature.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности учреждения и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в России»

УДК 347.19 ББК 67.404

© 2019 г. Понежин Михаил Юрьевич,

доцент кафедры конституционного и муниципального права РГЭУ (РИНХ) кандидат юридических наук, доцент.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ

В статье исследуются вопросы ликвидации общества с ограниченной ответственностью, которая может быть принудительной и добровольной. Авторы приходят к выводу о том, что большое количество норм, направленных на урегулирование вопросов порядка учреждения и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, носит диспозитивный характер.

Ключевые слова: общество с ограниченной ответственностью, устав, хозяйственное общество, внутренние документы, ЕГРЮЛ, создание, реорганизация, ликвидация.

Ponezhin Mikhail Yuryevich - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law

of the RSEU (RINH) Candidate of Law, Associate Professor.

SOME FEATURES OF ESTABLISHMENTAND LIQUIDATION OF LIMITED LIABILITY COMPANIES

IN RUSSIA

The article examines the liquidation of a limited liability company, which can be forced and voluntary. The authors conclude that a large number of norms aimed at resolving issues of the procedure for the establishment and liquidation of a limited liability company are of a dispositive nature.

Keywords: limited liability company, charter, business company, internal documents, USRLE, creation, reorganization, liquidation.

В современной России происходит активное реформирование законодательства, в том числе и гражданского. Процесс затрагивает многие институты гражданского права, в том числе и вопросы организации и деятельности юридических лиц, в частности - обществ с ограниченной ответственностью (далее -ООО), наиболее распространенных сегодня.

Актуальность исследуемой темы обусловлена практической значимостью проблем, которые возникают при переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к третьему лицу, поскольку на практике встречаются пробелы в законодательстве, которые требуют должного внимания для их преодоления.

Противоречивость и неоднозначность правовых норм, регулирующих деятельность ООО, обуславливают потребность в теоретическом осмыслении и разработке научно обоснованного инструментария, с помощью которого можно сделать более эффективным процесс регулирования общественных отношений, возникающих в процессе деятельности, в частности - при переходе доли к третьему лицу.

Правосубъектность ООО возникает с момента его создания, а именно с момента внесения сведений о юридическом лице в Еди-

ный государственный реестр юридических лиц. Одним из признаков ООО выступает тот факт, что оно может быть создано одним или несколькими лицами. В роли учредителей при этом могут выступать как физические, так и юридические лица, не могут - органы государственной власти и местного самоуправления. Общество не может иметь в качестве участника иное хозяйственное общество, если оно само состоит из одного лица. При этом, несмотря на то, что общество может быть создано лишь одним учредителем, законодательство закрепило максимальное количество участников обществ - не более пятидесяти.

На сегодняшний день в законодательстве указаны два пути создания юридических лиц, в том числе ООО: создание нового юридического лица либо реорганизация одного или нескольких уже существующих [1].

Первоначальным этапом при учреждении ООО является разработка учредительных документов. Независимо от того, каким образом учреждается общество, основанием для его создания является решение единоличного учредителя либо общего собрания, которое оформляется в виде протокола. Если ООО создается одним лицом, то в решении о его создании должны быть указаны размер ус-

тавного фонда, сроки оплаты уставного капитала, а также какую номинальную стоимость должна иметь доля участника. Если ООО создается на основании решения нескольких учредителей, помимо принятия решения ими должен быть подписан учредительный договор. Согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» договор об учреждении ООО - это не учредительный документ, однако он должен содержать информацию об учредителях, порядке осуществления их совместной деятельности, размере уставного капитала, а также о размере долей участников общества и сроках и порядке их оплаты и ответственности в случае неоплаты долей в уставном капитале. Как утверждают некоторые теоретики-цивилисты, учредительный договор относится к типу гражданско-правовых отношений о совместной деятельности. [2, с. 24]

Учредительным договор общества с ограниченной ответственностью является устав, утверждаемый общим собранием учредителей либо единоличным учредителем, или типовой устав, утверждаемый соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти. Рассматривая данный вопрос, необходимо четко понимать, чем отличается устав, утверждаемый участниками общества, от типового [3, с. 17]. Основным отличием является тот факт, что типовой устав является общим документом, утверждаемым для юридических лиц в целом, то есть он не содержит данных, которые позволят индивидуализировать одно ООО от другого. Таким образом, он не содержит данных о фирменном наименовании, месте нахождения и уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, что позволит в случае необходимости упростить порядок изменения указанных данных, поскольку при этом не будет необходимости вносить изменения в учредительный документ и утверждать устав в новой редакции с дальнейшей его регистрацией в соответствующих органах. Если общество функционирует на основании типового устава, оно должно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Необходимо отметить, что изменения в типовой устав могут быть внесены только соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти, при этом такие изменения вступают в силу не ранее, чем через пятнадцать дней после их опубликования, если более дли-

тельный срок не предусмотрен нормативным актом, который вносит эти изменения. Законом прямо предусмотрено, что участники могут в любой момент принять решение о том, что в дальнейшем ООО не будет осуществлять свою деятельность на основании типового устава, и утвердить решением общего собрания устав.

Устав - это документ, на основании которого такое юридическое лицо осуществляет свою деятельность [4, с. 15]. Данный документ является локальным нормативным актом, обязательным не только для всех участников указанного общества, но и для самого общества как юридического лица [5]. Законодательством установлен четкий перечень сведений, которые должны быть отражены в уставе, утвержденном общим собранием общества с ограниченной ответственностью. Так, согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав должен содержать следующую информацию:

1) фирменное наименование юридического лица (полное и сокращенное), при этом ООО может иметь наименование не только на русском языке, но и на языке народов России, а также на иностранном;

2) информацию о месте нахождения общества, которое определяется местом его государственной регистрации;

3) обязателен в уставе пункт, содержащий сведения об уставном капитале юридического лица, в том числе о его размере;

4) сведения об органах управления ООО, в том числе вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, а также вопросы, которые могут относиться к компетенции исполнительных органов, порядок принятия решений;

5) в уставе должны быть отражены права и обязанности его участников. При этом объем прав участников общества, предусмотренных действующим законодательством, не может быть произвольно уменьшен при утверждении устава юридического лица. Так, согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества имеют право:

- получать в любое время сведения о деятельности общества, а также ознакомиться с документацией, регламентирующей деятельность общества, в том числе с бухгалтерскими книгами;

- принимать участие в управлении обществом и распределении прибыли в установлено порядке;

- в случае необходимости продать, подарить или иным образом распорядиться своей долей в уставном капитале;

- выйти из общества путем отчуждения своей доли или требовать приобретения своей доли обществом в установленных законом случаях;

- в случае ликвидации общества получить часть имущества или его стоимость после проведения всех расчетов [1].

Уставом также могут быть предусмотрены иные дополнительные права, не предусмотренные действующим законодательством. Помимо прав участников ООО в уставе также должны быть предусмотрены их обязанности: оплатить в установленные сроки и размерах доли в уставном капитале, а также не распространять сведения о деятельности юридического лица, если в отношении таких сведений установлено требование о конфиденциальности.

6) уставом общества должен быть предусмотрен порядок выхода из общества, а также его последствия;

7) уставом должен быть регламентирован порядок перехода доли в уставном (складочном) капитале.

Принимая во внимание тот факт, что устав является локальным нормативным документом, регламентирующим деятельность ООО, необходимо отметить, что он может предусматривать иные положения, не предписанные нормами, при условии, что они не будут противоречить нормам действующего федерального законодательства [5].

Поскольку устав - документ, на основании которого ООО осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица, необходимо отметить, что в устав, утвержденный общим собранием учредителей или единоличным учредителем, изменения могут быть внесены только на основании решения общего собрания участников. При этом изменения вступают в силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, с момента уведомления соответствующего органа.

После того, как будет утвержден устав ООО, оно подлежит государственной регистрации в соответствующем уполномоченном органе. Однако прежде, чем обратиться в регистрационный орган, учредители общества с ограниченной ответственностью должны сформировать уставный (складочный) капитал. Он составляет номинальную стоимость долей всех

участников, минимальный размер установлен законодательством - не менее десяти тысяч рублей. Сроки оплаты долей в уставном капитале устанавливаются по согласию учредителей и должны быть отражены в договоре об учреждении либо в решении о создании ООО, если оно создается единоличным учредителем. Однако такой срок не может быть более четырех месяцев со дня регистрации юридического лица, что прямо предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, оплата долей возможна как в денежной форме (например, в виде денежных средств на расчетный счет создаваемого юридического лица или путем передачи денег в наличной форме), так и в неденежной форме (путем передачи определенного имущества по акту приема-передачи или подписания соответствующего договора, например договора аренды). В случае если один из учредителей не полностью оплатит долю, то она переходит обществу, которое может произвести реализацию этой доли в установленном порядке, а лицо, не оплатившее долю в установленные сроки, не является более участником ООО.

Данная позиция подтверждается также и судебной практикой. Так, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 20.11.2012 № Ф03-5102/2012 по делу № А73-2347/2011 установлено, что «...Согласно ч. 3 ст. 16 Закона об «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены ст. 24 настоящего ФЗ. В силу абзаца 3 ч. 3 ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» доля учредителя общества, если иное не предусмотрено уставом общества, предоставляет право голоса только в пределах оплаченной части принадлежащей ему доли. Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, в том числе бухгалтерской документации общества, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона доля неоплативше-го участника ООО перешла к обществу, второй участник общества фактически стал единственным учредителем общества, а неопла-тивший свою долю участник не мог принимать участия в голосовании...» [6].

Как и любое другое юридическое лицо, ООО считается созданным с момента его государственной регистрации, то есть внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок регистрации юридических лиц закреплен в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7].

Чтобы зарегистрировать вновь созданное ООО, учредители должны представить в соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы по месту регистрации юридического лица следующие документы:

- заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации;

- решение учредителей о создании юридического лица;

- договор об учреждении;

- устав, утвержденный общим собранием или единоличным учредителем, в двух экземпляр, один из которых после проведения государственной регистрации возвращается учредителям с соответствующей отметкой;

- документ об оплате государственной пошлины учредителями.

В нормах действующего законодательства прямо предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать дополнительные документы, которые прямо не предусмотрены законом. Государственная регистрация ООО по общему правилу осуществляется в течение трех дней после того, как предоставлены все необходимые документы.

Как нами было отмечено выше, ООО может быть создано в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация может быть осуществлена путем проведения слияния, выделения, разделения, присоединения или преобразования юридического лица. Этапы проведения реорганизации могут быть схожи с этапами ликвидации, однако юридическим последствием ликвидации является прекращение деятельности и функционирования юридического лица, в то время как в результате реорганизации прекращение деятельности определенного юридического лица сопровождается переходом его прав и обязанностей (правопреемством) вновь создаваемому юридическому лицу. По общему правилу общество считается реорганизованным с момента регистра-

ции юридического лица, которое создано в результате такой реорганизации [1].

Независимо от того, какая форма реорганизации ООО осуществляется, процедуру реорганизации можно условно разделить на следующие этапы:

1) инициирование проведения внеочередного общего собрания по вопросу предстоящей реорганизации, подготовка к проведению общего собрания;

2) инвентаризация активов и обязательств, которая предполагает создание специальной комиссии для составления описей имеющегося имущества;

3) подготовка необходимой документации, которая предполагает подготовку проекта устава вновь создаваемого в результате реорганизации юридического лица, а также подготовку проекта передаточного акта.

Передаточный акт в соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации является основным документом при реорганизации юридического лица, который должен включать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами [8]. Также передаточный акт должен содержать сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Приложением к передаточному акту являются бухгалтерская отчетность, а также инвентаризационные описи.

4) проведение общего собрания участников по вопросу реорганизации ООО, на котором решение должно быть принято единогласно;

5) уведомление налогового органа и кредиторов о реорганизации. ООО обязано в течение трех дней после принятия решения о реорганизации уведомить об этом соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы путем предоставления уведомления, составленного в утвержденной форме и решения о реорганизации. После того, уведомление о реорганизации как будет зарегистрировано в налоговом органе, реорганизуемое общество обязано уведомить об этом кредиторов: дважды, с периодичностью в месяц, опубликовать информацию в СМИ. В настоящее время сообщения о государственной регистрации юридических лиц публикуются в

«Вестнике государственной регистрации». При этом неопубликование сведений о реорганизации будет являться основанием для отказа в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.

6) проведение сверки расчетов с налоговым органом;

7) представление информации в соответствующий отдел Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно сведений о каждом работающем застрахованном лице в соответствующем реорганизуемом ООО. Такие сведения должны быть представлены в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня предоставления документов для регистрации создаваемого в результате реорганизации нового юридического лица;

8) проведение общего собрания участников ООО, которые принимают участие в реорганизации, на котором должны быть рассмотрены основные вопросы, касающиеся дальнейшего функционирования вновь создаваемого юридического лица, в частности -избрание органов управления будущего ООО;

9) государственная регистрация ООО, созданного в результате реорганизации, которая должна быть осуществлена в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов регистрирующим органом.

Таким образом, независимо от того, какой способ реорганизации будет выбран для создания нового юридического лица, необходимо будет пройти указанную процедуру с соблюдением всех требований, установленных действующим законодательством.

Довольно часто процедуру реорганизации отождествляют с процессом ликвидации ООО. Частично это обусловлено тем, что, действительно, некоторые этапы аналогичны, как при реорганизации юридического лица, так и при ликвидации. Однако необходимо четко понимать, что если при реорганизации одно ООО прекращает свое существование, то одновременно с этим создается новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности предыдущего. Таким образом, имеет место правопреемство прав и обязанностей. Что касается процесса ликвидации юридического лица, то в его результате ООО прекращает свою деятельность и функционирование полностью без какого-либо правопреемства.

Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что ликвидация ООО может быть принудительной (основанной на решении

суда) и добровольной на основании решения общего собрания участников общества.

Если судом принято решение о ликвидации ООО, участники обязаны принять все меры, необходимые для его ликвидации независимо от основания для принятия такого решения. Законодательством предусмотрены следующие случаи, при наступлении которых оно должно быть принудительно ликвидировано:

1) если при создании общества были допущены грубые нарушения законодательства, которые имеют неустранимый характер;

2) осуществление деятельности, которая запрещена действующим законодательством;

3) осуществление деятельности без получения необходимого разрешения (лицензии), а также случаи осуществления деятельности ООО после отзыва лицензии, например в сфере банковской деятельности;

4) осуществление деятельности с неоднократными грубыми нарушениями действующего законодательства, которые носят систематический характер;

5) превышение максимального количества участников (пятидесяти), в случае если в течение года такое ООО не реорганизовано в акционерное общество или производственный кооператив;

6) иные случаи, установленные действующим законодательством.

Кроме того, ООО может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению общего собрания участников. Оно может быть созвано по предложению совета директоров, исполнительного органа общества или участника (нескольких участников), имеющего в совокупности не менее 1/10 доли от общего количества голосов. Таким образом, процесс ликвидации можно условно разделить на следующие этапы:

1) принятие решения общим собранием участников единогласно или судом о ликвидации юридического лица, о создании ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков ликвидации;

2) после того, как будет принято решение о ликвидации юридического лица, необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, для чего обычно создается специальная комиссия, которая должна выявить имеющееся у ООО имущество;

3) участники обязаны уведомить соответствующую налоговую инспекцию по месту нахождения общества о принятии решения о

ликвидации общества в течение трех дней, путем подачи соответствующего уведомления и протокола общего собрания. Кроме того, ликвидационная комиссия должна опубликовать сведения о ликвидации юридического лица в периодическом издании с указанием порядка и сроков обращения кредиторов для удовлетворения их требований, который не может быть менее двух месяцев. Вместе с тем ликвидационная комиссия должна принять все меры для выявления кредиторов и направления им письменного уведомления;

4) после того, как будут рассмотрены требования кредиторов, должен быть утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются заявленные требования кредиторов, о чем руководитель ликвидационной комиссии уведомляет соответствующий регистрирующий орган;

5) следующим этапом является удовлетворение требований кредиторов, при этом существует очередность, в которой заявленные требования должны быть удовлетворены;

6) после того, как будут удовлетворены все требования кредиторов, общим собранием

Литература

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Бублик В. Гражданское законодательство и имущественный статус экономических агентов // Хозяйство и право. 1990. № 8.

3. Дюкарев В. В. Правовая сущность корпоративных отношений в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. № 3.

4. Шиткина И. С. Уставы российских хозяйственных обществ: какими им быть? // Предпринимательское право. 2019. № 2.

5. Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». М., 2019.

6. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.11.2012 № Ф03-5102/2012 по делу № А73-2347/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

должен быть утвержден ликвидационный баланс, где указываются сведения об имуществе, оставшемся после удовлетворения требований кредиторов, которое подлежит распределению между его участниками. Если между участниками возникнет спор по поводу того, кому передать имущество, оно полежит реализации с торгов;

7) окончательным этапом является государственная регистрация ликвидации юридического лица, которая осуществляется соответствующей налоговой инспекцией на основании поданного заявления, ликвидационного баланса и документа об оплате государственной пошлины. С момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц юридическое лицо прекращает свое существование.

Поскольку в большинстве случаев законодатель решение тех или иных вопросов оставляет на усмотрение учредителей, можем прийти к выводу, что большое количество норм, направленных на урегулирование данных вопросов, носит диспозитивный характер.

Bibliography

1. Federal law of 08.02.1998 № 14-FL «On limited liability companies» // LRS «ConsultantPlus».

2. Bublik V. The Civil law and the property status of economic agents // Hozyajstvo i pravo. 1990. №. 8.

3. Dyukarev V. V. Legal essence of corporate relations in the Russian Federation // Bezopasnost' biznesa. 2019. № 3.

4. Shitkina I. S. statutes of Russian economic societies: what should They be? // Predprinimatel'skoe pravo. 2019. №. 2.

5. Comment to the Federal law of February 8,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 № 14-FL «On limited liability companies». M., 2019.

6. Resolution of FAS of the far Eastern district of 20.11.2012 № F03-5102/2012 in the case of № A73-2347/2011 // LRS «ConsultantPlus».

7. Federal law of 08.08.2001 № 129-FL «On state registration of legal entities and individual entrepreneurs» // LRS «ConsultantPlus».

8. The Civil code of the Russian Federation (p. 1) of 30.11.1994 № 51-FL // LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.