раннего Принципата. Среди приоритетных педагогических вопросов, поднимаемым автором: воспитательный идеал и задачи образования, дидактические принципы, содержание образования, методы воспитания, женское образование, учебно-методическое обеспечение обучения и другие. Акцентировано, что, несмотря на то, что поэтом не представлено путей решения указанных вопросов, констатирование их наличия, само по себе являлось начальной вехой для их актуализации и дальнейшей разработки. В качестве историко-педагогического источника для выводов использованы избранные эпиграммы М.В. Марциала.
Ключевые слова: история педагогики, античная педагогика, воспитание и образование в Древнем Риме, историко-педагогический источник, эпиграмма.
Annotation. The article describes and summarizes the views of the ancient poet Marcus Valerius Martial (38 (41) - 104) on the peculiarities of Roman education and upbringing during the early Principate. Among the priority pedagogical issues raised by the author: the educational ideal and objectives of education, didactic principles, the content of education, methods of education, women's education, educational and methodological support of education, and others. It is emphasized that, despite the fact that the poet does not present ways to solve these issues, the statement of their presence, in itself, was an initial milestone for their actualization and further development. The selected epigrams of M.V. Martial were used as a historical and pedagogical source for the conclusions.
Keywords: history of pedagogy, ancient pedagogy, upbringing and education in Ancient Rome, historical and pedagogical source, epigram.
Литература:
1. Античная литература. Рим: Хрестоматия / [Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова] - 3. изд. - М.: Высшая школа, 1999. - 719 с.
2. Гиро П. Быт и нравы Древних римлян / Поль Гиро - Смоленск: Русич, 2001. - 410 с.
3. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. - М.: Совершенство, 1999. - 224 с.
4. Журавлева Н.А. Эпиграммы Марциала / Н.А. Журавлева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2014. - Т. 4. - № 5. - С. 477.
5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / [Предисл. проф. И. Свадковского] / Г.Е. Жураковский - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 520 с., ил.
6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. -2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
7. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф.А. Петровского, вступ. ст. В.С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература») - СПб: Комплект, 1994. - 448 с.
УДК 378.2
СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
студент Чотчаева Медина К.
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской филологии Лепшокова Елизавета Ахъяевна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
Постановка проблемы. Словарный запас занимает центральное место в языке и важен для изучения языка. Только когда учащиеся накопят достаточный словарный запас, они смогут хорошо овладеть четырьмя навыками - слушанием, говорением, чтением и письмом. Поэтому усвоение английской лексики разбирается как основа для изучения языка.
Увеличение словарного запаса английского языка - это не просто изучение и запоминание слов и их значений из словарного списка или словаря английского языка. Изучение английской лексики рассматривается как основа для овладения языком.
Изложение основного материала исследования. Принято считать, что тщательный подбор слов в определенных ситуациях более важен, чем выбор грамматических структур. Поскольку слова часто встречаются в форме словосочетаний, изучающие английский язык должны расширять свой словарный запас не только за счет их значений, но и в словосочетаниях. Например, когда ученики заучивают такое слово, как «take», им намного легче усвоить его, зная такие словосочетания, как «take off», «take on», «take away» и т. д. Зная значения и использование этих словосочетаний, им легче выучить слова [5].
В процессе изучения словарного запаса, изучающие английский язык заметят, что значения слова, предоставленного в словаре, применимы не ко всем ситуациям. Значение варьируется в зависимости от выражений и фраз, в которые входит слово, а также от чувств пользователя и ситуаций, в которых он находится, т.е. слово имеет коннотативные значения, за исключением денотативных значений.
Например, "Tom's face is quite familiar to Jack." - «Джеку хорошо знакомо лицо Тома». Это означает, что Джек узнает Тома, как только он увидит его.
Еще одна фраза: "Jack is too far familiar to Tom's wife" «Джек слишком хорошо знаком жене Тома». Когда Том слышит это, он должен прийти в ярость, потому что «знакомый» в этом предложении - это термин, означающий особые отношения между Джеком и женой Тома.
Другой пример, два слова «escape» и «flee», оба означают, что кто-то убегает, столкнувшись с чем-то опасным или срочным, но небольшая разница между ними состоит в том, что «flee» больше подчеркивает бегство в непредвиденных ситуациях [2].
Поэтому изучающие английский язык, расширяющие свой словарный запас, должны попытаться изучить его коннотации, чтобы они могли различать синонимы и узнавать о чувствах и отношениях, стоящих за словами.
Существует множество способов показа словарного запаса, и разные учителя могут предпочесть представлять словарный запас по-своему. Для более эффективного обучения лексике учителю всегда полезно иметь набор техник, чтобы он мог выбрать подходящий способ в соответствии с типом слов и разным возрастным уровнем учащихся [4].
Следующие способы могут помочь учителю:
1) учитель может предложить визуальную или физическую демонстрацию, когда это возможно, используя карточки, картинки, жесты или пантомиму, чтобы раскрыть смысл;
2) учитель может дать словесный контекст, чтобы показать значение, и попросить учащихся сначала объяснить его значение, прежде чем оно будет предложено учителем;
3) учитель может объяснить слово, используя синонимы или антонимы.
4) учитель может использовать гипонимы или лексические наборы, чтобы показать отношения слов и их значений, например, части тела: рука, нога, ступня, кисть;
5) учитель может использовать правила словообразования и общие аффиксы для построения новых лексических оборотов на основе того, что уже известно;
6) учитель может научить лексике;
7) учитель может обучать лексике частями, которые относятся к группе слов, которые вместе образуют значение и часто встречаются вместе. Это относится к «заранее приготовленным словосочетаниям»;
8) учитель должен иногда думать о том, где это слово может встречаться в реальной жизни, и пытаться связать недавно полученные знания с жизнью учащихся, чтобы повышать их интерес;
9) учитель может попытаться предоставить различные материалы для чтения, для введения новых слов;
10) учитель должен быть готов к любым возможным недоразумениям, с которыми могут столкнуться ученики [1].
Многим изучающим иностранный язык, возможно, труднее запомнить и закрепить слова, чем выучить их в первый раз. Слишком часто можно услышать, как учащиеся жалуются, что они продолжают учить, но не могут запомнить. Отчасти это может быть правдой. Если учащиеся учат слова сами, очень часто это механическое заучивание, эффективность которого редко гарантируется. Однако когда они расширяют словарный запас вместе или в группах, посредством различных видов деятельности и под руководством учителя, изучение лексики становится более интересным и повышает эффективность закрепления.
Кроме того, в учебниках для учащихся предусмотрен лишь очень ограниченный набор словарных упражнений, таких как сопоставление определений, маркировка и заполнение пробелов и так далее, в то время как учащимся всегда требуется больше разнообразных упражнений и мероприятий, чтобы помочь им переработать и закрепить новые слова, чтобы они могли активно использовать их в своей речи [3].
Рассмотрим некоторые виды упражнений.
Маркировка изображений / объектов.
Покажите ученикам картинку и попросите их написать названия предметов, указанных на картинке. Можно добавить соревновательный элемент.
Выявление различий.
Разделите учеников на пары. Каждому члену пары дается изображение, которое немного отличается от изображения его партнеров. Пара прячет изображения друг от друга, а затем путем описания, вопросов и ответов выясняет, в чем разница.
Описание и рисование.
Разделите учеников на пары. Один студент получает картинку, другой - чистый лист бумаги и карандаш. Учащийся должен сказать другому на английском, что надо нарисовать, чтобы рисунок получился таким же, как оригинал. Учащийся не должен показывать картинку до того, как рисунок будет закончен.
Игра с предметами.
Учитель показывает ученикам картинку или поднос с множеством предметов, подписанных на английском языке, или серию журнальных картинок или флеш-карточек. Дайте им две минуты, чтобы они могли запомнить как можно больше предметов. Затем уберите картинки или поднос и попросите учеников сказать на английском языке, что они видели, или записать все, что они помнят, увидели.
Доска Бинго.
Учитель записывает на доске от 10 до 15 слов, которые ученики недавно выучили. Прочтите 5 из них. Учащиеся должны вычеркнуть все 5 названных слов. Тот, кто первым вычеркнет их все, крикнет «Бинго» и выиграет. Это может быть соревнование между учащимися в цепной деятельности, которая должна быть очень мотивирующей и полезной для повторения и запоминания слов. Эти слова могут быть существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и т.д.
Синонимы и антонимы.
Напишите на доске или продиктуйте серию из 6-10 слов, имеющих синонимы и антонимы. Разделите класс на пары. Попросите их назвать синонимы и антонимы приведенным словам. Обратите внимание, что для одного слова может быть несколько противоположностей или синонимов, например «hard» - «soft», «gentle» или «easy».
Группировка слов по категориям.
Попросите учащихся сгруппировать слова по разным категориям. После изучения темы о здоровой и нездоровой пище, учителя могут попросить учащихся сгруппировать список продуктов питания и напитков по соответствующим категориям.
Словесная ассоциация.
Учитель пишет ключевое слово, например, family. А затем просит учащихся записать любое слово, которое они могут придумать, связанное с семьей, за ограниченное время, например за пару минут. Когда время истекает, победителем становится ученик, который напишет наибольшее количество допустимых слов.
Повторение.
Никто не может запомнить и уловить каждое новое слово, пока не встретит его хотя бы пять или семь раз. Повторяющиеся кратковременные языковые контакты более полезны, чем длительное постоянное запоминание. Каждую неделю учащиеся могут просматривать слова, недавно изученные. Каждый месяц можно это повторять. При заучивании новых слов им также следует обратить внимание на повторение прошлых слов. Своевременное регулярное повторение - это самый основной метод, который может помочь учащимся преодолеть забывчивость, понять и закрепить знания [4].
Выводы. Очень важно, чтобы учащиеся знали, как эффективно расширять словарный запас и как использовать некоторые стратегии увеличения словарного запаса, чтобы помочь им в обучении.
Таким образом, изучение и расширение словарного запаса английского языка - это масштабная задача, которая требует эффективного обучения, как учителей, так и самих учащихся. Если учителя представят достаточно словарных ресурсов для получения нового словарного запаса и помогут им проанализировать и
закрепить старый словарный запас научным путем, это сэкономит учащимся много времени и создаст более непринужденную и эффективную среду изучения английского языка для повышения успеваемости.
Аннотация. В статье затрагивается причина необходимости пополнения словарного запаса для наиболее эффективного изучения и освоения языка. Английский язык является не только языком международного общения, но и используется в научной и технической сферах, в дипломатии, при заключении торговых сделок, в бизнесе и предпринимательстве. В связи с этим возрастает необходимость современного человека во всестороннем и полноценном изучении английского языка. Рассматриваются отдельные методы, с помощью которых учителя могут доступно объяснить и помочь детям в пополнении словарного запаса, что заметно увеличит степень усвоения новой информации и улучшит процесс внедрения новых слов в существующий лексикон ребенка.
Ключевые слова: словарный запас, английский язык, словарные упражнения, учащиеся.
Annotation. The article deals with the reason for the need to replenish the vocabulary of the English language for the most effective learning and mastering of the language. The relevance of the topic we have chosen is determined by the fact that the importance of the English language in the modern world has been increasing recently. English is not only an international language of communication, but is also used in scientific and technical fields, in diplomacy, when concluding trade transactions, in business and entrepreneurship. Separate methods are considered, with the help of which teachers can explain and help children to expand their vocabulary, which will significantly increase the degree of assimilation of new information and improve the process of introducing new words into the existing vocabulary of the child.
Keywords: vocabulary, English, vocabulary exercises, students.
Литература:
1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова // педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154
2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVIII. -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. -С. 140-143.
3. Лепшокова Е.А. Деловые письма-поздравления на английском языке / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X Международной научно-практической конференции. -Карачаевск: издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. -С. 171-174
4. Лепшокова Е.А. Функции проверки знаний при обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: 2020. - С. 114-120.
5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции // Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения). Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114.
УДК 372.8
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
студентка Шипунова Людмила Игоревна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Проблема эстетического воспитания младших школьников в последнее время стала весьма актуальной. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования новых качеств, поскольку благодаря детской любознательности, активности, проявлению интереса, ребенок быстро запоминает и усваивает новую информацию. Проблема эстетического воспитания находит отражение в Федеральном законе «Об образовании»: целью образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств детей, формирование эстетических и этических ценностей подрастающего поколения [3]. Эстетическое воспитание - это не только о воспитании в ребенке определенных качеств, но и о формировании общей культуры ребенка. Суть проблемы заключается в поиске эффективных средств изобразительного искусства и методов обучения с целью эстетического воспитания младших школьников.
Изложение основного материала исследования. Для решения данной проблемы мы изучили такие понятия как: «эстетика» и «воспитание».
Анализ прекрасного рассматривалось в трудах Сократа, Платона, но «эстетика» как составляющая основа развития ребенка становится объектом изучения только в XVIII в. Введено философом из Бранденбурга (Германия) А. Баумгартеном. Философ описывал разделы эстетики, делили ее на практическую и теоретическую. Он писал: «Красота чувственного познания выражается трояко: через красоту вещей и мыслей, красоту порядка и красоту выражения...» [1, с. 250].
Понятие «воспитание», в педагогике, чаще, рассматривают в узком и широком смысле. В узком - это деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности, а в широком - это процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются эти же самые условия. Таким образом, сопоставив определение «эстетика» и «воспитание», можно сделать вывод, что «эстетическое воспитание» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [2, с. 443].