Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ВАЛЕРИЯ МАРЦИАЛА'

ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ВАЛЕРИЯ МАРЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / АНТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ЭПИГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасов Алексей Владимирович, Тарасенко Андрей Вячеславович

В предлагаемой публикации характеризуются и обобщаются взгляды античного поэта Марка Валерия Марциала (38 (41) - 104 гг.) на особенности римского образования и воспитания в период раннего Принципата. Среди приоритетных педагогических вопросов, поднимаемым автором: воспитательный идеал и задачи образования, дидактические принципы, содержание образования, методы воспитания, женское образование, учебно-методическое обеспечение обучения и другие. Акцентировано, что, несмотря на то, что поэтом не представлено путей решения указанных вопросов, констатирование их наличия, само по себе являлось начальной вехой для их актуализации и дальнейшей разработки. В качестве историко-педагогического источника для выводов использованы избранные эпиграммы М.В. Марциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ANCIENT PEDAGOGY IN THE WORK OF THE MARK VALERIUS MARTIAL

The article describes and summarizes the views of the ancient poet Marcus Valerius Martial (38 (41) - 104) on the peculiarities of Roman education and upbringing during the early Principate. Among the priority pedagogical issues raised by the author: the educational ideal and objectives of education, didactic principles, the content of education, methods of education, women's education, educational and methodological support of education, and others. It is emphasized that, despite the fact that the poet does not present ways to solve these issues, the statement of their presence, in itself, was an initial milestone for their actualization and further development. The selected epigrams of M.V. Martial were used as a historical and pedagogical source for the conclusions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ВАЛЕРИЯ МАРЦИАЛА»

его важность и значимость Владение деловой коммуникативной культурой позволит соблюсти профессиональный этикет и продемонстрировать общую культуру личности. В своем исследовании мы рассматривали компонентную структуру деловой коммуникативной культуры студентов, которая включает совокупность компонентов и соответствующих им критериев: мотивационный (потребность в мотивах достижения коммуникативных успехов), когнитивный (систематизированные знания о деловой коммуникативной культуре), конативный (способность демонстрировать деловую коммуникативную культуру), рефлексивный (наличие рефлексии и самоанализа) с учетом которых диагностируется ее уровень.

Аннотация. В статье рассматривается исторический экскурс делового коммуникативного общения, важности знаний студентов этого пласта истории. Автор характеризует специфику делового коммуникативного общения как части деловой коммуникативной культуры.

Ключевые слова: исторический ракурс, деловое коммуникативное общение.

Annotation. The article examines the historical excursus of business communication, the importance of students' knowledge of this layer of history. The author characterizes the spécifiés of business communication as a part of business communication culture.

Keywords: historical perspective, business communication.

Литература:

1. Аухадаева Л.A. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: Дисс. докт.пед.наук. - Казань, 2008. -437 с.

2. Бирюкова С.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза (на основе изучения курса «Русский язык и культура речи»): Автореф. канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 24 с.

3. Дятлова Е.В. Деловая культура китайских предпринимателей в России глазами русских современников (рубежи XIX-XX и XX-XXI вв.) // Изв. Алтайского гос. ун-та. -2011. - № 4. - С. 72-77.

4. Зимняя И.А. Коммуникации и компетентность в образовании // Эйдос. - 2014. - № 4,- С. 7.

5. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: Автореф. ...дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 19 с.

6. Мутовкина О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: Автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 16 с.

7. Пенькова О.В. Формирование умений делового общения студентов неязыковых вузов средствами иностранногоязыка: Автореф. ... дисс. канд. пед.наук. -Волгоград,2001. -21 с.

8. Юркина Л.В. Роль гуманитарного знания в формировании культуры общения студентов непедагогических вузов: Автореф. ...канд. пед. наук. -М.,2005. - 16 с.

УДК 37.013.017 ББК 74 (05) 9 ГРНТИ 14.37.07

ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ВАЛЕРИЯ МАРЦИАЛА

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Черкасов Алексей Владимирович Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Севастополь); доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тарасенко Андрей Вячеславович Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» (г. Севастополь)

Постановка проблемы. Творчество римского писателя-эпиграмматиста второй половины I в. н.э. Марка Валерия Марциала достаточно широко известно среди исследователей античной литературы и любителей древнеримской поэзии. Он - один из наиболее ярких представителей жанра эпиграммы в мировой литературе, принадлежавший к узкому кругу немногих оригинальных поэтов литературы Древнего Рима, не делавших попыток «пересаживать» греческую поэзию на римскую почву. Безусловно, можно много говорить о вкладе М.В. Марциала в развитие жанра эпиграммы, однако, в контексте настоящей публикации нас интересуют, прежде всего, два аспекта.

Во-первых, жизнь Древнего Рима второй половины I в., которую поэт мастерски отразил в своих коротких, метких, сатирических и реалистических стихотворных зарисовках. Сцены, типы, будничные мелочи Вечного города, схваченные М.В. Марциалом с исключительной наблюдательностью и острым натурализмом, собраны в 14 книгах эпиграмм (1555 пьес разного размера) и, в целом, представляют собой острый контраст с так называемой «учёной поэзией», базирующейся на мифологических преданиях в сотый раз пересказывающей подвиги греческого героя Ахилла или трагическую историю Эдипа. Такую поэзию сам М.В. Марциал принципиально отрицал, как старомодную, характеризуя себя как представителя реалистического направления. При этом отметим, что реализм поэта не выходил за пределы внешнего восприятия: его сатира лишь констатировала комическую сторону жизни, не анализируя её. Причина такого подхода заключалась как в личности М.В. Марциала, так и в обстоятельствах его жизни и творчества (поэт, испанец по месту рождения, почти всю жизнь прожил в Риме, где был вынужден находиться на содержании состоятельных меценатов, и по этой причине льстиво превозносить их в своих произведениях) [4, с. 477].

В своих эпиграммах М.В. Марциал воспроизводил многие явления современной ему действительности, живо откликаясь на все крупные и мелкие события в жизни окружающего его общества. Среди них особенности системы античной педагогики, в описаниях которой поэт одновременно формулировал и собственные взгляды на процесс воспитания и образования римской молодежи. Эти высказывания и убеждения М.В. Марциала составляют второй аспект статьи, в частности, позволяя рассматривать поэта в галерее представителей педагогической мысли Древнего Рима, наряду с М.Т. Цицероном, Л.А. Сенекой, М.Ф. Квинтилианом.

Изложение основного материала исследования. Ключевой целью официальной древнеримской педагогики было воспитание совершенного оратора, чиновника, государственного служащего. Другими словами, акцент делался на гуманитарном специализированном образовании [3]. Сам М.В. Марциал получил литературно-риторическое образование на родине, в городе Бильбилиси (Бильбили) на территории современного Арагона. Возможно, это обстоятельство стало причиной критического отношения поэта к римской образованности. В частности, в своих эпиграммах поэт так рассуждает о порядках римской школы, и ее учителях в частности:

Что донимаешь ты нас, проклятый школьный учитель, Невыносимый для всех мальчиков, девочек всех? Ночи молчанья петух хохлатый еще не нарушил, Какраздаютсяуже брань и побои твои... Часть хоть ночи проспать нам дай, -умоляют соседи, — Ладно, коль будят пять раз, вовсе ж не спать тяжело.

Учениковраспусти! Не желаешь ли с нас, пустомеля, Сколько за ругань берешь, ты за молчание взять? [IX - 68] .1

Жестоким и безжалостным нарушителем спокойствия выступает в этой эпиграмме учитель римской школы. Автор говорит об обучении как мальчиков, так и девочек, следовательно, речь идет о начальных (тривиальных) школах, в которых имели право учиться дети обоих полов. Как известно, такие школы находились в малопригодных для занятий помещениях, поэтому неудивительно, что педагогический процесс нарушал покой соседей. При этом показательно, что поэт обращает внимание исключительно на бессонницу соседей, а страдания учеников сухо констатируются лишь бесчисленным количеством криков обучающихся. Конечно, М.В. Марциал не стремился представить глубокий анализ социальных отношений в Древнем Риме (в данном случае, жестокое наказание детей в школе, произвол учителя и т.д.), но, вместе с тем, приведенная эпиграмма не только иллюстрирует быт римской начальной школы, но и привлекает внимание читателей к педагогическим вопросам, в частности, методам воспитания и образования.

Тема наказаний детей в школе развивается автором в следующей, на первый взгляд, «непедагогической» по содержанию эпиграмме:

Так как теперь уже Рим замирил одрисских Медведиц И не разносятся там звуки свирепой трубы, Книжечку эту, Фавстин, ты сможешь послать Марцеллину: Есть у него для моих книжек и шуток досуг.

Если ж не знаешь, какой отправить подарочек другу, Мальчику ты поручи эти стихи отнести; Но не такому, что пил молоко от гетской коровы И по замерзшей земле обруч сарматский катал. Из Митилены он быть румяным юношей должен Или лаконцем, какой розги еще не знавал. Ты же получишь взамен раба с покоренного Истра, Что тибуртинских овец может пасти у тебя [VII - 80].

Подчеркивая, что чистым мальчик остается до тех пор, пока он «еще бит не бывал», М.В. Марциал имеет в виду, что детей в школу отдают в 7 лет [2], то есть мальчик должен быть моложе этого возраста. В метафорическом изречении поэт характеризуют систему образования - бьют всех учеников тривиальной школы.

В эпиграмме, обращенной к современнику поэта - Марку Фабию Квинтилиану, известного оратору и первому в истории школьному учителю на государственном содержаниии [5], М.В. Марциал выражает свои взгляды на жизнь и ее цели:

Квинтилиан, ты глава наставников юношей шатких, Римской слава и честь тоги ты, Квинтилиан. Если спешу я пожить, хоть и беден и лет мне немного, Ты извини, но ведь жизнь, как ни спеши, — коротка. Медлит пусть тот, кто отцов состоянье жаждетумножить И набивает себе предками атриум свой. Мне же по сердцу очаг и не чуждый копоти черной Домик, источник живой и незатейливый луг. Будь домочадец мой сыт, будь супруга не слишкомучена, Ночью будь сон -у меня, день без судебных хлопот [II - 90].

Здесь, с одной стороны, автор заботится о своих домочадцах и рабах, проявляет гуманное отношение к последним, признавая в рабе человека. Это углубляет реализм поэта. С другой стороны, М.В. Марциал для своей женщины (а соответственно и для других римлянок) не желает глубокого равностороннего образования, считая начальное вполне достаточным. Такой подход является, безусловно, отражением типичных взглядов эпохи, когда женщины занимались хозяйством, а средства зарабатывали мужчины. Кроме этого, в вышеприведенной эпиграмме поэт, в идиллической традиции превозносит бедность (хотя в других произведениях, наоборот, сетует на нее, тем самым как бы обращаясь к меценатам-содержателям за средствами для существования).

Не обходит вниманием М.В. Марциал в своих эпиграммах известного мыслителя, основателя гуманитарной системы образования эпохи античности Марка Тулия Цицерона:

Если пергамент возьмешь ты этот в спутники, думай, Что с Цицероном самим ты коротаешь свой путь... [XIV - 188].

Поэт высмеивает то, что все идеи Цицерона находятся в одном свитке. М.Т. Цицерон, как известно, абсолютизировал семейное воспитание и выступал за исключительность образования - полноценного

1 Здесь и далее эпиграммы Г.В. Марциала приводятся по изданию: Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф.А. Петровского, вступ. ст. B.C. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература».) - СПб: Комплект, 1994. -448 с.

образования, по Цицерону, достойны немногие люди, а большинство нуждается лишь в «хлебе и зрелищах» [5]. В связи с этим показательно изобразил поэт свое отношение к творчеству современных ему писателей:

Секст, что писанъя твои едва и Модест понимает Или Кларан, почему это приятно тебе? Книги твои невозможно читать: Аполлона тут нужно! Если ты прав, тоМарон Цинною был превзойден. Пусть восхваляют тебя, а я пусть буду любезен, Секст, для ученых людей и без ученых людей [Х-21].

В приведенной эпиграмме автор не просто осуждает односторонность схоластического творчества Секста, но и акцентирует на том, что книги должны быть понятны читателям, а не быть набором красивых фраз, формулировать которые было во много главной задачей римского высшего (ораторского) образования (в стиле М.Т. Цицерона). Если учебные книги по риторскому искусству требовали в подавляющем большинстве толкования, то особенность эпиграмм М.В. Марциала проявлялась в том, что автор писал их на общедоступном, понятном языке, избегая чрезмерной и ненужной «книжности», той искусственной формы, которая была присуща поэзии императорского Рима [4, с. 477].

В следующей эпиграмме литератор, обращаясь к своему современнику Корнелию, отмечает, некоторую неприличность собственных эпиграмм:

Что пишу я стихи не очень скромно И не так, чтоб учитель толковал их, Ты, Корнелий, ворчишь... [1-35].

Но далее М.В. Марциал говорит о том, что таковы запросы времени - его эпиграммы читают, они популярны. Интересным является вторая строка, потому что из него снова возникает система тогдашней образования в Риме - детям читали стихи в школе, приучая к поэзии [6]. При этом, безусловно, существовали определенные нормы морали, и то, что читали взрослые, не всегда имели право знать дети. В любом случае, себя самого М.В. Марциал развращенным, отнюдь, не считал:

Может дозволить вполне безобидную шутку цензура: Пусть шаловливы стихи, — жизнь безупречна моя [1 — 4].

Автор упоминает цензуру, следовательно, он не всегда имел право писать то, что хотел. Игривая форма эпиграммы позволяла избегать цензуры там, где она могла бы присутствовать, если бы произведение было написано в форме стиха. В случае же М.В. Марциала сама форма эпиграмм уже предполагала сатиру (обличительный смех). К примеру, высмеивая в своих произведениях врачей-шарлатанов, поэт рисует картину качества древнеримского профессионального (медицинского) образования - специалисту не хватало знаний для того, чтобы не калечить людей, а, наоборот, лечить их:

Был костоправомДиавл, а нынче могильщиком стал он: Начал за теми ходить, сам он когоуходил [I - 30].

И еще:

В баню он с нами ходил, пообедал веселый, и все же Рано поутру найден мертвым был вдруг Андрагор.

Просишь, Фавстин, объяснить неожиданной смерти причину? Да Гермократа врача видел он ночью во сне [VI - 53].

Люди гибли из-за шарлатанства и невежества врачей, поэтому М.В. Марциал не мог обойти этой темы и вновь сатирически проиллюстрировал характер современного ему образования.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что эпиграммы М.В. Марциала интересны не только литературоведам, но и историкам педагогики и непосредственно педагогам, поскольку ярко и живо изображают картины школьной жизни Рима второй половины I в. н.э. В то же время, нельзя воспринимать их как окончательную истину, ведь на поэта большое влияние оказывали обстоятельства его жизни, в том числе постоянная зависимость от состоятельных меценатов, у которых он находился на содержании). По этой причине сатира М.В. Марциала недостаточно глубока, высмеивая разнообразные изъяны, не критикует социальный уклад, цинична и, иногда, излишне льстива. Человек своей эпохи, М.В. Марциал воспринимает жизненные впечатления с сугубо эмоциональной примитивностью. Беспрестанно сетуя на суть своего существования, он не предпринимает никаких попыток радикально его изменить. Такая нравственная неприхотливость лишает искусство поэта той силы, которую дает ему его наблюдательность и чуткость. При всем этом следует помнить, что М.В. Марциал должен был отвечать на запросы общества. И делал это довольно успешно - эпиграммы поэта читали, как он сам и отмечал, повсюду:

Любит стихи мои Рим, напевает повсюду и хвалит, Носит с собою меня каждый и держит в руках.

Вот покраснел, побледнел, плюнул кто-то, зевнул, столбенеет... Это по мне! И стихи нравятся мне самому [VI - 60].

Поэта читали его современники, познавая посредством эпиграмм окружающую жизнь, спустя столетия читаем и мы, обогащая наши знания о специфике и характере древнеримского воспитания и образования. Так, видим то, что образование получали тяжелой ценой - телесные наказания учеников были в порядке вещей. М.В. Марциал, хотя и неявно, но осуждал такую методику воспитания. О полноценном женском образовании не мечтал ни сам М.В. Марциал, ни его современники, полагая, что для женщины достаточно начальной школы. В то же время, к рабам у поэта сформировано гуманное отношение, что было непривычным для античного общества. Известен факт, что поэт перед смертью своего раба Димитрия отпустил его на волю, чтобы тот умер свободным.

М.В. Марциал выступал за доступность и понятность книг, в том числе и тех, которые использовались в качестве учебных пособий и хрестоматий в школах, то есть протестовал против искусственной риторики, на которую в Риме делался особый акцент. Обличал поэт и пороки общества, в частности шарлатанство непрофессиональных врачей, которые, получив некачественное образование, потом калечили или даже убивали своих пациентов. Конечно, учитывая обстоятельства жизни и жанр произведений, М.В. Марциал не представлял в эпиграммах путей решения проблем античной педагогики. Но акцентируя внимание современников на этих проблемах, поэт фактически делал к этому первые шаги.

Аннотация. В предлагаемой публикации характеризуются и обобщаются взгляды античного поэта Марка Валерия Марциала (38 (41) - 104 гг.) на особенности римского образования и воспитания в период

раннего Принципата. Среди приоритетных педагогических вопросов, поднимаемым автором: воспитательный идеал и задачи образования, дидактические принципы, содержание образования, методы воспитания, женское образование, учебно-методическое обеспечение обучения и другие. Акцентировано, что, несмотря на то, что поэтом не представлено путей решения указанных вопросов, констатирование их наличия, само по себе являлось начальной вехой для их актуализации и дальнейшей разработки. В качестве историко-педагогического источникадля выводов использованы избранные эпиграммы М.В. Марциала.

Ключевые слова: история педагогики, античная педагогика, воспитание и образование в Древнем Риме, историко-педагогический источник, эпиграмма.

Annotation. The article describes and summarizes the views of the ancient poet Marcus Valerius Martial (38 (41) - 104) on the peculiarities of Roman education and upbringing during the early Principate. Among the priority pedagogical issues raised by the author: the educational ideal and objectives of education, didactic principles, the content of education, methods of education, women's education, educational and methodological support of education, and others. It is emphasized that, despite the fact that the poet does not present ways to solve these issues, the statement of their presence, in itself, was an initial milestone for their actualization and further development. The selected epigrams of M.V. Martial were used as a historical and pedagogical source for the conclusions.

Keywords: history of pedagogy, ancient pedagogy, upbringing and education in Ancient Rome, historical and pedagogical source, epigram.

Литература:

1. Античная литература. Рим: Хрестоматия / [Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова] - 3. изд. - М.: Высшая школа, 1999. - 719 с.

2. Гиро П. Быт и нравы Древних римлян / Поль Гиро - Смоленск: Русич, 2001. - 410 с.

3. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. -М.: Совершенство, 1999. -224 с.

4. Журавлева Н.А. Эпиграммы Марциала / Н.А. Журавлева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2014. - Т.4.- № 5. - С. 477.

5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / [Предисл. проф. И. Свадковского] / Г.Е. Жураковский - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 520 е., ил.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. -2-е изд., испр. и дополн. -М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

7. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф.А. Петровского, вступ. ст. B.C. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература») - СПб: Комплект, 1994. - 448 с.

УДК 378.2

СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

студент Чотчаева Медина К.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской филологии Лепшокова Елизавета Ахъяевна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Словарный запас занимает центральное место в языке и важен для изучения языка. Только когда учащиеся накопят достаточный словарный запас, они смогут хорошо овладеть четырьмя навыками - слушанием, говорением, чтением и письмом. Поэтому усвоение английской лексики разбирается как основа для изучения языка.

Увеличение словарного запаса английского языка - это не просто изучение и запоминание слов и их значений из словарного списка или словаря английского языка. Изучение английской лексики рассматривается как основа для овладения языком.

Изложение основного материала исследования. Принято считать, что тщательный подбор слов в определенных ситуациях более важен, чем выбор грамматических структур. Поскольку слова часто встречаются в форме словосочетаний, изучающие английский язык должны расширять свой словарный запас не только за счет их значений, но и в словосочетаниях. Например, когда ученики заучивают такое слово, как «take», им намного легче усвоить его, зная такие словосочетания, как «take off», «take on», «take away» и т. д. Зная значения и использование этих словосочетаний, им легче выучить слова [5].

В процессе изучения словарного запаса, изучающие английский язык заметят, что значения слова, предоставленного в словаре, применимы не ко всем ситуациям. Значение варьируется в зависимости от выражений и фраз, в которые входит слово, а также от чувств пользователя и ситуаций, в которых он находится, т.е. слово имеет коннотативные значения, за исключением денотативных значений.

Например, "Tom's face is quite familiar to Jack." - «Джеку хорошо знакомо лицо Тома». Это означает, что Джек узнает Тома, как только он увидит его.

Еще одна фраза: "Jack is too far familiar to Tom's wife" «Джек слишком хорошо знаком жене Тома». Когда Том слышит это, он должен прийти в ярость, потому что «знакомый» в этом предложении - это термин, означающий особые отношения между Джеком и женой Тома.

Другой пример, два слова «escape» и «flee», оба означают, что кто-то убегает, столкнувшись с чем-то опасным или срочным, но небольшая разница между ними состоит в том, что «flee» больше подчеркивает бегство в непредвиденных ситуациях [2].

Поэтому изучающие английский язык, расширяющие свой словарный запас, должны попытаться изучить его коннотации, чтобы они могли различать синонимы и узнавать о чувствах и отношениях, стоящих за словами.

Существует множество способов показа словарного запаса, и разные учителя могут предпочесть представлять словарный запас по-своему. Для более эффективного обучения лексике учителю всегда полезно иметь набор техник, чтобы он мог выбрать подходящий способ в соответствии с типом слов и разным возрастным уровнем учащихся [4].

Следующие способы могут помочь учителю:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.