Научная статья на тему 'ДЕЛОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА'

ДЕЛОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС / ДЕЛОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хомякова Виктория Евгеньевна

В статье рассматривается исторический экскурс делового коммуникативного общения, важности знаний студентов этого пласта истории. Автор характеризует специфику делового коммуникативного общения как части деловой коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMUNICATION: TO THE HISTORY OF THE QUESTION

The article examines the historical excursus of business communication, the importance of students' knowledge of this layer of history. The author characterizes the specifics of business communication as a part of business communication culture.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА»

привязанности и дружбы во втором. Несомненно, в процессе профессионального и личностного самоопределения данных учащиеся будут позже, но можно предположить, что в эту группу входят те учащиеся, для которых выбор целевой деятельности не характерен.

Следует отметить, что процесс образования сегодня стал прагматичным, целенаправленным и соразмерным конкретным экономическим потребностям общества. Вышеупомянутые характеристики, разделяющие студентов на три группы, которые под влиянием различных социальных факторов, хотя и не являются исключительными и исчерпывающими, обладают различным уровнем деловой коммуникативной культурой. Вот некоторые из них.

Первый тип индивидуальных особенностей студентов заключается в том, что они стремятся получить знания по деловой коммуникации, выходящие за рамки академических курсов. Этот тип личности ориентирован на экстенсивное обучение, затрагивающее не только профессиональный аспект деятельности [3].

Второй тип личности студента отличается более узкой специализацией в области деловой коммуникации. Здесь познавательная деятельность студента также выходит за рамки академической программы, но направлена вглубь изучаемой проблемы. Система личных запросов, связанных с профессией, сузила узкие интересы и деловую коммуникацию.

Третий тип студентов, стремящихся овладеть академическими знаниями строго в рамках академической программы. Этот тип личности является наименее творческим и наименее активным среди студентов, возможно, из-за их личных характеристик.

Четвертый тип личности - это студенты, чье отношение к учебной деятельности напрямую зависит от их предпочтений и интересов. Такие студенты могут хорошо учиться, но только по интересующим их предметам. Они смогут овладеть правилами деловой коммуникации, если у них появится мотивация.

К пятому типу личности относятся ленивые студенты, которые пришли в университет, чтобы поддержать друзей, чтобы не работать и не идти в армию. Отношение студентов к обучению более безразлично. Интересы студентов, а если и меня, в основном, находятся в сфере «студенческой жизни» и различных любительских занятий.

Также нам интересна типология личности, разработанная В. Т. Лисовским по работам Б.Г. Ананьева. По его словам, деятельность студентов в основном сосредоточена на учебе, профессии и науке; студенческой жизни; культурных и духовных потребностях; общении в коллективе [1].

Группа студентов, для которых характерны эмоциональные, коммуникативные, генерирующие большое количество идей в краткосрочной перспективе, а также занятия различной творческой деятельностью: искусство, дизайн, актерское мастерство, легко овладевает навыками деловой коммуникации [4].

Группа студентов, которая требует внимания по вопросам развития у них деловой коммуникации, т.к. потребность в общении с другими людьми у них снижена.

Выводы. Таким образом, формирование деловой коммуникативной культуры студентов мы рассматриваем в процессе реализации информационно-коммуникационной технологии формирования деловой коммуникативной культуры; внедрению специально разработанного методического обеспечения процесса формирования деловой коммуникативной культуры студентов; разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования деловой коммуникативной культуры студентов.

Аннотация. В статье рассматривается вопросы деловой коммуникативной культуры в студенческом сообществе, специфику ее проявления у разных типов групп студентов. Автор перечисляет условия, при которых формирование деловой коммуникативной культуры студентов будет эффективным.

Ключевые слова: коммуникация, деловая коммуникативная культура, студенческое сообщество.

Annotation. The article examines the issues of business communication culture in the student community, the specifics of its manifestation in different types of student groups. The author lists the conditions under which the formation of a business communication culture of students will be effective.

Keywords: communication, business communication culture, student community.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика,

2003. - 288 с.

2. Асмолов А.Г. Идентичность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. - 104 с.

3. Буланова-Топоркова В. Педагогика и психология высшего образования. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2004. - 544 с.

4. Modernstudent - будущий специалист. - [ER]. Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id-5657.html.

УДК 378.14

ДЕЛОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

аспирант Хомякова Виктория Евгеньевна Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

Постановка проблемы. Деловая коммуникативная культура характеризуется как личностное образование, состоящее из процессуальных и коммуникативных характеристик общей культуры личности, способствующих формированию готовности к общению в профессионально-деловой сфере. Деловое взаимодействие между бизнес-партнерами становиться серьезной проблемой современного предпринимательства [3; 4; 6].

Вопрос об исторических формированиях деловой культуры невозможно рассмотреть без определения смыслов деловой культуры. Именно данный подход предполагает определить составляющие культуры, таким образом, чтобы они в совокупность образовали деловую культуру, а именно ценности, нормы, правила, статика и динамика стиля. Данный случай предполагает в качестве основной дефиниции культуры: культура - это некоторый уровень формирования социума, созидательных возможностей и способностей индивида, сформулированный в видах и способах организации жизнедеятельности людей, их отношениях и формируемых ими материальными и духовными ценностями.

Подчеркнем тот факт, что получение знаний и повышение деловой коммуникативной культуры российскими студентами, к сожалению, не занимает приоритетных мест: большинство студентов хотели бы в будущем: 1) иметь интересную работу; 2) получить диплом; 3) иметь высокую зарплату.

Следовательно, надо заложить потребность в повышении общей культуры и деловой коммуникативной культуры как характеристике профессионала. Поэтому, организуя образовательный процесс, преподаватель должен владеть информацией по историческому пути развития делового общения.

Изложение основного материала исследования. Простое вербальное общение существовало со времен эволюции языков. История коммуникации восходит к 3300 г. до н.э., когда письмо было изобретено и впервые использовано в Ираке. После этого произошла эволюция различных стилей письма. Египтяне разработали иероглифическое письмо в 3100 г. до н.э. Точно также греки разработали фонетический стиль письма, то есть письмо слева направо. В 1250 г. до н. э. в Сирии была написана первая энциклопедия.

В 900 г. до н. э. правительством Китая была создана первая в истории почтовая система. Позже другие цивилизации, включая Рим, Персию, Сирию и Египет, тоже внесли свой вклад в развитие почтовой системы. Лошади использовались в качестве основных носителей в этой очень ранней почтовой системе. Были установлены ретрансляционные станции, где лошади должны были доставлять информацию.

Раньше не было понятия бумаги: люди общались, записывая сообщения на камнях, листьях, костях или на лошадях. К тому же не было надлежащих средств для написания сообщения - писали углем или другими инструментами. Этот вид обмена информацией был наиболее распространен в Китае и Египте. В 1700 г. до н. э. были усовершенствованы поверхности для письма. Люди использовали свитки папируса и легкие пергаменты, полученные из сушеного тростника. Эти поверхности были намного лучше, поскольку их было легко переносить и они могли сохранять цвет письма в течение более длительного периода. В противном случае надписи на камнях, костях и лошадях выцветали за очень короткое время. Следовательно, людям трудно понять, что именно написал отправитель.

В 776 г. до н.э. была представлена новая идея использования почтовых голубей в качестве носителей сообщений, и эта техника действительно хорошо себя зарекомендовала. Письменное сообщение было привязано к крыльям голубя, и голубь использовался для доставки его предполагаемому получателю. Это было хорошо, так как сэкономило время, а время в пути голубей было относительно меньше. Но это был ненадежный способ общения. Передача сообщения зависела исключительно от благополучия птицы, и если голубь попадал в опасность, что было обычным явлением, то сообщение терялось.

Следующим шагом в направлении улучшения коммуникации стало изобретение технологии печати. Впервые печать была изобретена китайцами в 1500 г. до н.э., а позднее в 1565 г. было изобретено первое пишущее устройство - карандаш.

Печать была впервые разработана в VI в. Первая известная книга, опубликованная в то время - это Алмазная Сутра. Позже в середине XV в. Иоганн Гутенберг в Европе изобрел прессу. Это произвело революцию в процессе коммуникации, поскольку печатать книги стало проще и дешевле. Это также заложило основу для газетной печати. Позже идея печатного станка стала набирать популярность и в других странах. Появление газет привело к повышению интереса людей к печати и послужило развитию механизмов коммуникации.

Печатная машина, созданная Гутенбергом в XV в. позволила реализовать печать газеты. Первая газета была опубликована в Англии в 1641 г. Однако название «газета» появилось только в 1670 г.

Развитие коммуникации постепенно продолжало знакомить людей с новыми и эффективными идеями и концепциями. В начале XIX в. появился ряд новых концепций в мире коммуникации. На его счету замечательные изобретения, включая копировальную бумагу и телеграф. Вместо ретрансляционных станций появились разработки, заложившие основу для информационных каналов, которые позволили общаться через Атлантику.

К середине XIX в. был изобретен факсимильный аппарат. 1876 г. - это невероятное изобретение телефона Александром Грэмом Беллом. Это устройство отличалось от предыдущих изобретений, поскольку оно значительно сокращало время, необходимое для передачи информации на большие расстояния.

В XX в. произошла эволюция, которая привела к открытию радио и телевизионного вещания. Общение было преобразовано в электронные средства.

В 1960 г. были внедрены спутники связи. Ученые разработали разные техники, чтобы совершенствовать технологии общении: были изобретены эхо и лазерные технологии, чтобы произвести революцию в коммуникации; громоздкие телефоны превращаются в мобильные телефоны с четкой структурой, кроме того, в конце XIX в. интернет и веб-служба стала обозримой.

Итак, коммуникация служит средством связи людей, находящихся в различных местах. Коммуникация расширилась, чтобы охватить различные точки зрения, и ее, возможно, было использовать для обмена различной информацией.

С развитием Интернета общение стало средством расширения круга общения. Социальное общение организуется исключительно для развлечения или для развития отношений с другими людьми в устной, письменной или невербальной форме. Социальное общение включает в себя веб-серфинг, интернет-чат и мобильные текстовые сообщения.

В научной литературе появляется понятие «формальное общение». Формальное общение предназначено для установления прочных деловых или рабочих отношений. Компании и организации используют формальное общение для более эффективного общения со своими предполагаемыми клиентами и сотрудниками. Сюда входят встречи и интервью. Общение с использованием закодированных слов также называется формальным общением. Это включает в себя закодированную информацию, передаваемую, например, между преподавателями и студентами. Исследований в этом направлении, а именно по развитию коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности и культуры общения, достаточно много [1; 2; 5; 6; 7; 8].

Таким образом, феномен общения далеко ушел от концепции бумаги и пера. Теперь, с развитием Интернета, почти каждое электронное и цифровое устройство становится средством связи. В настоящее время практически все устройства преобразованы для обмена информацией.

Выводы. Итак, мы кратко рассмотрели исторический путь развития делового коммуникативного общения как части деловой коммуникативной культуры современной личности студента. Знание этих исторических особенностей позволяет студентам позитивно оценивать деловое коммуникативное общение,

его важность и значимость Владение деловой коммуникативной культурой позволит соблюсти профессиональный этикет и продемонстрировать общую культуру личности. В своем исследовании мы рассматривали компонентную структуру деловой коммуникативной культуры студентов, которая включает совокупность компонентов и соответствующих им критериев: мотивационный (потребность в мотивах достижения коммуникативных успехов), когнитивный (систематизированные знания о деловой коммуникативной культуре), конативный (способность демонстрировать деловую коммуникативную культуру), рефлексивный (наличие рефлексии и самоанализа) с учетом которых диагностируется ее уровень.

Аннотация. В статье рассматривается исторический экскурс делового коммуникативного общения, важности знаний студентов этого пласта истории. Автор характеризует специфику делового коммуникативного общения как части деловой коммуникативной культуры.

Ключевые слова: исторический ракурс, деловое коммуникативное общение.

Annotation. The article examines the historical excursus of business communication, the importance of students' knowledge of this layer of history. The author characterizes the specifics of business communication as a part of business communication culture.

Keywords: historical perspective, business communication.

Литература:

1. Аухадаева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: Дисс. докт.пед.наук. - Казань, 2008. - 437 с.

2. Бирюкова С.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза (на основе изучения курса «Русский язык и культура речи»): Автореф. канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 24 с.

3. Дятлова Е.В. Деловая культура китайских предпринимателей в России глазами русских современников (рубежи Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 вв.) // Изв. Алтайского гос. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 72-77.

4. Зимняя И.А. Коммуникации и компетентность в образовании // Эйдос. - 2014. - № 4. - С. 7.

5. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: Автореф. ...дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 19 с.

6. Мутовкина О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: Автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 16 с.

7. Пенькова О.В. Формирование умений делового общения студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Автореф. ... дисс. канд. пед.наук. - Волгоград, 2001. - 21 с.

8. Юркина Л.В. Роль гуманитарного знания в формировании культуры общения студентов непедагогических вузов: Автореф. .канд. пед. наук. - М., 2005. - 16 с.

УДК 37.013.017 ББК 74 (05) 9 ГРНТИ 14.37.07

ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОМ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ВАЛЕРИЯ МАРЦИАЛА

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Черкасов Алексей Владимирович Филиал ФГБОУВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Севастополь); доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тарасенко Андрей Вячеславович Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Севастополь)

Постановка проблемы. Творчество римского писателя-эпиграмматиста второй половины I в. н.э. Марка Валерия Марциала достаточно широко известно среди исследователей античной литературы и любителей древнеримской поэзии. Он - один из наиболее ярких представителей жанра эпиграммы в мировой литературе, принадлежавший к узкому кругу немногих оригинальных поэтов литературы Древнего Рима, не делавших попыток «пересаживать» греческую поэзию на римскую почву. Безусловно, можно много говорить о вкладе М.В. Марциала в развитие жанра эпиграммы, однако, в контексте настоящей публикации нас интересуют, прежде всего, два аспекта.

Во-первых, жизнь Древнего Рима второй половины I в., которую поэт мастерски отразил в своих коротких, метких, сатирических и реалистических стихотворных зарисовках. Сцены, типы, будничные мелочи Вечного города, схваченные М.В. Марциалом с исключительной наблюдательностью и острым натурализмом, собраны в 14 книгах эпиграмм (1555 пьес разного размера) и, в целом, представляют собой острый контраст с так называемой «учёной поэзией», базирующейся на мифологических преданиях в сотый раз пересказывающей подвиги греческого героя Ахилла или трагическую историю Эдипа. Такую поэзию сам М.В. Марциал принципиально отрицал, как старомодную, характеризуя себя как представителя реалистического направления. При этом отметим, что реализм поэта не выходил за пределы внешнего восприятия: его сатира лишь констатировала комическую сторону жизни, не анализируя её. Причина такого подхода заключалась как в личности М.В. Марциала, так и в обстоятельствах его жизни и творчества (поэт, испанец по месту рождения, почти всю жизнь прожил в Риме, где был вынужден находиться на содержании состоятельных меценатов, и по этой причине льстиво превозносить их в своих произведениях) [4, с. 477].

В своих эпиграммах М.В. Марциал воспроизводил многие явления современной ему действительности, живо откликаясь на все крупные и мелкие события в жизни окружающего его общества. Среди них особенности системы античной педагогики, в описаниях которой поэт одновременно формулировал и собственные взгляды на процесс воспитания и образования римской молодежи. Эти высказывания и убеждения М.В. Марциала составляют второй аспект статьи, в частности, позволяя рассматривать поэта в галерее представителей педагогической мысли Древнего Рима, наряду с М.Т. Цицероном, Л.А. Сенекой, М.Ф. Квинтилианом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.