Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Ирина Владимировна

С начала XXI века постоянно увеличивается количественный и качественный состав негативных факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на человека. В 2010 году в Федеральном государственном образовательном стандарте официально появился термин «культура безопасности». Поэтому одной из главных задач образования становится формирование культуры безопасности обучающихся. Логично, что основная роль при этом отводится школьному предмету ОБЖ, в программе которого изучаются опасные и чрезвычайные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO FORM A SAFETY CULTURE AMONG STUDENTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

In connection with the growing number of dangerous situations, one of the important tasks of education is the formation of a safe educational environment and the formation of a safety culture for students. The life safety course should form students' understanding of the life safety culture and provide an understanding of the personal and social significance of the modern life safety culture, master the basics of the modern life safety culture and understand the value of the environmental quality of the environment as a natural basis for life safety.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Вуакопоуу50@шаИ. ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. С начала XXI века постоянно увеличивается количественный и качественный состав негативных факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на человека. В 2010 году в Федеральном государственном образовательном стандарте официально появился термин «культура безопасности». Поэтому одной из главных задач образования становится формирование культуры безопасности обучающихся. Логично, что основная роль при этом отводится школьному предмету ОБЖ, в программе которого изучаются опасные и чрезвычайные ситуации.

Ключевые слова: безопасность, культура безопасности, культура безопасности жизнедеятельности, основы безопасности жизнедеятельности.

Актуальность темы определяется тем, что с начала XXI века постоянно увеличивается количественный и качественный состав негативных факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на человека. В 2010 году в Федеральном государственном образовательном стандарте официально появился термин «культура безопасности». Поэтому одной из главных задач образования становится формирование культуры безопасности обучающихся. Логично, что основная роль при этом отводится школьному предмету ОБЖ, в программе которого изучаются опасные и чрезвычайные ситуации.

В 1986 году, когда проводился поиск причин, которые привели к аварии на атомной станции в Чернобыле, пришли к выводу, что одной из причин явилось отсутствие «культуры безопасности» на электростанции. И тогда МАГАТЭ впервые связала воедино два термина: культура и безопасность. В дальнейшем к этому словосочетанию присоединился термин жизнедеятельность.

В учебной и методической литературе встречаются различные формулировки понятие культуры безопасности жизнедеятельности. Главное в них, то, что у человека в его системе ценностей должен присутствовать высокий уровень осознанности того, что он должен обладать культурой безопасного поведения как в штатных условиях повседневной жизни, так и в опасных ситуациях.

Термин «культура безопасности жизнедеятельности» присутствует в документах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) и Министерства образования и науки Российской Федерации.

В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Педагоги обязаны сформировать у обучающихся культуру безопасного поведения и здорового образа жизни» [1].

В Приказе Министерства образования в пункте 9.5 раздела II ФГОС среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 говорится:

«О важности и значимости предмета ОБЖ. Данный курс должен сформировать у обучающихся представления о культуре безопасности жизнедеятельности и обеспечить понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, овладеть основами современной культуры безопасности жизнедеятельности и пониманием ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни» (2010).

При становлении у человека культуры безопасности жизнедеятельности важен возрастной период. Наиболее благоприятным считается школьный возраст, так как в этот период легче формируется мотивация, побуждающая школьников соблюдать правила безопасности в процессе жизнедеятельности.

При формировании у обучающихся культуры безопасности в обыденной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, решаются множественные задачи. Так, происходит меньше происшествий в школе, так как отношение к собственной безопасности и по отношению к другим людям у обучающихся становится осознанным.

Для того, чтобы культура безопасности у обучающихся формировалась активнее, при изучении ОБЖ необходимо использовать разнообразные методы (например, показ, демонстрация, лекции, беседы, консультации и др.) и средства (фильмы, плакаты, различные инструкции, оформление уголков или кабинетов безопасности).

Формированию культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся способствуют множественные факторы.

1. Необходимо мотивировать школьников вести безопасную жизнедеятельность.

Мотивация побуждает человека к какой-либо деятельности. Обучающиеся не всегда мотивированы изучать курс ОБЖ, не понимают, для чего им нужен этот курс, считают его чем то второстепенным. Следствием этого является низкий уровень подготовленности школьников к обеспечению элементарной собственной безопасности, безопасности общественной.

Для того, чтобы мотивировать школьников вести безопасную жизнедеятельность, необходимо соблюдать определенные принципы. Первое -это создать у личности возможность обеспечивать безопасность жизнедеятельности. Второе - это дать возможность школьнику проявлять умения и навыки, которые обеспечивают безопасную жизнедеятельность. Третье - формировать познавательный интерес к вопросам обеспечения безопасности и побуждать личность самостоятельно искать информацию по безопасной жизнедеятельности [2]. Все эти принципы необходимо применять совокупно, так они имеют целостный характер.

2. Необходимо воспитывать качества, которые свойственны личности безопасного типа.

Для этого необходимо воспитать ответственное и уважительное отношение к личной безопасности, безопасности людей и окружающей среде. Научить принимать взвешенные решения и побуждать личность соблюдать правила безопасной жизнедеятельности.

3. Необходимо прививать знания, умения и навыки в сфере безопасности жизнедеятельности. Это происходит через обучение и воспитание.

При изучении курса ОБЖ формирование культуры безопасности жизнедеятельности необходимо реализовывать в учебной и внеурочной деятельности. Необходимо применять разнообразные формы и методы работы [4,5]. Продуктивной формой является работа в малых (2 человека) и больших (4 - 5 человек) группах. У этой формы много достоинств: школьники общаются, оказывают взаимную помощь в выполнении задания, учатся оценивать свой труд и труд товарищей.

При изучении ОБЖ целесообразно использовать метод ситуационного обучения, который позволяет обучающимся становится непосредственным участником опасной и чрезвычайной ситуации. Решение таких задач стимулирует школьников к активности, смелым решениям, самостоятельным и организованным действиям. Необходимо прорабатывать различные ситуации:

«Вы попали в автомобильную аварию», «Взрыв в школе», «Угрозы по телефону», «Вы заблудились в лесу» и пр. Этот метод воспитывает у обучающихся потребность предвидеть опасные ситуации, выработать навык адекватного поведения [3,6].

4. Необходимо морально и психологически готовить обучающихся к безопасной жизнедеятельности.

При этом у школьников формируются качества, которые помогают благополучно переживать нагрузки как моральные, так и физические. А также сохранять психологическую устойчивость в условиях ЧС и во время войны.

5. Необходимо распространять информацию о достижениях науки и техники в сфере безопасности жизнедеятельности через средства массовой информации, устную и наглядную пропаганду. Это поможет личности выбрать правильное поведение в различных опасных ситуациях.

Таким образом, начинать формировать культуру безопасности жизнедеятельности необходимо в юном возрасте. В период, когда у ребенка складывается система идеалов и ценностей. Школьный курс ОБЖ играет ведущую роль в данном процессе. Школьники учатся обеспечивать собственную безопасность, а также безопасность людей, которые их окружают.

Список литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/, вход свободный.

2. Гарминович Н. А. Об организации работы по формированию универсальных учебных действий на занятиях по ОБЖ // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. - EDN WOXSWU.

3. Дьяконова И. В. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении школьного курса ОБЖ // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 5. - EDN YZVAXZ.

4. Интерактивные методы взаимодействия на уроках ОБЖ / Н. В.

Кузнецова, Ю. А. Федулова, Я. А. Гаврилова, Е. Н. Иванова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN DMVVOZ.

5. Кузнецова Н. В. Филворд как способ развития познавательной активности по курсу ОБЖ // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2020. № 3. С. 28-29. - EDN NSEQHL.

6. Пимкин М. Ю., Шестопалов С.С., Иванова Е.Н. Психолого-педагогические основы подготовки обучающихся к действиям в опасных и экстремальных ситуациях // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-6. С. 119-122. - DOI 10.18411/lj-05-2021 -245. - EDN YSEESQ.

UDC 37

WAYS TO FORM A SAFETY CULTURE AMONG STUDENTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy5 0 @mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. In connection with the growing number of dangerous situations, one of the important tasks of education is the formation of a safe educational environment and the formation of a safety culture for students. The life safety course should form students' understanding of the life safety culture and provide an understanding of the personal and social significance of the modern life safety culture, master the basics of the modern life safety culture and understand the value of the environmental quality of the environment as a natural basis for life safety.

Key words: safety, safety culture, life safety culture, basics of life safety.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.