Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТОВОЙ СФЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЖ'

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТОВОЙ СФЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (БЫТОВАЯ) СФЕРА / БЫТОВЫЕ ОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяконова Ирина Владимировна

Источников опасностей в современных бытовых условиях с каждым годом становится все больше. Дети часто попадают в опасные ситуации в быту. Поэтому важно изучать бытовые опасности и формировать умения и навыки безопасного поведения в бытовой сфере жизни. Большая роль в этом отводится школьному курсу ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SAFE BEHAVIOR SKILLS IN THE HOUSEHOLD SPHERE WHEN STUDYING THE SCHOOL OBZH COURSE

There are more and more sources of danger in modern living conditions every year. Children often find themselves in dangerous situations at home. Therefore, it is important to study domestic hazards and form the skills and habits of safe behavior in the domestic sphere of life. A large role in this is given to the school course of life safety.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТОВОЙ СФЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЖ»

УДК 37

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТОВОЙ СФЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЖ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Эуакопоуу50@таП. ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Источников опасностей в современных бытовых условиях с каждым годом становится все больше. Дети часто попадают в опасные ситуации в быту. Поэтому важно изучать бытовые опасности и формировать умения и навыки безопасного поведения в бытовой сфере жизни. Большая роль в этом отводится школьному курсу ОБЖ.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, опасность, безопасность, непроизводственная (бытовая) сфера, бытовые опасности, безопасность в быту.

Д.П. Рудаков в своем методическом пособии отмечает: «В восьмидесятые годы двадцатого века на территории тогда Советского Союза произошли крупные техногенные катастрофы и аварии с тяжелыми последствиями и большими человеческими жертвами. В 1983 году теплоход «Александр Суворов» столкнулся с пролетом Ульяновского моста через Волгу. В 1986 году авария на Чернобыльской АЭС. В 1989 году случился выброс аммиака в городе Ионава на объединении «Азот». В этом же году под Уфой взорвались пассажирские поезда, которые попали в облако газово - бензиновой смеси, образовавшееся в результате протечки трубопровода большого диаметра. Анализ этих катастроф показал, что одной из главных причин стал человеческий фактор, а именно отсутствие культуры безопасности» [3].

В обществе появилось понимание того, что у людей необходимо повышать культуру безопасности жизнедеятельности. И с 1991 года в школе начали изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности.

Изучение этого курса формирует у подрастающего поколения понимание того, что, не только попав в опасные и чрезвычайные ситуации, но и в повседневной жизни необходимо соблюдать меры безопасности и беречь свои жизнь и здоровье, и жизнь окружающих людей.

За прошедшие тридцать лет актуальность вопросов безопасности возросла, так как увеличивается как количество видов опасностей, так и их качественное разнообразие во всех сферах современной жизни. В том числе и в непроизводственной или бытовой сфере.

«Непроизводственная (бытовая) сфера - это сфера жизни, непосредственно связанная с потреблением материальных и духовных ценностей, формами и способами этого потребления, обслуживания и самообслуживания» [2].

Бытовая сфера - это сложное понятие. Она подразделяется на два типа. К первому типу относится ближняя бытовая сфера - дом или городская квартира, то есть жилище. Современный человек проводит в жилых помещениях (в

зависимости от образа деятельности и образа жизни) от 52% до 85% суточного времени. Эта сфера обеспечивает человеку комфорт, отдых, досуг, в ней он восстанавливает силы перед производственной деятельностью. Но в тоже время генерирует многочисленные опасности, которые часто суммируются и накладываются друг на друга на ограниченной площади. Например: поражение электрическим током, пожар, ожоги кожи горячей водой, протечки и затопление, химические ожоги, отравление бытовым газом, взрывы с обрушением перекрытий, домашние животные, которые могут наносить укусы или переносить различные заболевания.

Ко второму типу относится дальняя бытовая сфера. Ее элементами являются все виды транспорта, места массового скопления людей - во время отдыха, культурного досуга, общественной торговли, индивидуальный или семейный отдых. Эта сфера также является источником многочисленных опасностей и угроз: пожар, террористический акт, толпа, паника, ядовитые животные, растения, грибы и пр.

Реализуясь по тем или иным причинам, опасности бытовой сферы наносят ущерб здоровью и жизни человека. В последние годы бытовой травматизм приобретает массовый характер. Статистические данные свидетельствуют, что: «В структуре травматизма среди взрослого населения, как и в предыдущие годы, и мужчины, и женщины подавляющее большинство травм и других повреждений получают в быту. Бытовые травмы составили в структуре повреждений 69,9%» [5]. По данным Росстата: «Если анализировать детский и юношеский травматизм по нанесению вреда здоровью необходимо отметить, что 50 - 75% всех несчастных случаев приходится на бытовые травмы» [4].

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о том, что дети в бытовой жизни часто попадают в опасные ситуации. Они нарушают пожарную безопасность. На долю несчастных случаев, вызванных воздействием дыма, огня и пламени приходится 27%. При термических травмах отмечается высокий уровень летальности (2-4%) и инвалидизации детей. С распространением в

быту различного электрического оборудования - телевизоры, холодильники, компьютеры, ноутбуки, электробритвы, электрокамины, электрофицированные игрушки участились случаи бытового электротравматизма. В среднем электротравмы составляют 3% от общего числа травм. 10 % всех ожогов у детей обусловлено именно электрическим воздействием, а 25% несчастных случаев заканчивается гибелью детей.

В бытовых условиях газ используется для отопления помещения или приготовления пищи. Опасные ситуации, связанные с газовыми приборами: протечка газа, отключение газа, взрыв.

По статистике взрывы в домах по причине утечки газа происходят в РФ почти каждый день. Так в 2021 году произошло 266 таких чрезвычайных ситуаций в жилых домах. При этом получают травмы и гибнут взрослые и дети.

На отравления бытовыми химическими препаратами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.), газом приходится около 20% всех травм и несчастных случаем в быту с детьми.

Сложная социально - экономическая ситуация в стране приводит к безработице, падению нравственности, увеличению алкоголизма, наркомании. Это провоцирует криминогенные ситуации в быту. Так, в 2021 году Следственный комитет РФ возбудил почти 19 тысяч уголовных дел, совершенных против детей и подростков. Пострадали 17 тыс. детей. Многие из них пострадали от рук родителей, близких родственников, опекунов или усыновителей. Статистика тревожная.

Знание бытовых опасностей — одно из условий успешной защиты от них. Школьный курс ОБЖ приобретает здесь важную роль, потому что при его изучении у школьников формируются умения и навыки поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, происходящих в бытовой сфере.

В школах города Мичуринска предмет ОБЖ изучается по линии учебников под редакцией А.Т. Смирнова. Анализ учебников показал, что опасности ближней бытовой сферы изучаются в 5 классе в разделе «Основы комплексной безопасности» в теме «Человек, среда его обитания, безопасность

человека». На эту тему отводится 5 часов. Изучаются возможные опасные и аварийные ситуации в жилищах; правила пользования электрическими приборами; правила хранения бытовой химии и др. А также способы предотвращения наиболее характерных опасных ситуаций в жилище. В этом же классе изучается тема «Опасные ситуации техногенного характера» (2 час.). Обучающиеся изучают пожарную безопасность в быту; как себя правильно вести при пожаре в жилище и в общественных зданиях. В 8 классе уже на более высоком уровне изучается тема «Пожарная безопасность» в течение трех уроков. У обучающихся вырабатывается умение определять, какие зоны в жилище являются опасными, выявлять причины опасных ситуаций в быту, их возможные последствия. Учатся пользоваться различными бытовыми приборами, вызывать по телефону аварийные службы.

Опасности дальней бытовой сферы подробно изучаются в седьмом и восьмом классах. В разделе «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» умения и навыки обеспечения личной безопасности в ЧС, составляются алгоритмы действия в условиях ЧС природного и техногенного происхождения в конкретных условиях.

В пятом, девятом и десятом классах в разделе «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обеспечивать личную безопасность в ЧС социального характера. Получают навыки соблюдения правил личной безопасности при общении с незнакомыми людьми, избегания опасных домогательств на улице.

«Основными умениями и навыками, формируемыми при изучении ОБЖ, являются: «Предвидеть бытовые опасные ситуации по их характерным признакам; выявлять причины возникновения опасных ситуаций и возможные последствия; проектировать модели личного безопасного поведения; умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; действовать, обеспечивая личную безопасность; оказать первую помощь пострадавшим при травмах, отравлениях и различных видах поражений» [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках курса ОБЖ изучаются опасности бытовой среды, но недостаточно учебного времени отводится на приобретение умений и навыков предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, оказывать первую медицинскую помощь.

Список литературы:

1. Дьяконова И.В. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении школьного курса ОБЖ // Научный альманах.

2019. N 4-3(54). С. 58-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ucom.ru/doc/na.2019.04.03.pdf (дата обращения 18.05.22).

2. Мясникова К.А. Бытовая сфера как критерий бытового насилия //Юрист - Правовед. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России. 2012. № 3. С 54 58.

3.Рудаков Д. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях». М.: Просвещение,

2020. 144 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prosv.ru/_resources/obzh/docs/OBZH_8-9_Metodicheskoye_posobiye.pdf. (дата обращения 18.05.22).

4.Статистика травматизма по данным Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа:(https://rosinfostat.ru/travmatizm/). (дата обращения 18.05.22).

5.Травматизм в Российской Федерации на основе данных статистики //Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» [Электронный ресурс] http: //vestnik.mednet.ru/content/view/234/30/lang,ru/#: ~:text. (дата обращения 18.05.22).

UDC 37

DEVELOPMENT OF SAFE BEHAVIOR SKILLS IN THE HOUSEHOLD SPHERE WHEN STUDYING THE SCHOOL OBZH COURSE

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy50 @mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. There are more and more sources of danger in modern living conditions every year. Children often find themselves in dangerous situations at home. Therefore, it is important to study domestic hazards and form the skills and habits of safe behavior in the domestic sphere of life. A large role in this is given to the school course of life safety.

Keywords: basics of life safety, danger, safety, non-production (domestic) sphere, domestic dangers, safety in everyday life.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.