Научная статья на тему 'Работа скаутской организации как способ формирования знаний безопасности жизнедеятельности'

Работа скаутской организации как способ формирования знаний безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / CHILD INJURIES / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ACCIDENTS / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY FUNDAMENTALS / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE FORMATION / SCOUTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Елена Сергеевна

Проблема и цель. В статье приводятся результаты исследования особенностей формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности в скаутской организации, раскрыта актуальность и необходимость решения данной проблемы в современной общеобразовательной школе; рассмотрены виды и особенности детского травматизма. Методы и методология. Исследование включало разработку и реализацию программы скаутской организации, максимально совпадающей по тематике и структуре с темами календарно-тематического планирования образовательного учреждения. Сформированность знаний в области безопасности жизнедеятельности оценивалась по критериям: мотивация, знания, умения, творчество и самоконтроль. Проверка уровня знаний по предмету «ОБЖ» определялась по текущим и архивным журналам и собственным тестам. Проверка статистической значимости результатов исследования проводилась с помощью t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков. Результаты и выводы. Результаты исследования показали, что формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях скаутского движения эффективно повышает знания школьной программы ОБЖ, снижает уровень несчастных случаев как в школьном учреждении, так и за его пределами. Разработанная программа экспериментальной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях скаутской организации показала свою эффективность (р≤0,001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCOUTING PROGRAM AS A WAY to FORM LIFE SAFETY KNOWLEDGE

Introduction. Preserving the health of the younger generation and providing them with decent living conditions is a national task. According to the world health organization, the deaths of school-aged children from accidents are more than three times higher than deaths from diseases. The article presents the results of the study of the formation of knowledge in the field of life safety in the scout organization, reveals the relevance and necessity of solving this problem in modern secondary school; types and features of child traumatism are considered; features of scout movement as a way of formation of knowledge in the field of safety of activity are opened. Methods and methodology. The study included the development and implementation of the program scout organization, the most coinciding on the subject and structure with the topics of calendar and thematic planning of the educational institution. The formation of knowledge in the field of life safety was assessed by criteria: motivation, knowledge, skills, creativity and self-control. Checking the level of knowledge on the life safety fundamentals subject determined by the current and archive logs and their own tests. Statistical significance of the study results was checked using student's t-test and g-test. Results and conclusions. The results of the study showed that the formation of the basics of life safety of children in the scout movement effectively increases the knowledge of the school program of life safety fundamentals, reduces the level of accidents, both in school and outside. The developed program of experimental work on the formation of the basics of life safety in the scout organization showed its effectiveness (p≤0.001). Scout movement contributes to improving the safety of life, creates favorable conditions for the formation of socially significant and personal qualities of a child, a teenager outside the family and school, forms communicative qualities contributes to the formation of a strong character and independence.

Текст научной работы на тему «Работа скаутской организации как способ формирования знаний безопасности жизнедеятельности»

УДК 373.34 DOI 10.17238^1998-5320.2018.32.142

Е. С. Денисова, Омская гуманитарная академия, Омский государственный технический университет

РАБОТА СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема и цель. В статье приводятся результаты исследования особенностей формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности в скаутской организации, раскрыта актуальность и необходимость решения данной проблемы в современной общеобразовательной школе; рассмотрены виды и особенности детского травматизма.

Методы и методология. Исследование включало разработку и реализацию программы скаутской организации, максимально совпадающей по тематике и структуре с темами календарно-тематического планирования образовательного учреждения. Сформированность знаний в области безопасности жизнедеятельности оценивалась по критериям: мотивация, знания, умения, творчество и самоконтроль. Проверка уровня знаний по предмету «ОБЖ» определялась по текущим и архивным журналам и собственным тестам. Проверка статистической значимости результатов исследования проводилась с помощью ^критерия Стьюдента и G-критерия знаков. Результаты и выводы. Результаты исследования показали, что формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях скаутского движения эффективно повышает знания школьной программы ОБЖ, снижает уровень несчастных случаев как в школьном учреждении, так и за его пределами. Разработанная программа экспериментальной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях скаутской организации показала свою эффективность (р<0,001).

Ключевые слова: скаутское движение, детский травматизм, несчастные случаи, основы безопасности жизнедеятельности, формирование знаний.

Введение. Сохранение здоровья подрастающего поколения, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность детей школьного возраста от несчастных случаев превосходит смертность от заболеваний более чем в три раза [1-3]. Такое явление вызвано особенностями психологического и физиологического развития организма, стремлению детей самоутверждаться, сниженным порогом осторожности по сравнению с взрослыми. По данным Росстата, в Российской Федерации ежегодно получают травмы около трёх миллионов детей, несчастные случаи происходят в образовательных учреждениях, бытовой обстановке, при занятиях спортом. При этом часть детей получают инвалидность. Так, в 2016 году количество детей-инвалидов в России составило 541 000 человек [4].

Анализ исследований педагогов и психологов даёт понимание того, что формирование основ безопасности жизнедеятельности необходимо начинать ещё в младшем школьном возрасте [4-6]. Социологические опросы показывают, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» у современных школьников по значимости отодвигается на последние позиции. Объясняется это тем, что эта дисциплина менее других востребована при поступлении в учреждения профессионального обучения. На деле же оказывается, что знания в современном мире, получаемые на уроках безопасности жизнедеятельности, необходимы каждому человеку.

В проекте ФГОС общего образования основным направлением является создание таких условий развития ребёнка, которые открывают большие возможности для его положительной социализации, личностного развития, развития инициативы и творчества на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из важнейших условий полноценного развития подрастающего поколения является физическое воспитание ребёнка как здоровой единицы общества. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребёнка. Высокий уровень ответственности педагогов за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь учащихся потребовали работать в данном направлении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подготовка людей в области безопасности жизнедеятельности должна носить государственный характер и проводиться

по всем возрастным и социальным группам. А подготовка учащейся молодёжи должна проводиться в учебных заведениях в учебное время по программам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Формирование психологических качеств, направленных на грамотное и правильное поведение в случае чрезвычайных ситуаций, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы обучения и воспитания школьников.

На сегодняшний день скаутская организация - это огромная машина, которая благополучно функционирует во многих уголках России и объединяет взрослых людей для помощи детям и подросткам в возможности самореализоваться, выбрать для себя верные жизненные ценности и ориентиры [7; 8].

Всё вышеизложенное определило цель настоящего исследования - теоретически обосновать, разработать и определить результативность программы скаутинга в формировании основ знаний безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста.

Программа исследования. В исследовании принимали участие 96 детей - учащиеся средних и старших классов Иркутской общественной организации детей и молодёжи «Байкальский скаут», а также 90 детей, обучающихся в тех же школах, но не посещающих скаутскую организацию. Исследования также проводились в скаутских отрядах на базе средних общеобразовательных учреждений, например, в скаутском отряде «Горизонт» на базе МБОУ «Белореченская СОШ». Учащиеся на протяжении учебного года участвуют в мероприятиях «Байкальского скаута», где закрепляют и применяют на практике знания, полученные во время посещения уроков основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе. Это такие мероприятия как зимний лагерь «Контакт», весенний каникулярный лагерь «Весенняя волна» (проводится совместно с Аварийно-спасательной службой), весенний праздник первого костра, летний палаточный скаутский лагерь «Странник» и т. д.

Проведённое исследование заключалось в первоначальном выделении критериев и уровней сформированности основ безопасности жизнедеятельности, дальнейшем анализе тематического планирования по предмету «ОБЖ» и выделение общих тем по формированию знаний по предмету в школе и скаутской организации; реализации программы в скаутской организации, совпадающей с темами календарно-тематического планирования образовательного учреждения и анализу эффективности тандемной работы школы и скаутской организации в формировании знаний основ безопасности жизнедеятельности. На контрольном этапе исследования было проведено исследование и сравнительный анализ знаний учащихся, состоящих в скаутской организации, и обычных учеников.

Для определения уровня сформированности у детей основ безопасности нами был разработан «Лист наблюдений по критериям безопасного поведения». Количественная оценка результатов опытно-экспериментальной работы проводилась с помощью 1>критерия Стьюдента. Наличие достоверных изменений (сдвигов) проводилось с помощью О-критерия знаков.

Результаты и их интерпретация. По статистическим исследованиям в течение последних десяти лет 2,5 млн детей и подростков получили черепно-мозговые травмы, из них 43 тыс. стали инвалидами, а более 16 тыс. погибли. Несмотря на достижения в области травматологии и ортопедии, примерно четверть травмированных детей в зрелом возрасте предрасположены к изменениям в организме в результате детской травмы вплоть до потери трудоспособности. Причём основная часть заболеваний касается наиболее важных органов - глаз, верхних и нижних конечностей, слуха. Так, 60-70 % детей, получивших травмы черепа и головного мозга, впоследствии имеют заболевания, и пятая часть из них - заболевания, исключающие трудовую деятельность [1-3]. Статистика детского травматизма в РФ представлена на рисунке 1.

К бытовым несчастным случаям причисляют в том числе произошедшие во время спортивных игр падений с высоты, несчастные случаи на воде, ранения острыми и тяжёлыми предметами и т. д. Следует особенно отметить травматизм на водоёмах, составляющий 20 % от общего числа несчастных случаев с детьми. В России, также как и в других странах, из 10 тонущих детей удаётся спасти только одного [1].

Статистический анализ школьного травматизма выявил, что его частота напрямую зависит от уровня дисциплины в образовательном учреждении, так как подавляющее большинство несчастных случаев происходит во время драк и шалостей на переменах. На внеурочное время приходится 60 % зарегистрированных травм, на уроки физического воспитания - 39 %, 22 % школьных травм происходят на лестничных площадках при переходе с одного помещения в другое.

С появлением и массовым увлечением социальными сетями появились несчастные случаи, возникшие в результате экстремальных развлечений, цель которых заснять их на фото и видео, получив при этом увеличение подписчиков и «лайков». Подростки максимально поднимают планку и

часто не могут объективно оценить свои силы и грозящую им опасность, что и приводит к печальным последствиям.

80

=прочие

70 _

^^^^ " I ожоги

60 -

вд внутренних

органов

40 черепно-

мозговые

30 20 10 0

бытовой школьный спортивный и в дорожно- прочий

дошкольных транспортный

учреждениях

Рис. 1. Статистические данные по детскому травматизму в Российской Федерации, %

Настоящие реалии подразумевают для подростка также множество дополнительных опасностей. Регулярно происходит большое количество пожаров, аварий, катастроф, террористических актов, бедствий природного характера, приводящих к чрезвычайным ситуациям [1].

Психологическое состояние детей и способы поведения при чрезвычайных ситуациях разнообразны. При возникновении экстремальной ситуации реакция поведения подростка определяется в основном инстинктами и бывает крайне разнообразной. Она разнится от панических, бессмысленных до сознательно целенаправленных действий. Данные из разных источников показали, что согласно современным научным подходам, представления о безопасности человека образуют одну из групп его субъектных представлений [4; 5]. Под представлениями человека о безопасности жизнедеятельности нами понимается субъективный образ различных ситуаций и обстоятельств, которые значимы для него в связи с возникновением необходимости преодолевать угрозы внешнего и внутреннего плана. Значимость представлений детей о безопасности жизнедеятельности и наличие пробела в научных знаниях о них делают актуальным их эмпирическое изучение.

Одним из самых эффективных подходов к воспитанию является создание детского движения. Успешный пример его организации может служить скаутинг. Основная цель скаутинга основывается на принципах личностного развития детей и предусматривает их адаптацию к жизни в обществе, а также активному и содержательному досугу и их привлечение к игровой деятельности на основе скаутского метода. Для каждого возраста разработаны разнообразные программы, которые отвечают всем психологическим, интеллектуальным и социальным потребностям дошкольного и школьного возраста. В процессе труда происходит обогащение жизненного практического опыта школьников, интенсивное накопление впечатлений, приобретение новых знаний [8; 9]. Обучение в скаутинге направлено на интеллектуальное, духовное и нравственное развитие личности ребёнка.

Основные задачи и цели, достигаемые путём воспитания в скаутинге: поиск духовных ценностей и правильных приоритетов жизни, здоровье и гигиена, формирование стойкого характера, обучение через дело, помощь другим [9].

Для ответа на вопрос о том, каким образом скаутская организация может повлиять на развитие знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности, необходимо подробно рассмотреть учебную программу по предмету «ОБЖ» для средней ступени образования и программы лагерей и мероприятий. Обработав информацию о содержании учебного курса по предмету «ОБЖ» и соотнеся её с практическим курсом работы с детьми в «Байкальском скауте», нами был составлен список тем календарно-тематического планирования по классам, которые перекликаются с обучающим элементом мероприятий в скаутинге.

5 класс. Раздел 1: Безопасность и защита человека в среде обитания (опасные ситуации в жилище, меры пожарной безопасности в быту, правила безопасного обращения с животными, мероприятия по защите населения от ЧС). Раздел 2: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (медицинская аптечка: перевязочные и лекарственные средства, правила использования; характеристика повреждений и их последствия для здоровья; принципы оказания первой помощи; алгоритм и условия вызова «скорой помощи»; общая характеристика кровотечений, её виды; отработка практических навыков по оказанию первой помощи). Раздел 3: Основы здорового образа жизни (личная гигиена и здоровье; травматизм в школьном возрасте).

6 класс. Раздел 1: Безопасность и защита человека в среде обитания (опасные и экстремальные ситуации в природе: понятия, виды, причины; подготовка к путешествию; правила добывания воды и продуктов питания; сигналы бедствия; акклиматизация и реакклиматизация; психологические основы выживания в природных условиях; особенности состояния водоёмов в разное время года; движение по льду). Раздел 2: Основы медицинских знаний (понятие о закрытых повреждениях -признаки, профилактика энцефалитов, симптоматика теплового и солнечного ударов)

7 класс. Раздел 1: Безопасность и защита человека в среде обитания (опасные природные явления, ЧС природного характера). Раздел 2: Первая медицинская помощь (при переломах, переохлаждении).

8 класс. Раздел 1: Безопасность и защита человека в среде обитания (понятие о пожаре - классификация и характеристики, условия, причины и последствия; биосфера и человек - формы негативного воздействия; понятие о ЧС экологического характера). Раздел 2: Основы здорового образа жизни (принципы поддержания хорошей физической формы).

9 класс. Раздел 1: Безопасность и защита человека в среде обитания (антропогенные изменения в природе). Раздел 2: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (средства, приёмы и правила иммобилизации пострадавших на штатных и импровизированных носилках с помощью подручных средств и волоком; первая медицинская помощь при поражении молнией; безопасное поведение человека при приближении грозы и во время неё).

Программа скаутской организации, реализованная нами, на практике максимально совпадает с темами календарно-тематического планирования образовательного учреждения.

Содержание тематического планирования.

1. Основы туристической подготовки («Зачарованный лес»). Сборка вещмешка: снаряжение, нужное в походе или скаутском лагере и уход за ним; виды рюкзаков, способы их укладки; правила и навыки движения на природе в условиях похода; безопасное нахождение на природе; основы оказания первой медицинской помощи (ранки, синяки, несерьёзные ожоги, обмороки, укусы насекомых, вывихи); определение следов животных (признаки пребывания животных); чтение карты (масштабирование, топографические знаки, составление плана местности); опасность тонкого льда, правила передвижения и действия при несчастных случаях на льду; утилизация мусора в лесу (правила утилизации разных видов мусора).

2. «Мастерская добрых дел» (создание своими руками новых вещей из старых, основы починки одежды).

3. Уход за снаряжением (правила ухода, хранения и использования).

4. Знакомство с цифровой аппаратурой (камера Обскура, основы экспозиции).

5. Кулинария.

6. «Я в скаутской организации» (обычаи и законы, участие в отрядных делах, знакомство с обрядами, песнями и легендами скаутов, историей).

7. Правила обращения за помощью в чрезвычайных ситуациях (телефоны, правила объяснения при звонке, умение обратиться за помощью к взрослым).

8. Уход за домашней живностью (пища, режим, воспитание).

9. Составление меню и списка продуктов для небольшого похода.

10. Знакомство с экологическими проблемами.

11. Умение правильно вести себя при встрече с социально-опасными слоями населения.

12. Знакомство с жизнью и деятельностью людей с ограниченными возможностями (особенности общения и восприятия).

13. Участие в исследовательском задании (например, экологическая обстановка в своем районе, возраст деревьев на месте лесной стоянки).

14. Выполнение ответственного поручения каждым членом скаутской смены и организации.

15. Правила дорожного движения, пеший или велопоход.

16. Водный туризм (знакомство с техникой безопасности, плавсредствами и основы их эксплуатации, участие в водных походах).

17. Пионеринг (организация лагеря, постройки убежищ). Участие в постройке убежища (шалаша, норы) в лесу.

18. Наблюдение за жизнью насекомых, маленьких зверей и птиц в природе (навыки рыбалки, охоты, добывания животной пищи).

Задачей контрольного этапа является выявление эффективности разработанной нами программы. Из проведённого анализа программ школьного образования и занятий, предлагаемых скаутской организацией для обучения детей ОБЖ, видно, что темы специалитетов тесно переплетаются по всей своей структуре и содержанию с темами уроков в школе. Обучение по перечисленным спе-циалитетам в различных скаутских лагерях и мероприятиях начинается с 12 лет по дидактическим принципам «от простого к сложному», «систематичности и последовательности», то есть подача материала происходит из года в год с наслаиванием новой информации на постоянно повторяющуюся ранее приобретённую в школе, скаутских лагерях и мероприятиях. Довольно большой объём материала изучается детьми гораздо раньше в скаутской организации, чем на уроках ОБЖ в образовательной организации. Подобная пропедевтика позволяет детям, членам скаутской организации, осваивать предмет на гораздо более высоком уровне.

Результат подобной успешности был выявлен с помощью проведённых тестов, составленных с целью выявления уровня знаний и навыков по предмету ОБЖ и представлен на рисунке 2. Сформиро-ванность знаний в области ОБЖ оценивалась по критериям, представленным в таблице. В экспериментальной группе тестируемых принимали участие 96 учеников, состоящих в скаутской организации (5 класс -16 человек; 6 класс - 20 человек; 7 класс - 22 человека; 8 класс - 23 человека; 9 класс - 25 человек) и 90 учеников того же образовательного учреждения, не состоящих в организации.

Критерии диагностики сформированности основ безопасности жизнедеятельности

Параметры оценки Уровни

низкий средний высокий

Мотивация Стремление к саморазрушению, регресс Стремление к снижению влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности

Знания Практически полное отсутствие базовых знаний о безопасности Знания об основных вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления Устойчивая система знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления

Умения Владение умениями безопасного поведения в привычной обстановке Владение умениями безопасного поведения в непривычных, трудных условиях Владение умениями безопасного поведения в непривычных, опасных, экстремальных ситуациях

Творчество Опыт репродуктивного использования способов безопасного поведения в знакомых условиях Опыт реконструкции известных способов безопасности с учётом конкретных условий Опыт творческой разработки новых способов безопасности

Самоконтроль Самоконтроль за соблюдением норм безопасности по результату деятельности Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности Прогностический самоконтроль за соблюдением мер безопасности

Для более точной диагностики оценки знаний нами были взяты текущие и архивные оценки учащихся, были проведены беседы с учителями. Стоит заметить, что оценки по результатам исследования архивных журналов и отзывов учителей по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» у нынешних детей-скаутов до их поступления в организацию не отличались от отметок других учеников. Таким образом, исходя из результатов тестирования на параллелях 5-9 классов и составленных на этом основании диаграмм, достаточно хорошо заметно, что участие детей в мероприятиях и лагерях скаутской организации эффективно влияют на повышение уровня знаний и навыков учащихся по предмету

«ОБЖ» (р<0,001). Окончательная диагностика была проведена по собственным разработанным тестам, индивидуальным по каждому классу (рис. 2). Достоверность разницы между группами обычных учащихся и скаутов подтверждена с помощью ^критерия Стьюдента (р<0,001).

Аналогичные результаты получены и по критериям сформированности основ безопасности жизнедеятельности. На рисунке 3 представлены результаты сформированности по 6 и 7 классам, в остальных классах были получены идентичные результаты. Можно отметить общее увеличение сформированности знаний с увеличением класса обучения, причём у обычных учеников данный процесс статистически недостоверен, в то время как у скаутов отчётливо заметен (р<0,05). Эта закономерность говорит о неэффективности сложившейся системы обучения основам безопасности жизнедеятельности, необходимости разработки более эффективных программ обучения, к числу которых относится скаутинг. На рисунке 4 представлены результаты общей сформированности, включающие показатели мотивации, знаний, умений, творчества и самоконтроля на примере 8 и 9-го классов. Исследования проводились на одних и тех же учениках до их вступления в скауты и после года участия.

90

«

о X S

3

§

£

ю о о m н о D

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ высокий

□ средний

В низкий уровни

обычные скауты обычные скауты обычные скауты обычные скауты обычные скауты

ученики ученики ученики ученики ученики

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Рис. 2. Результаты проверки уровня знаний по ОБЖ

70

чр 60

о4

t*

i 50

3

§ 40

F

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&

S 30

m

H о

S 20

ч о

« 10

□ высокий

□ средний

В низкий уровни

i i i i i-1 i i i i i-1-1 i i i i i-¡ i

///// ///// ///А

^ ^ Ж J^J^

V/

8 класс

* /„<fv

9 класс

Рис. 3. Сформированность основ безопасности жизнедеятельности

0

70

60 50 40

«

о X S

3

§

F

^

о

о 30

m

8 20

ч 10

§

П

□ высокий

□ средний

В низкий уровни

обыные будущие

ученики скауты 8 класс

обычные скауты ученики

обычные будущие обычные

ученики скауты 0 -,_„„„ ученики 9 КЛаСС

скауты

0

Рис. 4. Общая сформированность основ безопасности жизнедеятельности до вступления в скауты и после

Выводы. Эффективность скаутских организаций в формировании теоретических и практических знаний, мотивации в области безопасности жизнедеятельности несомненна и доказана с высоким уровнем статистической значимости (р<0,001). Система скаутского метода воспитания направлена на то, чтобы поощрять и развивать индивидуальность ребёнка так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком, успешным учеником и ценным гражданином своего Отечества. Вся система скаутинга нацелена на то, чтобы подготовить молодого человека к жизни в обществе и природе, облегчить процесс социальной адаптации в сложной взрослой жизни. Основная цель скаутинга основывается на принципах личностного развития детей, предусматривая их адаптацию к жизни в обществе, активному и содержательному досугу, привлечение к игровой деятельности на основе скаутского метода.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях скаутского движения эффективно повышает знания школьной программы ОБЖ, снижает уровень несчастных случаев как в школьном учреждении, так и за его пределами. Разработанная программа экспериментальной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях скаутской организации показала свою эффективность (р<0,001). Таким образом, скаутское движение способствует повышению уровня безопасности жизнедеятельности, создаёт благоприятные условия для формирования социально значимых и личностных качеств ребёнка, подростка вне семьи и школы. В таких организациях у детей формируются коммуникативные качества (общительность, ответственность, взаимопомощь и другие), без которых невозможна эффективная деятельность в социуме. Также у человека, воспитанного в такой системе, происходит становление сильного характера и самостоятельности, формируются основы безопасности жизнедеятельности, а у детей уже с раннего возраста формируется уверенность в своей социальной значимости, они осваивают социальные роли, появляются друзья и наставники.

Библиографический список

1. Patel D., Magnusen E., Sandell J. M. Prevention of unintentional injury in children // Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 27, Issue 9. рр. 420-426. DOI: 10.1016/j.paed.2017.05.004

2. Wolyncewicz G. E. L., Palmer C. S., Jowett H. E., Hutson J. M., Teague W.J. Horse-related injuries in children - unmounted injuries are more severe: A retrospective review // Injury. 2017. DOI: 10.1016/j.injury.2017.12.003

3. Olofsson E., Bunketorp O., Andersson A.-L. Helmet use and injuries in children's bicycle crashes in the Gothenburg region // Safety Science. 2017. Vol. 92. рр. 311-317. DOI: 10.1016/j.ssci.2015.11.024

4. Айзман Р. И., Королев В. А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 211-215. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18821438_15240151.pdf

5. Лапшина И. В., Зарубина Р. В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Концепт. 2013. № 2. С. 1-6. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13037

6. Шатохина Т. А., Корохова Н. А. Организация преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях города Майкопа // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 87-91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21613457_15211312.pdf

7. Чепик А. Скаут однажды - скаут навсегда // На путях к новой школе. 2016. № 2. С. 84-87. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25944229_92612740.pdf

8. Лобанова О. Б., Колокольникова З. У. Из истории скаутского движения в России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 104-110. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29245198_86442544.pdf

E. S. Denisova,

Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, undergraduate,

Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation Omsk State Technical University, 11 Mira Av., 644050, Omsk, Russian Federation

ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-0136-858X e-mail: denisova_@gmail.com

SCOUTING PROGRAM AS A WAY TO FORM LIFE SAFETY KNOWLEDGE

Introduction. Preserving the health of the younger generation and providing them with decent living conditions is a national task. According to the world health organization, the deaths of school-aged children from accidents are more than three times higher than deaths from diseases. The article presents the results of the study of the formation of knowledge in the field of life safety in the scout organization, reveals the relevance and necessity of solving this problem in modern secondary school; types and features of child traumatism are considered; features of scout movement as a way of formation of knowledge in the field of safety of activity are opened.

Methods and methodology. The study included the development and implementation of the program scout organization, the most coinciding on the subject and structure with the topics of calendar and thematic planning of the educational institution. The formation of knowledge in the field of life safety was assessed by criteria: motivation, knowledge, skills, creativity and self-control. Checking the level of knowledge on the life safety fundamentals subject determined by the current and archive logs and their own tests. Statistical significance of the study results was checked using student's t-test and g-test.

Results and conclusions. The results of the study showed that the formation of the basics of life safety of children in the scout movement effectively increases the knowledge of the school program of life safety fundamentals, reduces the level of accidents, both in school and outside. The developed program of experimental work on the formation of the basics of life safety in the scout organization showed its effectiveness (p<0.001). Scout movement contributes to improving the safety of life, creates favorable conditions for the formation of socially significant and personal qualities of a child, a teenager outside the family and school, forms communicative qualities contributes to the formation of a strong character and independence.

Keywords: scouting, child injuries, accidents, life safety fundamentals, knowledge formation.

References

1. Patel D., Magnusen E., Sandell J. M. Prevention of unintentional injury in children. Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 27, Issue 9. рр. 420-426.

2. Wolyncewicz G. E. L., Palmer C. S., Jowett H.E., Hutson J.M., Teague W.J. Horse-related injuries in children - unmounted injuries are more severe: A retrospective review. Injury. 2017.

3. Olofsson E., Bunketorp O., Andersson A.-L. Helmet use and injuries in children's bicycle crashes in the Gothenburg region. Safety Science. 2017. Vol. 92. рр. 311-317.

4. Ajzman R. I., Korolev V.A. The importance of the course "Fundamentals of life safety" in the modern training of schoolchildren. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. Novosibirsk, 2012. no. 7. Рр. 211-215. (In Russ.)

5. Lapshina I. V., Zarubina R. V. Ensuring the peculiarities of teaching the discipline "life Safety" in the modern pedagogical University. Nauchno-metodicheskijjelektronnyj zhurnal «Koncept». Kirov, 2013. no. 2. Рр. 1-6. (In Russ.)

6. Shatokhina T. A., Gorokhova N. Ah. Organization of teaching the basics of life safety in educational institutions of the city of Maykop. Bulletin of the Maikop state technological University. Majkop, 2014. no. 1. Рр. 87-91. (In Russ.)

7. Chepik A. Scout once, scout forever. Naputjah k novoj shkole. Sankt-Peterburg, 2016. no. 2. Рр. 84-87. (In Russ.)

8. Lobanova O. B., Kolokol'nikova Z. U. From the history of the scout movement in Russia. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Jalta, 2017. no. 55-3. Рр. 104-110. (In Russ.)

Поступила в редакцию 9.04.2018 © Е. С. Денисова, 2018

Автор статьи: Елена Сергеевна Денисова, кандидат биологических наук, доцент, магистрант, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а; Омский государственный технический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 11, e-mail: denisova_@gmail.com

Рецензенты:

Т. С. Котлярова, кандидат педагогических наук, учитель начальных классов, Гимназия № 115, г. Омск. Т. В. Савченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.