УДК 37
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОБЖ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Владимировна Дьяконова
старший преподаватель Эуакопоуу50@таП. ги Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных организациях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, в том числе формирование у обучающихся модели безопасного поведения, как в штатных условиях, так и при опасных и чрезвычайных ситуациях.Школьный курс ОБЖ играет в этом вопросе главную роль.
Ключевые слова: образовательная организация, комплексная безопасность образовательной организации, основы безопасности жизнедеятельности, безопасное поведение.
В последние годы в России уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций (ОО). Это объясняется тем, что в образовательных организациях происходит много опасных и чрезвычайных ситуаций. Таких, как пожар, травматизм обучающихся, массовые отравления, различные правонарушения с участием школьников. Терроризм разного характера: телефонный, уголовный и др.
В стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОО в системе национальной безопасности России. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОО.
Данная проблема не нова. В 2005 году тогда еще в Министерстве образования и науки РФ было опубликовано письмо «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». В котором отмечается: «В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера» [4].
В 2011 году в России был введен федеральный государственный образовательный стандарт. В нем указывается, что важной задачей школы является формирование у обучающихся модели безопасного поведения, как в штатных условиях, так и при опасных и чрезвычайных ситуациях. А также воспитание психологической культуры для безопасной жизни в социуме. И привитие навыков здорового образа жизни.
В основной и средней школах преподается учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Он ориентирован на то, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное и сознательное отношение к личной и общественнойбезопасности, подготовить школьников к современным условиям жизнедеятельности, а также помочь в организации комплексной системы безопасности образовательной организации.
Комплексная безопасность образовательной организации (КБОО) -состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях [1].
Составляющие КБОО:
- гражданская оборона
- пожарная безопасность;
- инженерно-техническая укрепленность
- антитеррористическая защита;
-контрольно-пропускной режим,
- нормы охраны труда;
- взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами;
- формирование культуры безопасности
Особенностью КБОО является тот факт, что в ней всегда присутствует «человеческий фактор», который определяет эффективность всех технических средств. Это культура безопасности личности. Она складывается из знаний:
1.О возможных угрозах в ОО. В образовательных организациях возможны следующие виды угроз: социально - политические (захват заложников), социально - криминальные (терроризм, мошенничество, массовые драки), техногенные (пожар, авария,) и социально - техногенные, природные (метеорологические явления) и социально - природные (прорыв
теплотрассы из - за сильных морозов), экологические, социально - биогенные (инфекционная заболеваемость людей, животных) и зоогенные (бродячие животные) (Полозова, 2003).
2. Навыки правильного поведения в ЧС.
Предмет ОБЖ в школах имеет свою специфику. Ее суть состоит в том, что обучающиеся должны не просто получать теоретические знания, у них должны сформироваться устойчивые практические навыки безопасного поведения[4]. Этому способствует заложенный в ОБЖ практико -ориентированный компонент. Он проявляется в системе практических заданий по всем основным разделам курса [2]. При их выполнении обучающиеся учатся выполнять определенные действия и у них формируются умения и навыки безопасного поведения. В основном общем образовании: умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам. В среднем общем образовании также и умение применять знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
3.Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается: «Изучение предмета ОБЖ обеспечивает понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности» [5].
Для того, чтобы выработать у обучающихся мотивации безопасной жизнедеятельности необходимо соблюсти ряд условий: стимулировать социальную и личную значимость для развития познавательного интереса по безопасности жизнедеятельности; давать возможность проявлять качества личности безопасного типа, практические умения и навыки в жизненных ситуациях; учитывать интересы и способности при формировании культуры безопасности.
Особый риск для персонала образовательной организации и обучающихся несут опасные и чрезвычайные ситуации, с быстрым развитием поражающих факторов. К ним относятся пожары. Ежегодно в зданиях образовательных организаций происходят пожары, и тема пожаробезопасного поведения в современных условиях является актуальной.
Учебная дисциплина ОБЖ в соответствии с ФГОС в начальной и средней школе знакомит учащихся с разделом по пожарной безопасности. В старшем звене эти вопросы не рассматриваются. В соответствии с программой этот раздел изучается по одним и тем же темам, но в каждом классе материал расширяется и усложняется. Авторы программы сделали это намеренно, чтобы обучающиеся усвоили материал и в дальнейшем трансформировали знания в умения и навыки.
Основные компетенции, которые формируются у обучающихся при изучении этого раздела - это предотвращение пожара, правильные и умелые действия при возгорании. Только теоретических знаний недостаточно. Необходимо проводить практические занятия. В каждой образовательной организации дважды в год проводятся тренировочные учения. Цель этих учений - подготовить обучающихся и персонал к правильным действиям при возникновении такой чрезвычайной ситуации как пожар. Перед учениями изучаются правила, инструкции, проводится инструктаж. Особое внимание необходимо уделить возникновению паники среди людей.
Таким образом, образовательные организации являются уязвимыми структурами в отношении чрезвычайных ситуаций. Которые имеют тяжелые последствия. Отличаются сильным социальным резонансом. Поэтому вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций важны и злободневны.
Список литературы:
1. Боргоякова Т.В. О системе обеспечения безопасности в образовательных учреждениях // Руководитель бюджетной организации. № 4, апрель 2012 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru, свободный. - (дата обращения: 14.04.2022).
2. Дьяконова И.В., Языкова К.Н. Формирование практических навыков у обучающихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» // Наука и образование. Том 4. № 4. 2021.
3. Кузнецова Н. В., Иванова Е.Н. Технология проблемного обучения на уроках ОБЖ как средство развития универсальных учебных действий учащихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN RVFSRC.
4. Письмо «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях от 30 августа 2005 года № 03 - 1572. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный. - (дата обращения 12.04.2022).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный. - (дата обращения 12.04.2022).
UDC 37
THE SIGNIFICANCE OF THE SUBJECT OF LIFE IN THE SYSTEM OF INTEGRATED SECURITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Irina V. Dyakonova
Senior Lecturer Dyakonovy5 0 @mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. In modern conditions, the problem of ensuring security and antiterrorist protection in educational organizations remains relevant. Its solution is possible only through the application of an integrated approach, including the formation of a model of safe behavior among students, both in normal conditions and in dangerous and emergency situations. The school life safety course plays a major role in this matter.
Key words: educational organization, integrated safety of an educational organization, basics of life safety, safe behavior.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.