Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугай В.Д.

Статья посвящена применению эффективных методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-х классах. В ней рассматривается сущность понятия «культура безопасности жизнедеятельности», а также особенности её формирования в школе. Подчеркивается необходимость для российских учащихся не просто знаний по культуре безопасности жизнедеятельности, но также и практических навыков её применения. Также обосновывается важность применения в процессе обучения ОБЖ таких методов обучения как: частично - поисковый метод, метод проектов и эвристический метод. Автор анализирует применение указанных методов на практике и обосновывает при помощи экспериментальных данных высокую эффективность этих методов в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сугай В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF THE BASICS OF THE SAFETY CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the application of effective teaching methods in the lessons of "Fundamentals of life safety" in 8th grades. It examines the essence of the concept of "life safety culture", as well as the features of its formation at school. It emphasizes the need for Russian students not only to have knowledge about the culture of life safety, but also practical skills in its application. The importance of using such teaching methods as: partially - search method, project method and heuristic method in the process of teaching OBZH is also substantiated. The author analyzes the application of these methods in practice and justifies with the help of experimental data the high efficiency of these methods in the process of forming a culture of life safety.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В.Д. Сугай, студент

Научный руководитель: А.В. Ляхов, канд. пед. наук, доцент

Филиал Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-266-269

Аннотация. Статья посвящена применению эффективных методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-х классах. В ней рассматривается сущность понятия «культура безопасности жизнедеятельности», а также особенности её формирования в школе. Подчеркивается необходимость для российских учащихся не просто знаний по культуре безопасности жизнедеятельности, но также и практических навыков её применения. Также обосновывается важность применения в процессе обучения ОБЖ таких методов обучения как: частично - поисковый метод, метод проектов и эвристический метод. Автор анализирует применение указанных методов на практике и обосновывает при помощи экспериментальных данных высокую эффективность этих методов в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, методы обучения, частично-поисковый метод, эвристический метод, метод проектов.

Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья школьников.

МЧС России при поддержке Министерства Просвещения РФ активно использует различные средства и методы для выработки у обучающихся культуры безопасного поведения. Это и ведение предмета основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ, примеч. автора) в школах, и подготовка учащихся в учебных заведениях и общественных движениях.

В современной науке написано много исследовательских работ, рассматривающих формирование культуры безопасности учащихся в общеобразовательных учреждениях с различных сторон. Безопасность в образовании, как социально-педагогическая проблема и теоретические

основы культуры безопасности рассматривалась в научных работах Есиповой А.А., Мошкина В.Н., Репина Ю.В. и других авторов, освещающих этот вопрос [4-6].

Однако, необходимо заметить, что до сих пор в научно-методической литературе нерешённой остаётся проблема разработки наиболее эффективных методов и педагогических технологий, способствующих формированию устойчивых навыков безопасного поведения школьников.

Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами INSAQ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1985 году Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовало Международную консультативную группу по ядерной безопасности (INSAQ), которая разрабатывала концепцию по обеспечению ядерной безопасности на АЭС [3, с. 18].

Таким образом, ещё в XX веке в обществе сложилось понимание того, что культура безопасности должна относиться не только к персоналу опасных объектов и сводится к подготовленности лиц, но и

применяться как к каждому индивиду в отдельности, так и к обществу в целом.

Наиболее распространённым в научной литературе является следующее определение понятия: «Культура безопасности деятельности - совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности» [2].

Культура безопасности - это комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих:

- здоровый образ жизни;

- педагогическая культура по обучению населения безопасному поведению;

- культура безопасности производственной и трудовой деятельности;

- культура безопасного и здорового быта, отдыха и общения в обычных и, особенно, в опасных и экстремальных ситуациях;

- экологическая культура - бережное отношение к природе;

- правовая культура - сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное партнерство;

- межнациональное согласие, гражданский мир;

- информационно-психологическая культура;

- культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге [1, с. 23].

Вместе с тем, культура безопасности предполагает включение совокупности разнообразных духовных и материальных ценностей, а также, моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества и государства в целом. И значительная роль в процессе ее формирования отведена урокам ОБЖ в школе. Предмет ОБЖ, как компонент содержания образования, включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм и правил безопасности. Их основная функция - формирование и развитие у обучающихся готов-

ности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности.

В ФГОС СОО утверждённом в 2012 г. говорится: «...требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора.» [7].

Учитель должен мастерски владеть методами и приёмами воспитания культуры безопасности для того чтобы уверенно прогнозировать нужный результат обучения и принимать верные решения для коррекции деятельности. Применительно к школьной практике под методами воспитания культуры безопасности следует понимать педагогически целесообразные способы взаимодействия учителя и обучающихся в ходе освоения культуры безопасности. Учитель выбирает и применяет систему методов воспитания культуры безопасности, исходя из поставленных перед ним целей. Наиболее эффективными методами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности в среднем школьном звене являются частично-поисковый и эвристический методы. Автором данной работы они были применены в процессе прохождения производственной преддипломной практики в 8-х классах МБОУ СОШ № 2 г. Ессентуки в марте-апреле 2022 г.

Так, 4 апреля 2022 г. в 8-А классе был проведён классный час по теме: «Знай правила безопасности при наводнениях». При этом был использован частично-поисковый метод, основанный на совместном решении познавательных, практических, коммуникативных, художественных и иных проблем, влияющих на уровень безопасности человека. Так, вместе с учителем учащиеся обсуждали причины возникновения наводнений и селей, выявляли

отличия одного стихийного природного явления от другого. Также учащимся предложено было решить проблему нахождения безопасного места при наводнениях в условиях деревенского дома и городской квартиры. Учитель при этом помогал сформулировать проблему, давал оценку предлагаемым решениям, задавал наводящие вопросы. Далее, учащимся предложено было составить памятку как вести себя при наводнениях. Это вызвало среди учащихся живой интерес и мотивацию к овладению культурой безопасного поведения. Об этом свидетельствовало анкетирование, проведённое в конце классного часа. Так, 89% учащихся ответили, что занятие было для них интересным, они узнали важную информацию о наводнениях и усвоили правила безопасного поведения при наводнениях.

Таким образом, частично - поисковый метод способствует подготовке обучающихся к самостоятельному применению известных способов безопасного поведения в необычных условиях.

15 апреля 2022 г. в 8-Б классе было проведено внеклассное мероприятие «Экология и безопасность». Для проведения этого мероприятия был применён эвристический и проектный метод. Класс был разделён на три команды по 5 -6 человек, перед которыми была предварительно сформулирована одна из экологических проблем: атмосфера, гидросфера и химическая безопасность. Каждой команде учащихся необходимо было накануне ме-

роприятия изучить литературу, сформулировать сущность проблемы в виде проекта и предложить несколько вариантов ее решения. Эвристический метод воспитания культуры безопасности позволил сформировать максимально высокий уровень самостоятельности и творчества обучающихся. В процессе подготовки к мероприятию учащиеся проявили исследовательский интерес, мотивационную активность при разработке проектов. Воспитание при этом перешло в самовоспитание, поскольку основные этапы деятельности, учащиеся осуществляли самостоятельно: осознавали поставленную цель, выбирали средства, организовали свою деятельность, осуществляли самоконтроль и т.д. Учитель выступил в роли консультанта, к которому обучающиеся обращались на начальном или заключительном этапе творческого решения теоретической или практической проблемы безопасности человека.

Таким образом, применение таких методов воспитания культуры безопасности как частично-поисковый метод, эвристический и метод проектов позволяют учителю в процессе преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» оказывать непосредственное воздействие на обучающихся с целью формирования у них определенных теоретических знаний и навыков безопасного поведения, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение и деятельность учащихся в различных ситуациях.

Библиографический список

1. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

2. Безопасность деятельности. Энциклопедический словарь / [авт.-сост. И.В. Бойко [и др.]; под ред. заслуж. деят. науки и техники РФ, д-ра техн. наук, проф. О.Н. Русака; [ред.: В.Е. Левтов, В.М. Рошаль; Междунар. Акад. наук экологии и безопасности жизнедеятельности]. - СПб. Лик, 2003. - 504 с.

3. Гафнер В.В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 9. - С. 1823.

4. Есипова А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2014. - № 18.1. - С. 36-38.

5. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. - Барнаул: АО «Алтайский полиграфический комбинат», 1999. - 125 с.

6. Репин Ю.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся образовательных организаций общего образования в процессе обучения предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности» // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №3 (7). - С. 69-78.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii / (дата обращения: 05.05.2020).

METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF THE BASICS OF THE SAFETY

CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

V.D. Sugai, Student

Supervisor: A.V. Lyakhov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical University in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article is devoted to the application of effective teaching methods in the lessons of "Fundamentals of life safety" in 8th grades. It examines the essence of the concept of "life safety culture", as well as the features of its formation at school. It emphasizes the need for Russian students not only to have knowledge about the culture of life safety, but also practical skills in its application. The importance of using such teaching methods as: partially - search method, project method and heuristic method in the process of teaching OBZH is also substantiated. The author analyzes the application of these methods in practice and justifies with the help of experimental data the high efficiency of these methods in the process offorming a culture of life safety.

Keywords: life safety, life safety culture, teaching methods, partially search method, heuristic method, project method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.