Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHING METHODS / METHODOLOGICAL TECHNIQUES / INTEGRATED METHODS / INTEGRATED APPROACH / LIFE SAFETY FUNDAMENTALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко А.С.

В статье рассмотрены особенности применения комплексного подхода к формированию методических приёмов при обучении «основам безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях. Проанализированы основные направления преподавания дисциплины и особенности разработки методов обучения мерам безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH IN THE FORMATION OF A SYSTEM OF LEARNING METHODS "BASICS OF LIFE SAFETY"

The article discusses the features of the use of an integrated approach to the formation of methodological techniques in teaching "the basics of life safety" in educational institutions. The main directions of teaching the discipline and the peculiarities of developing methods of teaching security measures are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

А.С. Лысенко, канд. пед. наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-112-115

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения комплексного подхода к формированию методических приёмов при обучении «основам безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях. Проанализированы основные направления преподавания дисциплины и особенности разработки методов обучения мерам безопасности.

Ключевые слова: методы обучения, методические приёмы, комплексные методы, комплексный подход, основы безопасности жизнедеятельности.

Эффективное обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) возможно при комплексном подходе, нацеленном на целенаправленное совместное применение различных инструментов и факторов в обучении, а именно средств и методов обучения. Благодаря этому возможна более мобильная и вариативная организация учебно-воспитательного процесса, дающая возможность повышения эффективности обучения формирования установки на безопасный образ жизни [3]. Современная дидактика, теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности является на сегодняшний день весьма вариативным и динамичным инструментом, включающим в свой арсенал формы, средства, методы обучения, методические приёмы и педагогические технологии [7]. Комплексный подход можно считать одним из наиболее универсальных подходов к обучению благодаря его вариативности, поскольку в его рамках могут сочетаться очень различные методы: исполнительские, информационно-

сообщающие, репродуктивные, объяснительные и поисковые. Выбор конкретных методов осуществляется в соответствии с содержанием и другими компонентами учебно-воспитательного процесса, а также его динамикой процесса обучения.

На практике идея целостности учебно-воспитательного процесса реализуется посредством комплексного подхода, являющегося способом интеграции совокупно-

сти факторов и условий, относящихся к формированию личности [4]. Комплексность означает синтез задач, целей, сущности, форм, средств и методов образовательного взаимодействия и воздействия и проявляется через единство всех составляющих учебно-воспитательного процесса. Цель обучения, равно как и его формы, методы, средства обучения и критерии эффективности, всегда должны определяться исходя из задач комплексности.

Комплексность, наравне с сознательностью, самостоятельностью, активностью, наглядностью, последовательностью, системностью, обучением на высоком уровне сложности, прочностью формирования умений, знаний и навыков, групповым и индивидуальным подходом, является одним из основополагающих принципов в обучении ОБЖ [1]. Реализация комплексности позволяет учителям и учащимся выстроить стройную систему знаний изучаемой дисциплины, связав новые знания с полученными ранее.

Комплексный подход подразумевает комбинирование различных педагогических средств и методов (развивающих, обучающих, тестирующих, контролирующих, имитационных, справочных, тренировочных и прочее), которые посредством своего целостного единства значительно расширяют функциональное назначение каждого из компонентов.

Комплексное применение различных методов, применяемых при обучении ОБЖ

должно отвечать следующим требованиям [6]:

1. Методические требования:

- чёткая логичность изложения учебного материала, которая позволяет проследить последовательность умозаключений;

- преимущественное применение методов и методических приемов, направленных на побуждение учеников к мотивированной умственной деятельности;

- использование ряда средств когнитивной визуализации;

- применение упражнений и вопросов для определения характера имеющихся ошибок и затруднений в усвоении учебного содержания;

- наличие действенного и систематического контроля за организацией и итогами образовательного процесса.

2. Технологические, нацеленные на:

- управление деятельностью ученика через поддержку и помощь;

- рациональное изучение учебного материала (использование мультимедийных средств и модульного структурирования курса и его элементов);

- использование разнообразных программных приложений;

- организацию самостоятельных и дополнительных занятий в удобном для учащегося и учителя формате;

- нацеленность на развитие коммуникативных способностей посредством использования различных педагогических и информационных технологий.

3. Воспитательные:

- наличие материалов, посвящённых ответственности за полученные знания;

- указание междисциплинарных связей;

- поощрение стремления к самостоятельному образованию и обучению.

В рамках комплексного подхода к обучению могут применяться методы обучения, представляющие собой систему взаимосвязанных последовательных действий преподавателя и учеников, позволяющую последним развивать умственные способности, усваивать содержание программ и овладевать средствами самостоятельного образования и обучения [1]. Методы обучения имеют неразрывную взаимосвязь со способами познания, позволяющими по-

нять объективную действительность и сущность явлений в процессе взаимодействия преподавателей и обучающихся. К способам познания относят дедукцию и индукцию, синтез и анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно, сопоставление и сравнение, интеграцию и дифференциацию. Особенность применяемых педагогических методов обучения состоит в их синтезе и включении в обобщённом виде всех способов познания, применяемых взрослыми людьми.

Можно выделить ряд требований, которым должна отвечать система методов обучения ОБЖ:

1. Разнообразие применяемых методов обучения.

2. Взаимосвязь применяемых методов с содержанием, формами и средствами обучения.

3. Нацеленность на реализацию разнообразных видов учебной деятельности школьников.

4. Опора системы методов на применение разнообразных средств обучения.

5. Доступность отдельных методов (как способов учебной деятельности) для учителя и учащихся.

6. Возможность вариативного применения разных методов для изучения одного и того же вопроса учебного содержания.

7. Возможность сочетания различных методов в различных учебных ситуациях.

Все многообразие методов обучения ОБЖ, представляющее единую систему и предполагающих их комплексное применение, можно свести к следующим группам [2]:

1. Словесные. В их число входит ряд методов, в ходе реализации которых преподаватель, используя слово, излагает и объясняет учебный материал, а учащиеся, слушая, запоминая и осмысливая его, активно воспринимают и усваивают транслируемы сведения. К словесным методам относят:

- рассказ, предусматривающий устное повествовательное изложение данных, не прерываемое диалогом с учениками;

- лекция, подразумевающая устное изложение материала, отличающееся большей ёмкостью, сложностью образов, логи-

ческих построений, обобщений, доказательств и продолжительностью по сравнению с рассказом;

- беседа, предусматривающая диалог с обучающимися, организованный посредством детально продуманного комплекса вопросов, подводящих учеников к усвоению фактов, новой закономерности или понятия.

2. Наглядные. Эти методы важны для обучающихся, обладающих преимущественно визуальным восприятием действительности. Использование наглядных методов позволяет развивать абстрактное мышление учащихся, что обуславливает достижение большего образовательного, педагогического и развивающего эффекта от дисциплины.

3. Практические. Эта группа методов охватывает широкий диапазон разнообразных видов деятельности и включает такие приёмы, как постановка задания, создание плана его выполнения, оперативное регулирование, стимулирование, контроль и анализ итогов работ, выявление причин обнаруженных недостатков. Использование комплексного практико-ориентированного обучения позволяет развивать личностный потенциал обучающихся за счёт совершенствования таких психологических качеств, как мышление, внимание, целеустремлённость, воля, потребность в саморазвитии и способность к мотивации [8].

4. Игровые. Эти методы обеспечивают необходимую заинтересованность учеников в обучении и эмоциональность занятий, позволяют увеличить число повторений определённых ситуаций с использованием разнообразных исходных положений. Игры способствуют изучению и за-

туациях различных опасностей. Среди игровых методов выделяют игровое моделирование потенциальных опасностей, связанное с безопасным поведением в экстренных ситуациях, сюжетно-ролевые игры, игры на предотвращение и предопределение опасностей и обсуждение важности соблюдения усваиваемых инструкций.

Реализация комплексного подхода к обучению ОБЖ позволяет учителю и учащимся более эффективно отработать навыки безопасного решения каждодневных бытовых ситуаций и способствует получению практического опыта безопасного поведения в случае столкновения с чрезвычайными и экстремальными ситуациями техногенного, природного и социального характера.

В качестве важного составляющего компонента комплекса обучения ОБЖ могут применяться элементы риск-ориентированного мышления, нацеленные на развитие способности учащихся осуществлять предупреждающие действия для исключения возможных несоответствий принципам и требованиям безопасности, анализировать выявленные нарушения и выполнять действия, нацеленные на предотвращение повторного возникновения риска [5].

Применение комплексного подхода при формировании системы методов обучения ОБЖ способствует активизации и интенсификации учебно-познавательной и творческой деятельности обучающихся. Практика применения комплексного подхода в учебно-воспитательный процесс является, на наш взгляд, оправданной, поскольку способствует росту качества и повышению эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности.

креплению правильного поведения в си-

Библиографический список

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014. - 135 с.

2. Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. -244 с.

3. Айзман Р. И., Королев В. А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 211-215.

4. Бузаров К. И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 32-36.

5. Долинина И. Г., Кушнарева О. В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. -С. 85-91.

6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Методологический анализ системного и комплексного подходов и разработка электронного учебно-методического комплекса // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1 (70). - С. 16-20.

7. Рахманов Ш.В., Рахимов Х.М. Система методов обучения безопасности жизнедеятельности // Вестник науки и образования. - 2020. - № 2 (80), ч. 2. - С. 67-69.

8. Фадейкина Е.А. Актуальные практико-ориентированные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции // Калининградский вестник образования. - 2020. - №2 (6). -С. 55-62.

INTEGRATED APPROACH IN THE FORMATION OF A SYSTEM OF LEARNING

METHODS "BASICS OF LIFE SAFETY"

A.S. Lysenko, Candidate of Pedagogical Sciences The Herzen State Pedagogical University of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the features of the use of an integrated approach to the formation of methodological techniques in teaching "the basics of life safety" in educational institutions. The main directions of teaching the discipline and the peculiarities of developing methods of teaching security measures are analyzed.

Keywords: teaching methods, methodological techniques, integrated methods, integrated approach, life safety fundamentals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.