Научная статья на тему 'Система методов обучения безопасности жизнедеятельности'

Система методов обучения безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / СПОСОБ ПОЗНАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ / LIFE SAFETY / TEACHING METHODS / METHOD OF COGNITION / INTEGRATED METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманов Шарифжон Валижонович, Рахимов Холмирза Мукумович

Данная статья раскрывает особенности использования активных методов в процессе преподавания курса безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Также рассмотрены главные направления преподавания безопасности жизнедеятельности. Методы обучения одна из существенных и сложных проблем в методике предметного обучения. На развитие методов предметного обучения влияют методы безопасности жизнедеятельности как науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики обучения предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахманов Шарифжон Валижонович, Рахимов Холмирза Мукумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF METHODS OF LIFE SAFETY TRAINING

This article reveals the features of the use of active methods in the process of teaching life safety courses in educational institutions. The main directions of teaching life safety are also considered. Teaching methods one of the significant and complex problems in the methodology of subject teaching. The development of methods of subject teaching is influenced by life safety methods as a science and practice, tendencies of methodology, achievements of didactics and methods of teaching a subject.

Текст научной работы на тему «Система методов обучения безопасности жизнедеятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Рахманов Ш.В. , Рахимов Х.М.

Email: Rakhmanov680@scientifictext.ru

1Рахманов Шарифжон Валижонович - старший преподователь;

2Рахимов Холмирза Мукумович - кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья раскрывает особенности использования активных методов в процессе преподавания курса безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Также рассмотрены главные направления преподавания безопасности жизнедеятельности. Методы обучения - одна из существенных и сложных проблем в методике предметного обучения. На развитие методов предметного обучения влияют методы безопасности жизнедеятельности как науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики обучения предмета.

Ключевые слова: безопасности жизнедеятельности, методы обучения, методические приемы, способ познания, комплексные методы.

SYSTEM OF METHODS OF LIFE SAFETY TRAINING Rakhmanov Sh.V.1, Rakhimov H.M.2

1Rakhmanov Sharifjon Valizhonovich - Senior Lecturer;

2Rakhimov Kholmirza Mukumovich - Candidate of biological sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT LIFE SAFETY, NAMANGAN CIVIL ENGINEERING INSTITUTE, NAMANGAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the features of the use of active methods in the process of teaching life safety courses in educational institutions. The main directions of teaching life safety are also considered. Teaching methods - one of the significant and complex problems in the methodology of subject teaching. The development of methods of subject teaching is influenced by life safety methods as a science and practice, tendencies of methodology, achievements of didactics and methods of teaching a subject.

Keywords: life safety, teaching methods, teaching methods, method of cognition, integrated methods.

УДК 378.1.048.2

В последнее время значимость основ безопасности жизнедеятельности значительно повышается. Вузовский курс безопасности жизнедеятельности (БЖД) -это принципиально и качественно новая учебная дисциплина, включающая в себя общие положения, относящиеся к обширному классу конкретных дисциплин, изучающих вопросы безопасности человека в конкретных условиях деятельности. Безопасность жизнедеятельности не отменяет и не заменяет другие науки. Она претендует лишь быть общей теоретической и методологической основой для частных наук, изучающих конкретные опасности и способы защиты от них.

Относительно «молодой» курс БЖД находится в динамичном развитии теории, дидактики и методики обучения. В отличие от дидактики методика обучения является

более динамичным, вариативным инструментарием, включающим методы обучения, методические приемы, педагогические технологии [2].

Методы обучения - одна из существенных и сложных проблем в методике предметного обучения. На развитие методов предметного обучения влияют методы безопасности жизнедеятельности как науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики обучения предмета. По определению философии, метод (от греч. «тейюйоБ» - путь к чему-либо) в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Так же метод определяет и педагогика: «Метод в самой широкой трактовке - это способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели» (Ю.К. Бабанский, 1977). В основу такого определения метода положено отношение между целью и характером деятельности, направленной на ее достижение. Цель определяет то, какой должна быть система действий человека. Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина «метод» из-за синонимического использования таких слов, как «способ», «путь», «средство», «методика», а с другой - богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы [1, с. 68].

Значительное внимание в структуре подготовки данных специалистов должно быть отведено вопросам теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности или иными словами методике обучения БЖД.

«Методика» в переводе с древнегреческого - это «способ познания», «путь исследования».

Методика обучения БЖД - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения безопасности жизнедеятельности. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения безопасности жизнедеятельности в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», как будет рассмотрено ниже, с учетом уровня обучаемых в различных типах образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, начальных, средних, высших и послевузовских профессиональных образовательных учреждений) структурно имеет три образовательных уровня. Каждый из этих уровней имеет свою методику обучения. Мы же будем рассматривать методику обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях, где данный курс носит название «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Методика обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать школьный курс ОБЖ. Таким образом, объектом методики обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Предметом же будут содержание, организация, формы и методы обучения [1].

В настоящее время существуют различные классификации процессов овладения знаниями. Их можно разделить на группы по следующим признакам:

- комплексные методы: информационно-сообщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, объяснительные и поисковые.

- по источникам передачи и характеру восприятия информации, методы подразделяются на словесные, наглядные и практические;

- в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, среди методов выделяют способы приобретения знаний; формирование и применение умений, навыков и знаний; творческую деятельность; закрепление знаний, умений, навыков в процессе проверки;

- в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (ассоциативный), репродуктивный, заключающийся в воспроизведении запечатленного и сохранении его в памяти; исследовательский и эвристический, сводящий процесс обучения к системе наводящих вопросов (данный метод относится к разряду ассоциативных обучающих схем) [3, с. 54].

Перечисленные методы дают лишь частичное представление о системе распределения существующих в настоящее время способов обучения. Однако даже самая совершенная классификация не может быть оптимальной применительно ко всему учебному процессу. Кроме того, любая система отображает лишь одну или несколько сторон последовательности действий. В связи с этим учитель самостоятельно отбирает необходимые методы, сообразуясь с динамикой процесса обучения.

Список литературы /References

1. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. 244 с.

2. Данченко С.П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы, 2016. № 3.1. С. 68-72.

3. Зязина Т.В., Григорьев А.И. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Т.В. Зязина, А.И. Григорьев. Воронеж: ВГПУ, 2006. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.