Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОАКТИВАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Ирина Владимировна, Никишин Никита Михайлович

В современном мире на первый план выдвигается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности. Образовательные учреждения являются наиболее доступными и удобными площадками для того, чтобы обучать население безопасному образу жизни. По ФГОС конечным результатом образовательного процесса является формирование личности безопасного типа, которая будет сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни. Следовательно, в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности должны использоваться такие формы и методы обучения, которые приведут к реальному результату. Одной из таких форм является самостоятельная деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова Ирина Владимировна, Никишин Никита Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS

In the modern world, the problem of ensuring life safety comes to the fore. Educational institutions are the most accessible and convenient venues for educating the population on a safe lifestyle. According to the Federal State Educational Standard, the end result of the educational process is the formation of a safe type of personality, which will be preserved throughout life. Therefore, in the educational process on the basics of life safety, such forms and methods of training should be used that will lead to a real result. One of these forms is the independent activity of students.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Эуакопоуу50@таП. ги Никишин Никита Михайлович

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В современном мире на первый план выдвигается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности. Образовательные учреждения являются наиболее доступными и удобными площадками для того, чтобы обучать население безопасному образу жизни. По ФГОС конечным результатом образовательного процесса является формирование личности безопасного типа, которая будет сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни. Следовательно, в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности должны использоваться такие формы и методы обучения, которые приведут к реальному результату. Одной из таких форм является самостоятельная деятельность обучающихся.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, системно -деятельностный подход, самостоятельная деятельность, психологические факторы, саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль.

Актуальность темы. Современный мир характеризуется увеличением численности и плотности населения, прогрессивно развивается экономика и техника. Вследствие этого увеличивается количество видов опасностей и их качественное разнообразие во всех сферах современной жизни. В результате на первый план выдвигается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности. Образовательные учреждения являются наиболее доступными и удобными площадками для того, чтобы обучать население безопасному образу жизни. По ФГОС конечным результатом образовательного процесса является формирование личности безопасного типа, которая будет сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни. Следовательно, в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности должны использоваться такие формы и методы обучения, которые приведут к реальному результату.

Одной из таких форм является самостоятельная деятельность обучающихся. В педагогической литературе по самостоятельной работе учащихся отсутствует определенное, однозначное понятие данного вида работы. Ученых - дидактов, методистов и практикующих учителей по определению самостоятельной работы можно разделить на такие группы. Первая группа представляет самостоятельную работу как форму обучения. Вторая - как методы обучения. Третья - как приемы обучения. В определениях всех авторов учитываются психологические факторы, такие как саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль [6].

К саморегуляции относится совокупность осознанных актов и действий, благодаря которым достигается необходимое состояние. Самоактивация определяется как: «Субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности». В понятие самоорганизации вкладывается: «Свойство личности, как способность мобилизовать себя, активизировать все свои возможности, рационально использовать свое время, силы, средства, чтобы достичь промежуточную и конечную цель работы» [2]. С помощью самоконтроля осуществляется выполнение работы на личностном уровне.

Часто обучающиеся обладают знаниями, но не проявляют самостоятельность в работе и даже не стремятся к ней и не реализовывают свои возможности. Это происходит потому, что для успешной самостоятельной деятельности, кроме знаний необходимы еще три условия: умение, внутренняя мотивация и воля. Запускающим механизмом к самостоятельной работе является внутренняя мотивация на самостоятельное выполнение какого то задания. А это, в свою очередь, дает толчок и запускает знания и умения. Тогда учащийся начинает работать самостоятельно. И уже не требуется напоминания и помощи со стороны учителя, родителей.

Но иногда происходит так, что обучающийся владеет знаниями и умениями, имеется внутренняя мотивация, но в итоге самостоятельная работа не доводится до логического конца и конечная цель не достигается. Таким учащимся не хватает воли. Потому что самостоятельность очень тесно связана с волевыми процессами, с волевыми усилиями. Волевые качества учащегося должны быть достаточно развиты. Все три условия: умение, мотив и воля должны присутствовать. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен развивать эти качества у обучающихся в полной мере [1].

При изучении школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» самостоятельная работа должна проводиться систематически. Только в этом случае обучающиеся получат твердые знания, умения и навыки, которые они смогут применять как в обыденной жизни, так и при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций [3].

В настоящее время в соответствии с ФГОС обучение строится на системно - деятельностном подходе. Целью данного подхода является становление личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Потому, как только собственное действие человека становится основой для формирования его самостоятельности в будущей жизни [4,7].

Задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Это сложный процесс и

получается организовать такую деятельность не с первого раза. Тут важно работать последовательно и систематически.

Школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности изучается в основном с пятого по девятый классы. Отводится на нее один час в неделю. В некоторых случаях по решению органов образования изучение ОБЖ организуется в восьмом и девятом классах, тоже один час в неделю. Количество часов на изучение предмета сокращается. Возникает недостаток времени или полное его отсутствие на изучение предмета. Педагогу - организатору ОБЖ в этом случае приходится корректировать содержание программы, учитывая модульную структуру курса и предметную линию учебников. Чтобы компенсировать нехватку времени можно организовать самостоятельное изучение некоторых тем и разделов в домашних условиях. То есть в этих условиях на помощь педагогу и обучающимся приходит самостоятельная деятельность по изучению материала. Это позволяет учащимся получать нужные знания и формировать умения по предмету ОБЖ [5].

Учебник по ОБЖ кроме текста содержит и другие элементы: вопросы, задания, таблицы, схемы, иллюстрации, справочный материал, примеры жизненных ситуаций. При организации самостоятельной работы необходимо все эти элементы использовать. В зависимости от того, какие элементы учебника используются, самостоятельную работу с учебником можно разделить на следующие группы.

Группа 1. Самостоятельная работа с текстом учебника. Нахождение ответов в тексте на поставленные вопросы учителя; нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа; чтение текста и составление его плана или тезисов; комментированное чтение текста; чтение и подготовка пересказа; нахождение в тексте о том, что не говорил учитель; сравнение рисунков и схем в новом и ранее изученной главе параграфа; составление вопросов по тексту и др. Более творческий уровень заданий может быть в формулировании своего мнения по прочитанному материалу

Группа 2. Самостоятельная работа с иллюстрированным материалом учебника. Комбинируя простые задания, учитель может создать комплекс сложных заданий. Высокий уровень самостоятельного задания носит творческий характер. Например, предложить обучающимся высказать свое отношение по прочитанному материалу.

Ниже приводятся примеры самостоятельной работы с учебником на уроках ОБЖ.

Пример 1. Использование текста и иллюстративного материала учебника. При изучении правил безопасного поведения в различных ситуациях можно сформулировать задание: подготовить рассказ по безопасному поведению в опасной ситуации по слепой схеме, приведенной в учебнике. Выполнение такого типа задания способствует развитию коммуникативных навыков и побуждает обучающихся к смысловому чтению текста.

Пример 2. Использование иллюстративного материала учебника. В учебнике приведены две схемы: последовательность эвакуации при наличии убежища и последовательность эвакуации при отсутствии убежища. Задание: сравнить две схемы и найти сходства и различия в последовательности действий.

Пример 3. Раздел Чрезвычайные ситуации экологического характера. На его изучение выделяется недостаточное количество часов. Для того, чтобы восполнить этот пробел, можно использовать опережающие задания. Например, выдать классу вопросы, ответы на которые они должны найти самостоятельно. А на следующем уроке по этому заданию провести опрос или тестирование. Или показать презентацию с материалом следующего урока.

Пример 4. 9 класс. Тема: «Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства». Задание: заполнить таблицу, используя материал текста. Задание можно ранжировать: не давать названия колонок таблицы более успешным обучающимся. В этом проявляется дифференцированный подход к организации самостоятельной работы.

Пример 5. Старшие классы. Самостоятельно изучить текст параграфа и составить конспект. На уроке это материал не изучается. А только проводится проверка и закрепление изученного самостоятельно материала.

Таким образом, самостоятельную работу необходимо заранее планировать и подбирать разнообразные формы организации, часть содержания по предмету необходимо выделить в домашнюю работу, а часть для изучения на уроке. Самостоятельную работу можно разделить по дидактической цели на пять групп, по форме организации деятельности от фронтальной до индивидуальной, может быть организована в урочное время и во внеурочное. Также выполнять определенные условия, чтоб считаться действительно самостоятельной. Работу с текстом можно считать фундаментом для дальнейшей самостоятельной деятельности. Преимуществом работы с учебником можно считать то, что данный вид работы может охватывать все этапы процесса обучения, в рамках обычного урока осуществлять личностно -ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Список литературы:

1. Дьяконова И.В., Языкова К.Н. Формирование практических навыков у обучающихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 4.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

3. Кузнецова Н.В., Дубовицкий И.И. Самостоятельная работа с различными информационными источниками как средство развития критического мышления и творческих способностей обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3(81). С. 100 - 103.

4. Кузнецова Н. В., Федулова Ю.А. Самостоятельная работа обучающихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса в аграрном вузе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

5. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. 63 с.

6. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов / Р. А. Струкова, Т. Г. Г. Алиев, Е. В. Пальчиков, Р. А. Щукин // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.02.2022).

UDC 37

THEORETICAL FOUNDATIONS OF INDEPENDENT ACTIVITY OF

STUDENTS

Irina V. Dyakonova

senior lecturer Dyakonovy50 @mail. ru Nikishin Nikita Mikhailovich

student

Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. In the modern world, the problem of ensuring life safety comes to the fore. Educational institutions are the most accessible and convenient venues for educating the population on a safe lifestyle. According to the Federal State Educational Standard, the end result of the educational process is the formation of a safe type of personality, which will be preserved throughout life. Therefore, in the

educational process on the basics of life safety, such forms and methods of training should be used that will lead to a real result. One of these forms is the independent activity of students.

Keywords: basics of life safety, system-activity approach, independent activity, psychological factors, self-regulation, self-activation, self-organization, self-control.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.