Научная статья на тему 'Методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении курса ОБЖ'

Методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении курса ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В., Дубовицкий И.И.

В соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию обучающихся особую актуальность приобретает формирование у них потребности в саморазвитии и самообразовании, реализации творческих способностей. В связи с этим важным направлением образовательного процесса является эффективная организация самостоятельной работы учащихся, в результате которой происходит активный поиск, получение, осмысление, систематизация новой информации. В данной статье раскрыты методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности. Дана характеристика и приведены конкретные примеры различных типов самостоятельных работ, применяемых учителем ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Н.В., Дубовицкий И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении курса ОБЖ»

Во-первых, на схеме легче прослеживать причинно-следственные связи, вычленять главное, во-вторых, схема наглядна. Схему могут создавать и учитель, и учащиеся. Схему можно заполнять всю сразу на одном уроке, и на протяжении нескольких уроков, дополняя и наполняя необходимым материалом. Схемы также легче сравнивать, к тому учащиеся могут проявить свои творческие способности при составлении схем.

Без знания понятий, а значит, без знания сути, без возможности высказывать суждения, делать выводы, усвоить ключевые события и факты истории невозможно.

Список литературы:

1. Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы, ТОИПКРО, Томск, 2014

2. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания «Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф.» (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 98-106.

3. Смирнова. О. А. Формирование понятийного аппарата на уроках истории : URL: http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/05/27/formirovanie-ponyatiynogo-apparata-na-urokakh-isto

4. Беспалова М. В. Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания: URL:http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/09/25/formirovanie-ponyatiynogo-my shleniya-na-urokakh-i storii.

УДК 373.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЖ

Кузнецова Н.В., 2018 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Сог(иально-педагогический институт, к.с.-х.н., dcnieum кафедры Безопасности жизнедеятельности и

медико-биологических дисциплин, Мичуринск Дубовицкий И.И., 2018 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Сог(иально-педагогический институт, магистрант, Мичуринск

Аннотация: в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию обучающихся особую актуальность приобретает формирование у них потребности в саморазвитии и самообразовании, реализации творческих способностей. В связи с этим важным направлением образовательного процесса является эффективная организация самостоятельной работы учащихся, в результате которой происходит активный поиск, получение, осмысление, систематизация новой информации. В данной статье раскрыты методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности. Дана характеристика и приведены конкретные примеры различных типов самостоятельных работ, применяемых учителем ОБЖ.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа, безопасность жизнедеятельности.

METHODICAL APPROACHES ТО THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WHILE STUDYING THE COURSE OF LIFE SAFETY

KuznetsovaN.V., 2018

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute, the candidate of agricultural sciences, docent Department

of Life safety and Medico-biological Disciplines, Michurinsk

Dubovitsky I.I., 2018

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute, the candidate of agricultural sciences, master student,

Michurinsk

Annotation: according to the modern requirements for students' education and upbringing, the formation of their need for self-development and self-education, the realization of creative abilities becomes particularly relevant. In this regard, an important direction of the educational process is the effective organization of independent work of students, and as a result an active search, receiving, thinking, systematization of new information. In this article methodical approaches to the organization of independent work of students while studying life safety issues are presented. The characteristics and specific examples of different types of independent work used by the teacher of life safety basics are given.

Key words: educational process, independent work, life safety.

Высокие темпы развития науки и техники приводят к появлению колоссального объема различного рода информации, с которой приходится справляться современным детям и подросткам. В связи с этим крайне важно научить их самостоятельно находить необходимые сведения, анализировать их, вычленять главные элементы, применять в соответствующих ситуациях, а также сформировать потребность к постоянному саморазвитию и самообразованию. Все это возможно реализовать при использовании в обучении разнообразных самостоятельных работ, которые выполняются учащимися по заданиям учителя, под его чутким руководством, но без непосредственного участия.

Самостоятельная работа являлась неотъемлемой частью процесса обучения на всех этапах исторического развития школьного образования, а вопросами ее организации в разное время занимались такие видные педагоги, как В.В. Давыдова, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Дайри, П.И. Пидкасистый, М.К. Ковалевская и другие. В настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности, а среди условий реализации основной образовательной программы, закрепленных в ФГОС, можно выделить возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, обеспечивающих их эффективную самостоятельную работу, а также формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной и иных видов деятельности.

При проведении самостоятельных работ учителю необходимо руководствоваться рядом требований, которые позволят достичь более высоких результатов обучения:

- соответствие содержания самостоятельной работы требованиям ФГОС и рабочих программ;

- доступность, посильность и личностная значимость предлагаемых обучающимся заданий;

- четкий инструктаж предстоящей самостоятельной работы, постановка конкретных целей и

задач;

- руководство самостоятельной деятельностью учащихся на всех этапах ее выполнения [1, с.

106].

Организация самостоятельной деятельности обучающихся является важным звеном в работе каждого школьного учителя, в том числе и учителя ОБЖ, которому необходимо научить учащихся самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды и механизмы быстрой адаптации к изменяющимся условиям, принимать ответственные решения по преодолению опасных и чрезвычайных ситуаций. При обучении ОБЖ целесообразно использовать четыре типа самостоятельных работ, направленных на развитие мыслительной активности обучающихся, реализацию их творческого потенциала, а также ряда ключевых компетенций. Рассмотрим методические подходы их организации. Так, первый тип - это работы по образцу, которые выполняются на основе определенного образца, эталона или подробной инструкции. Подобного рода работы относятся к репродуктивным, а познавательная активность и самостоятельность остается на воспроизводящем уровне. В практике обучения ОБЖ самостоятельные работы по образцу включают разнообразные виды заданий. Например, работа с учебником и дополнительной литературой, когда обучающимся необходимо найти ответы на ряд поставленных вопросов: «Какие опасные ситуации характерны для городской среды?», «Каким образом можно улучшить экологическую обстановку в

городе?» (5 кл.), «Какие требования пожарной безопасности следует соблюдать при разведении костра в лесу?», «Каковы особенности снаряжения туриста-лыжника?» (6 кл.) и др.

К самостоятельным работам по образцу можно отнести работы по заполнению таблиц с использованием материала учебника. Например, таблица «Природные явления» может содержать графы «Группа ЧС природного характера», «Вид ЧС природного характера», «Примеры крупнейших ЧС»; а в таблицу «Правила поведения во время грозы» целесообразно включить графы «Если вы оказались... (в лесу, на открытой местности, в воде или лодке, в автомобиле, в здании)», «Меры предосторожности». При этом используются методические приемы, которые носят логический и организационный характер.

Уровень познавательной самостоятельности при выполнении перечисленных выше работ заключается в узнавании, осмыслении, запоминании, воспроизведении какого-либо факта, процесса, явления. Деятельность обучающихся является элементарной, воспроизводящей, с минимальной творческой составляющей. Однако такие самостоятельные работы способствуют накоплению опорных знаний, способов деятельности и создают благоприятные условия для перехода к выполнению задач более высокого уровня самостоятельности и познавательной активности [2, с. 128].

Второй тип - реконструктивные самостоятельные работы, ориентированные на преобразование текстовых информационных ресурсов и личного опыта обучающегося. Характерной чертой подобных работ является сообщаемый в задании общий принцип ее решения, который обучающемуся следует развить и конкретизировать для определенной ситуации. Примером может являться составление алгоритмов действий при чрезвычайных ситуациях или составление характеристик процессов или явлений:

- рассмотрите картину выдающегося русского художника Исаака Левитана «Весна. Большая вода» (1897), назовите опасное явление и его возможные последствия;

- на границе японских префектур Ямагата и Мияги расположено озеро Окама, или озеро пяти цветов. Какого его происхождение и почему оно так называется?

- используя материал учебника ОБЖ скажите, чего, нельзя делать во время грозы?

- составьте алгоритм действий при получении предупреждения о приближающемся цунами;

- при аварии на химически опасном объекте произошла утечка бесцветного удушливого газа с характерным сладковатым запахом гнилых плодов, прелого сена. У населения отмечаются небольшое раздражение слизистых глаз и носа, неприятный привкус во рту, слезотечение, кашель, тошнота. Определите вид аварийно-химически опасного вещества, его токсическое действие на человека, способы защиты и оказание первой помощи;

- какую информацию необходимо знать населению, проживающему в районе эксплуатации

АЭС?

- дайте характеристику индивидуальным средствам защиты органов дыхания в порядке повышения их защитных свойств и др.

Реконструктивные самостоятельные работы отличаются более высоким уровнем воспроизводящей деятельности по сравнению с работами по образцу, поскольку в ходе их выполнения изменяется деятельность обучающегося, происходит перестройка его мыслей в соответствии с поставленными конкретными условиями.

Самостоятельные работы, содержащие в себе познавательные задачи, которые требуют анализа предлагаемой ситуации, умений отбирать главные элементы, варьировать и комбинировать их, относятся к вариативным. Отличительной особенностью подобного рода заданий является их поисковый характер, а деятельность обучающихся по получению новых знаний становится более гибкой и вариативной. Например, в ходе сравнения двух опасных явлений «паводка» и «половодья» обучающимся необходимо дать их развернутую характеристику, назвав причины возникновения, последствия и приведя примеры. А для старшеклассников будет интересным и довольно сложным задание на сравнение своего режима дня с существующими эталонами и выработка наиболее оптимального.

К самостоятельным работам вариативного типа можно отнести задания по применению ранее усвоенных знаний и опыта в нестандартных ситуациях, тем самым расширяя и углубляя их, преобразовывая их в продуктивные действия. Приведем примеры.

а) на стройке рабочий наступил на ржавый гвоздь, вытащив его, он обработал рану перекисью водорода, наложил стерильную повязку и вернулся к работе. Оцените его действия и предложите свои рекомендации;

б) перечислите признаки укуса ядовитой и неядовитой змей, сделав необходимые зарисовки;

в) какие пресмыкающиеся являются наиболее опасными для человека? Перечислите приемы оказания первой помощи при укусе ядовитой змеи.

Итак, вариативные самостоятельные работы носят ярко выраженный продуктивный характер, эффективно реализуют межпредметные связи, формируют исследовательские умения.

Самостоятельные работы, обладающие наиболее высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности, относятся к творческому типу. Предлагаемые обучающимся задания должны носить проблемный, поисковый характер, стимулировать выработку собственных креативных решений, освобождать от готовых шаблонов и образцов. Кроме того, данный тип самостоятельных работ способствует эффективному развитию исследовательских умений обучающихся, мышления, реализации творческого потенциала [3, с. 99].

Например, в ходе рассмотрения тем, посвященных здоровому образу жизни, обучающимся можно предложить ряд проблемных вопросов, на которые следует найти ответы и дать целесообразные рекомендации: как компьютер влияет на здоровье человека? Почему полезен активный отдых? Компьютерные игры - это зависимость? Для выполнения проблемных заданий от обучающихся требуется избирательная актуализация ранее усвоенных знаний, глубокое и осмысленное проникновение в суть изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей. Все это обеспечивается внедрением активных и интерактивных методов и приемов обучения.

Итак, при организации самостоятельной работы обучающихся следует применять разнообразные методические подходы, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся.

Список литературы:

1. Коноводова Ю. А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 105-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/.

2. Кузнецова Н.В. Самостоятельная работа учащихся в практике обучения ОБЖ / Н.В. Кузнецова // Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. -С.126-130.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества) / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. -184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.