САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПО В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Ишкова Ольга Ивановна, преподаватель (е-mail: [email protected]) Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова, п.Коммунар, Курская область, Россия
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций студентов СПО, обучающихся по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании через активизацию их самостоятельной деятельности.
В статье рассматриваются формы и виды самостоятельных работ при изучении профессионального модуля ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой Тема 1.10 Методика преподавания начального курса математики с кор-рекционно-развивающими технологиями. Приводятся конкретные примеры по организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, виды и формы самостоятельной деятельности; цели и задачи самостоятельной работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
В настоящее время актуальной проблемой в профессиональной подготовке будущих специалистов ССузов в области начального общего образования является подготовка выпускников, способных к самостоятельному нестандартному решению проблем, возникающих в их профессиональной педагогической деятельности. Этот социальный запрос соответствует потребностям самой личности быть самостоятельной в постоянно изменяющихся условиях социальной жизни, практической деятельности и общения.
В профессиограмме учителя, разработанной В. А. Сластениным, особое внимание уделяется профессионально-педагогической и познавательной направленности личности учителя, выделяется и готовность к педагогическому самообразованию [16]. Самообразование, в свою очередь, предполагает высокий уровень самостоятельности.
В курсе изучения ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой Тема 1.10 Методика преподавания начального курса математики с коррекционно-развивающими технологиями учебным планом предусмотрено определенное количество часов, отведенных внеаудиторной самостоятельной работе
обучающихся. Это позволяет обучающимся оперировать полученной информацией на лекционных и практических занятиях, самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, проявлять творческих подход к решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных и практических задач обучения математике младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Организация самостоятельной работы дает возможность педагогу работать над формированием профессиональных компетенций студентов, указанных в ФГОС СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Формирование профессиональных компетенций предполагает такую организацию самостоятельной работы студентов, при которой наблюдается развитие их познавательной самостоятельности в процессе овладения профессиональными умениями и методическими приемами по обеспечению достижения младшими школьниками планируемых результатов в рамках ФГОС НОО.
Соблюдая условия формирования профессиональных компетенций по МДК 01.04.Тема 1.10 (включение в учебный процесс комплекса проблемных учебно-методических задач, обеспечивающих моделирование реальной педагогической деятельности учителя начальных классов; готовности выпускника к реализации ФГОС НОО), у обучающихся появляется возможность в систематизировании и закреплении полученных теоретических знаний и практических навыков; в формировании умений использовать нормативную, справочную, методическую литературу; в развитии познавательных способностей и самостоятельной активности. В результате самостоятельной подготовки к занятиям студенты учатся создавать условия для общего и математического развития детей с ЗПР, формировать исследовательские умения и творческий подход к решению методических вопросов, научно обосновывать программные требования к уровню развития математических представлений у обучающихся младших общеобразовательных (коррекционных) классов. Так, повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы содействуют тому, чтобы студенты овладевали новыми достижениями педагогики, что особенно важно в условиях рыночной конкуренции.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время дает возможность студенту для самореализации, самообразования, самовоспитания. Эти возможности реализуются через различные формы самостоятельной деятельности, которые могут быть представлены разными видами, объединенными в группы: по дидактической цели - познавательная, практическая, обобщающая; по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и т.д.; по уровню проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская; по характеру коммуникативного взаимодействия обучающихся -групповая, индивидуальная; по методам научного познания -
теоретическая, экспериментальная (по В. А. Ситарову) [18]. В ходе проведения самостоятельной работы должны быть представлены задания и ре-конструктивно-вариативного и творческого вида, обеспечивающие осуществление деятельности воспроизводящего и преобразующего характера.
Самостоятельная работа по методике преподавания начального курса математики с КРТ предусматривает работу с педагогической и методической литературой; анализ программных требований ФГОС в системе начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; проведение педагогических исследований по проблемам обучения математике в общеобразовательных начальных классах и начальных классах компенсирующего коррекционно-развивающего обучения; написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы; подготовку к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне техникума; разработку конспектов уроков и внеклассных занятий по математике в 1-4 классах; оформление мультимедийных презентаций к учебным разделам и темам программы по математике для общеобразовательных начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; изготовление наглядных пособий, дидактического материала для обучения математике в 1-4 классах.
Для развития значимости и важности выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у студентов необходимо на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Проведение самостоятельной работы предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж о целях и способах выполнения предлагаемой работы; проведение групповых и индивидуальных консультаций; самоконтроль или контроль преподавателя. Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля -одной из важнейших форм саморегуляции студента. При выполнении самостоятельной работы студенты могут воспользоваться методическими указания по подготовке и проведению самостоятельной работы по данной методике, разработанными преподавателем.
Как пример предлагаем систему самостоятельной внеаудиторной учебной деятельности студентов по методике преподавания начального курса математики с коррекционно-развивающими технологиями. В разделе «Характеристика основных понятий начального курса математики. Особенности преподавания урока математики в общеобразовательных начальных классах и начальных классах компенсирующего коррекционно-развивающего обучения» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:
• Подготовить доклады на темы «Формирование интонационной стороны речи через систему текстовых задач», «Формирование навыков умственной и учебной деятельности обучающихся с ЗПР в подготовительный период»; «Использование средств наглядности, дидактических игр при изучении концентра "Десяток"»;
• Провести анализ содержания устного счета в программе и учебниках по математике в общеобразовательных начальных классах и начальных классах компенсирующего коррекционно-развивающего обучения; сравнительный анализ программных требований задач изучения чисел и арифметических действий в пределах 10,100,1000, многозначных чисел; анализ различных арифметических способов решения задач при обучении обучающихся с ЗПР; анализ содержания и системы изучения геометрического и алгебраического материала в учебниках по математике начальной (коррекционной) школы.
• Подготовить рефераты «Дифференцируемое обучение при решении математических задач»; «Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике».
• Составить конспекты уроков математики для обучающихся в общеобразовательных начальных классах и начальных классах компенсирующего коррекционно-развивающего обучения.
• Подготовить и проанализировать наглядные пособия, раздаточный материал, дидактические игры в подготовительный период и по концентрам обучения; анализ дидактических материалов для коррекционных классов начальной школы, их назначения и особенностей, изготовление дидактического материала.
• Провести исследования по темам «Роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в начальных классах»; «Формирование навыков устных вычислений у обучающихся второго класса на уроке математики».
Грамотно организованная самостоятельная работа студентов по МДК 01.04.Тема 1.10 способствует подготовке будущих учителей начальных классов к самостоятельному решению профессиональных задач. Активизируя самостоятельную деятельность обучающихся, мы обеспечиваем формирование необходимых знаний, умений и навыков, применение их в различных условиях и приобретение опыта профессиональной деятельности. Следует отметить, что такой вид деятельности позволяет педагогу повысить качество знаний студентов по предмету.
Таким образом, среди сложившихся форм и методов обучения студентов в СПО все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.
Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Список литературы
1. Амосова, Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности школьника при обучении математике [Текст] / Н.В.Амосова.- Астрахань, 2009. - 420 с.
2. Бездухов, В.П., Мишина, С.Е., Правдина, О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя [Текст] / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина.- Самара: СГПУ, 2011.- 132 с.
3. Демидова, Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников [Текст] / Т.Е.Демидова.- Брянск, 2015. -180 с.
4. Дырив, О.Ф. Формирование методико-математических компетенций учителя начальных классов у студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к практике пробных уроков [Текст] / О.Ф. Дырив // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. -Новосибирск: СибАК, 2012.
5. Жуйкова, Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики [Текст] / Т. П. Жуйко-ва // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.
6. Зимина, И.В., Мазурская, З.Я. О самостоятельной работе студентов [Текст] / И.В.Зимина, З.Я.Мазурская.- М.: «Специалист».- 2015. - 69 с.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.: учеб. Пособие [Текст] / Н.Б. Истомина — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 288 с.
8. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В. Педагогическая практика: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Г.М.Коджаспирова , Л.В .Борикова — М.: Издат. центр «Академия». -2018. — 268 с.
9. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Текст] / Н.В.Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова.-М.: Педагогика. - 2013. -271 с.
10. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетенция учителя [Текст] / М.И. Лукьянова.- М.: Педагогика. -2011. - 231 с.
11. Лобанова, H.H., Косарев, В.В., Крючатов, А.П. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / H.H. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов.- Санкт-Петербург.- 2017.- 106 с.
12. Пикатова, Н.Б. Содержание подготовки студентов педагогического колледжа к применению педагогических технологий в начальной школе [Текст] / / Н.Б. Пикатова // «Формирование научной картины мира человека XXI века» : Мат.междунар. науч-но_практ. конф., 3-6 августа2006 г. - Горно_Алтайск : ПАНИ, 2006. - С. 112-113.
13. Пидкасистый, П.И., Воробьева, Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности [Текст] / П.И. Пидкасистый , Н.А.Воробьева .-М.: Педагогическое общество России, 2017. - 192 с.
14. Педагогика и психология. Учебное пособие [Текст] // под ред. К.А. Альбухано-вой, H.H. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М., 1998. - 142 с.
15. Плотникова, Е.Г. Педагогика математики: предмет, содержание, принципы [Текст] /Плотникова, Е.Г. М.: Педагогика. -2003. - 232 с.
16. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия".- 2002. - 576 с.
17. Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы. [Текст] / Т.М.Сорокин.- Новгород.- 2002. - 187 с.
18. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов иинститутов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов [Текст] / С. Д. Смирнов .-М.: Аспект-Пресс, 2015.- 271 с.
19. Шкерина, Л.В. Профессионально- ориентированная учебно-познавательная деятельность студентов в процессе математической подготовке [Текст] / Л.В. Шкерина.-Красноярск.- 2009. - 332 с.
20. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст]/ С.Г. Шевченко.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 189 с.
Ishkova Olga Ivanovna, teacher of the highest category, [email protected]
RBPEE «The Soviet socio-agricultural College named after V. M. Klykov», p. Kommunar, Kursk region, Russia
INDEPENDENT WORK ON A METHODICAL-MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE MST IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCES
This article is devoted to the problem of formation of professional competences of students of vocational training, enrolled in the specialty 44.02.05 Correctional pedagogy in primary education through the activation of their independent activities. The article deals with the forms and types of independent work in the study of professional module PM 01 Teaching programs of primary General education in primary school and primary school compensating and correctional-developing education MDK 01.04 Theoretical foundations of the initial course of mathematics with the technique Theme 1.10 Methods of teaching primary mathematics with correctional and developing technologies. Specific examples of the organization of independent work are given.
Key words: professional competence, types and forms of independent activity; goals and objectives of independent work, extracurricular independent work.