Научная статья на тему 'Самостоятельная работа с различными информационными источниками как средство развития критического мышления и творческих способностей обучающихся в школьном курсе "Основы безопасности жизнедеятельности"'

Самостоятельная работа с различными информационными источниками как средство развития критического мышления и творческих способностей обучающихся в школьном курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL PROCESS / INDEPENDENT WORK / CRITICAL THINKING / CREATIVE ABILITIES / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Дубовицкий Игорь Игоревич

Самостоятельная работа с различными источниками информации занимает ведущее место в изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), эффективно раскрывая творческий потенциал обучающихся, их критическое и алгоритмическое мышление, а также формируя у них систему ключевых компетенций. В статье раскрыты методические приемы самостоятельной работы обучающихся с информационными ресурсами, приведены примеры заданий по отдельным разделам и темам курса ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Дубовицкий Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK WITH VARIOUS INFORMATION SOURCES AS A WAY OF DEVELOPING CRITICAL THINKING AND CREATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS DURING IN THE SCHOOL COURSE “BASICS OF LIFE SAFETY”

Independent work with various sources of information takes a leading place in studyng the discipline “Basics of life safety”, effectively revealing the creative potential of students, their critical and algorhythmic thinking, as well as forming their system of key competencies. The article exposes the methodological techniques of independent work of students with information resources, describes examples of tasks on specific sections and topics of the course “Basics of life safety”.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа с различными информационными источниками как средство развития критического мышления и творческих способностей обучающихся в школьном курсе "Основы безопасности жизнедеятельности"»

Кузнецова Н. В., Дубовицкий И. И. Самостоятельная работа с различными информационными источниками как средство развития критического мышления и творческих способностей обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). C. 100-103.

Kuznetsova N. V., Dubovitsky I. I. Independent work with various information sources as a way of developing critical thinking and creative abilities of the students during in the school course "Basics of life safety". Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 100-103 (In Russ.)

УДК 373.1

Н. В. Кузнецова, И. И. Дубовицкий

Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск, Россия

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Кузнецова Наталия Викторовна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Социально-педагогического института.

E-mail: K-natalia2008@yandex. ru

Дубовицкий Игорь Игоревич - магистрант.

Самостоятельная работа с различными источниками информации занимает ведущее место в изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), эффективно раскрывая творческий потенциал обучающихся, их критическое и алгоритмическое мышление, а также формируя у них систему ключевых компетенций. В статье раскрыты методические приемы самостоятельной работы обучающихся с информационными ресурсами, приведены примеры заданий по отдельным разделам и темам курса ОБЖ.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа, критическое мышление, творческие способности, безопасность жизнедеятельности.

N. V. Kuznetsova, I. I. Dubovitsky

Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

INDEPENDENT WORK WITH VARIOUS INFORMATION SOURCES AS A WAY OF DEVELOPING CRITICAL THINKING AND CREATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS DURING IN THE SCHOOL COURSE

"BASICS OF LIFE SAFETY"

Kuznetsova Natalia Viktorovna - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Medico-biological Disciplines, Socio-pedagogical Institute.

E-mail: K-natalia2008@yandex. ru

Dubovitsky Igor Igorevich - Postgraduate.

© Кузнецова Н. В., Дубовицкий И. И., 2018

Independent work with various sources of information takes a leading place in studyng the discipline "Basics of life safety", effectively revealing the creative potential of students, their critical and algorhythmic thinking, as well as forming their system of key competencies. The article exposes the methodological techniques of independent work of students with information resources, describes examples of tasks on specific sections and topics of the course "Basics of life safety".

Key words: educational process, independent work, critical thinking, creative abilities, life safety.

Приоритетной задачей современного образования является создание условий для приобщения обучающихся к достижениям информационного общества и формирования у школьников умений самостоятельно конструировать собственные знания. Важно научить детей и подростков ориентироваться в необъятном потоке разнообразной информации, находить и извлекать из нее главные элементы, усваивать их в виде новых актуальных знаний. В связи с этим встала необходимость внедрения новых методических подходов и технологий для организации плодотворной работы с информационными ресурсами. Все это имеет первостепенное значение при рассмотрении вопросов безопасности жизнедеятельности, когда в ходе освоения норм и правил безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях необходимо выработать у обучающихся навыки критического и алгоритмического мышления, умения творчески подходить к самостоятельному решению нестандартных задач, используя весь информационный арсенал. Рассмотрим некоторые аспекты самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации при изучении основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Так, в практике обучения основам безопасности жизнедеятельности важным информационным источником продолжает оставаться учебник, включающий учебный текст и внетекстовые компоненты, которые содержат актуальную информацию, отвечающую современным требованиям образовательных стандартов и программ [2, с. 3]. Самостоятельная работа с данным источником информации успешно формирует ряд важных учебно-познавательных компетенций. Например, для развития умений извлекать главные смысловые составляющие учебного текста и систематизировать их обучающимся следует предложить самостоятельную работу по заполнению таблиц: прочитайте текст учебника, выберите описание метеорологических природных явлений, определите причины их возникновения, возможные последствия и занесите информацию в соответствующие графы.

Интересным приемом, направленным на развитие критического мышления, является деятельность по самостоятельной формулировке системы вопросов к тексту учебника. Например, составьте «тонкие» вопросы (что...; кто...; когда...; согласны ли вы...; было ли...; можно... и др.) к параграфу «Лесные и торфяные пожары и их характеристика» или предложите ряд «толстых» вопросов (почему вы думаете...; почему вы так считаете...; объясните, почему... и др.) по теме «Стресс и его влияние на человека».

Плодотворную самостоятельную работу, направленную на систематизацию и обобщение знаний учащихся, эффективно развивающую творческие способности, можно организовать с текстом учебника, предложив обучающимся составить памятку безопасного поведения, например, при землетрясении или получении штормового предупреждения.

Для развития понятийного аппарата, творческого мышления целесообразно дать обучающимся задание самостоятельно составить кроссворд или ребусы по какой-либо теме или разделу. Это позволит не только успешно закрепить имеющиеся знания, но и приобрести новые, поскольку формулировка заданий должна быть интересной и необычной, а для этого необходимо обратиться к дополнительной литературе.

С целью развития критического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи следует организовать самостоятельную работу по составлению кластеров

или схемы Фишбоун. Кроме того, подобные приемы эффективно развивают умения выделять главное, переводить теоретическую информацию в наглядный образ. Например: проанализируйте текст, найдите в нем причины явлений (процессов), конкретные факты, последствия и составьте кластер «Аварии на химически опасных объектах».

В настоящее время все большее распространение получают электронные учебники, расширяющие возможности учителя в реализации плодотворной самостоятельной работы обучающихся за счет следующих факторов:

• передача учебного материала осуществляется в аудиовизуальной форме, что усиливает эмоциональное воздействие информации на обучающихся и способствует лучшему ее усвоению. Небольшая по объему текстовая информация органично дополняется видеофрагментами и аудиозаписями, формирующими реальное представление о том или ином предмете, явлении или процессе. Самостоятельная работа в этом случае может быть направлена на анализ увиденной информации. Например: предложите вопросы к видеофрагменту; составьте план фильма, который вы сейчас будете смотреть; в ходе просмотра видеоматериалов найдите ответы на ряд вопросов;

• наличие оперативной обратной связи, позволяющей быстро внести в образовательный процесс необходимые корректировки. С этой целью электронный учебник содержит тренажеры и пакеты контрольных заданий, которые целесообразно использовать для самостоятельной отработки приобретенных умений и оценки результатов обучения;

• удовлетворение потребностей в постоянном «общении» с компьютером, поскольку современные обучающиеся не выпускают из рук телефоны, смартфоны, планшеты и буквально растворяются в виртуальных мирах. Задача учителя - направить «виртуальные» интересы учащихся в реальное учебное русло и поддерживать их увлечение.

Не теряет своей актуальности самостоятельная работа учащихся по подготовке сообщений, написание которых требует активной работы с научной, научно-популярной, справочной литературой, а также интернет-источниками. Данный вид работы способствует отработке умений выбирать главное, анализировать, обобщать полученную информацию, а также развивать творческие способности при оформлении и презентации результатов своей деятельности. Следует отметить, что информация, содержащаяся в сообщениях, не должна повторять материал учебника, а должна содержать новые, актуальные, любопытные сведения, расширяющие кругозор и развивающие познавательный интерес учащихся [1, с. 293]. Так, при изучении закономерностей извержения вулканов семиклассникам можно предложить следующие темы сообщений: «Мостовая гигантов», «Помпеи -сгинувший город», «Вход в преисподнюю», «Бесплатное тепло» и др.

Еще одним приемом самостоятельной работы с дополнительной литературой является ее аннотирование, т. е. составление краткого, свернутого изложения прочитанного с сохранением смысла текста. Данный вид самостоятельной работы эффективно развивает информационные и учебно-познавательные компетенции, включающие умения отбирать главные элементы, анализировать и обобщать, делать умозаключения и выводы. При изучении вопросов безопасности жизнедеятельности можно предложить обучающимся самостоятельно составить аннотации на научные и научно-популярные статьи, публицистическую и художественную литературу [3, с. 127]. Например: составьте аннотацию к художественным произведениям Дж. Лондона «Любовь к жизни», Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и др.

Более серьезная самостоятельная работа осуществляется при написании рефератов, она предполагает анализ и систематизацию информационных ресурсов, их грамотное оформление и презентацию в классе. При работе над рефератом формируются учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции. Для старшеклассников

можно рекомендовать следующие темы рефератов: «Защита Отечества - долг и обязанность гражданина России», «Военная политика Российской Федерации», «Современные виды вооружения», «Главные победы русской армии», «Выдающиеся полководцы России» и т. д.

Какой бы тип и вид самостоятельной работы не был предложен обучающимся, они всегда обращаются за помощью к интернет-источникам как самому доступному и богатому информационному ресурсу. Любому учителю практически невозможно, да и незачем, конкурировать с интернетом, поэтому необходимо поставить его на службу обучению. Так, во время консультаций следует рекомендовать обучающимся перечень официальных интернет-сайтов, где можно найти достоверную информацию по решаемой проблеме, работы ведущих ученых и специалистов, необходимые литературные источники. Все это будет способствовать приобщению учащихся к увлекательному миру науки и сформирует комплекс исследовательских умений и навыков.

Таким образом, грамотно организованная самостоятельная работа учащихся с разнообразными информационными ресурсами эффективно формирует систему ключевых компетенций и создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучаемых.

Библиографический список

1. Бронникова А. Н. Формы работы с различными источниками информации как средство развития логического (критического) мышления и творческих способностей обучающихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 291-295. URL: http://e-koncept.ru/2014/55302.htm (дата обращения: 17.09.2018).

2. Гогиева Л. М. Формирование навыков работы обучающихся с различными источниками информации. Значение учебника биологии // Биология. Все для учителя! 2015. № 11 (59). С. 2-7.

3. Кузнецова Н. В. Самостоятельная работа учащихся в практике обучения ОБЖ // Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года : сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : ЦРНС, 2014. С. 126-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.