Научная статья на тему 'Экосистемная познавательная модель как педагогическое средство формирования экологического мышления обучающихся на занятиях по ОБЖ'

Экосистемная познавательная модель как педагогическое средство формирования экологического мышления обучающихся на занятиях по ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экосистемная познавательная модель / экологическое мышление / критическое мышление / творческое мышление / безопасность жизнедеятельности (ОБЖ) / педагогическая деятельность / cognitive ecosystem model / ecological thinking / critical thinking / creative thinking / life safety / educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. И. Ложкина- Гаменкая, В. Н. Мамедов

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимают общеобразовательные учреждения, где формирование экологического мышления осваивается и воспроизводится каждым обучающимся индивидуально. Поэтому воспитывать экологически грамотную личность нужно продолжать и в старших классах с внедрением вопросов экологии во все школьные предметы, в частности и в ОБЖ. В связи с этим вопросы экологического образования обучающихся на уроках ОБЖ становятся особенно актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM-BASED COGNITIVE MODEL AS A PEDAGOGICAL MEANS OF ECOLOGICAL THINKING FORMATION FOR STUDENTS AT LESSONS OF THE BASICS OF LIFE SAFETY

A special place in the system of life-long environmental education is occupied by the educational institutions, where the formation of environmental thinking is mastered and reproduced by every single student individually. Therefore, it is necessary to continue to educate an environmentally competent person in high school with the introduction of environmental issues in all school subjects in general, and in the basics of life safety in particular. In this regard, the issues of environmental education of students at the lessons of life safety become highly relevant.

Текст научной работы на тему «Экосистемная познавательная модель как педагогическое средство формирования экологического мышления обучающихся на занятиях по ОБЖ»

YAK 373.5.016

ББК 74.100.528+74.266.89

Н.И. ЛОЖКИНА-

ГАМЕЦКАЯ, В.Н. МАМЕДОВ

N.I. LOZHKINA-GAMETSKAYA, V.N. MAMEDOV

ЭКОСИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕАЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ

ECOSYSTEM-BASED COGNITIVE MODEL AS A PEDAGOGICAL MEANS OF ECOLOGICAL THINKING FORMATION FOR STUDENTS AT LESSONS OF THE BASICS OF LIFE SAFETY

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимают общеобразовательные учреждения, где формирование экологического мышления осваивается и воспроизводится каждым обучающимся индивидуально. Поэтому воспитывать экологически грамотную личность нужно продолжать и в старших классах с внедрением вопросов экологии во все школьные предметы, в частности и в ОБЖ. В связи с этим вопросы экологического образования обучающихся на уроках ОБЖ становятся особенно актуальными.

A special place in the system of life-long environmental education is occupied by the educational institutions, where the formation of environmental thinking is mastered and reproduced by every single student individually. Therefore, it is necessary to continue to educate an environmentally competent person in high school with the introduction of environmental issues in all school subjects in general, and in the basics of life safety in particular. In this regard, the issues of environmental education of students at the lessons of life safety become highly relevant.

Ключевые слова: экосистемная познавательная модель, экологическое мышление, критическое мышление, творческое мышление, безопасность жизнедеятельности (ОБЖ), педагогическая деятельность.

Key words: cognitive ecosystem model, ecological thinking, critical thinking, creative thinking, life safety, educational activities.

Известно, что обычные способы трансляции предметных знаний в образовательной организации не позволяют достичь поставленных целей экологического образования. Следовательно, в настоящее время экологическое образование требует изменения традиционных педагогических подходов.

Так, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), как любая другая учебная дисциплина, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. В системе знаний по курсу «ОБЖ» важное место занимает экологический материал, который вносит в обучение школьников элемент образовательной и воспитательной значимости. Элементы основ экологии в содержании школьного курса «ОБЖ» направлено на полноценное формирование личности безопасного типа поведения с развитым экологическим мышлением, способным к адекватному поведению в опасных экологических ситуациях и бережно относящейся к окружающей среде [1].

Цель данной работы является изучение формирования экологического мышления обучающихся 11 классов на уроках ОБЖ.

Задача исследования - оценка возможности использования экосистем-ной познавательной модели для формирования экологического мышления.

Известно, что важным показателем педагогической деятельности учителя является достижение поставленной цели. Поэтому при планировании педагогической деятельности нами была проведена целевая установка на сформированность таких качеств обучающегося, которые были направленные на бережное отношение к окружающей природной среде и проявление творческого подхода к ней.

Главной задачей учителя является умение организовать эффективную, продуктивную деятельность обучающихся в классе по изучению естественных, техногенных, антропогенных опасностях и дать знания о том, как их избежать и быть в безопасности.

Изучение педагогической литературы и прохождения педагогической практики в образовательной организации говорят о том, что в процессе формирования экологического мышления обучающихся в настоящее время достигается благодаря сознанию. Применение заданий для группы обучающихся при формировании экологического мышления дают разные возможности восприятия знаний.

Так, педагогическим средством формирования экологического мышления обучающихся на занятиях по ОБЖ нами предложена экосистемная познавательная модель, которая даёт возможность рассматривать проблемные экологические ситуации не только на уроке, но и за рамками изучаемой школьной дисциплины.

Экосистемная познавательная модель формируется на основе экологической составляющей примерных программ базовых учебных предметов в вариативном компоненте учебного плана во внеурочной деятельности.

В рамках исследования была использована тема урока «Окружающая среда и здоровье человека» [4], т.к. влияние окружающей среды в местах проживания населения и на здоровье человека весьма актуальна, особенно для экологически неблагоприятных регионов.

В исследовании принимали участия 44 обучающихся 11-х классов. Обучающимся было предложено выполнить несколько заданий, направленных на формирование экологического мышления. При выполнении заданий обучающиеся систематизируют известные им факты, устанавливают их причину и взаимосвязь, проводят логические связи и делают выводы.

Средством достижения этих целей является самостоятельный поиск школьниками в процессе личного общения с окружающей природной средой, формирование и развитие критического и творческого мышления в отношении взаимосвязей человека с природой [2].

После предложенных заданий обучающиеся были разделены на 2 группы, где 18 человек составили контрольную группу и 26 - экспериментальную группу.

При разработке механизма реализации педагогического средства формирования экологического мышления обучающихся и их практических умений в области изучения окружающей среды и здоровья человека мы опирались на определенные качества личности обучающегося и идеи педагогического проектирования с помощью ситуационных задач, направленных на экологическое, критическое и творческое мышление обучающихся. Ситуационные задачи позволяют раскрыть такие вопросы как вред, наносимый здоровью человека и окружающей среде при аварии на химически-опасных и радиационно-опасных объектах; причины аварий и катастроф на железнодорожном и водном транспорте; лесные пожары, наводнение и их меры предосторожности; терроризм и экстремизм их последствий для личности, общества и государства и, конечно же, вопросы связанные со здоровьем населения как важнейшего показателя экологического благополучия в окружающей человека среде.

В ходе эксперимента были представлены вопросы, связанные и с другими дисциплинами. На этой основе были проанализированы ступени формирования экологического мышления обучающихся 11 классов на уроках ОБЖ, где усвоение и восприятия темы занятия осуществлялось по ступеням формирования экологического мышления, предложенной Л.М. Даутмерзае-вой.

Так, формирования экологического мышления обучающихся усвоение и восприятия данной темы осуществлялось согласно предложенной схеме.

Анализ результатов показал тенденцию к продвижению обучающихся экспериментальной группы к формированию экологического мышления и освоению норм экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (табл.).

Таблица

Формирование экологического мышления обучающихся 11 классов

на занятиях по ОБЖ

Количество обучающихся Ступени формирования мышления, (%)

традиционная первая вторая третья

Контрольная группа (18) 16 56 28 -

Экспериментальная группа (26) - 19 46 35

В процессе формирования экологического мышления у группы обучающихся на занятиях проявляются неодинаковым восприятием знаний, успешность которого зависит от множества факторов. Так, умственная активность в отношении экологического мышления проявляется у обучающихся через исследовательскую и практическую деятельность, выражающуюся рядом проделанных логических операциях в окружающей природной среде.

Результаты, полученные в ходе обработки данных, показали, что предложенная модель по формированию экологического мышления обучающихся 11 классов на занятиях по ОБЖ находит свое подтверждение. Модель позволяет выявить у обучающихся на занятиях экологические противоречия в экосистеме, проводить анализ причин их возникновения и давать оценку экологических рисков.

Следовательно, экосистемная познавательная модель выступает дея-тельностным средством формирования экологического стиля мышления [3], востребованного на занятиях по ОБЖ.

Литература

1. Бояров, Е.Н. К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Бояров, Д.И. Конников // Наука, образование, общество. - 2010. - Т. 11. -№ 2. - Режим доступа: http://nauka/nauka-obrazovanie-obshhestvo/11-2010 (дата обращения: 21.01.2018).

2. Даутмерзаева, Л.М. Формирование экологического мышления в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в средней общеобраовательнои школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Даутмерзаева. - Саратов, 2003. - С. 21-22.

3. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения [Текст] / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров // Образование и экология. - 2011. - № 11.

4. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. - М. : АСТ, 2013. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.