Научная статья на тему 'Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников'

Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9694
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОБУЧЕНИЕ / КУРС "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзман Роман Иделевич, Королев Владимир Анатольевич

Статья посвящается рассмотрению идеологии обучения молодежи здоровому и безопасному образу жизни в современных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Основная задача курса «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в укреплении духовного, физического и психического здоровья школьников, обеспечивающего успешную адаптацию к различным факторам среды, что и составляет суть безопасного и здорового образа жизни. Решение указанной задачи осуществляется на основе излагаемых принципов курса ОБЖ, который выполняет определенные функции при подготовке обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни. В связи с этим возникает необходимость обеспечения нового качества подготовки преподавателя ОБЖ, основанного на осознании главного приоритета обучения сохранение здоровья и безопасности при решении любых жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айзман Роман Иделевич, Королев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников»

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ.

УДК 373.3/.5+61+351.77

Айзман Роман Иделевич

Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», roman.aizman@mail.ru, Новосибирск

Королев Владимир Анатольевич

Директор государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области» korolev-27757@mail.ru, Новосибирск

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ*

Аннотация. Статья посвящается рассмотрению идеологии обучения молодежи здоровому и безопасному образу жизни в современных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Основная задача курса «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в укреплении духовного, физического и психического здоровья школьников, обеспечивающего успешную адаптацию к различным факторам среды, что и составляет суть безопасного и здорового образа жизни. Решение указанной задачи осуществляется на основе излагаемых принципов курса ОБЖ, который выполняет определенные функции при подготовке обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни. В связи с этим возникает необходимость обеспечения нового качества подготовки преподавателя ОБЖ, основанного на осознании главного приоритета обучения - сохранение здоровья и безопасности при решении любых жизненных задач.

Ключевые слова: безопасность, здоровье, обучение, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», принципы.

Aizman Roman Idelevich

Head of the Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of life FGBOU VPO "Novosibirsk State Pedagogical University", Dr. Biol. Sci., Professor, Honoured member of science of Russian Federation, roman.aizman@ mail.ru, Novosibirsk

Korolev Vladimir Anatolievich

Director autonomous state educational establishment of additional professional education of Novosibirsk Region «Training Center for Civil Defense and Emergency Situations of the Novosibirsk Region» ko-rolev-27757@mail.ru, Novosibirsk

ROLE OF COURSE «BASICS OF SAFETY LIFE» IN MODERN TRAINING OF SCHOOLCHILDREN

Abstract. This article is devoted to study the ideology of education of youth to healthy and safety life style in modern social, technological, and ecological troubles. The main goal of course "Basics of Safety Life» is to strengthen the spiritual, physical, and mental health of pupils resulting in successful adaptation to different environmental factors that is the basis of healthy and safety life. The implement of this goal is realized on the presented principles of the course "Basics of Safety Life» that carried out some functions necessary for preparing of the pupils to the safe behavior in daily life. From this point there is need for a new quality of life safety teacher, based on an understanding of the main priority of learning - to save health and safety in dealing with any life problems. Keywords: safety, health, learning, TOurse «Basics of Safety Life», principles.

* Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., проект 2.3.1.

На современном этапе развития общества в литературе всё более настойчиво звучит актуальность проблемы формирования куль-турыи безопасности личности, обеспечения неразрывности процессов обучения безопасности жизнедеятельности и воспитания культуры личной безопасности.

Под термином «безопасность» подразумевается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [4].

Безопасность - объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечения безопасности жизни человека были и будут всегда. Они объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. Многовековой опыт показывает, что любая деятельность человека, необходимая и полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, то есть приводить к ущербу, травматизму, заболеваниям, а порой и смерти. В то же время любая деятельность может и должна быть защищена, уменьшены риски деструктивных воздействий, вреда и иных опасных воздействий [2].

Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности. Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают [3].

Поэтому безопасность до сих пор остается острейшей проблемой существования человека. Более того, эта проблема приобретает качественно иные характеристики, раскрывается в разнообразных аспектах, изучаемых секьюритологией - наукой о безопасности жизнедеятельности человечества и человека.

По мнению В.И. Ярочкина [10], безопасность - это:

- наука, которую надо изучать и развивать;

- искусство, которое надо постигать;

- культура, которую надо воспитывать.

Формирование безопасности - это повседневная, тяжёлая, рутинная, но крайне важная работа. Ясно, что в изменившихся условиях подход к обеспечению безопас-

ности человека, основанный на принципе «реагировать и выправлять», вынужден уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать», позволяющему решать задачу прогнозирования деятельности человека и общества, чтобы предотвратить тот предельный уровень опасности, превышение которого может привести к серьёзным последствиям. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, обучения безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [6].

В «Повестке дня на XXI век», принятой на конференции в г. Рио-де-Жанейро в 1992 году руководителями 179 государств мира, задача превращения воспитания в главный социальный приоритет признана как мировая [7].

Предупреждение катастроф и снижение коэффициента утомления систем жизнеобеспечения, как пишет академик В.П. Казначеев [5], возможно при комплексном подходе, основными направлениями которого являются расширение программ воспитания молодёжи, образование и укрепление семей, формирование жизненной установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Таким образом, перед человеком и обществом всё более отчётливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Для достижения этой цели требуется изменить мировоззрение человека, систему ценностей, индивидуальную и общественную культуру. Отсюда вытекает масштабная задача XXI века - формирование в России и в мире в целом массовой культуры безопасности.

Появившийся в начале 90-х годов в общеобразовательных учреждениях новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением человека и общества, призванным решить эту задачу и сформировать личность безопасного типа.

ОБЖ - уникальный предмет в отечественном образовательном пространстве в силу своей актуальности, востребованности, практической направленности, всеобщности, системности. Возникнув на месте начальной военной подготовки и гражданской обороны, он постепенно расширился за счет включения важной и жизненно необходи-

мой проблематики современного мира, что выдвигает данный курс на новый уровень. Предмет ОБЖ - это действенный рычаг для планового решения целого ряда социальных проблем стабилизации нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного типа поведения [1].

На уроках ОБЖ закладывается в сознание гражданина жизнеспособная позитивная и конструктивная концепция развития России на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача обучающимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности.

Изучение курса ОБЖ позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей. Кроме того, оно направлено на формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Курс ОБЖ реализует требования «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», ряда федеральных законов: «О безопасности», «Основы

законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Тематическое содержание курса в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС) включает в себя два модуля и пять разделов (Таблица 1) [9]:

Таблица 1

1. Модуль. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях

1. Раздел Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5-9 классах)

2. Раздел Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7-9 классах)

3. Раздел Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (предусмотрено в 5, 7, 9 классах)

2. Модуль. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно - нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказать первую медицинскую помощь

4. Раздел Основы здорового образа жизни

5. Раздел Оказание первой медицинской помощи

Исходя из сказанного, главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке обучающихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Раздел курса ОБЖ «Основы комплексной безопасности», рассматриваю-

щий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать по сути ключевым для данного курса.

Курс ОБЖ позволяет реализовать принцип гуманизма и личностно-ориентированного подхода в рамках современной антропоцентрической модели образования. Непрерывное обучение основам безопасности жизнедеятельности должно быть основано на дидактических, методических и организационно-педагогических принципах (Таблица 2), которые позволят реализовать многочисленные функции курса ОБЖ и подготовить школьника к предупреждению и преодолению воздействий вредных и опасных факторов, безопасному поведению в повседневной жизни (Таблица 3) [8].

Таблица 2

Принципы непрерывного обучения по ОБЖ

Таблица 3

Функции курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Основные принципы

Дидактические Методические Организационно -педагогические

1. Всеобщности и демократизации 1. Проблем-ности 1. Преемственности образовательных программ и технологий

2. Гуманизма 2. Учёта региональных особенностей 2. Горизонтальной координации деятельности ОУ по обучению ОБЖ

3. Гибкости и вариативности содержания 3. Взаимодействия в системе « Человек-Среда» 3. Единства общего, профессионального образования и образования в области БЖД

4. Системности и д и с ц и п -линарности 4. Взаимосвязи опасностей 4. Самоорганизации безопасности жизнедеятельности

5. Интеграции обучения ОБЖ с наукой и производством 5. Причинно-с л е д с т -венных связей

6. Практической направленности 6. Социальной безопасности

7.Непрерыв-ности и преемственно-сти 7.Учёта возрастно-половых особенностей учащихся

8. Доступности

Функции Содержание функции

1. Образовательная Вооружение обучающихся системой знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности, способах профилактики и преодоления их воздействия. Приобретение опыта применения знаний и умений в области охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

2. Воспитательная Формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции, позитивной, направленной на самоактуализацию личностью системы ценностей здорового и безопасного образа жизни. Формирование мотивации к безопасной жизнедеятельности.

3. Развивающая Формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета». Приобретение опыта самостоятельного, творческого поиска и применения новых средств обеспечения здоровья и безопасности в необычных, опасных и экстремальных ситуациях

4. Психо-л о г о -педаго-гическая Психологическая подготовка к действиям в условиях современной техногенной и социальной среды, в том числе в вооружённых силах. Формирование нравственной, психологической и физической готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

5. Управленческая Формирование умения принимать адекватные решения, бесконфликтно разрешать проблемы в производственной, бытовой, семейной сферах

В рамках курса ОБЖ реализуется раннее (с начальных классов) информирование о всех опасных и вредных факторах среды обитания человека. Кроме того, курс ОБЖ способствует формированию целостного представления о безопасности в конкретном предмете или объекте изучения, что усиливает развивающую, культурную составляющую курса, способствует рациональному использованию учебного времени.

С внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования получение детьми знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности личности будет

осуществляться за счёт обязательной части примерной основной образовательной программы начального образования в рамках интегрированного учебного предмета «Окружающий мир», а также за счёт части основной программы, формируемой другими участниками образовательного процесса и в ходе внеурочной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость обеспечения нового качества подготовки преподавателя ОБЖ, в основе которого лежит всестороннее образование (философия, культурология, социология, психология, медицина, педагогика, методика преподавания и др.), умение быстро выбрать правильный стиль работы, определить для себя и реализовать на практике разумную тактику действий, а также умение предвидеть отрицательные ситуации, предотвратить чрезвычайные ситуации и найти оптимальные варианты их решения.

Не менее важной целью образовательного процесса в области безопасности, по мнению Н.И. Николаевой, является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа - безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач [6].

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: Учебное пособие. Новосибирск - М.: Изд-во АРТА, 2011.- 303 с.

2. Айзман Р. И., Петров С. В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Новосибирск -М.: АРТА, 2011. - 208 с.

3. Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшо -ва В. М. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Новосибирск - М.: АРТА, 2011. - 368 с.

4. Гражданская защита. Энциклопедический словарь под редакцией С.К.Шойгу / МЧС РФ, 2009. - 568 с.

5. Казначеев В. П. Проблема геополитики и выживания нации России в ХХ1 веке // Безопасность жизнедеятельности и образования. - Новосибирск, СО РАМН, 1992. - С. 6-16.

6. Николаева Н. И. Культура безопасности жизнедеятельности как основа безопасности России / Материалы ХШ Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрез-

вычайных ситуаций. - М.: МЧС России, 2008. -С. 48-57.

7. «Повестка дня на XXI век» /Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. - Новосибирск: СО РАН, 1992. - С.5-23.

8. Склянова Н. А., Плющ И. В. Безопасность образовательного пространства: монография. -Новосибирск: СО РАМН, 2001. - 176 с.

9. Шелегин Н.Н. Особенности реализации предмета ОБЖ в условиях внедрения нового Федерального образовательного стандарта Основного общего образования. // Всероссийская научно - практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». - Новосибирск: НИПКиПРО, 21 - 22 марта 2012. - Устное сообщение.

10. Ярочкин В. И. Секьюратология - наука о безопасности жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.