Научная статья на тему 'Работа с историческими понятиями на уроках истории в 5 классе на основе ФГОС'

Работа с историческими понятиями на уроках истории в 5 классе на основе ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2452
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилина И.С., Захаров А.А.

Статья посвящена вопросам изучения истории древнего мира на основной ступени общего образования на основе ФГОС второго поколения. Рассмотрены проблемы формирования с основных исторических понятий курса истории древнего мира в 5 классе, и повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществоведческих дисциплин. В статье предложены основные подходы для преодоления трудностей, как учениками, так и учителями для решения данной проблемы. В статье предлагается система логических схем, проектов которые возможно использовать при изучении понятий, способствующих усвоению понятий и причинно-следственных связей исторического процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с историческими понятиями на уроках истории в 5 классе на основе ФГОС»

23. Соколова И.В. Технология внеклассной работы по математике в V - VI классах на основе личностно ориентированного подхода // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2005. - 213 с.

24. Чванова М.С., Храмова М.В., Самохвалова В.В., Самохвалов A.B., Молчанов A.A., Юхачев С.П. Технологии дистанционного обучения в системе подготовки специалистов социальной сферы. -Тамбов, 2002. - 108 с.

25. Чумаков С.А. О целесообразности преподавания астрономии в учреждениях среднего профессионального образования // Академия педагогических идей Новация. 2017. № 9. С. 23-27.

УДК 304

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

НА ОСНОВЕ ФГОС

Гаврилина И. С., Захаров А.А.,2018 учитель истории МБОУ СОШ№27 им. Н. С. Лескова с углубленным изучением

английского языка г. Орёл, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ирегионоведения ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», г. Орёл

Аннотация: статья посвящена вопросам изучения истории древнего мира на основной ступени общего образования на основе ФГОС второго поколения. Рассмотрены проблемы формирования с основных исторических понятий курса истории древнего мира в 5 классе, и повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществоведческих дисциплин. В статье предложены основные подходы для преодоления трудностей, как учениками, так и учителями для решения данной проблемы. В статье предлагается система логических схем, проектов, которые возможно использовать при изучении понятий, способствующих усвоению понятий и причинно-следственных связей исторического процесса в целом.

Ключевые слова: ФГОС, исторические понятия, логическая схема, проект.

WORKING WITH HISTORICAL CONCEPTS AT LESSONS OF HISTORY IN 5 CLASS

ON THE BASIS OF GEF

GavrilinaI.S, Zakharov A.A., teacher of history MBOU school №27 named. NS Leskova with in-depth study of the English

language Orel,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History and Regional Studies FGBOU VO "Orel State University. I.S. Turgenev, Orel town

Annotation: the article is devoted to the study of the history of the ancient world at the main stage of general education on the basis of the GEF of the second generation. The problems of forming the course of the history of the ancient world in the 5th grade from the main historical concepts, and increasing the motivation of students to study history and social science disciplines are considered. The article suggests basic approaches for overcoming difficulties, both by pupils and teachers, for solving this problem. The article proposes a system of logical schemes, projects that can be used to study concepts that facilitate the assimilation of concepts and cause and effect relationships of the historical process as a whole.

Keywords: GEF, historical concepts, logical scheme, project.

Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса История древнего мира в 5 классе на основе новых ФГОС предполагают достижение учащимися метапредметных и предметных результатов, включающих в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения истории, в том числе, и усвоение определённого набора понятий. Важную роль в умении понять, выделить существенные признаки исторических понятий играют учебные универсальные действия (УУД), которые также формируются в процессе работы над

понятийным аппаратом. Ученики 5 класса должны освоить ряд ключевых исторических понятий, уметь определять их сущностные характеристики, выбирать верные критерии для сравнения, понимать логические взаимосвязи между историческими событиями и описывать их с использованием необходимых понятий.

Курс истории древнего мира насыщен большим количеством понятий, требующих высокого уровня развития абстрактного мышления. Это такие понятия как цивилизация, государство, монархия, демократия и т.д. На уроках истории древнего мира, по сути, закладывается понимание ключевых исторических, культурологических и обществоведческих понятий. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний, как по отдельным темам истории древнего мира, так и по всему блоку социально-политических дисциплин в целом. В каждой теме при планировании работы отдельной строкой выносятся необходимые понятия, которые должен понять и усвоить учащийся. На основе понятийного аппарата формируется понимание причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса.

Работа над понятийным аппаратом курса вызывает у учащихся немало трудностей: во-первых, потому что социальный опыт для понимания сложных понятий у учеников 5 класса ещё мал, во-вторых, уровень абстрактного мышления недостаточно развит. Часто работа над понятиями превращается в обычное заучивание определений. Кроме того, современные школьники активно используют гаджеты, поэтому визуализация понятий через схемы приобретает особое значение. Последние исследования психологов в самых разных странах мира показывают, что информация, представленная в образах, не только лучше запоминается, чем текстовая, но и обладает намного большей емкостью хранения. Один рисунок способен заменить несколько страниц текста. Конечно, образ никогда не заменит текст, поскольку у них несколько разные функции. Текст - это аналитическое средство подачи информации, а образ имеет отношение к синтезу. При помощи текста можно анализировать изучаемый материал, а при помощи образов - воспринимать и запоминать. В тоже время превращать текстовый материал в схему для учеников 5 класса достаточно сложно. На помощь приходят знакомые образы.

Для более успешного овладения понятийным аппаратом учениками в своей повседневной практике можно опираться, с одной стороны, на пусть небольшой, но их личный социальный опыт и формирование мотивации. Так, например, при изучении такого понятия как государство необходимо выяснить: приходилось ли учащимся самим или их родителям сталкиваться с государственными органами, в каких ситуациях, какие ассоциации школьники связывают с понятием государство. Чаще всего пятиклассники называют гимн, флаг, президента, корону. Ученикам предлагается ответить на вопрос, что же такое государство и зачем оно нужно людям. Ответы могут быть самыми разными: страна, население, территория, сила, что оно необходимо для защиты от нападений противника. После этого начинаем выстраивать систему признаков государства. Поскольку понятие абстрактное, признаки можно выделить в основном логическим путём, а учащиеся пятого класса в основном, имеют более развитое образное мышление, мы совместно создаём схемы.

Учитель может использовать опорные схемы на различных этапах урока: при объяснении, опросе, рефлексии, дополняя их рисунком, аппликацией.

Учащиеся 5-х классов в силу возрастных психологических особенностей работают со схемами с большим удовольствием и легче воспринимают и понимают неизвестные для них понятия. Работу с одним из важнейших понятий истории и обществознания можно организовать следующим образом. На уроке «Междуречье: рождение цивилизации» вместе с учащимися создаём схему государства в виде солнышка, где лучи — это признаки государства. Образ солнышка учащимся понятен, так же как и роль солнца для жителей Земли. Так же появление государства связано с формированием цивилизации. Изучая курс истории древнего мира, характеризуем государства Древнего Востока (Египта, Индии, Китая) и создаём новое каждый раз новое «солнце», выделяя характерные черты того или иного государства. Следующий уровень заданий - сравнение схем между собой, при этом выделяются существенные признаки государства, присущие всем изучаемым странам, а также их особенности. Со временем таких «солнышек» при изучении курса истории древнего мира накапливается много: это устройство греческого полиса до реформ Солона и после, Афинский полис при Перикле, ранний Рим в эпоху царей, римская республика, Римская империя. Система схем

позволяет не только проследить эволюцию государства, постоянно обращать внимание на существенные признаки государства, но ещё и организовать работу другими понятиями, связанными с понятием государства. А их немало: республика, монархия, гражданин, народное собрание, демократия, империя. Глядя на схему государства Египет и Римской империи, греческой республики, учащиеся легко делают вывод об общем и особенном устройстве этих государств, о форме правления. Преимущество схем ещё и в том, что они позволяют показать взаимосвязь с другими понятиями, увидеть логическую конструкцию события и связать её с историческими фактами. Таким образом, формируется понятийный «скелет» курса. В дальнейшем знания будут пополняться, конкретизироваться в новых условиях, но если у ученика понятие сформировано, то этот процесс будет более успешным. Иногда у определённой группы учеников работа со схемами вызывает затруднения. В таких случаях я предлагаю оживить схему аппликацией или рисунками. Как правило, такой вид деятельности школьникам очень нравится. Некоторые учащиеся создают схемы в мультимедийном варианте.

Более сложным заданием является характеристика государства, которую ученик должен дать по предложенной учителем схеме. Такого рода деятельность может быть выполнена в рамках ученического проекта. При этом ученик должен задействовать широкий спектр универсальных учебных действий. От постановки цели, самостоятельному выявлению существенных признаков, критериев сравнения. Например, ученику предлагается схема деспотического государства древнего Востока (Египта, Вавилона), а ученик определяет это государство и характеризует его.

Для работы с понятиями на уроках истории в рамках ученического проекта учитель можно определить следующий алгоритм:

• Объяснение этимологии понятия

• Формирование ассоциаций и представлений

• Выделение основных признаков

• Формулирование понятия

Многие схемы могут быть использованы как своеобразные планы для устных ответов, что способствует развитию речемыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности и мотивации обучения.

Ещё один вид проекта, связанный с формированием понятий, может быть организован на основе доступных источников. Учебная деятельность такого рода требует высокого уровня сформированности учебных универсальных действий и сначала может предлагаться учащимся по выбору. Изучая новый материал по теме: «Особенности государственного устройства Индии и Китая». учащимся могут выполнить следующее задание:

• Прочтите текст документа «Из исторических записок Сыма Цаня», «Легенду о Будде».

• Попытайтесь составить схему государственного устройства Индии и Китая.

• Проанализируйте государственное устройство Индии и Китая: выделите особенное и найдите общее. В чем вы видите причины особенностей?

Задания, направленные на формирование сложных абстрактных понятий, всегда должны иметь чёткий алгоритм, понятный учащимся.

На этапе рефлексии, при изучении истории античности, возможно, использовать различные карточки с заданиями на сравнение: заполните схемы государственного устройства Афин до реформ Солона и после, государства в Афинах при Солоне и Перикле, римского государства при Цезаре и Октовиане Августе.

Очень удачно проходят уроки с элементами драматизации и персонификации, когда учащиеся как бы «озвучивают» схему. Они составляют «распоряжения» фараона военачальникам, жрецам, сборщикам налогов и т. д., составляют диалоги между царем Вавилона и жрецом, дающим астрологический прогноз. При выполнении этих видов заданий учащиеся реализуют свои творческие способности. Творческие задания можно использовать и на этапе опроса как домашнее задание, можно такого рода задание дать и в ходе урока при закреплении, объяснении нового материала.

Таким образом, с помощью опорных схем и различных приемов работы с ними учащиеся усваивают основные понятия курса по истории древнего мира.

Во-первых, на схеме легче прослеживать причинно-следственные связи, вычленять главное, во-вторых, схема наглядна. Схему могут создавать и учитель, и учащиеся. Схему можно заполнять всю сразу на одном уроке, и на протяжении нескольких уроков, дополняя и наполняя необходимым материалом. Схемы также легче сравнивать, к тому учащиеся могут проявить свои творческие способности при составлении схем.

Без знания понятий, а значит, без знания сути, без возможности высказывать суждения, делать выводы, усвоить ключевые события и факты истории невозможно.

Список литературы:

1. Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы, ТОИПКРО, Томск, 2014

2. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания «Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф.» (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 98-106.

3. Смирнова. О. А. Формирование понятийного аппарата на уроках истории : URL: http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/05/27/formirovanie-ponyatiynogo-apparata-na-urokakh-isto

4. Беспалова М. В. Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания: URL:http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/09/25/formirovanie-ponyatiynogo-my shleniya-na-urokakh-i storii.

УДК 373.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЖ

Кузнецова Н.В., 2018 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Сог(иально-педагогический институт, к.с.-х.н., dcnieum кафедры Безопасности жизнедеятельности и

медико-биологических дисциплин, Мичуринск Дубовицкий И.И., 2018 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Сог(иально-педагогический институт, магистрант, Мичуринск

Аннотация: в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию обучающихся особую актуальность приобретает формирование у них потребности в саморазвитии и самообразовании, реализации творческих способностей. В связи с этим важным направлением образовательного процесса является эффективная организация самостоятельной работы учащихся, в результате которой происходит активный поиск, получение, осмысление, систематизация новой информации. В данной статье раскрыты методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности. Дана характеристика и приведены конкретные примеры различных типов самостоятельных работ, применяемых учителем ОБЖ.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа, безопасность жизнедеятельности.

METHODICAL APPROACHES ТО THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WHILE STUDYING THE COURSE OF LIFE SAFETY

KuznetsovaN.V., 2018

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute, the candidate of agricultural sciences, docent Department

of Life safety and Medico-biological Disciplines, Michurinsk

Dubovitsky I.I., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.