Научная статья на тему 'КРОССЕНС КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ОБЖ'

КРОССЕНС КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КРОССЕНС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Едигарева Анастасия Дмитриевна

В данной статье рассматривается один из инновационных методов обучения - кроссенс. Раскрывается его сущность и методические аспекты его составления и использования в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Едигарева Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSENS AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPMENT STUDENTS HAVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE COURSE OF THE BASICS OF LIFE SAFETY

This article discusses one of the innovative teaching methods - crossens. Its essence and methodological aspects of its compilation and use in the educational process on the basics of life safety are revealed.

Текст научной работы на тему «КРОССЕНС КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ОБЖ»

УДК 378.147

КРОССЕНС КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В КУРСЕ ОБЖ

Наталия Викторовна Кузнецова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

K-natali2008@yandex.ru Анастасия Дмитриевна Едигарева

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается один из инновационных методов обучения - кроссенс. Раскрывается его сущность и методические аспекты его составления и использования в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс, кроссенс, универсальные учебные действия, основы безопасности жизнедеятельности.

Приоритетными задачами, стоящими перед современными педагогами, является формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению новых знаний, развитие познавательного интереса как движущей силы процесса познания, выработка системы компетенций. Таким образом, школа должна сформировать у учащихся потребность в саморазвитии и самосовершенствовании путем сознательного и активного освоения нового социального опыта, раскрыть способности к самостоятельному усвоению новых знаний и организацию этого процесса [2,6]. Иными словами, выработать умения учиться, т.е. сформировать совокупность универсальных учебных действий, от характера и вида которых будет зависеть качество освоения знаний, умений и навыков. Для этого необходимы наиболее перспективные и эффективные методы и приемы обучения, отвечающие запросам современных школьников [1,5].

К таким методам обучения относят кроссенс (в пер. с англ. «пересечение смыслов»), представляющий собой ассоциативную головоломку нового поколения, состоящую из серии рисунков, знаков и символов, связанных по смыслу. Впервые подобная головоломка была предложена в 2002 г. нашими соотечественниками писателем и математиком С. Фединым и доктором технических наук, философом В. Бусленко. Развивающий метод кроссенс направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении, раскрытие творческих способностей, выстраивание плодотворной коммуникации и сотрудничества.

Рассмотрим более подробно структуру кроссенса (рис. 1). Это поле с ассоциативными картинками, замкнутыми в стандартное поле из девяти квадратов. Каждый рисунок (№№ 1-9) имеет связь с предыдущим или последующим изображением, а центральный (№ 5) - обобщающий, объединяет по смыслу все представленные иллюстрации. Как правило, необходимо установить взаимосвязи по периметру между квадратами №№ 1-2, 2-3, 3-6, 69, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральным квадратам - 2-5, 6-5, 8-5, 4-5.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Рисунок. 1. Структура сетки кроссенса

При составлении кроссенса одной из трудных задач является трактовка изображений, которые могут быть непонятными для обучающихся либо очень сложными для восприятия. В этом случае следует предусмотреть текстовые подсказки и название головоломки, что позволит установить зашифрованные взаимосвязи и единую нить ассоциаций [3,7].

В практике преподавания ОБЖ также возможно применение данного метода, позволяющего более глубоко познать смысл явлений и процессов и установить существующие причинно-следственные связи. При составлении кроссенса необходимо придерживаться определенного алгоритма:

Прежде всего, необходимо определить направление и общую идею кроссенса, отвечающую изучаемой теме. Затем создаются 8-9 элементов, которые имеют непосредственное отношение к загаданным событиям, явлениям или процессам, и между которыми возможно установление взаимосвязей. Для центральных элементов обязательно наличие трех и более связей. Каждый зашифрованный элемент должен иметь свою отличительную черту, а центральный - концентрировать весь общий смысл кроссенса. Особое внимание следует обратить на выбор тематических иллюстраций, которые должны заменить прямые образы и ассоциации на косвенные или

символические, а также на построение ассоциативных связей между наглядными образами.

Рассмотрим несколько примеров кроссенса и возможные варианты заданий. Так, при изучении раздела «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» обучающимся можно предложить задание по определению темы кроссенса и установлению взаимосвязи между соседними рисунками (рис. 2).

Рисунок 2. Кроссенс по ОБЖ

Расшифровка кроссенса может быть следующей:

1. Террористический акт с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, произошедший 26 октября 2002 года.

2. Группа террористов в течение трех дней удерживает в качестве заложников 916 человек в здании Театрального центра. Это работники, зрители, актерский состав мюзикла «Норд-Ост».

3. Торжественная линейка 1 сентября 2004 года в школе № 1 города Беслана, где в результате захвата заложников погибли 314 человек, из них 186 детей.

4. Ликвидация террористов подразделениями специально назначения.

6. Теракт на улице Гурьянова в Москве - взрыв многоквартирного дома, произошедший 8 сентября 1999 года. Два подъезда были полностью уничтожены, под руинами погибли 106 человек.

7. Спасение заложников в ходе спасательной операции.

8. Пояс шахида, используемый террористами при организации терактов.

9. Террористические акты, совершенные в московском метро в 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», когда террористки-смертницы привели в действие взрывные устройства, начиненные металлическими предметами. В результате взрывов погиб 41 человек.

5. Тема кроссенса - терроризм, виды терактов и их последствия.

Еще одну разновидность кроссенса можно предложить обучающимся при изучении вопросов основных видов оружия и их поражающих факторов в 10 классе (рис. 3), который можно использовать при организации контроля знаний обучающихся по соответствующей теме.

ХИБАКУСЯ

7

Рисунок 3. Кроссенс по ОБЖ

Метод кроссенс можно использовать на любых этапах урока. Например, при определении темы и формулировке цели, открытии нового знания и первичном закреплении учебного материала, а также при организации самостоятельной работы обучающихся. Кроме того, он может быть использован в ходе индивидуальной или групповой работы при проверке домашнего задания (раскрыть с помощью рисунков кроссенса материал пройденной темы или использовать его в качестве опорного конспекта); в процессе раскрытия основного тематического модуля темы и постановке проблемы (выявить причины, последствия, черты чего-либо в предложенных символах и образах); при обобщении и систематизации учебного материала, в качестве дифференцированного или творческого задания. С помощью метода кроссенса возможно создание на уроке ситуации успеха и создание благоприятных условий для процесса обучения.

Для кроссенсов характерен значительный воспитательный потенциал, поскольку они могут быть составлены с учетом темы классного часа, памятной даты и праздничного мероприятия. Кроме того, они могут быть использованы для организации коллективных творческих дел, при оформлении стенгазет и открыток, личных портфолио. Таким образом, кроссенс развивает коммуникативные навыки, регулятивные умения, творческие способности [4].

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий эффективно решает задачи развивающего обучения, реализует дифференцированный и личностно-ориентированный подходы, развивает критическое мышление учащихся. Это позволяет обучающимся достичь

высоких образовательных результатов, самоутвердится и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Способы активизации познавательной деятельности обучающихся в курсе ОБЖ: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 105 с.

2. Кузнецова Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 122 с.

3. Педагогическая мастерская «Кроссенс». Сборник итоговых работ. Из опыта работы педагогов города Лысьевы / Сост. Скотынянская В.Э. - Лысьева: МАУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения», 2020. - 98 с.

4. Андреюшкина Д.Д. Кроссенс-технология: развитие познавательной активности // Химия в школе. М.: Центрхимпресс, 2020. № 4. С. 46-47.

5. Гарминович Н. А. Об организации работы по формированию универсальных учебных действий на занятиях по ОБЖ // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

6. Дьяконова И. В., Веселовская М. А., Иванова Е.Н. Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе урочной и внеурочной работы по предмету "основы безопасности жизнедеятельности" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

7. Кузнецова Н. В., Добрынина К.И. Реализация деятельностного подхода в обучении ОБЖ // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-3. С. 50-53. - DOI 10.18411/lj-04-2020-52.

UDC 378.147

CROSSENS AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPMENT STUDENTS HAVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE COURSE OF THE BASICS OF LIFE SAFETY

Natalia V. Kuznetsova

the candidate of agricultural sciences, associate Professor

K-natali2008@yandex.ru Anastasia D. Edigareva

student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. This article discusses one of the innovative teaching methods -crossens. Its essence and methodological aspects of its compilation and use in the educational process on the basics of life safety are revealed.

Key words: educational process, crossens, universal educational actions, basics of life safety.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022. The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.