Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе'

Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT / METHODS / METHODICAL RECEPTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н. В., Федулова Ю. А.

Современное образование предъявляет новые высокие требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, где центральное место должно занимать студент с его потребностями, интересами, стремлениями и наклонностями. Все это требует совершенно нового подхода к обучению и подготовке выпускников и внедрению инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности важнейшие качества человека. Они должны быть направлены на формирование потребности в добывании новых знаний, решении познавательных задач, а преподавателю следует выступать в роли квалифицированного консультанта и внимательного помощника в поиске оптимальных способов решения поставленных проблем, поскольку только компетентное руководство деятельностью студентов позволит сделать образовательный процесс более конструктивным и содержательным. Недостаточность самостоятельности делает обучающихся пассивными, тормозит развитие их мышления и, в конечном итоге, приводит к неспособности применять полученные знания на практике. Чем выше у студентов уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность. Использование самостоятельной работы при подготовке студентов позволяет сделать процесс обучения интересным, проблемным, захватывающим, помогает глубокому усвоению знаний, эффективному формированию компетенций, сознательной выработке необходимых умений и навыков, развитию познавательной активности, самостоятельности, творчества, умению преодолевать трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Н. В., Федулова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work as an important component of the educational process in higher education

Modern education makes new high demands to the level of training of graduates of higher educational institutions where the central place should take the student with his needs, interests, aspirations, and inclinations. All of this requires an entirely new approach to learning and training the graduates and implementation of innovative educational technologies to the educational process. Technology of development of critical thinking is a promising educational technology which is capable to develop the full students’ capability, to unfold their creative potential and implement their individual resources. The relevance of technology is in its ability to take interactive laboratory and practical classes, where students have an opportunity to organize their goal setting, problem formulation and choice of optimal methods of performing work by themselves, and also they are able to assess the results of their own activities. The technology features are the possibility of development of communicative and reflective skills of the students; effectiveness and reproducibility with various contingents of learners; compliance with the technological cycle regularities of development of cognitive activity. This technology includes three stages: the call, the comprehension and the reflection. Each of them requires careful methodical preparation and compliance compliance with the rules of implementation. Methods of implementation of each of the stages are different and numerous, but all of them are aimed to the realization of personality oriented approach in education. Skilled technique of application of the technology of critical thinking development will allow significantly increase the efficiency of classroom teaching and to maintain a high level of interest and cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе

Independent work as an important component of the educational process in higher education

Доцент Н.В. Кузнецова, (ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» педагогический институт), кафедра безопасности жизнедеятельности биологических дисциплин, тел. 8-905-047-08-29 E-mail: K-natalia2008@yandex.ru

Доцент Ю.А. Федулова (ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» педагогический институт), кафедра безопасности жизнедеятельности биологических дисциплин, тел. 8-915-880-55-01 E-mail: Yulia_Fed@mail.ru

Социально-и медико-

Социально-и медико-

Associate Professor N.V. Kuznetsova, (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute), Chair of Life safety and Medico-biological Disciplines, tel. 8-905-047-08-29, E-mail: K-natalia2008@yandex.ru

Associate Professor Yu.A. Fedulova (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute), Chair of Life safety and Medico-biological Disciplines, tel. 8-915-880-55-01 E-mail: Yulia_Fed@mail.ru

Реферат. Современное образование предъявляет новые высокие требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, где центральное место должно занимать студент с его потребностями, интересами, стремлениями и наклонностями. Все это требует совершенно нового подхода к обучению и подготовке выпускников и внедрению инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности - важнейшие качества человека. Они должны быть направлены на формирование потребности в добывании новых знаний, решении познавательных задач, а преподавателю следует выступать в роли квалифицированного консультанта и внимательного помощника в поиске оптимальных способов решения поставленных проблем, поскольку только компетентное руководство деятельностью студентов позволит сделать образовательный процесс более конструктивным и содержательным. Недостаточность самостоятельности делает обучающихся пассивными, тормозит развитие их мышления и, в конечном итоге, приводит к неспособности применять полученные знания на практике. Чем выше у студентов уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность. Использование самостоятельной работы при подготовке студентов позволяет сделать процесс обучения интересным, проблемным, захватывающим, помогает глубокому усвоению знаний, эффективному формированию компетенций, сознательной выработке необходимых умений и навыков, развитию познавательной активности, самостоятельности, творчества, умению преодолевать трудности.

Summary. Modern education makes new high demands to the level of training of graduates of higher educational institutions where the central place should take the student with his needs, interests, aspirations, and inclinations. All of this requires an entirely new approach to learning and training the graduates and implementation of innovative educational technologies to the educational process.

© Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А., 2019

Technology of development of critical thinking is a promising educational technology which is capable to develop the full students' capability, to unfold their creative potential and implement their individual resources. The relevance of technology is in its ability to take interactive laboratory and practical classes, where students have an opportunity to organize their goal setting, problem formulation and choice of optimal methods of performing work by themselves, and also they are able to assess the results of their own activities. The technology features are the possibility of development of communicative and reflective skills of the students; effectiveness and reproducibility with various contingents of learners; compliance with the technological cycle regularities of development of cognitive activity. This technology includes three stages: the call, the comprehension and the reflection. Each of them requires careful methodical preparation and compliance compliance with the rules of implementation. Methods of implementation of each of the stages are different and numerous, but all of them are aimed to the realization of personality oriented approach in education. Skilled technique of application of the technology of critical thinking development will allow significantly increase the efficiency of classroom teaching and to maintain a high level of interest and cognitive activity of students.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа, аудиторные занятия, внеаудиторные занятия.

Keywords: educational process, technology of critical thinking development, methods, methodical reception.

Ключевой задачей современного высшего образования является подготовка квалифицированных кадров, которые способны к самообразованию, саморазвитию, творческой плодотворной деятельности, внедрению инновационных и нестандартных подходов в самые разнообразные области жизнедеятельности человека. Решить ее поможет активная самостоятельная деятельность обучающихся по поиску необходимой информации для решения поставленных противоречий и проблем. Все это соответствует и требованиям ФГОС ВО, который предполагает реализацию компетентностного подхода посредством выработки у обучающихся системы умений и навыков самостоятельной деятельности.

Несмотря на всю актуальность самостоятельной работы в современном высшем образовании, эта проблема не является новой. Так, особую значимость самостоятельной деятельности придавали великие древнегреческие философы Сократ, Платон и Аристотель, чьи идеи нашли дальнейшее развитие в трудах Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского. Все они первостепенную роль отдавали развитию самостоятельного мышления и умственных способностей детей и организационным вопросам их привлечения к самостоятельной деятельности. Среди отечественных методистов и педагогов проблемой организации самостоятельной работы занимались видные педагоги и методисты В.В. Давыдова, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Дайри, П.И. Пидкасистый, М.К. Ковалевская и другие [2].

На современном этапе развития высшего образования самостоятельная работа является важной составляющей образовательного процесса, которая направлена на самостоятельный поиск необходимой информации и творческое переосмысление, развитие познавательной активности и аналитического мышления, формирование навыков планирования собственной учебной деятельности. В соответствии с нормативно-правовыми документами высшей школы самостоятельная работа включает в себя аудиторные и внеаудиторные виды деятельности, занимающие до 50 % учебного времени.

В рамках реализации образовательного процесса в вузе самостоятельная работа студентов решает ряд задач:

- приобретение дополнительных знаний по изучаемой дисциплине;

- закрепление и расширение получаемых знаний посредством их самостоятельного обобщения и систематизации;

- овладение навыками организации и проведения научно-исследовательской деятельности;

- выработка навыков самоорганизации и саморазвития, самоконтроля и самооценки;

- формирование мотивации к самостоятельному получению новых знаний.

Известно, что эффективность образовательного процесса во многом зависит

от грамотной системной организации самостоятельной деятельности студентов, включающей комплекс взаимосвязанных, логически вытекающих друг из друга условий, требований, принципов, видов работ, которые подчинены общим задачам процесса обучения. Так, более плодотворной самостоятельная работа будет при соблюдении ряда условий:

- богатая материально-техническая база, отвечающая современным педагогическим, научно-техническим и санитарно-гигиеническим требованиям;

- наличие аудиторий для самостоятельной работы студентов, имеющих доступ к различным источникам информации;

- соответствие содержания самостоятельной работы обучающихся рабочей программе дисциплины и времени, отводимом на ее выполнение;

- формирование и развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, умений организовывать эффективное сотрудничество, применять творческие способности;

- систематический контроль за ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, проведение преподавателем необходимого объема консультаций.

В ходе проектирования самостоятельных работ следует соблюдать ряд требований:

- формирование у студентов глубоких систематизированных знаний, умений самостоятельного их приобретения, расширения и углубления;

- реализация тесной взаимосвязи теории с практикой, сознательной творческой активности;

- использование разнообразных видов и форм самостоятельных работ по образовательной цели и содержанию для всестороннего развития обучающихся и формирования у них комплекса компетенций;

- осуществление внутри- и межпредметной интеграции при выполнении самостоятельных заданий для эффективной взаимосвязи получаемых знаний, их обобщения и систематизации.

При условии соблюдения перечисленных требований самостоятельная работа студентов будет результативной и плодотворной. В рамках современного образовательного процесса высшей школы можно выделить специфические принципы организации самостоятельной работы обучающихся:

1) принцип интерактивности обучения, позволяющий обеспечить эффективную обратную связь и осуществить грамотный контроль и коррекцию действий студентов;

2) принцип развития интеллектуального потенциала обучающихся, который позволит сформировать алгоритмический тип мышления, умения быстро обрабатывать полученную информацию и принимать целесообразные решения в сложной ситуации;

3) принцип обеспечения целостности и непрерывности процесса обучения, предоставляющий возможности для реализации всех требований учебного плана.

Все виды самостоятельной работы студентов тщательно планируются каждым преподавателем в рабочей программе дисциплины с указанием количества отводимого времени, числа формируемых зачетных единиц и методики оценивания результатов их выполнения.

В процессе обучения в высшей школе выделяют несколько уровней самостоятельных работ. Так, низким уровнем самостоятельности студентов, когда для решения поставленной задачи обучающиеся осуществляют прямой перенос известного способа (образца) в подобную ситуацию, характеризуются самостоятельные работы по образцу. Они являются репродуктивными и направлены на запоминание и овладение студентами комплексом способов самостоятельной деятельности. Пороговым уровнем самостоятельности отличаются реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, заключающиеся в умении выбрать из нескольких предлагаемых вариантов правил или видов деятельности одно и применить его для решения поставленной задачи. При их реализации обучающиеся приобретают навыки анализа фактов, ситуаций, процессов, а также активно развивают свою мыслительную деятельность. Более продвинутый уровень самостоятельности обучающихся характерен для эвристических самостоятельных работ, способствующих формированию творческой личности. При их выполнении осуществляется постоянный поиск новых способов решений и их применение в неординарных ситуациях, обобщение и систематизация полученной информации. Исследовательские самостоятельные работы характеризуются высоким уровнем самостоятельности обучающихся и требуют умений преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые приемы решения предлагаемых задач, анализировать нестандартные подходы, выявлять характерные признаки учебных проблем. Подобного рода самостоятельные работы представляют собой высшую ступень в общей системе самостоятельных работ.

Итак, для эффективного выполнения самостоятельных заданий различных уровней студентам следует овладеть системой разнообразных видов деятельности: конспектирование, сравнение, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, использования дополнительных источников информации и др.

В высшем учебном заведении к основным видам самостоятельной деятельности можно отнести аудиторную и внеаудиторную работы, которые отличаются содержанием, разнообразием видов деятельности, методикой реализации и контроля. Приведем примеры организации самостоятельной работы обучающихся направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Безопасность жизнедеятельности).

Аудиторная самостоятельная работа - система заданий, выполняемых обучающимися на лекциях, лабораторных и практических занятиях Так, студентам можно предложить задания по самостоятельному поиску дополнительной информации, раскрывающей отдельные вопросы общей темы: найдите, пользуясь ресурсами Интернет, несколько определений понятия «безработица» и предложите собственное определение; охарактеризуйте явление безработицы как социально -опасной проблеме; приведите примеры фрикционной, структурной, циклической, сезонной безработицы и др. Подобного рода задания направлены на формирование и развитие навыков поиска и обработки информации, ее фильтрации и творческой интерпретации, адекватному выбору информационно-поискового языка запроса в поисковых системах.

В ходе аудиторных занятий интересны самостоятельные работы по заполнению таблиц, например: «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности», «Отличительные особенности уроков ОБЖ традиционного и современного типов». Задания можно усложнить, предложив составить графы для таблиц «Характеристика современных средств индивидуальной защиты» и заполнить их, пользуясь материалами учебников и Интернет-ресурсов. Подобные задания направлены на осмысление сущности процессов, явлений, понятий, побуждение мыслительной активности по обобщению и систематизации учебной информации.

Широкие возможности для эффективного развития логического мышления, установления причинно-следственных связей, развития навыков визуализации информации, реализации творческих способностей, результативному запоминанию учебного материала открывают самостоятельные работы по составлению различного рода схем, которые содержат графические обозначения, осуществляемые взаимосвязи и т.д.. Так, на основе прослушивания выступления своего товарища составьте схемы «Роль воспитательной составляющей в современном образовании по ОБЖ» или «Средства обучения ОБЖ», пользуясь необходимым дидактическим материалом [4].

Интересным видом графической организации учебной информации является прием кластеров, которые представляет собой действия по вычленению смысловых единиц темы и их графическое представление в форме схемы. Применение подобного рода самостоятельных заданий способствует вовлечению обучающихся в активный познавательный процесс, плодотворно развивает критическое мышление, реализует интеллектуальный потенциал.

В ходе рассмотрения крупного блока теоретической информации обучающимся целесообразно предложить задания по составлению глоссария для повышения уровня их информационной культуры, приобретения новых знаний, отработки навыков в конкретной предметной области. Например, при изучении теоретических основ безопасности жизнедеятельности целесообразно предложить обучающимся составить список понятий и терминов, объединенных общей тематикой, расположив их в алфавитном порядке и сформулировав четкое определение. Тематика и соответствующие термины могут быть предложены как преподавателем, так и самостоятельно определены студентами. Результатом данного вида самостоятельной деятельности является расширение и активизация профессионального словарного запаса, систематизация научной информации, выявление ключевых особенностей различных аспектов безопасности жизнедеятельности (национальная безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность и т.д.).

Активным видом самостоятельной работы является решение ситуационных задач, развивающих аналитическое мышление, способности принятия наиболее оптимальных для предлагаемых ситуаций решений. Данный прием эффективно развивает коммуникативные компетенции студентов, приучает к корректному общению, толерантности. Задача преподавателя - не допускать конфликты и создавать обстановку сотрудничества и здоровой конкуренции. В ходе ситуационного анализа акцент обучения переносится на выработку конкретного решения в совместном творческом процессе студентов и преподавателя, а результатом является не только знания, но и практические навыки. Так, при изучении вопросов оказания первой помощи целесообразны следующие ситуационные задачи: 1. Мальчика 6 лет на улице укусила собака. В ходе осмотра левой ноги в области подколенной ямки - рана размером 4х4 см с неровными краями, из которой отмечается пульсирующее кровотечение яркой алой кровью. Определите вид раны, тип кровотечения и укажите порядок оказания первой помощи. 2. При резком торможении водитель автомобиля ударился о руль и получил травму грудной клетки. Он жалуется на сильную боль в области 2-3-его ребер слева, появляющиеся при движении и глубоком дыхании. При задержке дыхания боль исчезает. Определите вид травмы и порядок оказания первой помощи.

При проведении аудиторных занятий самостоятельную работу можно организовать индивидуально, в группе или фронтально, но в любом случае она должна быть интересной, результативной, динамичной, деятельной.

Этим же требованиям должна отвечать и внеаудиторная самостоятельная работа, под которой понимается образовательная, научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая во внеаудиторное время в соответствии с предложенными преподавателем заданиями, при его чутком методическом руководстве, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной деятельности является прочное овладение фундаментальными знаниями научных областей; общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профильно-специализированными компетенциями; систематизация и обобщение знаний; раскрытие творческих способностей, приобретение и отработка исследовательских умений и навыков.

Внеаудиторная самостоятельная работа в вузе предполагает глубокое изучение дополнительной литературы и составление конспекта при подготовке к лекциям и лабораторно-практическим занятиям, написание рефератов, курсовых работ и подготовку сообщений, подбор материала для доклада или прочтения мини-лекции и т.д. Все это способствует лучшему пониманию и усвоению обучающимися учебного материала, осуществлению его критической оценки, обоснованию собственной позиции, обозначению круга возникших вопросов [5].

Одним из важных видов самостоятельной внеаудиторной работы является подготовка к лекциям, включающая в себя внимательное изучение вопросов предстоящей темы по учебникам и учебно-методическим пособиям, их тщательный и глубокий анализ, формулировка интересующих вопросов, чем закладывают необходимые основы для осмысленного восприятия лекционного материала.

Регулярная и планомерная подготовка к лабораторно-практическим занятиям также является неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. Она включает такие элементы, как определение целей и задач предстоящего занятия, подбор и изучение соответствующих научных трудов и монографий, статей и отчетов, необходимых нормативно-правовых документов с целью обоснования актуальности рассматриваемой темы и возможности ведения конструктивной беседы на занятии. Например, для плодотворной работы на занятиях по дисциплине «Методика обучения и воспитания по профилю (безопасность жизнедеятельности)» студенты должны свободно владеть содержанием ФГОС, рабочих программ и учебников ОБЖ для начального, основного общего и среднего полного общего образования, уметь в них ориентироваться и грамотно анализировать, поэтому внеаудиторная самостоятельная работа по изучению данных документов обязательна. Еще один пример задания для внеаудиторной работы - разработка дидактических материалов по ОБЖ для школьников разных возрастных групп, методика использования которых затем подробно разбирается и проигрывается на лабораторных занятиях [3].

Работа с различными информационными источниками является ведущей при организации самостоятельной деятельности студентов. В связи с этим расширить научный кругозор и овладеть методами теоретического исследования поможет написание реферата - еще одно внеаудиторное самостоятельное задание, способствующее развитию самостоятельного мышления обучающихся.

В образовательной практике высшей школы можно выделить основные виды рефератов:

- репродуктивные, основанные на воспроизведении литературных источников и предполагающие написание реферата-конспекта или реферата-резюме;

- продуктивные, построенные на осмыслении и анализе литературных данных и подразумевающие написание реферата-обзора и реферата-доклада.

Реферативные работы можно классифицировать в зависимости от количества первоисточников: монографические, основанные на критической оценке одного литературного источника, и обзорные, предполагающие рассмотрение и сравнение нескольких источников литературы.

Тематика рефератов может быть различной: «Философские аспекты риска», «Конфликты: плюсы и минусы», «Продовольственная безопасности в России: проблемы и решения», «Педагогические условия формирования личности безопасного типа», «Свобода и ответственность личности перед человеком, обществом и государством» и т.д.. Какой бы вид реферата не выбрал студент, главное при его написании - критический анализ раскрываемой темы; сопоставление научных взглядов, мнений, точек зрения; грамотность и аргументированность письменной речи, логика построения работы.

Еще одним видом самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся и ответственным этапом в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы является написание курсовой работы, которая направлена на систематизацию полученных теоретических знаний и практических навыков по соответствующей дисциплине. Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями вуза таким образом, чтобы в ходе их написания студент продемонстрировал уровень своей подготовки по дисциплине, умения самостоятельно осуществлять научные исследования, обрабатывать полученные результаты и делать соответствующие выводы. Так, по дисциплине «Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности» можно предложить такие темы курсовых работ, как «Информационные технологии как важный методический инструментарий в обучении ОБЖ», «Методика реализации патриотической составляющей духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по ОБЖ», «Формирование экологической культуры обучающихся в условиях введениях ФГОС», «Имитационные технологии в обучении ОБЖ как средство реализации ФГОС», «Формирование универсальных учебных действий в рамках модуля «Основы комплексной безопасности» и др.

Изучение, систематизация и анализ различного рода учебной, методической, научной, научно-популярной литературы, Интернет-ресурсов; составление предварительного плана работы; проведение комплекса исследований с последующей статистической обработкой данных, оформление работы в соответствии с имеющимися требованиями и подготовка доклада для защиты курсовой работы - все это неотъемлемые составляющие самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов при написании курсовой работы [5].

Подготовка курсовых работ направлено на развитие у обучающихся умений самостоятельно анализировать результаты научных исследований, применять нестандартные подходы к решению исследовательских задач, владеть информационно-библиографической культурой.

Одной из форм учебных занятий в высшей школе, направленной на выявление уровня знаний студентов и повышение их опыта, является коллоквиум (в переводе с лат. colloquium - разговор, беседа), в ходе которого студенты высказывают собственное мнение, отстаивают свою точку зрению, аргументируют ответы, дают оценку обсуждаемой проблеме. Это невозможно сделать без тщательной подготовки, которая осуществляется в ходе самостоятельной внеаудиторной работы: студенты, заранее получив вопросы от преподавателя, изучают разнообразные источники информации, конспектируют, реферируют, готовят выступления. Интересны коллоквиумы, где вопросы носят проблемный характер или направлены на установление причинно-следственных связей, и обучающимся необходимо продемонстрировать умения нестандартно решать задачи, ориентируясь в имеющейся информации и критически оценивая высказываемые аргументы [1].

Например, вопросы для коллоквиума по дисциплине «Опасные ситуации социального характера» могут быть следующими: какова взаимосвязь между демографической ситуацией в РФ и ее национальной безопасностью? каким образом безработица влияет на психофизиологическое состояние человека? почему в развитых странах средняя ожидаемая продолжительность жизни выше, чем в развивающихся странах? дайте оценку проблемам, способствующим снижению уровня здоровья студентов и учебного процесса вузов и т.д.

Важным видом самостоятельной внеаудиторной работы является подготовка к контрольным работам, представляющим собой комплекс заданий преподавателя, требующих письменных ответов студентов. Самостоятельная подготовка заключается в повторении конспектов лекций, лабораторных и практических занятий, раскрывающих базовый теоретический материал; изучение дополнительной литературы с целью расширения сведений по теме контрольной работы; обобщение и систематизация учебного материала.

Результатом самостоятельной работы студентов является сдача зачетов и экзаменов, а подготовка к ним представляет собой важный и ответственный этап обучения в вузе. Данные итоговые формы контроля предусматривают комплексную проверку и оценку работы студентов за семестр или целый курс, уровень прочности сформированных знаний, способность к критическому мышлению. Самостоятельная работа при подготовке к итоговому контролю заключается в определении места каждого вопроса в общей системе рабочей программы дисциплины, его осмысление и выбор соответствующих источников учебной информации (учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и т.д.), составление четкой логической схемы ответа на вопрос. Кроме того, экзаменационные билеты включают компетентностно-ориентированные задания, которые направлены на проверку умений применять теоретические знания в решении практических задач. Например, приведите примеры использования на уроке ОБЖ учебного фильма в качестве наглядного метода и как средства наглядности. Свой ответ обоснуйте.

Так, самостоятельная работа является важной составляющей образовательного процесса в высшей школе, а самостоятельность выступает главным качеством обучающегося. Самостоятельная работа - ведущий вид деятельности студентов, который позволяет сделать процесс обучения в вузе продуктивным, интересным, деятельным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копылов А.Н. Коллоквиум как средство контроля над результатами обучения в высшей школе / А.Н. Копылов // Аспирант и соискатель. - 2011. - №2. -С. 108-112.

2. Кузнецова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности / Н.В. Кузнецова // XXIII Международные научные чтения (памяти М.В. Келдыша): Сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2018 г., г. Москва). - М.: ЕФИР, 2018. - 88 с. - С. 66-69.

3. Кузнецова Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ / Н.В. Кузнецова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 122 с.

4. Кузнецова Н.В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 252 с.

5. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: [учеб. -метод. пособие] / [А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова]; М-во образование и наука Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 2016. -80 с. 98

REFERENCE

1. Kopylov A.N. Colloquium as a means of monitoring learning outcomes in higher education / A.N. Kopylov // Graduate Student and Applicant. - 2011. - №2. -P.108-112.

2. Kuznetsova N.V. Organization of independent work of students in the study of issues of life safety / N.V. Kuznetsova // XXIII Internationa! Scientific Readings (in memory of MV Keldysh): Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (March 15, 2018, Moscow). - M .: EFIR, 2018. - 88 p. - p. 66-69.

3. Kuznetsova N.V. Methods of organizing independent work of students in the teaching of life safety / N.V. Kuznetsova. - M .; Berlin: Direct Media, 2018. - 122 p.

4. Kuznetsova N.V. Methods of training and education in life safety: a tutorial / N.V. Kuznetsova. - M .; Berlin: Direct Media, 2016. - 252 p.

5. Independent work of students: types, forms, evaluation criteria: [proc.-method. allowance] / [A.V. Merenkov, S.V. Kunshchikov, T.I. Grechukhina, A.V. Usa-cheva, I.Yu. Vorotkova; under total ed. T.I. Grechukhina, A.V. Merenkova]; M-education and science Ros. Federation, the Urals. feder. un-t - Yekaterinburg: Ural. Univ., 2016. - 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.