считает, что: «экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом и транслируется в виде экокуль-турных ценностей, информации и технологий воспитанникам» [1].
Библиографический список
1. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М., 2004.
2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. трудов / Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996. С. 72-84.
3. Марченко А.А. Эколого-методическая подготовка учителя географии: теория и практика: Монография. Мн., 2009.
4. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.
5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996.
6. Кашлев С.С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности. Минск, 1999.
7. Сластёнин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 82-91.
8. Сластёнина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М., 1984.
Н.В. Неверова Л.В. Рыбакова
Самостоятельная работа студентов
при освоении иностранного языка как форма
учебной познавательной деятельности
Самостоятельная работа студентов рассматривается как форма учебной деятельности, направленная на формирование личностной самостоятельности, повышение ответственности за результаты деятельности с целью решения учебных, научных и профессиональных задач, усвоения профессиональных
о §
¡± о
го £Р ч: vo
ш о
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о .
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— . с
знаний, умений и навыков. Охарактеризованы этапы самостоятельной работы студентов, исследованы организационные вопросы и методическое обеспечение данного направления в учебном процессе при освоении иностранного языка.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации, подготовительный, пропедевтический, теоретический, учебно-практический и отчетно-практический этапы самостоятельной работы студентов, иностранный язык.
Целостная система вузовской подготовки на разных этапах обучения предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность всех форм обучения: аудиторную и внеаудиторную, самостоятельную и при поддержке преподавателя, творческую, поисковую, проектную и др. При этом учение можно считать деятельностью, когда она удовлетворяет познавательную потребность обучающегося. А так как учение это не самообразование, то в процессе обучения необходимо стимулировать учебно-познавательную активность студентов; организовывать их самостоятельную познавательную деятельность по овладению научными знаниями и умениями; развивать мышление, память, творческие способности; совершенствовать учебные умения и навыки; формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру.
Будучи одним из необходимых компонентов учебного процесса, самостоятельная работа студентов (СРС) выступает своеобразным его продолжением и в аудиторное, и во внеаудиторное время в виде выполнения учебных заданий, самообразования и осуществления исследовательской деятельности. Она имеет важное значение в современных условиях, т.к. подготовка любого специалиста должна быть непрерывной, чтобы он после окончания учебного заведения мог совершенствоваться профессионально и дальше.
Актуальность исследования этой проблемы заключается в целевых установках по формированию у выпускников вузов способности к самостоятельному и системному расширению кругозора, повышению уровня общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения, речи и др.
Планированию и организации самостоятельной работы обучающихся посвятили свои работы в строго дидактическом плане основатели научной организации педагогического труда С.И. Архангельский, Л.Г. Вят-кин, М.Г. Гарунов, Е.Я. Голант, В.А. Козаков, А.Г. Молибог, Р.А. Нима-зов, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый и др.
Например, С.И. Архангельский трактует СРС как самостоятельный Е поиск необходимой информации, приобретение
вание для решения учебных, научных и профессиональных задач [1]; 5 ° Л.Г. Вяткин рассматривает самостоятельную работу как вид деятель- | 1 ности, при которой в условиях систематического уменьшения прямой | <§ помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствую- о § щие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, чю формирования познавательной самостоятельности как черты личности с студента [2]; В.А. Козаков отмечает, что самостоятельная работа учащихся - это специфический вид деятельности, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, знаний и навыков осуществляется опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий [3]; А.Г. Молибог видит в ней деятельность, складывающуюся из творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, из подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ [4]. Нам близка их позиция, потому что мы считаем, что СРС способствует формированию у студентов личностной самостоятельности, ответственности за результаты деятельности, а преподавателю дает возможность опосредованно участвовать в этом процессе, осуществляя педагогическую поддержку и контроль за деятельностью.
Организации СРС всегда уделялось пристальное внимание, однако со временем эта работа формализовалась, и уровень подготовки студентов снизился, что, на наш взгляд, позволяет говорить о понижении качества образования. Первоначально данная проблема была вновь актуализирована в 2002 г. в документе Минобразования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», в котором были поставлены задачи по активизации учебного процесса в пользу повышения эффективности СРС, вплоть до снижения количества аудиторных занятий, переработки учебно-методической документации и обновления научно-методической литературы, изменения методик преподавания, ориентированных в большей степени на организацию самостоятельной работы студентов [5]. В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом (ФГОС), за самостоятельной работой закреплен статус одной из форм учебной деятельности и функции по развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию у них потребности в самообразовании, повышению уровня своей теоретической подготовки, а также по совершенствованию умений самообразовательной деятельности. Кроме этого, 50% учебного времени теперь отводится на самостоятельную работу учащихся высших учебных заведений [6].
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О
ы О
сс и О
и
а. си
о-а
О
1— с
Самостоятельная работа учащихся высших учебных заведений состоит из нескольких этапов.
На подготовительном или пропедевтическом этапе составляется координационный план СРС и даются рекомендации по самостоятельной деятельности, при этом необходимо исходить из бюджета времени студента, отводимого на выполнение учебных поручений и затрат на выполнение отдельных видов заданий. Этот этап предусматривает оказание методической помощи обучающимся, которая состоит в следующем: ознакомление студентов с государственным образовательным стандартом и воплощением его в учебных программах, что позволяет четко представить цели и требования изучения соответствующих дисциплин, их объем и содержание; предоставление в устном изложении или в печатном виде рекомендаций по использованию различных технологий в работе: кейс-стади, портфолио, проект, презентация и др.
При анализе общей структуры дисциплины (модуля) преподаватель определяет: фрагменты темы, которые студенты могут осваивать самостоятельно; формулирует задания, направленные на формирование общеучебных, общепрофессиональных, специальных умений; разрабатывает задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений и индивидуальных способностей студентов.
На теоретическом и учебно-практическом уровне СРС отправным источником знаний обучающихся является учебно-методический комплекс, включающий: учебник, программное обеспечение, методические комментарии к изучению теоретического и практического курсов, аудио- и видеоносители, Интернет, мультимедиа, информационно-коммуникационные и практико-ориентированные технологии и др. Эти направления концентрируются на освоении отдельных модулей, что позволяет студентам фактически одновременно усваивать теоретический (фактический) материал, расширять и углублять получаемые знания, выполняя специальные задания по изучаемой теме. Иными словами, в данной технологии органично соединяются оба вида деятельности, что помогает обучающемуся самостоятельно, отталкиваясь от содержания учебного курса, переходить к изучению специальной литературы и выполнению практических заданий. Организация СРС может быть связана:
- с обработкой библиографических данных, результатом которой станет картотека по определенной теме или проблеме;
- с подготовкой письменной работы, что может быть представлено в виде реферата, доклада, аннотированного указателя;
- с проектным исследованием, завершающимся презентацией;
о §
а.
- с разработкой виртуальной информации в виде веб-квеста или веб-страницы, представленной в Интернете;
- с написанием научной статьи, размещенной на страницах научного сборника или журнала, и др.
Самостоятельная работа студентов в сети Интернет расширяет границы учебной среды. С его помощью можно организовать межкультурное общение, например в процессе обмена подкастами; получить чю дополнительную языковую практику; воспользоваться возможностью с свободного доступа к большому количеству аутентичных материалов для обучения различным видам речевой деятельности, например, для написания основы для тематической беседы; расширить знания, полученные в аудитории, отработать грамматические структуры, языковые модели и устойчивые выражения, повысить наглядность, сформировать представления о механизме сложных явлений и т.д.
Управление самостоятельной работой студентов при выполнении индивидуальных или типовых заданий должно осуществляться с помощью соответствующего методического обеспечения, учитывающего междисциплинарные и межпредметные связи: учебные пособия, методические указания, руководства к изучению темы, дисциплины, рабочие тетради и пр.
Формы организации СРС могут быть фронтальными, индивидуальными и групповыми.
При фронтальной форме организации СРС студенты выполняют общие для всех задания, а преподаватель осуществляет общий инструктаж к его выполнению. Его специфика заключается в коллективной цели и постановке единых задач, побуждающих студентов к сотрудничеству, при этом допускается взаимный контроль и оценка достижений. Данная форма оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность студентов. Как правило, ее целесообразно использовать перед изучением темы с целью активизации познавательного интереса, включать типовые задания и упражнения по образцу, применять коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых при их выполнении.
При этом тексты и задания по иностранному языку должны быть специально подобраны по уровню сложности, учитывать подготовленность студентов, их способности и уровень сформированности речевых навыков и умений, ориентированы на современные достижения в той или иной сфере деятельности, отражать научные открытия, касающиеся профессиональных интересов студентов, давать им возможность для профессионального роста, осознания практической значимости знаний, получаемых на занятиях иностранного языка, для своей будущей профессиональной деятельности.
л
го о гс
о I Необходимым условием организации самостоятельной работы сту-¡2 ^ о дентов является формирование у них умений вести поиск необходимой
Ф ГО ГЛ 1
5 о а. информации, определять цели, проводить анализ, выдвигать гипотезы к и проверять их, классифицировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, принимать решения и формулировать выводы, уметь ^ с! выражать свою точку зрения в письменной и устной форме.
Если самостоятельная работа предполагает выполнение задания с использованием иностранного языка в номенклатуре определенных сфер и ситуаций профессионального и повседневно-бытового общения, то необходимо преподавателю совместно со студентами подобрать типичную ситуацию поведения, например, при приеме на работу в иностранную кампанию (формы приветствия) или при встрече (разговор о погоде), а также отобрать штампы речевого общения в зависимости от ситуации, грамматические формы и конструкции, дифференцированные по видам речевой деятельности.
При индивидуальной форме организации СРС следует исключать сотрудничество в студенческой среде, опираясь исключительно на самостоятельный выбор способа, методов и форм ее выполнения при консультациях с преподавателем, если возникает необходимость. Опыт показывает, что данная форма активизирует деятельность студентов, не проявляющих особого желания к этому виду работы, склонных скрыть свои «способности» в группе. Индивидуальное задание стимулирует проявление личностного отношения к работе.
Индивидуальное задание может быть представлено не только в устной, но и в письменной форме, например, в виде резюме, описания занимательной истории или имевшегося случая из практики, на отдыхе, в командировке, в лондонском аэропорту, рекламного текста и пр.
В процессе проведения самостоятельной работы студент использует конспекты лекций, подбирает аутентичный материал из иноязычных источников, готовит доклады с компьютерной презентацией, осуществляет поиск информации в сети Интернет, в учебной и справочной литературе и др.
Групповые формы СРС, как правило, хорошо проявляются или в малых группах, или в парах. Такие пары могут быть составлены на постоянной или сменной основе, что позволяет или закрепить достигнутые успехи, или расширить круг возможных общений. Преимущество парной работы - необходимость и неизбежность делового взаимодействия, стимулирующего повышение уровня знаний, формирование делового типа мышления, развитие интереса к учению, личностный рост.
Например, в парной работе можно использовать сценарий предварительно разработанного диалога с партнером по бизнесу на английском языке, а также с потенциальным отраслевым работодателем.
1 15
ее го
Отчетно-практический этап предполагает организацию контрольных Е срезов и сдачу запланированных в учебном графике отчетов в процес- § ^ се всего изучения дисциплины; проведение тестирования; написание 5 ° контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ; сдачу | § зачетов и экзаменов; мониторинг учебной деятельности каждого сту- 2 | дента на протяжении изучения курса. о §
Кроме этого, не менее важную роль на этом этапе играет и само- ^^
„ „ шо
контроль, представляющий собой осознанный личностью контроль с
своих собственных действий. Самоконтроль является одним из условий самоорганизации и самодисциплины личности, развития у нее самостоятельности мышления. Мера этой самостоятельности может быть различной, она индивидуальна у каждой личности, предопределяя степень самостоятельности ее познавательной деятельности.
Мотивирующими факторами, оптимизирующими самостоятельную познавательную деятельность студентов при изучении иностранного языка, мы считаем: готовность студентов к освоению иностранного языка, сформированность гуманитарной культуры, ориентированность на профессиональный рост.
Таким образом, СРС в условиях вуза - составная часть профессионального самообразования. Овладение методикой этой работы, постоянное ее совершенствование, развитие у себя необходимых для этого умений, качеств ума, нравственно-волевых черт личности неразрывно связано с организацией самовоспитания, с целенаправленным развитием внимания и памяти, мышления и воли. Самостоятельная работа учащегося может давать необходимый результат лишь в общей системе усилий по самосовершенствованию.
Основные этапы работы над собой общеизвестны. Это критический анализ своей деятельности и проявляемых в ней качеств, адекватная и разносторонняя оценка себя и проектирование своего дальнейшего развития, постановка в самосовершенствовании конкретных значимых и реальных целей и настойчивая работа по их достижению, затем снова анализ результатов своей деятельности и самооценка и т.д. В таком постоянном движении вперед, в целенаправленном саморазвитии -залог нравственного, интеллектуального и профессионального самосовершенствования.
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1980.
2. Вяткин Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся: методологические и теоретические проблемы, актуальные вопросы технологии: Общепедагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2001. Т. 1. № 1. С. 101-109.
3. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов: Учебное пособие. Киев, 1989.
4. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971.
5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. №№ 14-55-996ин/15. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 03.02.2017).
6. ФГОС ВО. URL: fgosvo.ru.
А.А. Осипова Н.А. Маслюк
Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»
В статье раскрывается унифицированный подход к использованию кейс-технологии, который позволяет повысить эффективность данного использования путем четкого структурирования кейс-задания и сокращения времени на его разработку и решение. Универсальная структура кейс-задания позволяет реа-лизовывать комплексные проекты по решению фактических ситуаций в рамках преподавания одной или нескольких дисциплин учебного плана. Предложенный авторами подход позволяет повысить мотивацию к обучению, реализовать требование ФГОС по обязательному использованию интерактивных методов, а главное, получить в результате сформированные у обучающихся компетенции в сфере их будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: кейс-технология, обучение бакалавров, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», компетенции, кейс-задание, структура кейс-задания.
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
Ф го го
л го
о
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— ü с