ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:614.8
Технология развития критического мышления как способ формирования ключевых компетенций при обучении безопасности жизнедеятельности
в высшей школе
Technology of critical thinking development as a way of forming key competences in life safety teaching at high school
Доцент H.B. Кузнецова (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, тел. 8-905-047-08-29 E-mail: [email protected]
Associate Professor N.V. Kuznetsova (Michurinsk State Agrarian University) chair of life safety and medico-biological disciplines, tel. 8-905-047-08-29 E-mail: [email protected]
Реферат. Современное образование предъявляет новые высокие требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, где центральное место должен занять студент с его потребностями, интересами, стремлениями, склонностями. Все это требует совершенно нового подхода к обучению и подготовке выпускников и внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс. Технология развития критического мышления является перспективной образовательной технологией, способной осуществить полноценное личностное развитие студентов, раскрыть их творческий потенциал, а также реализовать индивидуальные ресурсы. Актуальность технологии заключается в возможности проводить содержательные лабораторные и практические занятия в интерактивном режиме, когда студенты имеют возможность самостоятельно организовывать работу по целеполаганию, постановке задач, выбору оптимальных методик выполнения работы и получения новых знаний, а также возможности оценивания результатов собственной деятельности. Особенностями технологии являются возможность развития коммуникативных и рефлексивных умений студентов; эффективность и воспроизводимость в работе с различными контингентами обучающихся; соответствие технологического цикла закономерностям развития познавательной активности. Данная технология включает три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Каждая из них требует тщательной методической подготовки и соблюдения правил реализации. Приемы осуществления каждого из этапов разнообразны и многочисленны, но все они направлены на реализацию лич-ностно-ориентированного подхода в обучении. Грамотная методика применения технологии развития критического мышления позволит значительно повысить эффективность аудиторных занятий, поддержать высокую степень заинтересованности и познавательной активности студентов.
Summary. Modern education makes new high demands to the level of training of graduates of higher educational institutions where the central place should take the student with his needs, interests, aspirations, and inclinations. All of this requires an entirely new approach to learning and training the graduates and implementation of innovative educational technologies to the educational process. Technology of development of critical thinking is a promising educational technology which is capable to develop the full students capability, to unfold their creative potential and implement their individual resources. The relevance of technology is in its ability to take interactive laboratory and practical classes, where students have an opportunity to organize their goal setting, problem formulation and choice of optimal methods of performing work by themselves, and also they are able to assess the results of their own activities. The technology features are the possibility of development of communicative and reflective skills of the students; effectiveness and reproducibility with various contingents of learners; compliance with the technological cycle regularities of development of cognitive activity. This technology includes three stages: the call, the comprehension and the reflection. Each of them requires careful methodical preparation and compliance with the rules of implementation. Methods of implementation of each of the stages are different and numerous, but all of them are aimed to the realization of personality oriented approach in education.
© Кузнецова H.B., 2016
Skilled technique of application of the technology of critical thinking development will allow significantly increase the efficiency of classroom teaching and to maintain a high level of interest and cognitive activity of students.
Ключевые слова: образовательный процесс, технология развития критического мышления, методы, методические приемы.
Keywords: educational process, technology of critical thinking development, methods, methodical reception.
В настоящее время центральное место в образовательной системе занимает полноценное личностное развитие обучающегося, раскрытие его творческого потенциала, реализация индивидуальных возможностей. Все это возможно через внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении, где цели и содержание, которые сформулированы в государственном образовательном стандарте, учебных программах, приобретают для обучающегося личностный смысл, формируют мотивацию к образовательному процессу.
Одной из ведущих технологий, позволяющих реализовать личностно-ориентированный подход, является технология развития критического мышления, под которой понимается совокупность стратегий и методических приемов, рассчитанных для применения в различных предметных областях, в разнообразных формах и видах работы. Данная технология была разработана и методически обоснована в середине 90-х гг. Консорциумом демократической педагогики, учеными и педагогами Колледжа Хобарта и Уильяма Смита, Университета Северной Айовы (США). Технологию развития критического мышления можно отнести к интеграционной. Она позволяет добиваться высоких образовательных результатов в работе с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком; в умении грамотно, четко и, главное, корректно выражать свои мысли и вырабатывать собственную точку зрения; в самостоятельной деятельности и в сотрудничестве с товарищами.
Актуальность технологии заключается в возможности проводить содержательные практические занятия в интерактивном режиме: обучающиеся могут самостоятельно ставить перед собой цель, задачи, выбирать наиболее приемлемые методики выполнения работы или получения новых знаний, критерии оценивания результатов, исправлять возможные ошибки или редактировать свою работу и организовывать совместную деятельность. Таким образом, обучающиеся смогут проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал, а главное, сознательно получить необходимый объем учебной информации, тщательно проанализированный и глубоко осмысленный. Особое значение технология развития критического мышления играет при работе со студентами педагогических вузов, где преподаватель имеет возможность применить в рамках рассматриваемой технологии весь разнообразный дидактический и методический арсенал. Подобного рода занятия помогут подготовить квалифицированные кадры для рынка труда, способные правильно оценивать предлагаемые обстоятельства, грамотно строить свою деятельность и найти свое место в жизни.
К особенностям технологии можно отнести возможность развития коммуникативных и рефлексивных умений студентов; эффективность и воспроизводимость в работе с различными контингентами обучающихся; соответствие технологического цикла закономерностям развития познавательной активности. Базовая модель занятия с использованием технологии развития критического мышления включает три стадии (этапа): вызов, осмысление, рефлексия. Каждый из этапов предполагает использование разнообразных методов и методических приемов, способствующих оптимальной организации деятельности студентов при формировании ключевых компетенций [1].
Первая стадия - стадия вызова - обязательна на каждом занятии, поскольку позволяет актуализировать и систематизировать уже имеющиеся у студентов знания по теме либо проблеме, вызвать устойчивый интерес к ее изучению, сформировать мотивацию к учебной деятельности и активной работе. Варианты работы при реализации первой стадии могут быть разнообразными: индивидуально, в парах, группах и на всю аудиторию. Студенты анализируют собственные знания по изучаемой теме, обобщают информацию до ее непосредственного рассмотрения, через письменную или устную речь демонстрируют первичные знания, а также определяют интересующий круг вопросов. Информация, полученная преподавателем на стадии вызова, внимательно выслушивается, конспектируется с целью последующего структурирования хода занятия и выбора эффективных методов и методических приемов. Так, на стадии вызова эффективна работа по составлению списка «известной информации», к которой можно отнести:
- составление рассказа-предположения по ключевым словам. Данный прием дает возможность преподавателю выяснить начальный уровень знаний и осведомленности студента по теме обсуждения, способствует развитию творчества, письменной речи, умения грамотно излагать свои мысли. Например, составить рассказ с использованием следующих слов «экология», «Эрнест Геккель», «катастрофа», «последствия», «чрезвычайная ситуация», расположив их либо в логической, либо в хронологической последовательности;
- графическое обобщение имеющейся информации (составление таблиц, кластеров, схем). Эффективность данного метода заключается в необходимости выделять главные смысловые части, фиксировать их в виде схемы с указанием всех взаимосвязей, что способствует развитию умений визуализации, обобщения и систематизации информации, формирования собственной точки зрения. Кроме того, использование кластеров, схем позволяет охватить значительный объем учебной информации;
- прием «перепутанные логические цепочки» эффективен при развитии логики студентов, поскольку нацелен на восстановление последовательности событий, явлений или процессов. Примером подобного рода может быть задание на восстановление правильной последовательности развития техногенной катастрофы;
- прием «плюс-минус вопрос» направлен на эмоциональное восприятие учебной информации. Так, при ознакомлении с текстом студентам предлагается заполнить таблицу с графами «+» (положительная, позитивная для обучающегося информация), «-» (негативная) и «И» (интересные и противоречивые данные). Возможно модификация таблицы и включение еще одной графы «?» (есть вопрос). Использовать данный прием можно, например, при изучении темы «Современные средства поражения», где обсуждению будет подлежать вопрос об этических нормах создания и применения оружия массового уничтожения;
- прием «верные - неверные утверждения», при использовании которого студенты выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем фактов, четко объясняя и формулируя свой ответ. После тщательного изучения новой информации (лекции, текста, учебника) необходимо снова вернуться к данным утверждениям и проанализировать их уже с позиции вновь полученных данных. Этот прием позволяет не только активно воспринимать и систематизировать информацию, но и оценивать ее. В качестве примера можно предложить следующие утверждения: 1) снижение негативного фактора в источнике относится к техническим принципам безопасности жизнедеятельности; 2) на стадии инициирования чрезвычайного события возможно предотвратить развитие техногенной катастрофы;
- прием «корзина идей» позволяет выявить первоначальный объем знаний студентов по проблеме. Суть данного приема заключается в высказывании слов, выражений, ассоциаций, непосредственно связанных с новой темой или проблемой. Обмен информацией можно организовать как в парах, так и в небольших
творческих группах. Преподаватель фиксирует названные сведения в «корзине» идей, а затем в ходе дальнейшего изучения темы все данные систематизируются, связываются в логические цепочки, а ошибки автоматически исправляются;
- «мозговая атака» применяется для генерирования идей и позволяет за короткий период времени, используя интеллектуальный потенциал студента, попытаться решить поставленную проблему. Например, какие меры вы можете предложить для профилактики наркомании среди детей и подростков? Назовите способы решения (какой-либо) экологической проблемы [2].
Итак, стадия вызова является неотъемлемой частью технологии развития критического мышления. Именно благодаря ей у студентов формируется мотивация к дальнейшей активной познавательной деятельности на учебном занятии.
Следующая стадия - стадия осмысления информации, в ходе которой студенты получают объем новых сведений, целенаправленно и осмысленно работая с разнообразными источниками знаний (текстом, аудио- и видеоматериалами, речью преподавателя и т.д.), делая необходимые маркировки, зарисовки, «пометки». К приоритетным задачам этого этапа относятся: поддержание интереса и активности обучающихся, развитие умений отслеживания собственного понимания изучаемого вопроса, организация активной работы по восприятию новой информации, ее анализу и систематизации, оказание необходимой консультационной помощи. В ходе работы над новыми источниками знаний студенты сознательно соотносят новые сведения с уже имеющимися, осуществляют их критический анализ и синтез. Методы и методические приемы, применяемые преподавателем, интересны и многообразны. Так, прием Insert, т.е. маркировка текста условными знаками по мере прочтения какой-либо информации: «V» - знал, «+» - новое, «-» - противоречит моим представлениям, «?» - информация недостаточна или непонятна. Данный вид работы с текстом позволяет студентам осмыслить уже имеющиеся знания, соотнести их с новым полученным объемом информации, проанализировать сведения и сделать соответствующие выводы и умозаключения, а преподавателю - оценить степень усвоения и понимания учебного текста.
Эффективным методом работы на стадии осмысления является ведение «бортового журнала». Этот метод включает в себя различные приемы обучающего письма, когда студенты во время работы над учебным материалом новой темы записывают свои мысли. Например, это ответы на вопросы: что мне известно по данной теме? что нового я узнал по данной теме? И если на первый вопрос обучающиеся отвечают на стадии вызова, то на второй - во время работы с текстовой информацией на этапе осмысления [3].
Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов также является одним из приемов активной фиксации вопросов в процессе чтения или слушания новой информации. При использовании этого приема студенты учатся правильно формулировать и задавать вопросы, что способствует не только развитию умений работы с разного рода информацией, но и активному творческому процессу. При проведении занятия с использованием данного приема сначала целесообразно дать задание составить «тонкие» (простые) вопросы, потом «толстые» (требующие полного развернутого ответа), а затем студенты могут их адресовать друг другу. Формулировку «тонких» вопросов можно начать со слов: что... кто... когда... согласны ли вы... было ли... можно... мог ли...и т.д. «Толстые» вопросы целесообразно начинать со следующих сочетаний: почему вы думаете... почему вы так считаете... объясните, почему... в чем разница... что, если...
При организации работы с текстовыми источниками информации можно использовать прием «чтение с остановками». Он является небольшой «копией» самой технологии развития критического мышления, так как первый этап работы - это высказывание предположений о возможном содержании текста на основе анализа названия, второй этап - непосредственное ознакомление с текстом, его осмысление и составление прогноза о вероятном развитии событий, третий этап - работа с текстом как единым целым, анализ новых знаний и их соотнесение с высказанными ранее предположениями. Прием «чтение с остановками» способствует развитию
у студентов умений анализировать текст, выделять в нем главные смысловые блоки, формулировать вопросы, отстаивать свою точку зрения, высказывать личное мнение. Использовать подобный прием целесообразно при изучении архивных документов, нормативно-правовых актов и т.д.
С целью развития коммуникативных компетенций на занятиях по изучению вопросов безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать прием «зигзаг», сущность которого заключается в изучении учебного материала по отдельным информационным блокам. Студенческая группа делится на несколько малых творческих групп, каждая из которых рассматривает свой учебный блок, обсуждает и анализирует полученные сведения. Затем студенты обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу, а затем снова возвращаются в свою группу и доносят до своих товарищей новые факты. Важно при использовании данного приема уметь слушать, выстраивать свою устную и письменную речь, отстаивать личную позицию, уважая при этом мнение других членов группы. Стадия осмысления является крайне важной для получения, усвоения и осмысления студентами учебной информации, поэтому и приемы, используемые на данном этапе, очень разнообразные, активные, творческие [5].
Заключительная стадия технологии развития критического мышления - стадия рефлексии, в ходе которой студенты обмениваются мнениями, обобщают и систематизируют полученные сведения, формируют личностное отношение к изучаемому вопросу. Именно на этой стадии происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь полученных сведений, знания выводятся на новый более высокий уровень понимания и применения. В это время особенно эффективен живой обмен мнениями и идеями, выражение собственного отношения к учебной информации в устной или письменной форме [2]. Приемы работы на данной стадии также многочисленны и различны. Например, одним из интересных является написание синквейна, т.е. небольшого стихотворения из пяти строк, которое характеризует какой-либо объект или процесс с учетом личных впечатлений, ощущений, ассоциаций. Данный прием эффективен при резюмировании учебного материала по рассматриваемой проблематике, он позволяет рефлексировать по определенному поводу.
Еще один прием, применяемый на стадии рефлексии, - написание эссе, представляющее собой небольшое сочинение на заданную тему, для которого характерно личное отношение к изучаемому вопросу, индивидуальность, оригинальность, творчество и аргументация. Как правило, эссе пишется в конце занятия после обсуждения учебных вопросов и по времени может занимать не более 5 мин. Этот прием эффективен как на стадии рефлексии, так и на этапе вызова. Кроме того, в эссе студенты могут включать вопросы, которые им интересны и на которые они хотели бы получить ответы. Преподаватель, проанализировав работы, может использовать полученную информацию для дальнейшего планирования лабораторно-практических занятий.
Прием «РАФТ» (в переводе означает «плот») используется на стадии рефлексии для работы с неуверенными, стеснительными студентами, поскольку используемая методика снимает страх перед самостоятельными рассуждениями. Суть методического приема состоит в том, что студент пишет текст от имени выбранного персонажа - Р(оль), затем решает кому его адресовать - А(удитория), в каком формате изложить - Ф(орма) и, наконец, выбирает тему - Т(ема). Весь этот процесс можно реализовать и в обратном порядке, а саму работу проводить как индивидуально, так и в парах и небольших группах. Полученные результаты обсуждаются всей группой.
С целью развития коммуникативных качеств, самостоятельного мышления возможно проведение дискуссии, где две противоположные по взглядам группы студентов обсуждают определенный проблемный вопрос. Подобная форма групповой дискуссии позволяет увидеть и осмыслить обсуждаемую проблему в целом,
избежать однозначной трактовки каких-либо событий, процессов и явлений. Кроме того, способствует овладению студентами приемами аргументации, научного доказательства, умением отстаивать собственную точку зрения, а также критически подходить к собственным суждениям и мнению своих товарищей. Помимо названных выше приемов при реализации стадии рефлексии можно использовать графические способы обобщения и систематизации материала (заполнение кластеров, таблиц), установление причинно-следственных связей между отдельными учебными блоками; анализ ключевых слов, логических цепочек и верно-неверных утверждений, проведение небольших исследований по отдельным вопросам изучаемой темы и т.д. [4].
Учебный процесс, организуемый с использованием технологии развития критического мышления, имеет ряд преимуществ: развивает коммуникативные навыки общения в парах и малых группах, способствует раскрытию интеллектуального потенциала студентов и их творческих способностей, вырабатывает уважение к мнению своих товарищей, развивает познавательный интерес, активизирует деятельность по получению, освоению и осмыслению новых знаний. Такая работа требует немало затрат времени, сил, большого опыта работы преподавателя, а также значительных моральных и материальных затрат. Все это компенсируется высокими образовательными результатами студентов, их познавательной активностью и значительной степенью заинтересованности образовательным процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико. - Нижний Новгород, 2007. - 182 с.
2. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: учеб. пособие / А.П. Панфилова. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2007. - 368 с.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст] : учеб. пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
5. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст]/ В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 282 с.
REFERENCES
1. Grudzinskaya E.Yu. Aktivnye metody obucheniya v vysshey shkole [Active methods of training at the higher school], Nizhniy Novgorod, 2007, 182 pp. (Russian).
2. Panfilova A.P. Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga [Game modeling in activity of the teacher], Moscow, 2007, 368 pp. (Russian).
3. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies: active training], Moscow, 2009, 192 pp. (Russian).
4. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in an education system], Moscow, 2008, 368 pp. (Russian).
5. Traynev V.A. Intensivnye pedagogicheskie igrovye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii (metodologiya i praktika) [Intensive pedagogical game technologies in arts education (methodology and practicej], Moscow, 2006, 282 pp. (Russian).