Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 5-6 (2021) ' Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
УДК: 371.124:372.3 DOI: 10.29013/AJH-21-5.6-26-32
САДЫКОВА Т. Н., 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, МБДОУ «ДС «Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, Российская Федерация
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение: В статье рассматривается проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматриваются способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы: Для выявления способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога используются следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к формированию и оцениванию профессиональной компетентности педагога, синтез, обобщение, классификация.
Результаты: По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрены различные формы методической работы, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, а также методики оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Обсуждение: В статье подчеркивается, что способами формирования профессиональной компетентности являются различные формы методической работы в дошкольной образовательной организации, способами оценивания - различные методики оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
Заключение: По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование таких форм методической работы, как тренинг, семинар, проектная деятельность, социализацион-ное занятие, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности. Также представлена характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: управление качеством дошкольного образования; компетенция; профессиональная компетентность педагога; образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования; формирование профессиональной компетентности; оценивание профессиональной компетентности; методическая работа.
Для цитирования: Садыкова Т. Н. Способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2021, №5-6. - С. 26-32. DOI: https://doi. org/10.29013/AJH-21-5.6-26-32
Основные положения: - определены способы формирования профес-
- рассмотрены требования современных норма- сиональной компетентности педагога - формы ме-
тивно-правовых документов к уровню профессио- тодической работы в дошкольной образовательной
нальной компетентности педагога; организации;
САДЫКОВА Т. Н. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 26
- дана характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
1. Введение (Introduction)
В современных условиях обновления и модернизации системы образования актуальной является проблема совершенствования деятельности образовательных организации, повышения качества образования, поиска эффективных средств, которые будут способствовать решению данных задач. В нормативно-правовых документах подчеркивается, что деятельность образовательных организаций, в том числе на уровне дошкольного образования, должна быть ориентирована на достижение качества образовательного процесса (Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Для достижения качества дошкольного образования необходимы соответствующие средства, одним из которых является профессиональная компетентность педагога. В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагог должен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными в нормативно-правовых документах требованиями, при этом педагог должен постоянно повышать уровень своей подготовки (ст. 48) [1].
В связи с этим важно понимать, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога», какова ее структура, а также какие способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога необходимо применять с учетом специфики дошкольного образования.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Для изучения способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования были проанализированы нормативно-правовые документы и научные исследования, рассмотрены основные подходы к обоснованию форм методической работы и выбору методов и методик для оценивания профессиональной компетентности.
3. Результаты (Results)
Под профессиональной компетентностью педагога как средства управления качеством дошкольного образования понимается комплекс компетенций. Компетенция, в соответствии с теорией профессио-
нально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, представляет собой совокупность представлений об объекте (знания), представления о возможных способах работы с объектом (умения и навыки), реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения)[2].
Комплекс компетенций, которые входят в структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, включает образовательные (предметные, дидактические компетенции, квалитативные, технико-технологические, методические) и социальные компетенции. Образовательные компетенции направлены на передачу содержания образования, а социальные - на передачу социализации [3].
Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение не только содержания данного феномена, но и поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, какие формы, методы и средства будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагога, а также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уровень профессиональной компетентности, посредством каких методов и методик осуществлять процесс оценивания профессиональной компетентности педагога [4].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 К273-Ф3 сказано, что педагог обязан «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», «систематически повышать свой профессиональный уровень» и «проходить аттестацию» (ст. 48, п. 1). Аттестация, согласно ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» проводится с целью «подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности». При этом не указывается, какие инструменты необходимо использовать для оценки профессиональной деятельности педагога, а также какие способы необходимо использовать для того, что «систематически повышать свой профессиональный уровень» [1].
Федеральным законом также определено, педагог должен осуществлять образовательную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями, которые указаны в профессиональных стандартах (ст. 46, п. 1). В данном случае это Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
САДЫКОВА Т. Н. ПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ...
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5]. Согласно данному стандарту, деятельность педагога включает в себя ряд трудовых функций, направленных на реализацию содержания программы дошкольного образования. При этом не обозначены способы формирования и оценивания данных трудовых функций.
В п. 1.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для «профессионального развития, ... консультативной поддержки педагогических работников, ... организационно-методического сопровождения процесса реализации программы.» (п. 3.2.6) [6]. При этом не раскрывается, что входит в перечень данных условий, каким образом они будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагогов.
В научных исследованиях рассматриваются различные подходы к формированию профессиональной компетентности педагога. Согласно теории профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, необходимо определить не только то, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога» («Что?»), но и как необходимо формировать профессиональную компетентность («Как?») и каким образом оценить уровень сформированности профессиональной компетентности («Каков?») [2].
И. Н. Асаева считает, что процесс формирования профессиональной компетентности педагога включает в себя такие этапы, как диагностика компетенций воспитателя, создание условий для повышения квалификации (мотивация, разработка и реализация модульной программы повышения квалификации, научно-методическое сопровождение), оценка результативности деятельности педагогов [7].
О. В. Тихомирова также выделяет такие направления, как развитие мотивации педагогов, освоение теоретических знаний и формирование практических умений, организация процесса профессионального взаимодействия педагогов (коммуникация), рефлексия. В качестве форм предлагаются групповой или индивидуальный методический продукт, теоретические и практические занятия [8].
Г. И. Захарова в качестве средства формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предлагает тренинг. Посредством тренинга у педагогов формируются знания в области педагогики и пси-
хологии, умения и навыки эффективного общения с детьми, коллегами и родителями, профессионально значимые свойства личности [9].
Л. Н. Атмахова считает, что условием развития профессиональной компетентности педагогов ДОО является организация методической службы. Методическая служба рассматривается как самостоятельное структурное подразделение дошкольной образовательной организации, задача которого - развитие профессиональной компетентности через разнообразные формы организации работы с педагогами (предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерски т.д.) [10].
С. Г. Молчанов предлагает такую форму работы по формированию компетентности, как социализаци-онное занятие. Это форма работы по формированию теоретических представлений о положительных социальных компетенциях с использованием различных материалов с социализирующим контентом. Классификация занятий включает: теоретические занятия по формированию представлений о компетенциях педагога дошкольного образования, проектная деятельность, занятия с изображениями (images-self-teach), с видеоматериалами (video-self-teach), с аудиомате-риалами (а^ю^^асЬ). В работе с педагогами со-циализационные занятия могут быть направлены на формирование представлений о компетенциях современного педагога дошкольного образования, умений экспертного оценивания и самооценивания профессиональной компетентности [11].
Таким образом, в научных исследованиях раскрываются различные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Во многих исследованиях подчеркивается важность работы по формированию мотивации педагогов, организации методической работы посредством различных форм (занятий, лекций, тренинга, семинара, проектной деятельности). Для того, чтобы оценить эффективность данных форм, необходимо определить способы измерения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
В научных исследованиях проблема измерения профессиональной компетентности рассматривается с позиции двух основных подходов: первый - оценивается определенный компонент профессиональной компетентности, например, мотивационный, коммуникативный, организационный и т.д.; второй - разрабатывается комплексная авторская методика, в ко-
САДЫКОВАТ. Н. ПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 28
торой определяется структура профессиональной компетентности и соответствующие способы измерения всех входящих в нее компонентов [12].
В рамках первого подхода можно выделить различные методики, направленные на оценку определенных компонентов компетентности педагогов. Так, например, для изучения мотивационного компонента можно использовать методики и диагностики для определения мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивации профессионального развития педагога: методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфира в модификации А. Реана), методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» И. В. Никишиной) [13].
В рамках второго подхода разрабатываются комплексные методики оценивания профессиональной компетентности педагога. В них компетентность рассматривается как совокупность определенных компетенций, каждая из которых оценивается по специально разработанным критериям и показателям. Так, например, Т. А. Сваталова разработала лист самооценки, который педагоги заполняют на основе рефлексии собственной деятельности. По количеству баллов делается вывод об уровне профессиональной компетентности (недопустимый, критический, допустимый, достаточный, оптимальный) [14].
С. Г. Молчанов разработал методику «Отбор содержания социализации (ОСС)» и «Оценивание со-циализованности (ОС)». Первая методика обеспечивает выбор референтных групповых компетенций, фиксирующих социальный заказ, вторая - обеспечивает взаимное оценивание (фиксацию поступков) качеств каждого члена группы [11].
4. Обсуждение (Discussion)
Проведенный анализ нормативно-правовых документов и научных исследований показал, что решение проблемы управления качеством дошкольного образования требует обоснования способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя образовательные и социальные компетенции. Данный подход позволяет определить способы формирования и оценивания профессиональной компетентности. Способы формирования профессиональной компетентности включают в себя различные формы методической работы, способы оценивания - методы и методики диагностики профессиональной компетентности.
^нсок литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: https://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 20.10.2020).
2. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. - № 1 (69). - С. 113-126.
3. Белкина В. Н. Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория // Ярославский педагогический вестник. 2017. - № 6. - С. 207-211.
4. Катуржевская О. В. Оценка качества сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. - № 2 (62). - Т. 3. - С. 58-63.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 20.10.2020).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://base.garant. ru/70512244/ (дата обращения: 20.10.2020).
7. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07; Ур. гос. пед. ун-т. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/256/1/aref00266.pdf. (дата обращения: 20.10.2020).
8. Тихомирова О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08;
САДЫКОВА Т. Н. ПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ...
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 5-6 (2021) ' Pedagogy
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kno/tihomirova_ avtoref.pdf. (дата обращения: 20.10.2020).
9. Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s/ (дата обращения: 20.10.2020).
10. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07; Ур. гос. пед. ун-т. URL: https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-deyatelnosti-metodicheskoi-sluzhby-kak-uslovie-razvitiya-professionalnoi-kompe/ (дата обращения: 20.10.2020).
11. Молчанов С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями: опыт классификации // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2017. - № 5. - С. 6-11.
12. Прилипко Е. В. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. - № 1. - С. 30-35.
13. Тихомирова О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. - № 1 (112). - С. 77-84.
14. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/svatalova.pdf/ (дата обращения: 20.10.2020).
Информация об авторе
Садыкова Т. Н. Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС
«Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, Российская Федерация
E-mail: [email protected]; тел.: 8 (351) 216-56-01
ORCID: 0000-0002-6583-5944
T.N. SADYKOVA, 1
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, MBDOU «DS» Fidgets, Yamalo-Nenets Autonomous District, Muravlenko, Russian Federation
METHODS FOR FORMING AND EVALUATING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A MEANS OF MANAGING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION
Abstract
Introduction: The article discusses the problem of quality management of preschool education through the professional competence of a teacher, discusses the ways of forming and assessing the professional competence of a teacher of a preschool educational organization.
Materials and methods: The following research methods are used to identify ways of forming and assessing the professional competence of a teacher: analysis of regulatory documents that define the requirements for the qualifications of teachers, analysis of scientific research considering various approaches to the formation and assessment of professional competence of a teacher, synthesis, generalization , classification.
Results: Based on the analysis of regulatory documents and scientific research, various forms of methodological work that will contribute to the formation of professional competence, as well as methods for assessing the level of formation of the professional competence of a preschool teacher are considered.
Discussion: The article emphasizes that the methods of forming professional competence are various forms of methodological work in a preschool educational organization, methods of assessment are various methods for assessing the professional competence of a preschool teacher
Conclusion: Based on the results of the study of regulatory documents and scientific research, a substantiation of such forms of methodical work as training, seminar, project activities, socialization classes is given, which will contribute to the formation of professional competence. The characteristics of the methods for assessing the professional competence of preschool teachers are also presented.
Keywords: quality management of preschool education; competence; professional competence of a teacher; educational and social competencies of a preschool teacher; formation of professional competence; assessment of professional competence; methodical work.
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ. URL: https:// base.garant.ru/70291362/ (date accessed: 20.10.2020).
2. Molchanov S. G., Sadykova T. N. Foundations for building a theory of professional and pedagogical competence // Socium and power. 2018. - No. 1(69). - P. 113-126.
3. Belkina V. N. Professional consciousness as a psychological and pedagogical category // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017. - No. 6. - P. 207-211.
4. Katurzhevskaya O. V. Assessment of the quality of the formation of professional competence of a university graduate // Bulletin of the Kemerovo State University. 2015. - No. 2 (62). - T. 3. - P. 58-63.
5. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013. -No. 544. "On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ". URL: https://base.garant. ru/70535556/ (date accessed: 20.10.2020).
6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013. - No. 1155. "On approval of the federal state educational standard for preschool education". URL: https://base.garant. ru/70512244/ (date accessed: 20.10.2020).
7. Asaeva I.N. Development of professional competencies of preschool teachers of various types in the process of advanced training: abstract of thesis. ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.07; Lvl. state ped. un-t. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/256/1/aref00266.pdf. (date of access: 20.10.2020).
8. Tikhomirova O. V. Formation of professional competence of a teacher in preschool education in conditions of advanced training: abstract of thesis. ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.08; Yaroslav. state ped. un-t them. K. D. Ushinsky. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kno/tihomirova_avtoref.pdf./(date of access: 20.10.2020).
9. Zakharova G. I. Development of professional competence of a teacher of a preschool educational institution by means of psychological and pedagogical training: dis. ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.01, 13.00.08. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s/ (date accessed: 20.10.2020).
10. Atmakhova L. N. Organization of the activity of the methodological service as a condition for the development of professional competence of teachers of preschool educational institutions: abstract of thesis. ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.07; Lvl. state ped. un-t. URL: https://www.dissercat.com/content/ organizatsiya-deyatelnosti-metodicheskoi-sluzhby-kak-uslovie-razvitiya-professionalnoi-kompe/ (date accessed: 20.10. 2020).
11. Molchanov S. G. Video-self-teach and other socialization activities with parents: the experience of classification // Kindergarten from A to Z: Scientific and methodological journal for teachers and parents. 2017. - No. 5. - P. 6-11.
T.N. SADYKOVA METHODS FOR FORMING AND EVALUATING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A MEANS OF MANAGING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION
12. Prilipko E. V. Assessment activity of a teacher in the competence paradigm: the formation of conscious competence // Innovative projects and programs in education. 2017. - No. 1. - P. 30-35.
13. Tikhomirova O. V. Methodology for assessing the professional competence of a teacher of general education // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020. - No. 1(112). -P. 77-84.
14. Svatalova T. A. Toolkit for assessing the professional competence of preschool teachers. URL: https://dovosp. ru/wp-content/uploads/2016/11/svatalova.pdf/ (date accessed: 20.10.2020).
Information about the author
Taslima N. Sadykova Post-graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Music Director, MBDOU "DS" Fidgets ", Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russian Federation E-mail: [email protected]; tel.: 8 (351) 216-56-01 ORCID: 0000-0002-6583-5944