Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАРТНЕРСТВУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАРТНЕРСТВУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОВЕРИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСАНТЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титова О.И.

Партнерство в правоохранительной сфере и реализация стратегии “Community policing” в интересах общества обеспечиваются сформированностью профессиональных компетенций курсантов юридических вузов, в числе которых способность устанавливать доверительные отношения с гражданами. В ходе опроса выявлены затруднения в построении доверительных отношений с гражданами, имеющими внутреннее сопротивление взаимодействию с сотрудниками полиции, и с гражданами, неприятными в личностном плане. Предположительно это связано с дефицитом умений влиять на ситуацию, управлять процессом установления доверительных отношений с гражданином. Описаны когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и аксиологический компоненты способности устанавливать доверительные отношения с гражданами. В соответствии с таксономией задач Б. Блума разработаны задания и предложены варианты их применения на практических занятиях, нацеленных на развитие данной профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY TO ESTABLISH TRUSTING RELATIONSHIPS WITH CITIZENS IN THE CONTEXT OF TRAINING STUDENTS OF A LAW UNIVERSITY FOR PARTNERSHIP: SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Partnership in law enforcement and implementation of the “Community policing” strategy in the interests of society is ensured by the development of professional competencies of students of a law university, including the ability to establish trusting relationships with citizens. The survey revealed difficulties in building trusting relationships with citizens who have internal resistance to interacting with police officers, and with citizens who are unpleasant on a personal level. Presumably, this is due to a lack of skills to influence the situation, to manage the process of establishing trusting relationships with a citizen. Cognitive, motivational, emotional-volitional, behavioral and axiological components of the ability to establish trusting relationships with citizens are described. In accordance with the taxonomy of B. Bloom’s tasks, tasks have been developed and options for their application in practical classes aimed at developing this professional competence have been proposed.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАРТНЕРСТВУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 159.9.075 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-81-91

ББК 88.5

СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАРТНЕРСТВУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ1

THE ABILITY TO ESTABLISH TRUSTING RELATIONSHIPS WITH CITIZENS IN THE CONTEXT OF TRAINING STUDENTS OF A LAW UNIVERSITY FOR PARTNERSHIP: SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Титова Ольга Ивановна

Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; доцент кафедры психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, кандидат психологических наук, доцент E-mail: 944058@mail.ru

Titova Olga I.

Assistant Professor at the Department of Humanitarian and Socio-Economic Subjects, Siberian Law Institute; Assistant Professor at the Department of Psychology, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, PhD in Psychology, Associate Professor

E-mail: 944058@mail.ru

Аннотация. Партнерство в правоохранительной сфере и реализация стратегии "Community policing" в интересах общества обеспечиваются сформированностью профессиональных компетенций курсантов юридических вузов,

Abstract. Partnership in Law enforcement and implementation of the "Community policing" strategy in the interests of society is ensured by the development of professional competencies of students of a Law university,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00735.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Титова Ольга Ивановна, 2021

в числе которых способность устанавливать доверительные отношения с гражданами. В ходе опроса выявлены затруднения в построении доверительных отношений с гражданами, имеющими внутреннее сопротивление взаимодействию с сотрудниками полиции, и с гражданами, неприятными в личностном плане. Предположительно это связано с дефицитом умений влиять на ситуацию, управлять процессом установления доверительных отношений с гражданином. Описаны когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и аксиологический компоненты способности устанавливать доверительные отношения с гражданами. В соответствии с таксономией задач Б. Блума разработаны задания и предложены варианты их применения на практических занятиях, нацеленных на развитие данной профессиональной компетенции.

including the ability to establish trusting relationships with citizens. The survey revealed difficulties in building trusting relationships with citizens who have internal resistance to interacting with police officers, and with citizens who are unpleasant on a personal level. Presumably, this is due to a lack of skills to influence the situation, to manage the process of establishing trusting relationships with a citizen. Cognitive, motivational, emotional-volitional, behavioral and axiological components of the ability to establish trusting relationships with citizens are described. In accordance with the taxonomy of B. Bloom's tasks, tasks have been developed and options for their application in practical classes aimed at developing this professional competence have been proposed.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, партнерство, доверительные отношения, доверие, профессиональные компетенции, курсанты, сотрудники полиции.

Keywords: social interaction, partnership, trusting relationship, trust, professional competence, cadets, police officers.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел к партнерскому взаимодействию стала актуальной в силу поставленной обществом и государством задачи о необходимости реформирования деятельности полиции в направлении отказа от репрессивных функций, которые свойственны были милиции, в пользу сотрудничества и укрепления взаимоотношений с гражданским обществом.

Конкретизировались эти целевые установки и ожидания в том числе в 2018 г., когда для ведомственных вузов МВД были утверждены квалификационные требования к профессиональным компетенциям выпускников, среди которых - способность устанавливать доверительные отношения с гражданами (ПК-41). Это определило необходимость проработки научно-методической базы подготовки будущих правоохранителей к партнерству с гражданами, формирования готовности выстраивать его в рамках правоохранительной деятельности.

Реформирование функций правоохранительных органов в обеспечении безопасности общества способствовало осознанию значимости взаимодействия полиции, органов внутренних дел с гражданами, населением региона, общественностью. О. В. Беляева отмечает, что «без широкой поддержки общественности и институтов гражданского

общества правоохранительные органы не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне» [1, с. 10]. «В развитых странах одной из активно развиваемых стратегий является стратегия "Community policing"», - указывается в работе [1, с. 11]. Среди условий действенного функционирования органов внутренних дел, помимо организационно-правовых, выделяют также необходимость социального доверия.

Особая роль доверия во взаимодействии полиции и населения подчеркивается Д. В. Поповым. Автор отмечает, что «органы внутренних дел, особенно территориальные, вынуждены строить доверительные связи со своими гражданами в упреждающих целях для предотвращения различных правонарушений» [2, с. 202]. При этом руководство правоохранительных органов должно рассматривать свои мероприятия в контексте доверительных отношений с гражданами, а не как изолированную деятельность.

Также через призму социально-психологических характеристик и педагогических практик в деятельности полиции характеризуется партнерство во взаимодействии общества и полиции [3]. Отмечается, что повышенное внимание к социальному взаимодействию правоохранительных органов и общества обусловлено пониманием, что «без скоординированных усилий полиции и общества эффективно решать проблемы обеспечения общественного порядка и социальной безопасности затруднительно». Приводятся доказательства актуальности потребности в поиске иных ресурсов правоохранительной деятельности, и именно таким ресурсом представляется взаимодействие, сотрудничество граждан и полиции, институтов гражданского общества и правоохранительных органов, партнерство с целью обеспечения безопасности, защиты интересов граждан и государства.

Авторы статьи определяют правоохранительное партнерство (партнерство в правоохранительной сфере) как «специфическую форму взаимодействия, социально-психологический феномен, проявляющийся через интеракцию, в результате которой достигается целостное сосуществование и согласованность разрозненных частей и элементов внутри системы» [3, с. 94].

В научном сообществе партнерство гораздо чаще рассматривается в контексте изучения деловых отношений, например, исследования В. П. Познякова и Т. С. Вавакиной [4], А. Л. Журавлева, В. П. Познякова и О. И. Титовой [5], в которых партнерство изучается как разновидность социального взаимодействия.

Так, характеризуя уровни социального взаимодействия, Т. С. Вавакина определяет партнерство как паритетное социальное взаимодействие, которое на макроуровне характеризуется процессами интеграции участников взаимодействия, на мезоуровне может быть представлено и сотрудничеством, и конкуренцией [6, с. 41]. Среди новейших публикаций по проблемам подготовки специалистов в высшей школе компетенциями, наиболее близкими к изучаемой нами, можно считать готовность к профессиональной коммуникации [7], готовность к командной работе [8].

Целью работы на данном этапе стало изучение отношения курсантов вуза к разным условиям построения доверительных отношений с гражданами, разработка научно-методических средств развития способности к установлению доверительных отношений у курсантов юридического вуза. Данная статья продолжает наши исследования по психологическим вопросам профессиональной подготовки специалистов, см. например [9-11].

Что же собой представляет доверие и доверительные отношения, способность к которым должна быть сформирована у курсантов к окончанию высшего учебного заведения? Обратимся к социально-психологическим исследованиям этого феномена.

Один из ведущих исследователей доверия Т. П. Скрипкина, отмечая сложность и многоплановость этого явления в жизнедеятельности человека, характеризует доверие как социально-психологическое отношение, фиксирующее психологические результаты взаимодействия социальных субъектов. Соответственно, доверие и доверительные отношения - это система отношений, в которую включен каждый человек [12, с. 311].

Среди социально-психологических функций доверия в контексте партнерства наиболее значимыми выступают:

1) формирование и воспроизводство социальных отношений;

2) оптимизация социального взаимодействия;

3) снижение уровня напряжения и стресса в отношениях. Инструментальные функции доверия, актуальные для изучения социального взаимодействия сотрудников ОВД: активизация коммуникации и взаимодействия, групповая идентификация и дифференциация, предсказательная функция.

И. Ю. Леонова отмечает, что доверие как явление прямым образом связано с ожиданиями, убеждениями, установками субъекта. Оно может проявляться к человеку, группам людей, социальным институтам и организациям [13, с. 34]. В характеристиках доверия отмечается, что для него свойственно наличие ситуации риска и взаимозависимости, при которой интересы одной стороны не могут быть достигнуты без участия другой стороны.

Еще один ракурс изучения доверия связан с соотношением доверия и недоверия, которые долгое время рассматривались как противоположные точки зрения. В связи с этим считалось, что повышение недоверия снижает доверие, и наоборот. Но оказалось, что это не так - низкое доверие нельзя приравнять к высокому недоверию, а высокое доверие не равно низкому недоверию [14]. А. Б. Купрейченко и С. П. Табхарова, рассматривая доверие через призму психологического отношения, связывают его с ожиданием к объекту, к партнеру. Суть ожидания как психологического отношения заключается в том, что субъект представляет, какие его потребности могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с партнером. Доверие позволяет компенсировать неуверенность в ситуации, в партнерах по социальному взаимодействию в условиях недостаточности информации либо изменчивости ситуации.

Р. А. Кучмезов характеризует способность полицейского устанавливать доверительные отношения с населением через 4 компонента: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский [15]. Организационно-партнерский компонент способности сотрудника к доверительным отношениям автор связывает с организаторскими умениями, умением регулировать конфликты, осуществлять саморегуляцию в напряженных ситуациях взаимодействия с населением.

Е. Г. Антиперович рассматривает доверие в деятельности юриста как фактор профессиональной идентичности [16, с. 7]. В статье отмечается, что большинство современных юристов - свыше 60% по данным тестирования - характеризуются развитой

осторожностью, практичностью и доверием только к тем людям, которые уже не раз были проверены временем или совместными испытаниями.

Доверительные отношения как профессиональная компетенция отличаются от привычного содержания, свойственного пониманию доверительных отношений в семье, между друзьями, представляющих интимно-личностный уровень общения, социального взаимодействия. Тем более они отличаются, когда речь идет о доверительных отношениях в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Эти отношения имеют инструментальный характер, они выступают особой формой партнерства с гражданами, являются средством решения профессионально-служебных задач по раскрытию и предупреждению преступлений, тем самым соответствуют деловому уровню общения. Сложность их реализации связана с тем, что в своей профессионально-служебной деятельности сотрудники ОВД должны регулярно проявлять подозрительность к гражданам с целью выявления преступления или его замыслов и одновременно в общении с этими же или другими гражданами уметь вызвать доверие к себе.

Поскольку доверие - процесс симметричный, то от сотрудника требуется противоположно направленные модели поведения: вызвать доверие граждан к себе, для этого -уметь доверять другим людям тоже (или хотя бы демонстрировать это окружающим на уровне своего невербального поведения) и вместе с этим сохранять свою подозрительность и наблюдательность для иных ситуаций оперативно-служебной деятельности.

Для эмпирического изучения компонентов способности сотрудников органов внутренних дел устанавливать доверительные отношения с гражданами был проведен социально-психологический опрос, направленный на самооценку ее реализации в разных психологических условиях. В нем участвовали сотрудники полиции - выпускники вуза по специальности «Правоохранительная деятельность» (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»). Характеризуя свою способность устанавливать доверительные отношения с гражданами, респонденты оценивали ее по 5-балльной шкале в диапазоне от 1 балла «испытываю крайнее затруднение» до 5 баллов «абсолютно никаких проблем не возникает».

Данные опроса показали (табл. 1), что в ситуации, когда гражданин настроен на отношения с сотрудником полиции, затруднений в общении сотрудники из числа выпускников не испытывают. Свою способность устанавливать доверительные отношения с гражданином в такой ситуации оценили на достаточно высоком уровне 34%, почти половина - 48% - оценили ее у себя как развитую высоко, как развитую на среднем уровне оценили свою способность 16% выпускников вуза.

В ситуации, когда гражданин изначально сопротивляется взаимодействию с правоохранительными органами, способность построить доверительные отношения оценили на среднем уровне 41% выпускников, участвовавших в опросе, ^ доля выпускников оценили ее как достаточно высоко развитую и 14% - как развитую в высокой степени. Определенные затруднения вызывает общение с гражданами, сопротивляющимися взаимодействию с правоохранительными органами, у 18% выпускников.

В ситуации общения с гражданином, который неприятен как человек, как личность, 43% выпускников оценили свои способности установления доверительных отношений на среднем уровне, как достаточно высоко развитые оценила четверть выпускников,

Таблица 1

Оценка выпускниками своей способности устанавливать доверительные отношения с гражданами в разных ситуациях общения, в %

Тип ситуации общения Низкий уровень Ниже среднего уровень Средний уровень Достаточно высокий уровень Высокий уровень Среднее групповое значение

Гражданин также настроен на отношения 0 2 16 34 48 4,27

Гражданин изначально сопротивляется взаимодействию с правоохранительными органами 2 18 41 25 14 3,30

Гражданин вам неприятен как человек 5 14 43 25 14 3,30

Гражданин подозревается в совершении преступления 0 11 41 30 18 3,14

Гражданин относится к другой, чем вы, социальной группе (национальность, религия и т. п.) 0 14 18 43 25 3,80

как в высокой степени развитые - 14%, столько же выпускников оценили ее как развитую на уровне ниже среднего, а 5% выпускников оценили свои возможности в такого рода общении как слабые, низко развитые.

Если гражданин подозревается в совершении преступления, то построение с ним доверительных отношений, по мнению выпускников, почти у половины (48%) не вызывает вообще никаких трудностей, 41% оценивает свою способность к этому на среднем уровне, и 11% отмечает затруднения в построении доверительных отношений с гражданами, подозреваемыми в преступлении.

С точки зрения толерантности к представителям других национальностей и религиозных конфессий выпускники оценивают свою способность к построению доверительных отношений с ними на весьма высоком уровне - более половины - 43%, и 25% отмечают, что никаких трудностей у них не возникают и они в высокой и достаточно высокой степени способны к построению общения с ними. Некоторые затруднения в общении с представителями иных этнических и религиозных групп возникают у 14% опрошенных выпускников.

В большинстве случаев построение доверительных отношений, подчеркнем - по оценкам самих сотрудников, не вызывает у них затруднений, за некоторым исключением: построение доверительных отношений при наличии у гражданина внутреннего сопротивления взаимодействию с правоохранительными органами, а также - с гражданами, неприятными в личностном плане. То есть они готовы к установлению доверительных отношений при наличии благоприятных или хотя бы нейтральных условий, а если условия неподходящие, сопровождаются психологическим сопротивлением, то сотрудники не чувствуют в себе готовность управлять этой ситуацией в сторону трансформации ее в ситуацию с благоприятными условиями.

В ходе психолого-педагогического анализа компетенции определены когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий, аксиологический компоненты, их содержание стало основой для разработки методического обеспечения

подготовки курсантов к партнерству посредством развития способности устанавливать доверительные отношения с гражданами (табл. 2).

Таблица 2

Анализ содержания компонентов способности сотрудника правоохранительных органов к построению доверительных отношений с гражданами

Компоненты Содержание компонента

Когнитивный Знает психологические факторы возникновения доверия другому человеку, факторы аттракции, формирования первого впечатления

Мотивационный Имеет потребность к поддержанию доверительных отношений с гражданами при выполнении профессионально-служебных задач

Эмоционально -волевой Проявляет эмоциональную устойчивость при построении доверительных отношений с гражданами, умеет подбирать невербальные средства (интонацию, мимику) для создания и поддержания отношения доверия

Поведенческий Умеет подбирать вербальные и невербальные средства с целью формирования отношения доверия к своей деятельности. Использует приемы формирования положительного впечатления о себе и своей деятельности

Аксиологический Имеет ценности, связанные с проявлением уважения к гражданам вне зависимости от их социального статуса, этнической и религиозной принадлежности, стремится поддерживать благоприятный имидж органов полиции

Для оценивания сформированности компетенции в рамках текущего и промежуточного контроля на основе таксономии задач Б. Блума нами были разработаны примеры заданий разного уровня [17], представленные в табл. 3, обеспечивающих развитие у выпускников по профилю оперативно-розыскной деятельности способности устанавливать доверительные отношения с гражданами.

В завершение подведем итоги и отметим следующие основные моменты.

Анализ публикаций показал, что значимость проблематике партнерства правоохранительных органов и общества придается достаточно высокая, но подготовка сотрудников к осуществлению партнерства с обществом, методические аспекты формирования способности сотрудников к установлению доверительных отношений, в том числе в рамках обучения по программам высшего образования, практически никак в них не представлены.

Доверительные отношения как профессиональная компетенция в деятельности сотрудников органов внутренних дел отличаются от привычного понимания. Они имеют инструментальный (зачастую вынужденный) характер, выступают особой формой партнерства с гражданами, являются средством решения профессионально-служебных задач по раскрытию и предупреждению преступлений. Задача устанавливать доверительные отношения в профессионально-служебной деятельности требует от сотрудника органов внутренних дел умений реализовывать противоположно направленные поведенческие модели: проявлять к гражданам подозрительность с целью раскрытия и предупреждения преступлений и строить доверительные отношения с гражданами, предполагающими взаимное доверие сторон друг к другу.

Таблица 3

Примеры заданий для текущего и промежуточного контроля сформированности способности к доверительным отношениям (на основе таксономии задач Б. Блума)

Когнитивная сфера

Уровень сложности Примеры заданий Рекомендуемые виды учебной работы

Знание Перечислите психологические факторы возникновения доверия другому человеку. Укажите факторы формирования первого впечатления о другом человеке. Назовите, какие характеристики общения способствуют формированию доверительных отношений Вопросы для контроля и самоконтроля по темам курса

Понимание Объясните, каким образом доверительные отношения с гражданами способствуют решению профессионально-служебных задач в деятельности сотрудника полиции. Сформулируйте собственное определение термина «доверительное общение» Работа в подгруппах на учебном занятии. Вопросы для самоконтроля

Применение На основе просмотренного видеосюжета объясните, что в представленной ситуации способствовало или препятствовало возникновению доверительных отношений. Приведите примеры ситуаций (не менее 2), в которых доверительные отношения с гражданином повлияли на результативность деятельности сотрудника; правоохранительных органов в целом Работа на учебном занятии. Самостоятельная работа с видеосюжетом по теме. Работа в подгруппах на учебном занятии. Учебное занятие в форме дебатов

Анализ Организуйте пространственное расположение в процессе общения сотрудника полиции и гражданина, наиболее способствующее возникновению доверия. Проанализируйте представленную в видеосюжете ситуацию с точки зрения формирования доверия у гражданина к правоохранительным органам и предложите варианты оптимизации поведения, общения сотрудника полиции Практическое занятие с элементами групповой дискуссии. Работа в подгруппах

Синтез Разработайте алгоритм действий сотрудника полиции в ходе общения с целью формирования доверительного отношения к нему со стороны граждан. Придумайте, разработайте для сотрудника полиции дизайн мотивирующих обоев на компьютер/смартфон для мотивации к поведению, способствующих доверительным отношениям с гражданами (или мотивирующий плакат) Индивидуальная самостоятельная работа с защитой на учебном занятии. Индивидуальная самостоятельная работа с презентацией на учебном занятии

Оценка Приведите аргументы «за» и «против» доверительных отношений сотрудника полиции с гражданами. Представьте свои правила построения доверительных отношений с гражданами, обоснуйте свою точку зрения Учебное занятие с элементами групповой дискуссии. Выполнение индивидуального задания в рамках самостоятельной работы. Работа в подгруппах

Аффективная сфера: примеры заданий текущего и итогового контроля

Докажите свою точку зрения относительно ценности проявления уважения к гражданам. Оцените свою манеру общения с точки зрения установления доверительных отношений и предложите варианты ее корректировки

Психомоторная сфера: примеры заданий текущего и итогового контроля

Смоделируйте и детально опишите свои действия с целью построения доверительных отношений с гражданами разного возраста, разного социального статуса. Убедите другого человека, что вам можно доверять. После выполнения задания получите обратную связь о том, что этому способствовало, что препятствовало

В ходе эмпирического исследования методом опроса было выявлено, что определенные затруднения у сотрудников вызывает построение доверительных отношений с гражданином, имеющим внутреннее сопротивление взаимодействию с правоохранительными органами, а также с гражданами, неприятными в личностном плане. Предположительно это связано с дефицитом умений влиять на ситуацию доверительных отношений, управлять процессом установления их с гражданином.

В структуре способности устанавливать доверительные отношения с гражданами определены когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и аксиологический компоненты. В соответствии с таксономией задач Б. Блума сформулированы примерные задания разной категории сложности, направленные на развитие данной профессиональной компетенции, предусмотренной квалификационными требованиями к выпускникам по специализации в области оперативно-розыскной деятельности.

Список литературы

1. Беляева О. В. Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества в современной России // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2015. № 4. С. 10-14.

2. Попов Д. В. Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений // Вестн. С.-Петербургского ун-та МВД России. 2018. № 4 (80). С. 202-207.

3. Столяренко А. М., Сердюк Н. В., Филимонов О. В. Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 93-100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220413.

4. Позняков В. П., Вавакина Т. С. Психология делового партнерства: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 320 с.

5. Журавлев А. Л., Позняков В. П., Титова О. И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. 2008. № 4. С. 102-115.

6. Вавакина Т. С. Проблема исследования партнерства в социальной психологии // Изв. Иркутского гос. ун-та. 2018. Т. 25. С. 38-50. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.38.

7. Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 192-200. URL: http:// www.pmedu.ru/images/2020-2/192200.pdf (дата обращения: 25.10.2020). DOI: https:// doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-192-200.

8. Васева Е. С., Бужинская Н. В. Формирование команды как важнейший компонент ко-мандноориентированного обучения // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 116-123. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-3/116123.pdf (дата обращения: 25.10.2020). DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-3-116-123.

9. Титова О. И. Возможности развития личностно-профессиональных качеств курсантов правоохранительного вуза // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2019. № 4 (50). С. 143-153. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-170.

10. Титова О. И. Профессионально-коммуникативная компетентность сотрудников правоохранительных органов. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. 140 с.

11. Титова О. И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 131-142. DOI: https://doi. org/10.17223/17267080/68/8.

12. Скрипкина Т. П. Методологические подходы и основные направления изучения доверия в отечественной психологии // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. / отв. ред.: Д. Б. Богоявленская. М., 2015. С. 310-312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Леонова И. Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестн. Удмуртского ун-та. 2015. Т. 25, вып. 2. С. 34-41.

14. Купрейченко А. Б., Табхарова С. П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. 2007. № 2. С. 55-63.

15. Кучмезов Р. А. Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 1 (74). С. 311-312.

16. Антиперович Е. Г. Доверие как фактор профессиональной идентичности юриста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-7. С. 6-9.

17! Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенций: методические материалы для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2010. 52 с.

References

1. Belyaeva O. V. Vzaimodeystvie i sotrudnichestvo organov vnutrennikh del i obshchestva v sovremennoy Rossii. Vestn. Moskovskogo un-ta MVD Rossii. 2015, No. 4, pp. 10-14.

2. Popov D. V. Innovatsionnye podkhody k ponimaniyu sushchnosti vzaimodeystviya politsii i naseleniya na osnove doveritelnykh otnosheniy. Vestn. S.-Peterburgskogo un-ta MVD Rossii. 2018, No. 4 (80), pp. 202-207.

3. Stolyarenko A. M., Serdyuk N. V., Filimonov O. V. Sotsialno-psikhologicheskie faktory pedagogiki partnerstva obshchestva i politsii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017, Vol. 22, No. 4, pp. 93-100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220413.

4. Poznyakov V. P., Vavakina T. S. Psikhologiya delovogo partnerstva: teoriya i empiricheskie issledovaniya. Moscow: Izd-vo "Institut psikhologii RAN", 2016. 320 p.

5. Zhuravlev A. L., Poznyakov V. P., Titova O. I. Gendernye osobennosti konkurentsii i partnerstva. Nauka. Kultura. Obshchestvo. 2008б, No. 4, pp. 102-115.

6. Vavakina T. S. Problema issledovaniya partnerstva v sotsialnoy psikhologii. Izv. Irkutskogo gos. un-ta. 2018, Vol. 25, pp. 38-50. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.38.

7. Ignatova V. V., Pasechkina T. N. O kommunikativnoy samoeffektivnosti obuchayushchikhsya vuza vkontekste ikh professionalnoy podgotovki k mnogokanalnoy kommunikatsii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 2, pp. 192-200. Available at: http://www.pmedu.ru/ images/2020-2/192200.pdf (accessed: 25.10.2020). DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-192-200.

8. Vaseva E. S., Buzhinskaya N. V. Formirovanie komandy kak vazhneyshiy komponent komandnoorientirovannogo obucheniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 3, pp. 116-123. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-3/116123.pdf (accessed: 25.10.2020). DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-3-116-123.

9. Titova O. I. Vozmozhnosti razvitiya lichnostno-professionalnykh kachestv kursantov pravookhranitelnogo vuza. Vestn. Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astafieva. 2019, No. 4 (50), pp. 143-153. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-170.

10. Titova O. I. Professionalno-kommunikativnaya kompetentnostsotrudnikovpravookhranitelnykh organov. Krasnoyarsk: SibYuI MVD Rossii, 2019. 140 s.

11. Titova O. I. Tolerantnost k neopredelennosti kak faktor otnosheniya k delovomu vzaimodeystviyu v kontekste razvitiya obshchekulturnykh kompetentsiy studentov vuza. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2018, No. 68, pp. 131-142. DOI: https://doi. org/10.17223/17267080/68/8.

12. Skripkina T. P. Metodologicheskie podkhody i osnovnye napravleniya izucheniya doveriya v otechestvennoy psikhologii. In: Bogoyavlenskaya D. B. (ed.) Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete. Proceedings of the anniversary conference. In 5 vols. Moscow, 2015. Pp. 310-312.

13. Leonova I. Yu. Doverie: ponyatie, vidy i funktsii. Vestn. Udmurtskogo un-ta. 2015. Vol. 25, Iss. 2, pp. 34-41.

14. Kupreychenko A. B., Tabkharova S. P. Kriterii doveriya i nedoveriya lichnosti drugim lyudyam. Psikhologicheskiy zhurnal. 2007, No. 2, pp. 55-63.

15. Kuchmezov R. A. Struktura sposobnosti sotrudnikov politsii ustanavlivat doveritelnye otnosheniya s naseleniem raznykh kategoriy. Mir nauki, kultury i obrazovaniya. 2019, No. 1 (74), pp. 311-312.

16. Antiperovich E. G. Doverie kak faktor professionalnoy identichnosti yurista. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy. 2016, No. 2-7, pp. 6-9.

17. Azarova R. N., Zolotareva N. M. Razrabotka pasporta kompetentsiy: metodicheskie materialy dlya organizatorov proektnykh rabot i professorsko-prepodavatelskikh kollektivov vuzov. Moscow, 2010. 52 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 30.10.2020 The article was received on 30.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.