CATEGORY "TRUST RELATIONS" AS A PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM Kuchmezov Rasul Abdulmutalifovich, Lecturer, Department of Fire Training, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Baikar Republic
The article studies the category of "trust relations" as a philosophical, psychological and pedagogical problem. Trusting relationships involve a type of relationship between people, which is determined by mutual respect, mutual faith in each other, honesty and commitment of the parties. Pedagogy, based on humanistic principles, is aimed at strengthening and educating the will of the student, his desire to peacefully, constructively interact with others, to develop his creativity, ingenuity, initiative, spirit of optimism and self-confidence.
Keywords: trust relations; police officer; population of different categories.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.01
© Кучмезов Р.А., 2019
КА ТЕГОРИЯ "ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ" КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
В статье изучена категория "доверительные отношения" как философская и психолого-педагогическая проблема. Доверительные отношения предполагают такой тип отношений между людьми, которые определяются взаимоуважением, взаимной верой друг в друга, честностью и обязательностью сторон. Педагогика, основанная на гуманистических принципах, направлена на укрепление и воспитание воли обучаемого, на его желание мирно, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, на развитие его творческого начала, изобретательности, инициативности, духа оптимизма и уверенности в себе.
Ключевые слова: доверительные отношения; сотрудник полиции; население разных категорий.
КУЧМЕЗОВ Расул А бдулмуталифович,
преподаватель, кафедра Огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, Нальчик, Кабардино-Балкарская республика
Необходимость установки доверительных отношений граждан с полицейскими органами обусловлена огромной ролью в создании эффективной формы взаимодействия социальных институтов для достижения общего благосостояния государства и решения общественно значимых целей. Доверительные отношения, как правило, строятся на гуманных и гуманистических принципах, принципах толерантности и взаимоуважения. Однако проблема осмысления механизмов доверительного взаимодействия до сих пор исследована не достаточно.
Как "социальный капитал <доверие> отражает актуальный и прошлый индивидуальный и социальный опыт, атмосфера доверия воспроизводит архетипы и задает нормы взаимоотношений", [б, с. 9]. При определении термина "доверие" в разных словарях делается акцент на таких понятиях, как "убеждение" и "вера". Убеждение понимается как уверение в правоте кого-либо или чего-либо, вера же предполагает веру в честность, правдивость, ответственность кого-либо за что-либо. В "Энциклопедическом словаре" концепт "доверие" означает "психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным". [1, с. 99] Словарь С.И. Ожегова "доверие" объясняет "уверенностью в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь". [5, с. 170] В педагогической науке термин "доверие" имеет огромное значение в рамках специально организованного воспитательного процесса и преподносится как наличие в педагогическом сообществе доброжелательных, дружеских отношений, способных создавать особую атмосферу, являющиеся важным фактором развития и воспитания личности (Н.Е. Щурко-ва, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.). В основе взаимоотношений,
построенных на доверии между педагогом и учащимися, лежит вера педагога в личность ученика. "Вера, - писал Н.Д. Никандров,- представляет собой предчувствие знания, а мудрость-собственной интуиции подсказывать педагогу, насколько вера - это оправдание деятельности, а деятельность - углубление веры". [4, с. 59-68] Базой доверительных взаимоотношений педагога и обучающихся в ходе образовательного процесса служат принципы гуманистической педагогики. Педагогика, основанная на гуманистических принципах, направлена на укрепление и воспитание воли обучаемого, на его желание мирно, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, на развитие его творческого начала, изобретательности, инициативности, духа оптимизма и уверенности в себе. Педагоги ставят перед собой решение трудной задачи -стимулировать у обучаемого к самовоспитанию и развитию у себя потенциально неограниченной эффективности, результативности, что невозможно без построения доверительных отношений в системе "педагог-ученик", демонстрации педагогом собственного опыта успешности.
В гуманистической педагогике Запада хорошо всем знакомы фамилии известных педагогов, внесших свой вклад в общемировую педагогическую копилку идей и новаторского опыта - это М. Монтессори, С. Френе, Р. Штай-нер, К. Роджерс и др. Нельзя не упомянуть Марию Монтессори, которая, благодаря своей педагогической деятельности и гуманистическим воспитательно-образовательным принципам, прославилась на весь мир. Известно, что Мария Монтессори стала первой женщиной врачом-психиатром в Италии, долго работала ассистентом в психиатрической больнице, параллельно читая лекции в Римском университете. Получив степень доктора философии, Мария основала "Дом ребенка", получив место в одном из беднейших районов Рима. Работая в "Доме ребенка", Монтессори удалось написать уникальную книгу - "Дом ребенка. Метод научной педагогики". [2, с. 47]
Значительный вклад в дальнейшее развитие гуманистической педагогики и психологии внесли российские ученые и педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухо-млинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и ДР-
Л.Н. Толстой известен нам как создатель гуманистического воспитания, идеи "свободного воспитания". Любовь к людям, желание сделать все для образования простых людей и
стимулировало Толстого открывать школы -Яснополянская школа, в Крапивенском уезде было создано более 20 школ для крестьянских детей. Для них же были написаны учебники, книги, "Азбуки". Наравне с этим, Толстой пытался делиться с другими педагогами своим педагогическим опытом. С этой целью им издавался журнал "Ясная поляна", Проблемы гуманистической педагогики, доступности образования для простых семей и детей волновали Л.Н. Толстого и побуждали создавать новые условия для просвещения и образования. Толстому нравилось заниматься педагогической деятельностью, занятия которой он называет самым счастливым и продуктивным временем. Идеи гуманистической, человеческой, доверительной педагогики продолжил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Подхватив идею народности воспитания и образования, Ушинский рассматривал суть процесса воспитания как процесс всестороннего, целостного, комплексного формирования личности, эффективность которого зависит не только от знания учителем основ и методов педагогики, но и психологии личности. Ученый утверждал, что учителю важно хорошо знать и понимать человеческую личность, чтобы строить хорошие, доверительные отношения. Он отмечал, что учитель, педагог должен быть великим человеколюбом, гуманистом, терпеливым в отношениях с учениками, знать их, понимать, относиться с великим уважением к ученикам и принимать их со всеми недостатками и слабостями. Продолжателем гуманистической отечественной педагогики стал известный сегодня во всем мире - Антон Семенович Макаренко и макаренковский гуманизм. Суть гуманизма, по Макаренко, в том, чтобы подходить к своим ученикам с оптимистической гипотезой. О любви к детям (малолетним преступникам), о терпении и уважении A.C. Макаренко очень хорошо написал в своем очерке Алексей Максимович Горький, посетивший колонию Макаренко. В очерках "По Союзу Советов" Горький пишет: "Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является A.C. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он -суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из "идейных". У него, видимо,
> <
ш
S ^
и ш т
< а
ш
а
* 72
развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове". [3, с. 99].
Говоря о наших современниках, известных педагогах-гуманистах, нельзя не сказать о В.А. Сухомлинском, член-корреспонденте Академии педагогических наук РСФСР, кандидате педагогических наук, заслуженном учителе. Главная концепция философии жизни ученого и его основное жизненное кредо - "Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм, человека можно воспитать только добром". [7, с. 111 ]. Всей своей деятельностью и творчеством В.А. Сухомлинский доказывал главную мысль - максимально исключить в воспитании технократизм и бессердечие, следовать гуманистической ориентации, объявляя человека высшей ценностью среди всех ценностей на земле.
Основная задача педагога системы повышения квалификации в рамках профессиональной педагогической деятельности - это научить своих курсантов, сотрудников МВД, с одной стороны, доверять самому себе, с другой - доверять окружающим людям, научить их доверять жизни в целом, воспринимать ее как собственный путь развития и самосовершенствования. Трудно переоценить роль сотрудника МВД, призванного помочь людям в разрешении этой ключевой задачи. В основе данного решения - способность полицейского строить доверительные отношения с разными категориями граждан.
Наличие в обществе разработанных законов и правосудия не является, к сожалению, критерием того, что государство является полностью правовым. Важное значение для обеспечения действенности демократических принципов и народовластия в обществе имеет наличие эффективных условий в реализации прав и законных интересов всех граждан, независимо от пола, вероисповедания, социального статуса, религиозной и национальной принадлежности. За появление такого механизма отвечают органы власти, а конкретнее - это ложится на сотрудников МВД, полицию. Именно сотрудники полиции, в соответствии с основным законом, который регламентирует ее деятельность, призваны обеспечить защиту здоровья, жизни, прав и свобод граждан, обеспечение охраны общественного порядка. "Комплексный анализ Федерального закона Российской Федерации "О полиции" 2011 г. в целом свидетельствует о наличии у законода-
теля воли на кардинальное изменение системы отношений в формате представитель власти - население. Одним из основных нововведений данного нормативного акта явилось указание на то, что деятельность полиции теперь должна основываться на принципе общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9). Главная идея рассматриваемого изменения, как нам представляется, заключается в попытке снизить социальную напряженность взаимоотношений между правоохранительными органами и членами законопослушного общества". [8]
Общественное доверие в научных исследованиях анализируется разными подходами и имеет разную типологию и виды. Политологи выделяют несколько основных видов: доверие социальное и политическое. Политическое доверие - это понятие из области политики, политологии, которое обусловлено политическими процессами и взаимоотношениями, с одной стороны - власти политиков, с другой - электората. Политическое доверие понимается через политическую терминологию, которое оказывает влияние на политические процессы в стране и за рубежом. О политическом доверии говоряттогда, когда в ходе предвыборной кампании граждане начинают оценивать властные структуры, правительственные органы, политиков и политические партии. Роль политического доверия возрастает в случае, если в обществе укрепляются демократические процессы, и здесь к политическому доверию прибавляется общественное доверие, доверие социальное. Другими словами, политическое доверие не может существовать без доверия общественного (социального), означающее не только доверие граждан между собой, но и доверие, расположение между отдельными социальными группами и сообществами. Коммуникация между членами общества, которая постоянно существует и имеет динамическое развитие, повышает общий уровень доверительных отношений друг другу, позволяет транслировать полученный опыт через общение между всеми членами общества.
Необходимость установки социального доверия граждан к полицейским органам обусловлена огромной ролью в создании эффективной формы взаимодействия этих социальных институтов для достижения общего благосостояния и общественно значимых целей. Еще более возрастает актуальность установки доверительных отношений граждан с сотрудниками полиции в трудно прогнозируемом
явлении современности - терроризме. Терроризм стал постоянным спутником человечества, относящийся сегодня к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений. Сегодня террористические акты приносят массовые человеческие жертвы (от десятков до сотен тысяч), оказывая сильное психологическое давление на людей, принося разрушительные последствия. Именно информация населения всегда помогала предотвращать преступления и обеспечивать правопорядок на местах.
Одним из приемов эффективных отношений "полиция-граждане" и доверительных отношений между ними служат систематические профилактические мероприятия, которые организуются и проводятся сотрудниками полиции. Как пишет Д.А. Шаманский, "появление доверительных отношений граждан к полиции способствует снижению уровня правового нигилизма в обществе, минимизирует затраты на поддержание общественного порядка и обусловливает возможность выполнения взаимных функций и обязательств". [9, с. 31].
В ходе изучения настоящей проблемы на предмет доверительных отношений граждан к полиции, мы зафиксировали тот факт, что рост и накопление в обществе негативныхтен-денций - невнимание или полное игнорирование нужд граждан, запросов в органы внутренних дел, разочарование в демократических правах и свободах, независимо от национальной, религиозной и статусной принадлежности, зарождающиеся сомнения в честности и объективности сотрудников ОВД, низкая эффективность в раскрытии преступлений и т.д. - способствует росту негативного отношения граждан к полиции, граждане начинают воспринимать полицейских достаточно негатив-
но эмоционально(полицейского как"оборотня в погонах"), что к падению доверия, нежелания сотрудничать и взаимодействовать с сотрудниками полиции или полному бойкоту любых действий со стороны МВД. Понятно, что доверительные отношения на такой основе не могут формироваться. Сотрудники полиции аэ дискредитируют не только свои органы внут- о ренних дел, но и иные ветви власти. Все это делает необходимым повышать профессио- £ нальную компетентность и личные качества < сотрудников полиции, необходимые для эф- 21 фективной работы и построения доверитель ных отношений с гражданами.
о со
Литература:
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 томах + 4 доп. / под ред. проф. И.Е. Андриевского. - СПб. : Семееновская Типолитография (И.А. Ефрона), Фонтанка, № 92, (1890-1907), 2000. -1300 с.
2. Гармоническая атмосфера Монтессори //Дошкольное воспитание. - 2000. - Ng 11. - С. 47.
3. Горький A.M. Собрание сочинений. Максим Горький - По Союзу Советов. Т.З. - 5-е издание. - М.: Политика, 2011.-200 с.
4. Никандров Н.Д. Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня? // Родная Ладога. - 2010. - № 3. - С. 59-68.
5. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
6. Столяр В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности : дис. канд. философ, наук. - Тверь, 2008. - 139 с.
7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., Т. 1. - М.: Молодая гвардия, 2000. -322 с.
8. итаренко А.П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 393. - С.167-170.
9. Шаманский Д.А. Противодействие преступности в зоне миграционного конфликта // Российский следователь. - 2014. - № 3. - С. 29-31.
КД" V
73
CONTINUOUS TRAINING OF A TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF A PROFESSIONAL STANDARD
Mayburov Audrey Genrihovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Technical Disciplines and Methods of Teaching Technology, Institute of Exact Sciences and Information Technologies, Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Republic of Komi
The article deals with the problems of the implementation of continuous teacher training for the system of secondary vocational education. Training of teaching staff, especially in the field of vocational education, is a difficult task today, and to solve it, it is necessary to ensure appropriate conditions for continuing education in the system of higher education when preparing bachelors and graduate students. Some solutions are proposed on the example of the implementation of professional training programs for bachelors and masters in the direction of Vocational training in (branches).
Keywords: continuing education; vocational education teacher; teacher professional standard; bachelor and master vocational training.