Научная статья на тему 'Непрерывная подготовка педагога профессионального образования в условиях реализации профессионального стандарта'

Непрерывная подготовка педагога профессионального образования в условиях реализации профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / БАКАЛАВР И МАГИСТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / CONTINUING EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION TEACHER / TEACHER PROFESSIONAL STANDARD / BACHELOR AND MASTER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майбуров Андрей Генрихович

В статье рассматриваются проблемы реализации непрерывной подготовки педагога для системы среднего профессионального образования. Подготовка педагогических кадров особенно в области профессионально-технического образования является сложной задачей на сегодняшний день и для её решения необходимо обеспечить соответствующие условия непрерывного образования в системе высшего образования при подготовке бакалавров и магистров. Предлагаются некоторые пути решения на примере реализации программ профессионального обучения бакалавров и магистров по направлению Профессиональное обучение по (отраслям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майбуров Андрей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous training of a teacher of vocational education in the conditions of realization of a professional standard

The article deals with the problems of the implementation of continuous teacher training for the system of secondary vocational education. Training of teaching staff, especially in the field of vocational education, is a difficult task today, and to solve it, it is necessary to ensure appropriate conditions for continuing education in the system of higher education when preparing bachelors and graduate students. Some solutions are proposed on the example of the implementation of professional training programs for bachelors and masters in the direction of Vocational training in (branches).

Текст научной работы на тему «Непрерывная подготовка педагога профессионального образования в условиях реализации профессионального стандарта»

явлении современности - терроризме. Терроризм стал постоянным спутником человечества, относящийся сегодня к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений. Сегодня террористические акты приносят массовые человеческие жертвы (от десятков до сотен тысяч), оказывая сильное психологическое давление на людей, принося разрушительные последствия. Именно информация населения всегда помогала предотвращать преступления и обеспечивать правопорядок на местах.

Одним из приемов эффективных отношений "полиция-граждане" и доверительных отношений между ними служат систематические профилактические мероприятия, которые организуются и проводятся сотрудниками полиции. Как пишет Д.А. Шаманский, "появление доверительных отношений граждан к полиции способствует снижению уровня правового нигилизма в обществе, минимизирует затраты на поддержание общественного порядка и обусловливает возможность выполнения взаимных функций и обязательств". [9, с. 31].

В ходе изучения настоящей проблемы на предмет доверительных отношений граждан к полиции, мы зафиксировали тот факт, что рост и накопление в обществе негативныхтен-денций - невнимание или полное игнорирование нужд граждан, запросов в органы внутренних дел, разочарование в демократических правах и свободах, независимо от национальной, религиозной и статусной принадлежности, зарождающиеся сомнения в честности и объективности сотрудников ОВД, низкая эффективность в раскрытии преступлений и т.д. - способствует росту негативного отношения граждан к полиции, граждане начинают воспринимать полицейских достаточно негатив-

но эмоционально(полицейского как"оборотня в погонах"), что к падению доверия, нежелания сотрудничать и взаимодействовать с сотрудниками полиции или полному бойкоту любых действий со стороны МВД. Понятно, что доверительные отношения на такой основе не могут формироваться. Сотрудники полиции аэ дискредитируют не только свои органы внут- о ренних дел, но и иные ветви власти. Все это делает необходимым повышать профессио- £ нальную компетентность и личные качества < сотрудников полиции, необходимые для эф- 21 фективной работы и построения доверитель ных отношений с гражданами.

о со

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 томах + 4 доп. / под ред. проф. И.Е. Андриевского. - СПб. : Семееновская Типолитография (И.А. Ефрона), Фонтанка, № 92, (1890-1907), 2000. -1300 с.

2. Гармоническая атмосфера Монтессори //Дошкольное воспитание. - 2000. - Ng 11. - С. 47.

3. Горький A.M. Собрание сочинений. Максим Горький - По Союзу Советов. Т.З. - 5-е издание. - М.: Политика, 2011.-200 с.

4. Никандров Н.Д. Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня? // Родная Ладога. - 2010. - № 3. - С. 59-68.

5. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

6. Столяр В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности : дис. канд. философ, наук. - Тверь, 2008. - 139 с.

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., Т. 1. - М.: Молодая гвардия, 2000. -322 с.

8. итаренко А.П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 393. - С.167-170.

9. Шаманский Д.А. Противодействие преступности в зоне миграционного конфликта // Российский следователь. - 2014. - № 3. - С. 29-31.

КД" V

73

CONTINUOUS TRAINING OF A TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF A PROFESSIONAL STANDARD

Mayburov Audrey Genrihovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Technical Disciplines and Methods of Teaching Technology, Institute of Exact Sciences and Information Technologies, Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Republic of Komi

The article deals with the problems of the implementation of continuous teacher training for the system of secondary vocational education. Training of teaching staff, especially in the field of vocational education, is a difficult task today and to solve it, it is necessary to ensure appropriate conditions for continuing education in the system of higher education when preparing bachelors and graduate students. Some solutions are proposed on the example of the implementation of professional training programs for bachelors and masters in the direction of Vocational training in (branches).

Keywords: continuing education; vocational education teacher; teacher professional standard; bachelor and master vocational training.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© Майбуров А.Г., 2019

> <

Ш

S ^

и ш т

< а

ш С

•х 74

МАИБУРОВ Андрей Генрихович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Обще технических дисциплин и методики обучения технологии Института точных наук и информационных технологий, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар

НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье рассматриваются проблемы реализации непрерывной подготовки педагога для системы среднего профессионального образования. Подготовка педагогических кадров особенно в области профессионально-технического образования является сложной задачей на сегодняшний день и для её решения необходимо обеспечить соответствующие условия непрерывного образования в системе высшего образования при подготовке бакалавров и магистров. Предлагаются некоторые пути решения на примере реализации программ профессионального обучения бакалавров и магистров по направлению Профессиональное обучение по (отраслям).

Ключевые слова: непрерывная подготовка; педагог профессионального образования; профессиональный стандарт педагога; бакалавр и магистр профессионального обучения.

Развитие современного общества, проблемы модернизации российского образования направлены на совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров, особенно в сфере высокоточного производства. Подготовка таких специалистов на разных уровнях образования невозможна без педагогических кадров, способных обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной компетенции современного работника.

Существование совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные траектории получения профессионального образования и повышения квалификации.

В принятой сегодня Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020 отражается также и область образования, включающую реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют с 1 по б уровням квалификаций для разработки профстандартов:

- программы профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям рабочих (служащих);

- программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена (образовательные программы среднего профессионального образования);

- практико-ориентированные программы бакалавриата (образовательные программы высшего образования) [5].

Заметной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, отмечается, что сегодня 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. Это, в целом, отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников, и, далее, говорится о необходимости обеспечить повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

Среди ряда принципов, которые выдвигает Стратегия, есть принципы, связанные с непрерывностью системы подготовки квалифицированных кадров и возможностью получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности. А также усиление роли государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров.

Для реализации данной стратегии среди мероприятий отмечается создание условий для обеспечения Системы квалифицированными педагогическими кадрами.

Введение профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" находит свое отражение в формировании кадровой политики и в управлении персоналом работодателями, а также при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [4].

Учеными и педагогами-практиками отмечается ряд проблем, связанных с внедрением профстандарта педагога, среди которых следует отметить:

- необходимость доработки критериев оценивания квалификации педагогов, с позиций овладения ими новыми профессиональными компетенциями;

- инструментальная проработка идеи введения многоуровневого стандарта.

Введение профессиональных стандартов педагогов находит своё отражение и в проектировании основных профессиональных образовательных стандартов в вузе. Подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования сегодня находится в центре внимания, особенно в направлении профессионально-техническом.

Следует сказать, что проблемами подготовки инженеров-педагогов в СССР и России занимались всегда. Исторически, вопросами формирования технического мышления, технико-технологических знаний и умений обучающихся придавалось огромное значение. Комплексно решая задачи подготовки учителя трудового обучения, учителя технологии, российское образование отмечало важность роли таких педагогов в развитии таких направлений, как технологическое образование обучающихся, развитие детского технического творчества, организации профессиональной

подготовки рабочих кадров в сфере производства, особенно высокоточного.

Однако в последнее время наметились тенденции, связанные с резким снижением уровня технико-технологической подготовки молодежи, что связано:

- сокращением часов на изучение школьных предметов, призванных формировать техническое мышление: "Технология", "Черчение" и др.;

- введение единого государственного экзамена, что усложнило реализацию непрерывности подготовки преподавателей технических и общетехнических дисциплин в системе Школа - СПО - вуз.

Кроме того, немотивированность современного выпускника школы для поступления на направления подготовки педагога в целом снизило сегодняшний уровень подготовки педагогов, призванных готовить работников в отраслях, связанных с современными технологиями.

Подготовка педагога профессионально-технического образования всегда сопряжена с определенными трудностями. Педагогическое образование в вузах считается гуманитарным, и это правильно, но нельзя забывать, что сложность подготовки педагога профессионально-технического образования заключается в необходимости гармоничного сочетания компетенций в сфере гуманитарных наук, с одной стороны, и технической подготовкой, с другой. Программа подготовки бакалавра не предусматривает большого количества часов на формирование технико-технологических компетенций студента, т.к. многопрофиль-ность изучаемых дисциплин связана в первую очередь с необходимостью подготовки по гуманитарным и техническим дисциплинам. Таким образом, возникает реальная необходимость реализации непрерывной подготовки педагога профессионально-технического образования, которая, как нам кажется, должна обеспечить:

- более высокий уровень профессионального отбора выпускников профессиональных образовательных организаций для дальнейшей подготовки их для сферы образования;

- повышенный уровень профессиональных компетенций обучающихся, особенно в сфере технико-технологической подготовки, т.к. практический уровень в данном направлении обучения в системе СПО выше, чем в вузе [1, С. 58].

Под непрерывной подготовкой следует понимать организацию непрерывного обуче-

> <

ш

S ^

и ш т

< а

ш

а

•X 76

ния в течение всей жизни с целью обновления знаний, навыков и умений. Для этого необходимо сформировать у современного выпускника высшего учебного заведения компетенций в сфере организации собственного обучения, специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это и закрепляют федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в структуре которых определяется усиление роли самостоятельной учебной деятельности студентов [1, С.253]

В рамках реализации Всероссийского проекта "Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровня бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений подготовки "Образование и педагогические науки" по направлению подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" была сформирована обобщеннаяуровневая модель подготовки педагогических кадров для системы СПО. В рамках данного проекта началась работа по созданию региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с учётом региональных особенностей Республики Коми.

На кафедре общетехнических дисциплин и методики обучения технологии СГУ им. П. Сорокина на протяжении многих лет ведётся подготовка учителей общетехнических дисциплин, и за эти годы сформирован богатый опыт по подготовке педагогических кадров, способных реализовать технические дисциплины в системе общего, профессионального и дополнительного образования, где и работают сегодня наши выпускники в Республике Коми. Однако переход на многоуровневое высшее образование (бакалавриат, магистратура и аспирантура) требовал изменений в проектировании и реализации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров, а также введение новых направлений подготовки, которые необходимо строить на основе непрерывности образования.

С целью повышения уровня профессиональной компетенции будущих педагогов профессионального обучения определены следующие особенности проектирования образовательных программ и учебных планов, обеспечивающих непрерывность подготовки:

1. Базовая и вариативная части дисциплин учебного плана должны формироваться с уче-

том основных программ подготовки по соответствующим профилю специальностям системы среднего профессионального образования.

2. Учебные практики бакалавров профессионального образования должны реализовы-ваться с использованием производственной базы предприятий и учебно-производствен-ной базы организаций среднего профессионального образования на основе сетевого партнерства.

3. Педагогические практики бакалавров профессионального образования должны ре-ализовываться на основе совместных договоров с организациями среднего профессионального образования.

4. Обучение бакалавров рабочей профессии, соответствующей профилю подготовки, должно осуществляться на базе организаций среднего профессионального образования на основе договоров с региональными органами исполнительной власти в сфере образования [3, С.109].

Таким образом, на основе опыта в подготовке кадров в сфере профессионально-технического образования и тех тенденций, которые сегодня наметились в процессе модернизации российского образования, следует отметить ряд направлений, которые, на наш взгляд, могут обеспечить непрерывность подготовки педагогов профессионального образования и повысить их уровень профессиональной компетентности:

Профессиональная подготовка:

- в рамках бакалавриата - тесная интеграция с образовательными учреждениями системы среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования республики Коми по использованию базы данных учреждений по организации всех видов практик (учебная и производственная), а также для получения рабочей профессии по соответствующему профилю подготовки;

- в рамках магистратуры - формирование заказа образовательных учреждений профессионального образования по тематике исследований методических проблем профессиональной подготовки обучающихся в рамках выполнения выпускных квалификационных работ магистрантов и определение целевого приёма педагогов, работающих в системе профессионального и дополнительного профессионального образования, не соответствующих, на сегодняшний день профессиональному стандарту педагога;

- разработка программ смешанного обучения (с использованием дистанционных технологий) по программам магистратуры и бакалавриата для обеспечения дифференцированного подхода в обучении разных категорий обучающихся (выпускники школ, выпускники учреждений среднего профессионального образования, действующие педагоги).

Дополнительное профессиональное образование - разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, работающих в системе профессионального и дополнительного профессионального образования, а также в рамках корпоративного обучения.

Примечания:

1. Майбуров А.Г. Организация дистанционного сопровождения методической подготовки магистров в условиях непрерывного образования (на примере направления "Профессиональное обучение (по отраслям)" // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сборник материалов 23-й Международной научно-практической конференции / под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. - 2018. - С. 252-255.

2. Майбуров А.Г. Особенности подготовки педагогов профессионально-технического образования на примере направления "Профессиональное обучение (по отраслям)" // Система профессионального образования Республики Коми: вчера, сегодня, завтра : сб. - 2017. - С. 58-60.

3. Майбуров А.Г. Особенности проектирования основных образовательных программ подготовки бакалавров профессионального образования (на примере профиля "Электроника, радиотехника, связь") // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сб. материалов 22-й Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 107-109.

4. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н). [Электронный ресурс] URL: http:// base.garant.ru/71202838/ (дата обращения 21.11.2018).

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020. [Электронный pecypcjURL: https://MHHo6pHay-ки.рф/проекты/413/файл/2605/ВоокЕ0иса1юп_ 02.pdf(flaTa обращения 21.11.2018).

05

1-н

О СО

О-<

о

со

КД" У

77

ON THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL WORKERS IN THE FIELD OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRE-UNIVERSITY STUDENTS FOR THE RUSSIAN DIGITAL ECONOMY Masyagin Sergey Vladimlrovich, Applicant, Department of Pedagogy, Military University of MO of Russian Federation, Vice-rector, head of Academic policy and Educational activities, Innopolis University, Innopolis, Republic of Tatarstan

The article considers one of the pedagogical conditions for improving the pedagogical support of pre-university students for the Russian digital economy. The main principles of the process of professional development of teachers in the field of pedagogical support of pre-university training are substantiated: purposefulness and continuity; multi-level and phased; innovation.

Keywords: teacher; pedagogical support of pre-university training; students for the digital economy; continuous training; principles of advanced training.

О ПРИНЦИПАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ экономики

В статье рассмотрено одно из педагогических условий совершенствования педагогического обеспечения довузовской подготовки обучающихся для российской цифровой экономики. Обоснованы основные принципы процесса повышения квалификации педагогических работников в области педагогического обеспечения довузовской подготовки: целенаправленность и непрерывность; многоуровневость и поэтапность; инновационность; практическая направленность.

Ключевые слова: педагогический работник; педагогическое обеспечение довузовской подготовки; обучающиеся для цифровой экономики; непрерывное повышение квалификации; принципы повышения квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© Масягин С. В., 2019

МАСЯГИН Сергей Владимирович, соискатель, кафедра Педагогики, Военный университет МО РФ, проректор, начальник управления академической политики и организации обра зова тельной деятельности, Университет Иннополис, Иннополис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.