ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 004+37 ББК 32.97+74
Богатенков Сергей Александрович
кандидат технических наук, доцент
ведущий научный сотрудник кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Bogatencov Sergey Alexandrovich Candidate of tecnics, Assistant Professor Senior Research Fellow Department of preparation of teachers of vocational training and substantive procedures Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Формирование компетентности кадров для работы c автоматизированными средствами в системе непрерывного профессионального образования Formation of competence of staff to work with the automated tools in the system of continuing professional education
В статье приведена методология подготовки выпускников организаций профессионально-педагогического образования в системе непрерывного профессионального образования для работы с автоматизированными средствами. Приведенный подход предполагает изучение состояния информационной подготовки кадров, выявления угроз безопасности и разработку принципов, сводящих к минимуму угрозы. Полученные принципы реализуются на основе классификации компетенций и методики оценки качества в алгоритме планирования образовательной траектории информационной подготовки и модулях обучения выпускников организаций среднего профессионального образования, бакалавров и магистров.
The article presents the methodology for graduates of vocational teacher education in the system of continuing professional education for working with automated tools. The above approach is to study the state of information training, identifying security threats and the development of guidelines that minimize the threat. The result-
ing principles are based on the classification of competencies and methods of assessing the quality of a scheduling algorithm educational trajectory information training modules and training graduates of secondary vocational education, bachelors and masters.
Ключевые слова: компетентность, автоматизированные средства, безопасность, профессионально-педагогическое образование, среднее, бакалавриат, магистратура.
Key words: competence, automated tools, security, vocational teacher education, secondary, undergraduate, graduate
Введение
В настоящее время во всех сферах деятельности активно применяются информационные и коммуникационные технологии. В образование внедряется электронное обучение, основанное на применении дистанционных технологий. Более чем на 80 % предприятий России используются программные комплексы «1С: Предприятие» для решения экономических задач и задач управления предприятием. На машиностроительных предприятиях применяются системы автоматизированного проектирования технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов. Современное производство оснащается автоматизированными системами управления технологическими процессами. На энергоемких предприятиях внедряются автоматизированные системы учета электроэнергии и энергоносителей. Более чем на 1000 предприятий России эксплуатируется комплекс технических средств «Энергия».
Развитие практико-ориентированного подхода в образовании, целесообразность совмещения процессов профессиональной и образовательной деятельности требует применения эффективных способов процессов генерации и передачи знаний. Одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности, является электронное обучение. Оно возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, его ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка [1]. В настоящее время мировая индустрия электронного обучения стремительно развивается, на начало текущего века она составила $48 млрд. (EC, 2000). По данным
консорциума Sloan на 2011 год в США в онлайн-обучении в высших учебных заведениях было вовлечено шесть миллионов студентов [2].
Подготовка кадров для работы с автоматизированными средствами становится предметом изучения философов, социологов, историков, культурологов, политологов, юристов, экономистов, психологов, педагогов и др. Это связано с возрастанием деструктивного влияния автоматизированных средств на различные стороны жизнедеятельности общества. О росте кибертерроризма и усилении угроз безопасности свидетельствуют результаты крупнейшего в мире исследования в сфере киберпреступлений в отношении пользователей (Norton Cybercrime Report 2012), в котором приняло участие более 13 тысяч человек из 24 стран мира. По результатам исследования ущерб от киберпреступности за 2012 год оценивается в $2 миллиарда в год в России и $110 миллиардов во всём мире [3].
Для работы со студентами в условиях применения автоматизированных средств требуется квалифицированный преподавательский и технический персонал. Преподаватель должен не только понимать излагаемый материал, но и владеть автоматизированными средствами в рамках своей профессиональной деятельности. Качество подготовки выпускников образовательных организаций для работы c автоматизированными средствами в системе непрерывного профессионального образования повысится, если будет определен комплекс педагогических условий, сводящих к минимуму влияние угроз безопасности.
Таким образом, целью исследования является теоретическое обоснование новой структуры и содержания подготовки студентов для работы в условиях применения автоматизированных средств и определение комплекса педагогических условий, включающих разработку адекватных форм и методов обучения и воспитания, способствующих формированию у них компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий.
Методика
Областью применения исследования выбрана непрерывная подготовка по направлению «Профессиональное обучение (по областям)», основанная на фе-
деральных государственных образовательных стандартах различных уровней профессионального образования. Выбор обусловлен тем фактом, что педагоги профессионального обучения, с одной стороны, должны быть специалистами в определенной профессиональной деятельности, с другой стороны, - педагогами для подготовки таких специалистов.
Планирование образовательных траекторий информационной подготовки студентов с различным базовым образованием будет эффективным, если оно будет выполняться в системе непрерывного профессионального образования. Непрерывность подготовки обусловила необходимость применения интегрированной модели проектирования содержания дисциплин, включающей модели для каждого уровня образования. Разработка интегрированной модели привела к необходимости использования классификации компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) и модулей дисциплин для информационной подготовки выпускников организаций профессионально-педагогического образования.
В качестве признаков классификации ИКТ-компетенций определены цели (общеобразовательные, развивающие и профессиональные), характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный), область деятельности, уровень образования, профиль подготовки. В федеральных государственных образовательных стандартах по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» рассмотрены следующие области деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, образовательно-
проектировочная, организационно-технологическая и обучение рабочей профессии.
Методика формирования конкретной ИКТ-компетенции предполагает проектирование соответствующего модуля дисциплины. Рассмотрим методику на примере образовательно-проектировочной деятельности. Мастер производственного обучения должен иметь способность оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Бакалавр профессионального
обучения должен иметь готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов. Магистр профессионального обучения должен иметь способность и готовность проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями экономической деятельности. Для формирования перечисленных компетенций определены соответствующие модули: оформление педагогических разработок с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для мастеров производственного обучения; разработка и сопровождение электронного документооборота для бакалавров профессионального обучения; проектирование образовательной среды с помощью ИКТ для магистров профессионального обучения.
Для оценки качества результатов проектирования информационной подготовки использована методика, основанная на принципах безопасности. дидактической, экономической, информационной, психологической, социальной.
Результаты
В результате комплексного исследования проблемы выяснилось, что на фоне активного проникновения автоматизированных средств во все сферы деятельности наблюдается усиление угроз безопасности. Например, в результате развития электронного обучения усиливаются угрозы безопасности образовательного процесса в связи с уменьшением времени общения преподавателя со студентом и недостаточной надежностью средств и методов обмена информацией. При этом возрастает роль актуальности, новизны, приоритетности и формы представления учебной информации с точки зрения ее восприятия и усвоения. Кроме того, возрастает актуальность планирования эффективных образовательных траекторий для обучения персонала с различным базовым образованием под конкретный заказ предприятий.
В социально-педагогическом аспекте учет угроз безопасности обусловлен потребностями общества и государственных структур в качественной подготовке кадров на основе правовой грамотности, социокультурной эрудиции,
свободного критического мышления, готовности к реализации личностного подхода в проектировании социально-профессиональной стратегии собственного личностного становления, способности к самоактуализации в профессиональной и социокультурной деятельности.
В научно-теоретическом аспекте проблема усиления угроз безопасности определяется необходимостью поиска научно-методологических подходов к подготовке обучающихся - будущих специалистов среднего звена и высшей квалификации для работы в условиях электронного обучения, к формированию их готовности к продуктивной учебно-профессиональной деятельности, интегрирующей процессы обучения и воспитания.
Потребность определения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной реализации подготовки кадров для работы в условиях электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования, необходимость решения методических проблем разработки качественных электронных ресурсов и использования различных форм практико-ориентированных занятий отражаются в научно-методическом аспекте решения проблемы исследования.
Реализации задач потребовала уточнения и определения понятия «компетентность». В настоящее время в литературе понятие «компетентность» широко используются и идея компетентностного подхода в образовании активно обсуждается. Многие современные исследователи высказываются, что для работы и обучения в современных условиях требуется множество различных компе-тентностей. Коммуникативную компетентность как систему знаний, умений, способностей, мотивационной диспозиции преподавателей при электронном обучении отметили L.ZlatiC и др. [4]. T.Khudyakova и L.Filatova показали, что структуре профессиональной компетентности включаются такие компоненты как мотивационные, ценностные, оперативные [5]. E.Bayarystanova и др. рассмотрели комплексный подход к формированию в образовательной среде компетенций менеджеров [6]. M.M.Akeshova и др. представили комплексную под-
готовку по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих экологов [7]. R.Meyers предлагает трактовать компетентность как деятельность, выполняемую с соблюдением определенных критериев, результатом которой является демонстрация поведенческих проблем в выполнении работ [8].
Мы будем определять понятие «компетентность в области использования информационных и коммуникационных технологий» (ИКТ-компетентность) как совокупность трех составляющих:
1) комплексное понятие, которое отражает способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни;
2) новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств;
3) определенный и диагностируемый уровень знаний, навыков, необходимый для освоения на разных уровнях профессионально-педагогического образования как средних, так и высших учебных заведений.
По нашему мнению, под ИКТ-компетентностью выпускника учреждения профессионально-педагогического образования следует понимать его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях:
- уровневого профессионально-педагогического образования и включения в информационно-коммуникационную образовательную среду, отличающуюся наличием дистанционного обучения, электронного бизнеса, угроз безопасности;
- многопредметной и полифункциональной педагогической деятельности при обучении, воспитании и развитии квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с профилем подготовки.
Интерес для общества и государства в настоящее время представляет обучающийся со сформированной компетентностью в области использования информационных и коммуникационных технологий. К настоящему времени в педагогике достигнуты следующие результаты: разработаны продуктивные подходы к обеспечению теоретической и технологической базы подготовки специалистов в условиях вуза; выделены особенности подготовки профессионально-педагогических кадров для начального и среднего профессионального образования; созданы концепции компетентностно ориентированного образования; активизировалось исследование проблемы управления подготовкой специалистов профессионально-педагогического профиля. Ведутся исследования по профессиональному обучению с помощью ИКТ: P. Kirschner и M. Selinger рассмотрели проблемы соотношения профессиональной компетентности в области ИКТ студентов и учителей [9]; S.Martin и M.Vallance исследовали влияние ИКТ на профессиональную подготовку учителей [10]; V. Vexler и др. обозначили технологии построения информационной модели обучения [11].
Однако, несмотря на интерес исследователей и значительность полученных научных результатов, проблема, состоящая в необходимости повышения качества подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами, в достаточной степени не решена. Комплексный анализ современных исследований в указанной области позволил выделить ряд противоречий:
социально-педагогическое - между потребностями общества и государственных структур в качественной подготовке кадров для работы с автоматизированными средствами и реальным состоянием подготовки кадров;
научно-теоретическое - между сложившимися традиционными подходами в реализации подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами и недостаточным уровнем использования образовательного потенциала интеграции психолого-педагогических, социологических и компетентностно-ориентированных знаний в становлении целостной личности активного обучающегося со сформированной ИКТ-компетентностью;
научно-методическое - между необходимостью решения методических проблем разработки качественных электронных ресурсов и использования различных форм практико-ориентированных занятий, и недостаточной разработанностью научно-практических рекомендаций в этой области.
В результате исследования проблемы были сформулированы принципы безопасности при работе с автоматизированными средствами: дидактической, экономической, информационной, психологической, социальной. Приведем их.
Принцип дидактической безопасности определяет способ проектирования, основанный на требованиях образовательных стандартов, работодателей и образовательной организации.
Принцип экономической безопасности предполагает использовать методы и средства, уменьшающие отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебно-методических комплексов, пособий, учебников, так как в этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена.
Принцип информационной безопасности определяет способ проектирования, обеспечивающий защиту, актуальность информации в результате применения систем реального времени, в том числе интернет-технологий и завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрации электронного ресурса, например, в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».
Принцип психологической безопасности предполагает при проектировании использовать мультимедийные технологии, эйдотехнические и мнемонические методы представления учебной информации и контрольно-измерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения и контроля учебной информации.
Принцип социальной безопасности предполагает при проектировании использование технологий формирования мотивации персонала для применения информационно-коммуникационных технологий.
Выявленные принципы позволили разработать алгоритм эффективного планирования траектории формирования ИКТ-компетентности для студентов с различным базовым образованием. Кроме того, спроектировано содержание предметной подготовки выпускников организаций профессионально-педагогического образования и включены в учебные планы различные модули информационных дисциплин. В образовательную программу подготовки магистров включены модули: «ИКТ и проектирование образовательной среды», «ИКТ и управление процессами» (для профилей «Энергетика», «Машиностроение и материалообработка» и «Экономика и управление»). Для бакалавров разработаны модули: «ИКТ и инновации в образовании», «Повышение эффективности профессиональной деятельности с помощью ИКТ» (для профилей «Энергетика», «Машиностроение и материалообработка» и «Экономика и управление»). В программу подготовки среднего профессионального образования включены модули: «Электронный документооборот, «Разработка и оформление технической и технологической документации с помощью ИКТ» (для профилей «Энергетика», «Машиностроение и материалообработка» и «Экономика и управление»).
Одной из проблем разрабатываемой технологии является оценивание результатов проектирования информационной подготовки. На основе принципов безопасности разработана методика, позволяющая оценить качество результатов проектирования информационной подготовки.
Выполненное исследование может получить свое развитие в следующих направлениях:
1) Адаптация к другим направлениям подготовки персонала, таким как «Педагогическое образование». Например, эффективность обучения образовательной робототехнике повысится в результате применения в обучении методов математического и компьютерного моделирования.
2) Адаптация к практико-ориентированным формам обучения, таким как прикладной бакалавриат. Например, эффективность обучения работе в среде 1С повысится в результате применения в обучении системы сертификации фирмы 1С, основанной на Интернет-технологиях (1С:Профессионал, 1С:Специалист, 1С:Преподаватель).
3) Адаптация к подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, отнесенной к уровню высшего образования и в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Заключение
Выполнено комплексное педагогическое исследование процесса подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами в системе непрерывного (среднего и высшего) профессионального образования на примере подготовки выпускников по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Исследовано состояние информационной подготовки кадров. Выявлены угрозы для ее безопасного развития и определены принципы безопасности.
Разработана концепция формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника, основанная на идеях мета-предметного и интегративного её формирования на каждом уровне обучения. Концепция учитывает направленность обозначенной компетентности выпускника на эффективное применение автоматизированных средств в профессиональной деятельности. Она обеспечивает развитие самостоятельной познавательной деятельности, социализацию и элементарную эрудицию выпускника.
Разработана методология проектирования содержания дисциплин для ин-тегративной информационной подготовки выпускников для работы с автоматизированными средствами, которая содержит: классификацию информационно-коммуникационной компетенций и информационно-коммуникационных модулей; модели, соответствующие уровням образования: средне-
профессиональное, бакалавриат и магистратура, в том числе четыре блока для каждой модели: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический; интегрированную модель, объединяющую все уровни образования;
В соответствии с принципами безопасности разработаны и реализованы в образовательной практике выпускников по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» технологии проектирования подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами: разработан алгоритм планирование траектории формирования информационно-коммуникационной компетентности для студентов с различным базовым образованием; в образовательные программы подготовки магистров, бакалавров и выпускников среднего профессионального образования профилей «Энергетика», «Машиностроение и мате-риалообработка» и «Экономика и управление» включены модули информационных дисциплин.
В соответствии с принципами безопасности разработана и реализована в образовательной практике выпускников по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» методика оценки качества результатов проектирования при подготовке кадров для работы с автоматизированными средствами по критерию безопасности.
Библиографический список
1. Nagy, A. (2GG5). The impact of e-learning. In E-Content (pp. 79-96). Springer Berlin Heidelberg. http://dx.doi.org/1G.1GG7/3-54G-263S7-X_4
2. Allen, E., & Seaman, J. (2G11). Going the distance: Online education in the United States, 2G11. Babson Park, MA: Babson Survey Research Group.
3. Norton Cybercrime Report (2G12, May 9). 2G12 Norton Cybercrime Report. Retrieved November 3G, 2G14, from http://now- static.norton.com/now/en/pu/images/ Promo-tions/2G12/cybercrimeReport/2G12_Norton_Cybercrime_Report_Master_FINAL_G5G912.pdf
4. Zlatic, L., Bjekic, D., Marinkovic, S., & Bojovic, M. (2014). Development of Teacher Communication Competence. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 6G6-61G. http://dx.doi.org/1G.1G16/j.sbspro.2G14.G1.265
5. Khudyakova, T., & Filatova, L. (2G13). The Formation of a Professional Communication Competence in Psychologists. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 86, 224-227. http://dx.doi.org/1G.1G16/j.sbspro.2G13.GS.554
6. Bayarystanova, E., Arenova, A., & Nurmuhametova, R. (2G14). Education System Management and Professional Competence of Managers. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 14G, 427-431. http://dx.doi.org/1G.1G16/j.sbspro.2G14.G4.44S
7. Akeshova, M. M., Mukhamedzhanov, B. K., & Meirbekova, G. P. (2014). Formation of Informational-communicative Competence of Future Ecologists on the Base of Competence Approach. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 4322-4327. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.940
8. Meyers, R. (1998). Developing and implementing local education standards. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluatio
9. Kirschner, P., & Selinger, M. (2003). The state of affairs of teacher education with respect to information and communications technology. Technology, Pedagogy and Education, 12(1), 5-17. http://dx.doi.org/10.1080/14759390300200143
10. Martin, S., & Vallance, M. (2008). The impact of synchronous inter-networked teacher training in Information and Communication Technology integration. Computers & Education, 51(1), 34-53. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2007.04.001
11. Vexler, V. A., Bazhenov, R. I., & Bazhenova, N. G. (2014). Entity-relationship model of adult education in regional extended education system. Asian Social Science, 10(20), 1-14. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v10n20p1
Bibliography
1. Nagy, A. (2005). The impact of e-learning. In E-Content (pp. 79-96). Springer Berlin Heidelberg. http://dx.doi.org/10.1007/3-540-26387-X_4
2. Allen, E., & Seaman, J. (2011). Going the distance: Online education in the United States, 2011. Babson Park, MA: Babson Survey Research Group.
3. Norton Cybercrime Report (2012, May 9). 2012 Norton Cybercrime Report. Retrieved November 30, 2014, from http://now- static.norton.com/now/en/pu/images/ Promo-tions/2012/cybercrimeReport/2012_Norton_Cybercrime_Report_Master_FINAL_050912.pdf
4. Zlatic, L., Bjekic, D., Marinkovic, S., & Bojovic, M. (2014). Development of Teacher Communication Competence. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 606-610. http://dx.doi.org/10.1016Zj.sbspro.2014.01.265
5. Khudyakova, T., & Filatova, L. (2013). The Formation of a Professional Communication Competence in Psychologists. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 86, 224-227. http://dx.doi.org/10.10167j.sbspro.2013.08.554
6. Bayarystanova, E., Arenova, A., & Nurmuhametova, R. (2014). Education System Management and Professional Competence of Managers. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 140, 427-431. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.448
7. Akeshova, M. M., Mukhamedzhanov, B. K., & Meirbekova, G. P. (2014). Formation of Informational-communicative Competence of Future Ecologists on the Base of Competence Approach. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 4322-4327. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.940
8. Meyers, R. (1998). Developing and implementing local education standards. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluatio
9. Kirschner, P., & Selinger, M. (2003). The state of affairs of teacher education with respect to information and communications technology. Technology, Pedagogy and Education, 12(1), 5-17. http://dx.doi.org/10.1080/14759390300200143
10. Martin, S., & Vallance, M. (2008). The impact of synchronous inter-networked teacher training in Information and Communication Technology integration. Computers & Education, 51(1), 34-53. http://dx.doi.org/10.1016/jxompedu.2007.04.001
11. Vexler, V. A., Bazhenov, R. I., & Bazhenova, N. G. (2014). Entity-relationship model of adult education in regional extended education system. Asian Social Science, 10(20), 1-14. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v10n20p1