DOI 10.23859/1994-0637-2017-5-80-23 УДК 337.12
Листвин Александр Анатольевич
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В процессе модернизации системы среднего профессионального образования в России фактически оказалась утеряна система подготовки педагогических кадров для нее. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, предполагает консолидацию ресурсов бизнеса и государства. Сфера образования, призванная обеспечивать квалифицированными кадрами рабочих (служащих) высокотехнологичные отрасли экономики, предусматривает создание системы непрерывного педагогического образования, при этом необходим учет определенных факторов.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, педагог профессионального обучения, система воспроизводства кадров_
© ^HCTBHH A.A., 2017
Listvin Alexander Anatolyevich
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
TRAINING TEACHING STAFF FOR THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: REGIONAL ASPECT
Abstract. The system of preparation of teaching staff for the secondary vocational education in Russia was actually lost within its modernization. The package of measures to improve the system of secondary vocational education assumes consolidation of resources of business and the state. Education, intended to provide qualified personnel for high-tech industries, is to provide continuous pedagogical education system. At the same time certain factors must be taken into account to define the direction of development of teaching staff reproduction system for institutions of vocational education.
Keywords: system of secondary vocational education, professional training teacher, system of reproduction of staff
Введение
За последние 20 лет произошли серьезные институциональные изменения в отечественной системе профессионального образования. В результате оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования (далее -СПО) с целью создания современной системы СПО, фактически оказалась разрушена система воспроизводства педагогов профессионального обучения, призванная подготавливать квалифицированные кадры для высокотехнологичной инновационной экономики. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО в 2015-2020 гг. предусматривает построение непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для региональных систем СПО [1]. В реализации этой задачи активную роль должны играть опорные университеты, а также необходимо учитывать ряд объективных факторов.
Основная часть
В настоящее время система СПО России насчитывает 3,6 тыс. образовательных организаций, в которых обучается 2,8 млн студентов по разным профессиям и специальностям. Среди них такие привычные как повар, механик, сварщик, слесарь, парикмахер, автомеханик, а также совершенно новые, отвечающие запросам современности: мобильный робототехник, мехатроник, оператор беспилотных летательных аппаратов и многие другие. Основная задача профессионального образования -соответствие компетенций выпускников новым, быстро меняющимся технологиям, как в сфере производства, так и в сфере услуг. Для воспроизводства высококвалифицированных рабочих, соответствующих технологическому прогрессу, обозначены новые подходы к содержанию всей системы СПО, прежде всего, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО четвертого поколения и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения и дополнительного профессионального образования». Данные подходы сформулированы в приоритетном проекте «Рабочие кадры для передовых технологий», где отмечается, что результатом новаций должны стать региональные системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена с компетенциями на уровне международных стандартов [3].
В рамках решения задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» предусматривается дальнейшая институциональная модернизация системы СПО и высшего образования посредством разработки, апробации и внедрения новых моделей вузов, создания условий для профессионального развития с использованием таких инфраструктурных элементов как межрегиональные ресурсные центры, центры оценки и сертификации квалификаций [5]. Вместе с тем масштабность поставленных задач по преобразованию системы СПО должна учитывать ряд факторов, выступающих с одной стороны как условия их реализации, а с другой - как барьеры, препятствующие их решению на региональном уровне. Общеизвестно, что социальная миссия системы СПО как ресурса социально-экономического развития состоит в воспроизводстве кадрового потенциала - квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, обеспечении востребованности отечественной экономикой каждого выпускника техникума и колледжа. Кроме того, система СПО приобретает региональный характер и должна удовлетворять потребности в квалифицированных кадрах, прежде всего, экономике региона. Соответственно, необходима организация непрерывной подготовки педагогов профессионального обучения для региональной системы СПО.
В качестве примера рассмотрим Вологодскую область. В настоящее время система СПО включает в себя 31 техникум и колледж, из них 27 находятся в областном подчинении, 4 являются негосударственными. Общий контингент обучающихся составляет более 20 тыс. человек. В 2017 г. в системе СПО области занято 4522 человека, из них: преподавателей и мастеров производственного обучения - 1245 человек, мастеров производственного обучения - 160 человек. При этом доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной группы 50-59 лет составляет 27 %, 60 лет и более - 20 %. Доля педагогических работников в возрасте менее 30 лет - 13 %. Вместе с тем, сводный прогноз занятости населения и потребности экономики Вологодской области в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период показывает, что число занятых педагогических работников в системе СПО составит к 2020 г. 4685 человек, а к 2026 г. - 4949 человек, т.е. будет увеличиваться [4]. К тому же, реализация приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» предусматривает увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обу-
чающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в общем числе студентов с 15 % в 2016 г. до 50 % к 2020 г., что актуализирует потребность в педагогах профессионального обучения [3]. В настоящее время в учреждениях СПО наиболее острой является проблема с мастерами производственного обучения. В перспективе потребность в этой категории педагогических работников будет возрастать даже в условиях продолжающейся оптимизации сети учреждений СПО.
Рассматривая современную подготовку педагогических кадров для системы СПО необходимо выделить ряд существенных объективных факторов, которые можно обозначить в качестве ориентиров, определяющих потенциальные возможности направления развития региональной системы СПО. Выделим следующий ряд факторов.
Демографический фактор связан с уменьшением численности, старением и урбанизацией населения области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области на начало 2017 г. численность населения области составляла 1183,9 тыс. человек, из них городское население - 854,5 тыс. человек (72 %). Численность населения области к 2026 г. снизится до 1141,6 тыс. человек, а к 2031 г. до 1108,3 тыс. человек. При этом доля городского населения будет расти и достигнет к 2031 г. 872,6 тыс. человек (78,7 %) [4]. Наибольшую потребность в работниках показывают следующие отрасли экономики области: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона, производство машин и оборудования), образование, транспорт и связь, здравоохранение, строительство, металлургическое производство и производство металлических изделий. Именно эти отрасли формируют требования к рынку труда и системе СПО области. Динамика прогноза образовательной потребности свидетельствует о возрастающих требованиях экономики области к квалификации работников. В общей численности доля специалистов с высшим образованием возрастает с 32,0 % в 2017 г. до 34,0 % к 2026 г., потребность в специалистах среднего звена и квалифицированного рабочего труда - с 47,0 % в 2017 г. до 50,0 % к 2026 г. [4].
Программно-технологический фактор связан с качеством подготовки педагогов профессионального обучения, способных работать в меняющихся условиях, конкурентоспособных не только во внутренней среде образовательной организации, но и отвечающих требованиям внешней среды страны в целом. Это комплекс мер, направленных на повышение качества подготовки педагогов, в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Среди ключевых проблем - проблема профильной подготовки педагогов профессионального обучения, что невозможно без изменений программ и технологий организации образовательного процесса.
Системно-управленческий фактор на институциональном уровне предусматривает формирование и развитие современной региональной системы воспроизводства педагогических кадров для учреждений СПО области, включая самоопределение и становление будущих педагогов профессионального обучения, ее нормативно-правовое регулирование, взаимодействие с вузами. Решающую роль в этом взаимодействии играют региональные органы власти, органы местного самоуправления и опорные университеты.
Рыночный фактор указывает на важную особенность рынка труда педагогических кадров. С одной стороны он характеризуется ростом спроса на педагогов про-
фессионального обучения, а с другой стороны наблюдается низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ в сферу образования. Вместе с тем, требования к педагогическим кадрам со стороны организаций, не входящих в систему образования, не соответствуют их ожиданиям - на рынок выходит много невостребованных выпускников с дипломами бакалавров [3]. Поэтому воспроизводство педагогических кадров для системы СПО должно учитывать этапы профессионального самоопределения, отбора, становления будущих педагогов профессионального обучения и основываться на сетевой форме организации практико-ориентированного обучения. На концептуальном уровне рассматриваются различные траектории подготовки педагогических кадров для системы СПО, которые представляют собой совокупность [2]:
- целевых показателей подготовки, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
- образовательных программ, условий и организаций, их реализующих.
При выборе и реализации региональной модели необходимо учитывать [3]:
- возможность различных траекторий входа в профессию;
- актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах региональной системы СПО;
- особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.
Система воспроизводства педагогических кадров для учреждений СПО включает в себя количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ, численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации.
Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогов СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения и дополнительного профессионального образования», соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в учреждениях СПО, а именно характерные для них тенденции:
- совмещение видов деятельности (мастер производственного обучения, преподаватель);
- переход к командной (групповой) педагогической деятельности;
- переход от поточно-групповой организации образовательного процесса к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам;
- повышение требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения;
- актуализация потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов;
- появление новых перспективных профессий и специальностей СПО;
- развитие практики дуального обучения, независимой оценки квалификаций выпускников учреждений СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена.
При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций, что повышает профессиональную мобильность выпускников. При формировании региональной модели подготовки педагогов СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного педагогического образования, но и иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов профессионального обучения для региональной системы СПО.
Выводы
Реализация региональной системы воспроизводства педагогических кадров для региональной системы СПО, качество и эффективность ее функционирования определяется комплексом условий, наиболее значимые среди которых следующие:
- активная, заинтересованная позиция опорных университетов;
- наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогах СПО со стороны региональных органов исполнительной власти;
- организация целевого набора из числа выпускников профессиональных колледжей и техникумов, склонных к педагогической деятельности, по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям) по программам прикладного бакалавриата, магистратуры» и развитие персонифицированного финансирования дополнительного профессионального образования педагогов учреждений СПО;
- реализация системы подготовки кадров для учреждений СПО на основе сетевого взаимодействия и организации индивидуальных образовательных маршрутов с применением элементов «дуального обучения»;
Для апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для учреждений СПО целесообразно создать координационную группу в составе представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опорного университета, учреждений СПО, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
Литература
1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы // Минобрнауки России. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=176010;req=doc/.
2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2009. 136 с.
3. Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий (Рабочие кадры для передовых технологий) (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.rU/71677644/#friends#ixzz4jCWMJVRr.
4. Сводный прогноз занятости населения и потребности экономики Вологодской области в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период // Департамент труда и занятости. URL: http: www.depzan.info/.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы // Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г., № 497. URL: http:www.mon.gov.ru.
References
1. A package of measures, directed to perfecting of system of average professional education on 2015-2020 years. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=176010;req=doc/.
2. Novikov A.M. Postindustrial education. Moscow: Egves, 2009. 136 p.
3. Training of highly qualified specialists and personnel taking into account the modern standards and advanced technologies ("Personnel for advanced technologies") (presidium of Council at the President of P F for strategic development and priority projects, the protocol of October 25, 2016 no. 9). The GUARANTOR System. Available at: http://base.garant.ru/71677644/ #friends#ixzz4jCWMJVRr.
4. Summary forecast of employment of the population and need of economy of the Vologda region for a manpower for types of economic activity for the medium-term and long-term period. Department of Labour and Employment. Available at: http: www.depzan.info/.
5. The federal target program of development of education for 2016 - 2020. The Resolution Governments of the Russian Federation of 23.05.15, no. 497. Available at: http: www.mon.gov.ru.
Листвин А.А. Подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования: региональный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №5(80). С. 182-187.
For citation: Listvin A.A. Training teaching staff for the system of secondary vocational education: regional aspect. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 5 (80), pp. 182-187.