5. Kuz'minov Ja. I. Nashi universitety. [Our universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2007. № 3 (48). P. 8-17. Available at: http://umj.ru/index.php/pub/inside/825. (In Russian)
6. Nazarchuk A. V. Setevoe obshhestvo i ego filosofskoe osmyslenie. [Network society and its philosophical comprehension]. Voprosy filosofii. 2008. № 7. P. 61-75. (In Russian)
7. Petrov M. K. Jazyk, znak, kul'tura. [Language, character, culture]. Moscow: Nauka, 1991. Available at: http://www.runivers.ru/lib/book6241/144994/. (In Russian)
8. Rogozin D. O. Pryzhok v shestoe pokolenie. [Jump in the sixth generation]. Available at: http://www.rg.ru/2014/03/28/rogozin.html. (In Russian)
9. Jamburg E. A. Blizorukij buhgalter prishel na smenu uchitelju. [Myopic accountant replaced teacher]. Novaya Gazeta. № 50-51. 11.05.2012. Available at http://www.novayagazeta.ru/society/52529.html. (In Russian)
10. Ruz A. El pueblo maya. Mexico, 1981. Available at: http://www.telenir.net.
УДК 337.12
Листвин Александр Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета, Череповец. Е-тай: [email protected]
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Цель статьи - на основе анализа и обобщения деятельности учреждений профессионального образования Вологодской области рассмотреть варианты организации региональной системы непрерывного профессионального образования.
Показано, что реализация парадигмы «образование через всю жизнь» в условиях инновационного развития отечественной экономики требует изменения статуса, структуры и содержания среднего профессионального образования. При этом важно не растерять положительный опыт прежней системы воспроизводства квалифицированных кадров, трансформировав его с учетом современных реалий. К сожалению, многие учреждения среднего профессионального образования продолжают функционировать как техникумы советского периода, а государственные образовательные стандарты третьего поколения не в полной мере обеспечивают качество профессионального образования. Между тем существуют пока не получившие широкого распространения примеры успешной и эффективной профессионализации молодежи. Это, в частности, положительно себя зарекомендовавшая модель «рабочий -техник - инженер», действующая в некоторых профессиональных лицеях.
Научная новизна. Автором сформулированы основные положения построения системы непрерывного профессионального образования, предполагающей интеграцию профессий и их групп по видам экономической деятельности, а также диверсификацию и дифференциацию образовательного процесса.
Практическая значимость. Предлагаемая модель профессиональной подготовки на основе широкой интеграции группообразующих профессий особенно актуальна в ситуации существенного сокращения потребностей предприятий в воспроизводстве квалифицированных кадров и постоянном обновлении списка требующихся специальностей. Подобная модель отвечает тем требованиям, которые сегодня предъявляются к среднему профессиональному образованию, - требованиям гибкости, динамичности, дифференциации и индивидуализации обучения специалистов.
Ключевые слова: группообразующая профессия, широко интегрированная профессия, профессионально-интегративная система обучения.
Listvin Alexander A.
Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Cherepovets State University, Cherepovets. E-mail: [email protected]
SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION: ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. Purpose: The paper considers possible ways of organizing a regional system of continuing education based on the experience analysis of vocational institutions in the Vologda region.
Results: Implementation of the lifelong learning paradigm calls for changing the status, structure and content of secondary vocational education, given the innovative growth of domestic economy. However, the previous positive experience in vocational training should be preserved and transformed according to the current demands.
Scientific novelty: The research findings include the main formation concepts of continuing education system implying the integration of professions and their groups in particular industries, diversification and differentiation of educational process.
Practical significance: The recommended model of vocational training, based on the wide integration of group-generating professions, is relevant in the situation of decreasing demand for workforce reproduction and ever changing list of required professions. The given model meets the demands for secondary vocational education in terms of flexibility, dynamics, differentiation and individualiza-tion of education.
Keywords. group-generating profession, widely integrated profession, professional integrative training system.
Вступивший в силу в 2013 г. закон «Об образовании в РФ» открыл новые возможности для развития региональных систем профес-
сионального образования. Началось обсуждение проектов нормативно-правовых актов по реализации закона, в частности проекта приказа Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». Именно на этом этапе велика вероятность чрезмерной регламентации, ограничения самостоятельности и инициативы профессиональных образовательных организаций в реализации своей образовательной деятельности.
Передача учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение регионов в итоге привела к существенному сокращению их численности. Например, в конце 2010 г. система профессионального образования Вологодской области насчитывала 19 учреждений НПО (начального профессионального образования) и 31 учреждение СПО (среднего профессионального образования). В настоящее время система включает в себя 27 учреждений СПО: техникумы и колледжы. Долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011-2015 годы» в качестве одной из приоритетных задач ставит дальнейшую оптимизацию структуры и территориального размещения сети учреждений профессионального образования с привязкой их к приоритетным секторам экономики и региональным кластерам [2]. Это и оправдано, так как в учебных заведениях существует дублирование профессий и специальностей даже в рамках административно-территориальной единицы. С одной стороны, оптимизация концентрирует ресурсы региональной системы профессионального образования, повышает эффективность их использования в реализации новой образовательной парадигмы «образование через всю жизнь». С другой стороны, в современной ситуации особую тревогу вызывают два момента:
1) процесс массового перехода профессиональных училищ и лицеев в статус техникумов и колледжей без продуманного обоснования стратегии развития учебного заведения в новых социально-экономических условиях;
2) порядок организации образовательной деятельности.
В настоящее время учебное заведение, сменив статус, фактически сохраняет старую систему организации образовательного процесса, унаследованную от техникума советского периода. Новоявленные колледжи идут по пути создания отделений начального и среднего профессионального образования часто без преемственности образова-
тельных программ этих двух уровней и без продуманного структурирования набора специальностей внутри каждого уровня. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» среди главных целей указываются создание гибкой системы непрерывного профессионального образования; адаптация системы профессионального образования к потребностям региональных экономик; стимулирование профессионального самоопределения молодежи; формирование у населения начиная с детских лет необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения [6]. Фактически речь идет о возврате к идее профессионализации молодежи, реализованной в развитых странах, но не понятой и отвергнутой у нас в стране в начале 1990-х гг.
Вместе с тем, в упомянутом выше проекте приказа предлагаются по сути прежние подходы к организации образовательного процесса, не учитывающие, к сожалению, опыт профессиональных лицеев по организации многоуровневой подготовки кадров, обеспечивающей последовательное прохождение этапов профессионального самоопределения и становления молодого рабочего.
Одним из направлений в решении задач модернизации профессионального образования, повышении эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, является создание региональных систем непрерывного профессионального образования [1]. Очевидно, что начинать надо с начального уровня профессионального обучения, рассматривая его как первую ступень СПО, гарантированного Конституцией РФ (ст. 43). Для, безусловно, назревшего объединения в одну структуру НПО и СПО требуются аргументированное обоснование и тщательная разработка классификаций широко интегрированных профессий, их групп и создание адекватных им систем обучения [3]. Актуальность этого обусловлена необходимостью преодоления противоречий между сложившимся несоответствием формализованного образования в рамках узкой специализации и возрастающим спросом на гибкую профессиональную дифференциацию в подготовке квалифицированных кадров. Решение подобных задач требует такой системы обучения, которая обладает внутренними возможностями осуществления горизонтального и вертикального направления интеграции профессий, реализации преемственных профессиональных образовательных программ разного уровня, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.
Жизнь и практика доказали рациональность и эффективность деятельности профессиональных образовательных учреждений интегрированного вида, осуществляющих обучение по программам, разработанным на ступенчатой, уровневой основе, что согласуется с основополагающими принципами теории и практики современной профессиональной педагогики. В пользу такого подхода говорят и те факты, что по многим профессиям снижается спрос на расширенное воспроизводство, т. е. исчезает необходимость массовой подготовки кадров, которая была характерна для экономики советского периода. Однако при этом ужесточаются требования к уровню квалификации выпускников учебных заведений. Особенно отчетливо данная тенденция проявляется в высокотехнологичных производствах. Например, на Череповецком металлургическом комбинате (ЧерМК) ОАО «Северсталь» за период 2007-2009 гг. численность производственного персонала уменьшилась на 27%, а в сталеплавильных цехах - на 58%, в том числе по основным профессиям - на 55% [4]. Одновременно повысился средневзвешенный уровень квалификации по основным профессиям с 4,8 разряда до 5,6 разряда. Усиливается тенденция концентрации трудовых функций, производство все больше нуждается в многофункциональных рабочих. Так, на упомянутом выше предприятии в последние годы увеличилась численность старших рабочих: старших операторов МНЛЗ (машины непрерывного литья заготовок), старших разливщиков стали, старших сталеваров. Если в 80-е гг. ХХ в. для воспроизводства трудовых ресурсов ежегодный заказ ЧерМК базовым профессиональным училищам составлял не менее 70 человек квалифицированных рабочих для сталеплавильных цехов, то в последующие десятилетия постепенно практика подготовки металлургов приобрела цикличный и дифференцированный характер. Проводимые с 2000 г. исследования по спросу и предложению на профессию «сталеплавильщик» на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 2 им. акад. И. П. Бардина - ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий индустриальный колледж им. акад. И. П. Бардина» - зафиксировали эту динамику (табл. 1) [3, 4].
В табл. 1 отсутствуют данные за 2004, 2006, 2009, 2012 и 2013 гг., так как приема в учебное заведение тогда не было вовсе. Данные таблицы наглядно демонстрируют, как эволюционировал характер набора от узкой профессии к интегрированной, что отражает процессы модернизации и реорганизации доменного и прокатного производств. Специфика и динамика изменений функционирования предприятий
черной металлургии определяют особенности подготовки кадров для данной отрасли. Очевидно, что сейчас обучение квалифицированных рабочих и специалистов целесообразно осуществлять ступенчато, на уровневой основе и по широко интегрированным или группообра-зующим профессиям и специальностям.
Таблица 1
Динамика численности выпускников - квалифицированных рабочих по профессии «сталеплавильщик», чел.
^^^^^^ Годы Профессия 2000 2001 2002 2003 2005 2007 2008 2010 2011 2014
Разливщик стали 21 20 24
Сталеплавильщик конвертерного производства 19 26
Сталеплавильщик 26 23 26 24
Металлургия черных металлов 25
Поясним, что под группообразующей мы понимаем учебную профессию (или специальность), позволяющую исходя из технико-технологической и социально-экономической схожести под одним наименованием объединить ряд родственных и смежных профессий, подготовка представителей которых строится на общей базовой части учебной программы. Например, смежные профессии «доменщик», «сталеплавильщик», «оператор прокатного производства» рационально соединить в группу «Металлургия черных металлов», соответствующую видам экономической деятельности «Производство стали и полуфабриката (заготовок) для переката».
Широко интегрированная профессия - это учебная общеотраслевая специальность, включающая в себя виды профессий нижних уровней (общепроизводственного, общепрофессионального, частного профессионального), представленных в конкретном секторе производства. Интеграция профессий - процесс динамичный, требующий постоянного мониторинга в целях оперативной коррекции профессиональной подготовки для достижения ее высокого качества и результативности.
Профессионально-интегративное образование дает возможность внутренней «вертикальной» и «горизонтальной» компоновки содержания обучения работников высокой квалификации и работников широкого
(многофункционального) профиля. Например, в области обработки металлов резанием группообразующей является профессия «станочник», включающая в себя квалификации действующего перечня профессий: «токарь-универсал», «фрезеровщик-универсал», «станочник широкого профиля», «оператор станков с ПУ (программным управлением)». В эту же группу целесообразно внести и профессию «наладчик станков в металлообработке». Все эти виды профессий сопрягаются со специальностью СПО «Технология обработки металлов резанием». Подобная интеграция делает более реальным и доступным дальнейшее повышение образовательного уровня рабочего не только на средней ступени обучения, но и в системе высшего профессионального образования, будь то прикладной бакалавриат или специалитет. При этом объем содержания менее низкого уровня профессионального образования и предшествующий практический опыт пополняются содержанием следующего, вышестоящего уровня, что обеспечивает преемственность между ними.
Организация многоуровневой профессиональной подготовки, построенная по «концентрическому» принципу, когда содержание профессионального образования на каждом последующем уровне опирается на предыдущие и органично включает в себя их содержание, но на более высокой ступени научного обобщения, экономит временные, физические и материальные затраты всех субъектов образовательного процесса. Мы апеллируем в своих рассуждениях к металлургической отрасли, но аналогичная группировка профессий для выстраивания образовательного процесса возможна и по любым другим видам призводственно-эконо-мической деятельности. Это может быть индустрия питания, тепло-и электроэнергетика, химическая отрасль, сфера ЖКХ и др.
Содержание профессионального образования, состоящее из совокупности конкретных знаний, умений, навыков, норм и ценностей на разных ступенях научного обобщения, определяет содержание «зон актуального (или ближнего) образования». Зона актуального образования -часть непрерывного обучения (этап продвижения в образовательном пространстве), представляющая собой социокультурный феномен, объединяющий систему образования, различные виды ведущей трудовой деятельности и субъектов образования. В этой зоне должен быть создан комплекс производственно-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих достижение конкретного, требующегося в настоящий момент результата профессиональной подготовки в виде присвоенных обучающимся знаний, умений, практического опыта, компетенций и на-
выков выстраивания трудовых отношений. Она (зона) зависит от уровня осваиваемой квалификации и направления интеграции профессий и ха-растеризуется широтой и плотностью. Реализация такой модели профессионального образования основывается на применении различных подходов к его проектированию: предметного, блочно-модульного, интегративно-модульного, сочетания «линейного» и «концентрического» принципов в разработке учебных программ, выделения инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть состоит из общеобразовательной подготовки и общеотраслевого блока, содержание которых предметно; а вариативная часть включает общепрофессиональный и частный профессиональный блоки, представленные модулями, наполненными содержанием определенной профессиональной деятельности квалифицированного работника.
Использование предметно-блочно-модульного подхода в професси-онально-интегративой системе образования дает возможность выбора одной из моделей организации процесса профессионального обучения: это могут быть монопрофессиональная, многоуровневая разветвленная или неразветвленная, комбинированная модели. Например, при наличии определенного, конкретизированного временными рамками заказа работодателя на подготовку кадров целесообразна неразветвленная модель организации образовательной деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2
Пример неразветвленной модели процесса многоуровневой профессиональной подготовки
Среднее профессиональное образование (3-й уровень образования) - квалификация специалиста
Профессиональное образование (2-й уровень образования) - рабочая профессия Повышение общенаучного уровня и квалификации по профессии. Получение квалификации «техник» по специальности «Металлургия черных металлов»
Профессиональное обучение (1-й уровень образования) Среднее общее образование. Профессиональный цикл, овладение од-ной-двумя совмещенными профессиями. Аттестация по профессии
Общеобразовательная подготовка. Общетехнический, общеотраслевой циклы. Освоение общеслесарных, электромонтажных работ Общеобразовательная подготовка. Общепрофессиональный цикл, технология ремонтных работ
1-я стадия 2-я стадия 3-я стадия 4-я стадия
1-я ступень - два года обучения 2-я ступень -один (3-й) год обучения 3-я ступень -один (4-й) год обучения
Если заказ работодателя рассчитан на перспективу развития предприятия и отсутствует потребность в массовом воспроизводстве квалифицированных рабочих и специалистов (как, например, в нашем случае для сталеплавильного производства), наиболее целесообразна многоуровневая разветвленная модель профессиональной подготовки, возможный вариант которой на примере все той же группообразую-щей специальности «Металлургия черных металлов» представлен в табл. 3.
Таблица 3
Пример разветвленной модели процесса многоуровневой профессиональной подготовки
Среднее профессиональное образование (3-й уровень образования) - квалификация специалиста
Профессиональное образование (2-й уровень образования) - квалификация рабочего
Профессиональная подготовка (1-й уровень образования)
Общеобразовательная подготовка. Общетехнический, отраслевой циклы.
Освоение общеслесарных, электромонтажных работ. Практикум по О МП
Общеобразовательная подготовка. Общетехнический, обще-профессиональный циклы.
Производственное обучение на предприятии. Аттестация по профессии
Среднее общее образование. Дифференциация по профессиональным группам, об-щепрофес-сиональный цикл, специальные модули
Профессиональная подготовка: специальные модули, совмещенные профессии, производственная практика. Аттестация по основной профессии
Повышение общенаучного уровня и профессиональной квалификации: общепрофессиональные и специальные циклы дисциплин. Дисциплины специализации
Дисциплины специализации. Производственная практика, стажировка. Аттестация на квалификацию специалиста «техник» по специальности «Металлургия черных металлов»
1-я стадия
2-я стадия
3-я стадия 4-я стадия
5-я стадия
6-я стадия
1-я ступень - два года обучения_
2-я ступень - один (3-й) год обучения
3-я ступень - 1,5 (4-й и 5-й) года обучения
Таким образом, профессионально-интегративная система обучения обеспечивает непрерывность профессионального образования и позволяет последовательно решать учебные задачи через соблюдение преемственности образовательных программ по приоритетным направлениям и видам производственно-экономической деятельности в регионе. Такая система обучения является полиструктурой, ее компоненты содержат знания из многих научных отраслей и могут функ-
ционировать как отдельные системы, развивающиеся по своим законам. Исходя из всего изложенного, профессионально-интегративная система обучения может рассматриваться как социально-профессионально-педагогическая структура, которая
1) охватывает цели, содержание и результаты подготовки трудовых ресурсов и строится на скоординированности управленческих, педагогических и производственных процессов;
2) направлена на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по востребованным широко интегрированным и груп-пообразующим профессиям и специальностям;
3) реализуется на основе многоуровневого образовательного процесса.
Данная система позволяет:
• оптимизировать деятельность профессиональных учебных заведений в регионе;
• создавать варианты траекторий непрерывного профессионального образования, ориентируясь на потребности экономики региона и учитывая специализацию имеющихся в нем профессиональных учебных заведений;
• привлекать работодателя к финансированию вариативной части профессионального обучения, разработке профессиональных стандартов и реализации идеи образования на основе схемы «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт -профессиональная образовательная программа» в интересах региональной экономики;
• стимулировать профессиональные самоопределение и становление обучающихся и осуществлять процесс профессионализации молодежи посредством создания и развития предпрофессиональной подготовки в учреждениях общего образования, опираясь на принцип профильного обучения «от технологии к профессии».
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. М. Быстровым
Литература
1. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. С.-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 240 с.
2. Комплексное развитие системы профессионального образования Вологодской области на 2011-2015 годы. Постановление Правительства Вологодской области от 14.02.2011 № 120.
3. Листвин А. А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях: монография. Череповец: ЧГУ, 2007. 159 с.
4. Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля: монография. Череповец: ЧГУ, 2009. 214 с.
5. Листвин А. А. Непрерывное профессиональное образование: механизмы реализации / / Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В. Г. Маралова. Череповец: ЧГУ, 2012. С. 423-441.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р.
7. Спирина Н. А. Брендинг образовательных услуг: понятие, особенности, основные элементы / / Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2009. № 2 (7). С. 68-73.
References
1. Beljaeva A. P. Integrativnaja teorija i praktika mnogourovnevogo ne-preryvnogo professional'nogo obrazovanija. [Integrative theory and practice of multilevel continuous professional education]. S. Petersburg: In-t proftehobra-zovanija RAO. 2002. 240 p. (In Russian)
2. Kompleksnoe razvitie sistemy professional'nogo obrazovanija Vologodskoj oblasti na 2011-2015 gody. [Postanovlenie pravitel'stva Vologodskoj oblasti ot 14.02.2011 № 120.Complex development of system of professional education of the Vologda region for 2011-2015. Resolution of the government of the Vologda region of 14.02.2011 № 120]. (In Russian)
3. Listvin A. A. Integracija professij i soderzhanija professional'noj podgo-tovki v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijahListvin. [Integration of professions and the content of vocational training in modern social and economic conditions]. Cherepovets: ChGU. 2007. 159 p. (In Russian)
4. Listvin A. A. Professional'no-integrativnaja sistema obuchenija kvalifici-rovannyh rabochih i specialistov metallurgicheskogo profiljaListvin. [Professional and integrative system of training of skilled workers and experts of a metallurgical profile]. Cherepovets: ChGU, 2009. 214 p. (In Russian)
5. Listvin A. A. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: mehanizmy reali-zacii. [Continuous professional education: realization mechanisms]. Cherepovets: ChGU. 2012. Р. 423-441. (In Russian)
6. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g., rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08 dekabrja 2011 g. № 2227-r. [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020, the order of the Government of the Russian Federation of December 08. 2011. № 2227-r]. (In Russian)
7. Spirina N. A. Brjending obrazovatel'nyh uslug: ponjatie, osobennosti, os-novnye jelementy. [Brending educational services: concept, features, basic elements]. Nauchnyj vestnik Ural'skoj akademii gosudarstvennoj sluzhby: politologija, jekonomika, sociologija, pravo. [Scientific Bulletin of the Ural Academy of Public Service: political science, economics, sociology, and law]. 2009. № 2 (7). Р. 68-73. (In Russian)