Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации'

Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3221
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / YOUTH PROFESSIONALIZING / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN STAGES / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / PRINCIPLES AND SELECTION CRITERIA OF THE CONTENT OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич

Цель статьи на основе анализа современных нормативных документов в области среднего профессионального образования (СПО) и существующей практики функционирования учебных учреждений этого уровня рассмотреть проблемы данного конституционно гарантированного вида образования. Научная новизна и результаты исследования. Обоснован отвечающий потребностям региональной экономики уровневый подход к реализации концепции профессионализации молодежи «от технологии к профессии» и созданию системы непрерывного профессионального образования. В условиях появления прикладного бакалавриата в высшей школе учреждениям СПО необходимо занять свою нишу в воспроизводстве квалифицированных кадров, стать действенным звеном, соединяющим общее и высшее образование. По мнению автора, решению этой задачи более всего соответствует организация образовательного процесса в учреждениях СПО на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать требующиеся общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и учебные стереотипные, диагностические, творческие задачи по мере их усложнения. Выявлены уровни и принципы формирования содержания СПО, позволяющие в рамках концепции «от технологии к профессии» выстраивать различные образовательные траектории в региональных системах непрерывного образования. Обозначены перспективы развития СПО. Практическая значимость. Закрепление за СПО статуса профильного направления в системе непрерывного образования и разработка его содержания согласно определенным уровням, каждый из которых содержит инвариантную и вариативную части, будет способствовать эффективности процесса профессионализации подрастающего поколения и усилит взаимосвязь общей и профессиональной школы, а также обеспечит конституционные гарантии гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary Vocational Education: Content and Implementation Issues

The aim of the investigation is to consider the issues of constitutionally guaranteed type of education on the basis of the analysis of modern normative documents in the field of secondary vocational education and the existing practice of functioning of such institutions. Scientific novelty and results. The level approach to realization of the principle of professionalizing of youth, and creation of the system of continuous professional education meeting requirements of regional economy are proved. In the conditions of development of an applied bachelor degree at the higher school establishments of secondary professional education there is the need to occupy the niche in reproduction of qualified personnel, to begin the effective link connecting the general and higher education, and to promote really realization of the principle of professionalizing of youth. According to the author, it is possible to organize the educational process in establishments of secondary professional education on the step-level basis allowing to master consistently in the course of training hierarchical educational tasks (stereotypic, diagnostic, creative) and the corresponding common cultural, all-professional, professional competences. Levels and principles of content formation of the secondary vocational education are revealed, allowing within the constraints of the concept «from technology to a profession» to build various educational trajectories in regional systems of continuing education. Prospects of development of the secondary vocational education are designated. Practical significance. Secondary vocational education with the status of a profile direction in system of continuous formation and working out of its maintenance according to certain levels, each of which contains invariant and variable-based parts, will promote the efficiency of the professionalization process of the oncoming generation and will strengthen interrelation of the general and a vocational school, and also will provide the constitutional guarantees to citizens.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации»

Образование и наука. 2015. № 3 (122)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 337.12

Листвин Александр Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета, Череповец (РФ). Е-mail: [email protected]

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Цель статьи - на основе анализа современных нормативных документов в области среднего профессионального образования (СПО) и существующей практики функционирования учебных учреждений этого уровня рассмотреть проблемы данного конституционно гарантированного вида образования.

Научная новизна и результаты исследования. Обоснован отвечающий потребностям региональной экономики уровневый подход к реализации концепции профессионализации молодежи «от технологии к профессии» и созданию системы непрерывного профессионального образования. В условиях появления прикладного бакалавриата в высшей школе учреждениям СПО необходимо занять свою нишу в воспроизводстве квалифицированных кадров, стать действенным звеном, соединяющим общее и высшее образование. По мнению автора, решению этой задачи более всего соответствует организация образовательного процесса в учреждениях СПО на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать требующиеся общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и учебные стереотипные, диагностические, творческие задачи по мере их усложнения.

Выявлены уровни и принципы формирования содержания СПО, позволяющие в рамках концепции «от технологии к профессии» выстраивать различные образовательные траектории в региональных системах непрерывного образования. Обозначены перспективы развития СПО.

Практическая значимость. Закрепление за СПО статуса профильного направления в системе непрерывного образования и разработка его содержания согласно определенным уровням, каждый из которых содержит инвариантную и вариативную части, будет способствовать эффективности процесса профессионализации подрастающего поколения и усилит взаимосвязь общей и профессиональной школы, а также обеспечит конституционные гарантии гражданам.

Ключевые слова: профессионализация молодежи; этапы проектирования, принципы отбора содержания среднего профессионального образования и обучения.

Listvin Alexander A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Trade and Technological Education, Cherepovets State University, Cherepovets (RF). E-mail: [email protected]

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: CONTENT AND IMPLEMENTATION ISSUES

Abstract. The aim of the investigation is to consider the issues of constitutionally guaranteed type of education on the basis of the analysis of modern normative documents in the field of secondary vocational education and the existing practice of functioning of such institutions.

Scientific novelty and results. The level approach to realization of the principle of professionalizing of youth, and creation of the system of continuous professional education meeting requirements of regional economy are proved. In the conditions of development of an applied bachelor degree at the higher school establishments of secondary professional education there is the need to occupy the niche in reproduction of qualified personnel, to begin the effective link connecting the general and higher education, and to promote really realization of the principle of professionalizing of youth. According to the author, it is possible to organize the educational process in establishments of secondary professional education on the step-level basis allowing to master consistently in the course of training hierarchical educational tasks (stereotypic, diagnostic, creative) and the corresponding common cultural, all-professional, professional competences.

Levels and principles of content formation of the secondary vocational education are revealed, allowing within the constraints of the concept «from technology to a profession» to build various educational trajectories in regional systems of continuing education. Prospects of development of the secondary vocational education are designated.

Practical significance. Secondary vocational education with the status of a profile direction in system of continuous formation and working out of its maintenance according to certain levels, each of which contains invariant and variable-based parts, will promote the efficiency of the professionalization process of the oncoming generation and will strengthen interrelation of the general and a vocational school, and also will provide the constitutional guarantees to citizens.

Keywords: youth professionalizing; design stages, principles and selection criteria of the content of secondary professional education and training.

Процесс «оптимизации» сети учреждений начального профессионального образования в России практически завершен. В результате сложившийся механизм профессионализации молодежи разрушен, а новый так и не создан. Большинство училищ и лицеев, перейдя в статус учреждений среднего профессионального образования (СПО), столкнулись с многочисленными проблемами.

Конституция РФ (ст. 43 п. 2) гарантирует общедоступность и бесплатность СПО в государственных или муниципальных учебных учреждениях и на предприятиях. С одной стороны, это демонстрирует заботу государства о соблюдении принципа профессионализации молодежи, про-

возглашенного в конце 80-х гг. ХХ в. (но забытому уже в конце 90-х). С другой стороны, если сравнить реальную деятельность учреждений СПО и содержание некоторых принимаемых Правительством РФ нормативных актов, регламентирующих эту деятельность, обнаружатся явные противоречия между ними. Возьмем, например, постановление от 17.04.2013 г. № 350 «Об утверждении правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Понятно, что контрольное число граждан, которые должны быть приняты на бюджетные места, устанавливается исходя из потребностей воспроизводства кадров для определенных отраслей экономики. Однако документ, который сразу же после его утверждения начали применять в регионах, стал оправданием нарушения конституционных гарантий гражданам при приеме учащихся в учебные учреждения.

В Законе «Об образовании в РФ» в качестве основных целей СПО обозначены интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека, подготовка квалифицированных рабочих и (или) служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства1. Общеизвестно, что и СПО, и иное профессиональное обучение граждан могут быть ограничены медицинскими противопоказаниями. Однако упомянутое выше постановление Правительства РФ урезает также возможности бесплатного образования.

После вступления в действие Закона «Об образовании в РФ» Минобр активно разрабатывает циркуляры для сферы СПО, в которых, как уже было сказано, имеются взаимоисключающие положения, обусловленные как прежними стереотипами, так и насущными проблемами профессионализации молодежи. Именно поэтому важно на этапе разработки государственных образовательных стандартов СПО разобраться с его содержанием.

Исходя из задач СПО, определенных «Законом об образовании», его социально-экономическое назначение - подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В электронной энциклопедии профессионального образования под квалифицированным рабочим понимается человек, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, которая требует предварительной подготовки, определенного уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений, готовности к исполнению обязанностей, процедур, операций, видов работ, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Служа-

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] / пост. Правительства РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ. Режим доступа: www.mon.gov.ru

щие - это работники не физического, а умственного труда; они подразделяются на несколько крупных профессиональных групп: административно-управленческие, инженерно-технические, торговые, медицинские, банковские, связанные со сферой услуг и др. кадры. Специалист - лицо, обладающее компетентностью в определенной профессиональной области [6]. Очевидно, что понятие «специалист среднего звена» связано с существующим на предприятиях и организациях разделением управленческого труда по категориям, классам и т. п. В период плановой экономики среднее специальное образование позволяло занять соответствующую должность руководителя среднего звена.

В последнее время все острее становится проблема эквивалентности современного СПО и среднего специального образования советского времени, особенно на фоне развития прикладного бакалавриата в высшем образовании и формирования системы непрерывного профессионального образования в свете реализации концепции «образование через всю жизнь». Многие противоречия СПО уже решаются посредством отбора его содержания, форм организации образовательного процесса, введением процедуры сертификации профессиональных квалификаций на основе компетентностного подхода в системе подготовки «рабочий - техник - инженер» и переходом к схеме «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт - образовательная программа». В действующих учреждениях СПО фактически сохраняется система обучения советского образца. Многие колледжи пошли по пути создания отделений для подготовки рабочих и специалистов. Это не худший вариант при условии соблюдения преемственности образовательных программ. Но многие учебные учреждения свернули подготовку по рабочим профессиям и ориентируются только на специальности среднего профессионального образования. К этому их подтолкнул очередной документ, утвержденный Минобрнауки, - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Утвержденный также Минобром Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования содержит рациональное зерно уровневой организации образовательного процесса по схеме «рабочий - специалист (техник, технолог)» [5]. Базовый уровень предусматривает подготовку квалифицированного рабочего (служащего); повышенный уровень на основе базового - специалиста среднего звена, а содержание этого уровня прдполагает инвариантную и вариативную части. С позиций компетентностного подхода это логично и не противоречит и принципам дидактики профессионального образования. Очевидно, что образовательный процесс в учреждениях СПО должен осуществляться на ступенчатой основе, последовательном освоении иерархически выстроенных (стереотипных, диагностических, творческих) учебных задач и соответствующих компетенций - общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных.

В работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. Н. Лейбовича и др. раскрываются подходы к формированию содержания профессионального образования и обучения, основанные на схеме «государственный образовательный стандарт - образовательная программа - учебно-программная документация - производство» и осуществляемые на макро- и микроуровнях. Согласно С. Я. Батышеву, нормативной основой для отбора содержания профессионального образования на макроуровне являются документы государственного стандарта: Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования и классификаторы среднего профессионального и высшего профессионального образования [1]. Анализ отобранного для конкретного направления подготовки содержания проводится послойно «сверху вниз». Верхний слой должен соответствовать отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности; средний - группам родственных профессий; нижний - отдельным профессиям. Сначала анализируется содержание образования для профессий конкретного направления или группы специальностей, затем частное содержание, специфичное для отдельных профессий и специальностей. Данный блочно-модульный подход позволяет разработать учебно-программную документацию не для одной профессии или специальности, а для целостной структуры непрерывного профобразования в рамках какого-либо направления (отрасли, подотрасли, производства или вида деятельности).

При построении содержания профессионального образования в соответствии с разделением полномочий его субъектов принята двухступенчатая технология проектирования, отражающая разделение этого содержания на федеральный и региональный компоненты. Региональный на микроуровне последовательно дополняет и уточняет федеральный компонент на всех уровнях (блоках, модулях, модульных единицах) его структуры [1, 4].

По мнению А. П. Беляевой, интегрированное представление о профессиональной деятельности имеет системообразующее значение по отношению к модели профессионального обучения, поэтому важнейшей составной частью разработки содержания профобразования является описание целостной профессиональной деятельности квалифицированного рабочего. Исследователь выделяет в решении проблем содержания образования также два уровня: первый предполагает интеграцию целей подготовки на общенаучном уровне независимо от групп профессий и создание профессионально-педагогической модели для группы профессий; на втором учитывается профессиональный профиль. Таким образом, содержание профобразования должно представлять собой систему знаний, умений, навыков, норм и ценностей, или иначе - быть упорядоченным описанием научных понятий сферы материального производства как иерархической системы от высшего уровня к низшему - от общепроизводственного к общеотраслевому, далее к общепрофессиональному и, нако-

нец, к частнопрофессиональному [2]. Подобный подход применялся в прежних государственных образовательных стандартах начального профессионального образования и практиковался особенно активно в профессиональных лицеях. С нашей точки зрения, с некоторыми уточнениями он вполне приемлем для разработки новых государственных образовательных стандартов и формирования содержания СПО.

В общем смысле содержание образования рассматривается как основной элемент учебного процесса, через освоение которого лица, вовлеченные в этот процесс, могут добиваться личных и социально значимых достижений в различных сферах жизнедеятельности [6]. Под содержанием образования определенного уровня понимается совокупность подлежащих изучению учебных предметов, междисциплинарных курсов, модулей, составляющих основу учебной программы образовательного учреждения [1].

Учитывая системообразующее значение профессиональной деятельности по отношению к содержанию профподготовки целесообразно выделить такие уровни интеграции профессий, как межотраслевой, общеотраслевой, общепроизводственный, общепрофессиональный, частнопро-фессиональный. При этом следует исходить из масштабности экономического объекта «рабочее место» - «участок» - «цех» - «производство» - «отрасль» - «группа отраслей» и складывающейся профессионально-квалификационной структуры кадров [4]. Содержание СПО должно быть нацелено на присвоение учащимся компетенций, соответствующих уровням профессиональной квалификации и обеспечивающих как общие интеллектуальное и культурное развитие человека, так и его профессионализм.

Согласно концепции формирования содержания СПО «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт - образовательная программа - учебно-программная документация» проектирование этого содержания должно осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и в учреждениях профессионального образования.

На федеральном уровне на основе профессионального стандарта разрабатывается государственный образовательный стандарт, включающий

• характеристику подготовки по направлению профессиональной деятельности базового и повышенного уровней;

• примерный учебный план для базового и повышенного уровней;

• требования к структуре и реализации основной образовательной программы, а также к оцениванию качества ее освоения.

На региональном уровне происходит

• формирование регионального (вариативного) компонента, отражающего особенности региональной экономики;

• утверждение образовательных программ;

• непосредственная организация и контроль деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций.

На уровне учреждения профессионального образования ведется разработка

• образовательной программы и рабочей учебно-программной документации по профессиям и специальностям;

• профессиональных и специальных модулей, отражающих профессиональную дифференциацию в содержании обучения и учитывающую текущие потребности работодателя.

СПО как феномен более высокого порядка по отношению к общему образованию, в большей степени зависящий от требований социального и технического прогресса, обусловливает становление определенного, конкретно-исторического типа личности [2]. Стоящие перед ним цели и задачи: осуществление и совершенствование процессов обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки молодых граждан к самостоятельной профессиональной деятельности на основе их конституционных прав и гарантий - определяют принципы формирования содержания СПО:

1) соответствие утвержденной концепции образования и социальному заказу: содержание профподготовки должно не только обеспечивать усвоение индивидом необходимых знаний, умений, навыков, норм, ценностей и компетенций, но и способствовать всестороннему развитию личности учащегося;

2) обеспечение научной и практической значимости: знания, включаемые в содержание образования, должны соответствовать новейшим достижениям той или иной науки, передовым технологиям производства и носить практико-ориентированный характер;

3) учет реальных возможностей образовательного процесса: данный принцип предусматривает организационно-управленческие и учебно-методические аспекты содержания образования;

4) обеспечение единства содержания образования с позиций всех блоков (циклов) учебных предметов (дисциплин, модулей): составляющие содержания образования должны быть взаимоувязаны, уравновешены и пропорциональны;

5) гуманизация содержания профессионального образования: культурологический подход в образовании предполагает усвоение учащимися общечеловеческих норм и ценностей;

6) фундаментализация содержания образования: подразумевает интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение - это не только получение знаний, формирование умений, навыков и компетенций, но и овладение методологией самообразования;

7) интеграция и дифференциация содержания обучения: в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, реализующейся в сфере СПО, отбор содержания подготовки по профессиям и специальностям должен производиться таким образом, чтобы у учащих-

ся появились возможности дальнейших трансформаций приобретаемой квалификации и повышения уровня профессионального образования. Для этого содержание образования должно предусматривать подготовку по широко интегрированным профессиям (общеотраслевая интеграция) или их группам и отражать направления видов экономической деятельности (межотраслевая интеграция). Интегрированное содержание определяется блоками (циклами) социально-экономических, естественнонаучных, гуманитарных, общетехнических или отраслевых предметов (дисциплин), представляющих инвариант содержания СПО. Дифференциация содержания осуществляется на общепроизводственном, общепрофессиональном и частнопрофессиональном уровнях и представляет его вариативную часть, отраженную в профессиональных модулях соответствующего уровня;

8) квалификационная и компетентностная обусловленность: при проектировании содержания образования необходимо ориентироваться на профессионально-квалификационные характеристики профессий, их модели и профессиональный стандарт;

9) рефлексивное адаптирование: данный принцип подразумевает учет изменений в содержании и характере профессиональной деятельности и отражение их в вариативной части содержания обучения (профессиональных и специальных модулях) на профессиональном и частнопро-фессиональном уровнях.

Перечисленные принципы отбора содержания СПО позволяют в рамках концепции «от технологии к профессии» выстраивать различные образовательные траектории в региональных системах непрерывного образования.

В условиях появления прикладного бакалавриата в высшей школе учреждениям СПО необходимо занять свою нишу в воспроизводстве квалифицированных кадров, стать действенным звеном, соединяющим общее и высшее образование. На наш взгляд, решению этой задачи более всего соответствует организация образовательного процесса в учреждениях СПО на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать требующиеся общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и учебные задачи по мере их усложнения.

Закрепление за СПО статуса профильного направления в системе непрерывного образования и разработка его содержания согласно определенным уровням, каждый из которых содержит инвариантную и вариативную части, будет способствовать эффективности процесса профессионализации подрастающего поколения и усилит взаимосвязь общей и профессиональной школы, а также обеспечит конституционные гарантии гражданам.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. М. Быстровым

Литература

1. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. Москва, 1997. 258 с.

2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. С.-Петербург: Радом; Институт профтехобразования РАО, 1997. 227 с.

3. Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. Москва: ИРПО, 1996. 228 с.

4. Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля: монография. Череповец: ЧГУ, 2009. 214 с.

5. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования [Электрон. ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199. Режим доступа: www.consultant.ru.

6. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Ба-тышева [Электрон. ресурс]. Режим доступа: anovikov.ru/dict.htm.

References

1. Batyshev S. Ya. Blochno-modul'noe obuchenie. [Block and modular training]. Moscow, 1997. 258 p. (In Russian)

2. Belyaeva A. P. Integrativno-modul'naja pedagogicheskaja sistema profes-sional'nogo obrazovanija. [Integrative and modular pedagogical system of professional education]. Saint-Petersburg: Publishing House Radom; Institute of TVE technical and vocational education, Russian Academy of Education, 1997. 227 p. (In Russian)

3. Leybovich A.N. Struktura i soderzhanie gosudarstvennogo standarta pro-fessional'nogo obrazovanija. [Structure and maintenance of state standard of vocational education]. Moscow: Publishing House IRPO, 1996. 228 p. (In Russian)

4. Listvin A. A. Professional'no-integrativnaja sistema obuchenija kvalifici-rovannyh rabochih i specialistov metallurgicheskogo profilja. [Professional and in-tegrative system of training of skilled workers and experts of a metallurgical profile]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2009. 214 p. (In Russian)

5. Perechen' professij i special'nostej srednego professional'nogo obra-zovanija. [List of professions and specialties of secondary professional education]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.10.2013 № 1199. [Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, d.d. 29.10.13 № 1199]. Available at: www.consultant.ru. (In Russian)

6. Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija. [Encyclopedia of professional education]. Ed. by S. Ya. Batyshev. Moscow: Publishing House APO, 1998. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.