Научная статья на тему 'Образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования'

Образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2631
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППООБРАЗУЮЩАЯ ПРОФЕССИЯ / ШИРОКО ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ / ЗОНА БЛИЖНЕГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / THE GRUPPOOBRAZUYUSHCHY PROFESSION / WIDELY INTEGRATED PROFESSION / ZONE OF NEAR TRAINING / PROFESSIONAL AND INTEGRATIVE SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич

В статье рассматривается механизм реализации непрерывного профессионального образования в условиях его регионализации посредством профессионально-интегративной системы обучения. Раскрываются основные положения этой системы и модели организации образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования»

символов России и Череповца узнают лишь некоторые.

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

□ Высокий уровень

□ Средний уровень

□ Ниже среднего Ш Низкий уровень

ного обеспечения, позволяющей эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности у младших школьников;

- повышение уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников путем внедрения личностно-ориентированных технологий;

- формирование культуры межнационального общения обучающихся средствами каждой образовательной области с учетом традиций и инноваций русской культуры и направленностью на обобщенное, целостное представление о мире, о месте в нем каждого человека, общества.

Рисунок. Уровни сформированности основ гражданской идентичности у младших школьников на констатирующем этапе экспериментальной работы ( %)

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что необходимо разработать и внедрить специальную программу по формированию основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе, которая должна включать в себя реализацию следующих педагогических условий:

- отношение к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся как важной части целостного педагогического процесса;

- использование диагностического инструментария формирования основ гражданской идентичности у младших школьников;

- активное включение обучающихся в общественную деятельность школы, города, области;

- наличие эффективной системы информацион-

Литература

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 65 - 86.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.; СПБ., 2000.

3. Копода, И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук / И.В. Копода. - М., 2007.

4. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. - 2007. -№ 4. - С. 11 - 12.

5. Социологический словарь. - URL: http://mirslovarei. com/content_soc/identichnost-grazhdanskaja-11418 .html

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http:// standart.edu.ru/

7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001.

ОТОЗВАНА/RETRACTED 14.03.2019

УДК 337.12

А.А. Листвин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается механизм реализации непрерывного профессионального образования в условиях его регионализации посредством профессионально-интегративной системы обучения. Раскрываются основные положения этой системы и модели организации образовательной деятельности.

Группообразующая профессия, широко интегрированная профессия, зона ближнего обучения, профессионально-интегративная система обучения.

The article considers the mechanism of realization of continuous professional education in conditions of its regionalization by means of professional and integrative system of training. The main aspects of this system and the models of organization of educational activity are presented in the paper.

Group forming profession, widely integrated profession, zone of training, professional and integrative learning system.

Принятие закона «Об образовании в РФ» открывает новые возможности для развития региональных систем профессионального образования. Уже началось обсуждение проектов нормативно-правовых актов по реализации закона, в частности, проекта приказа министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образователь-

ной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». Именно на этом этапе возможна чрезмерная регламентация, ограничение самостоятельности и инициативы профессиональных образовательных организаций в реализации своей образовательной деятельности. Передача учреждений начального и среднего профессио-

нального образования в ведение регионов в итоге привела к существенному сокращению их численности. Например, в конце 2010 г. система профессионального образования Вологодской области насчитывала 19 учреждений НПО и 31 учреждение СПО. В настоящее время их осталось соответственно 9 и 28. Долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы» в качестве одной из приоритетных задач ставит дальнейшую оптимизацию структуры и территориального размещения сети учреждений профессионального образования с привязкой их к приоритетным секторам экономики и региональным кластерам [2]. Это и оправдано, так как в учебных заведениях существует дублирование профессий и специальностей даже в рамках одной административно-территориальной единицы. Кроме того, процесс оптимизации решает задачи концентрации ресурсов региональной системы профессионального образования и повышения ее эффективности. В сложившейся ситуации особую тревогу вызывают два момента:

1) процесс массового перехода профессиональных училищ и лицеев в статус техникумов и колледжей без продуманного обоснования стратегии развития учебного заведения в новых социально-экономических условиях;

2) порядок организации образовательной деятельности.

В настоящее время, сменив статус, учебное заведение принимает и систему организации образовательного процесса, которая фактически осталась старой, доставшейся от техникума советского периода. Новоявленные колледжи и техникумы пошли по пути создания отделений начального и среднего профессионального образования, причем часто без преемственности образовательных программ. В тоже время государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» в качестве одной из основных задач является формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, необходимость адаптации системы профессионального образования к потребностям региональных экономик. Ставится целью профессиональное самоопределение молодежи, формирование у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения [6]. Фактически речь идет о возврате к идее профессионализации молодежи, реализованной в развитых странах, не понятой и отвергнутой у нас в 90-х гг. ХХ в.

В упомянутом выше проекте приказа предлагаются фактически прежние подходы к организации образовательного процесса. В частности, в п. 13 проекта приказа говорится, что получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением студентами среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. При этом общеобразовательные предметы

изучаются студентами на первом курсе. В данном случае совершенно не учитывается опыт профессиональных лицеев по организации многоуровневой профессиональной подготовки, обеспечивающей последовательное прохождение этапов профессионального самоопределения и становления молодого рабочего. Сменив общеобразовательную школу на профессиональную, обучающийся обманывается в своих ожиданиях. Вместо профессионального обучения его снова «погружают» в общеобразовательные предметы и предлагают это сделать за один учебный год.

В процессе модернизации профессионального образования необходимо учесть наиболее удачные и целесообразные моменты в организации образовательной деятельности из опыта как учреждений начального, так и среднего профессионального образования. Особенно это относится к производственному обучению как важнейшему элементу профессиональной подготовки. Одним из направлений в решении задач модернизации профессионального образования, повышении эффективности подготовки квалифицированных кадров является создание региональных систем непрерывного профессионального образования [1]. Очевидно, что начинать надо с уровня профессионального обучения, рассматривая его как первую ступень среднего профессионального образования, гарантированного Конституцией РФ (ст. 43), в направлении их интеграции, для чего требуется обоснование и разработка широко интегрированных профессий, их групп и систем обучения [3].

Актуальность этого обусловлена необходимостью преодоления противоречий между сложившимся несоответствием формализованного развития профессионального образования в рамках узкого профессионализма и возрастающим спросом на гибкую профессиональную дифференциацию в подготовке квалифицированных кадров. Решение подобных задач требует системы обучения, обладающей внутренними возможностями осуществления горизонтального и вертикального направления интеграции профессий, реализацию преемственных профессиональных образовательных программ разного уровня, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов. Жизнь и практика доказала и продолжает утверждать необходимость профессиональных учреждений интегрированного вида, реализующих программы профессионального обучения и образования на ступенчатой, уровневой основе, что согласуется с основополагающими принципами теории и практики профессиональной педагогики.

В пользу этого положения говорит и то, что по многим профессиям снижается потребность в расширенном воспроизводстве квалифицированных кадров, нет необходимости их массовой подготовки, что было характерно для экономики советского периода. Одновременно возрастают требования к уровню квалификации, усиливается тенденция концентрации трудовых функций, вырисовывается потребность во многофункциональном рабочем. Увеличивается численность старших рабочих, что требует среднего профессионального образования. По

многим профессиям и специальностям воспроизводство кадров приобрело цикличный и дифференцированный характер. Исследования, проводимые с 2000 г. по профессии «Сталеплавильщик» на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 2 им. акад. И.П. Бардина, а ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий индустриальный колледж им. акад. И.П. Бардина» наглядно подтверждает эту тенденцию (см. таблицу) [3], [5]. Из таблицы видно, что в 2004, 2006, 2009 и 2012 гг. приема в учебное заведение нет, меняется характер набора: от узкой профессии к интегрированной. Данная тенденция характерна и для доменного и для прокатного производств.

Таблица

Подготовка квалифицированных рабочих по профессии «Сталеплавильщик»

Годы

Профессия о Гч| т 1Г1 00 о

о о о о о о о

<ч <ч <4 <ч <4 <ч <ч <ч <ч

Разливщик стали 21 20 24

Сталеплавильщик

конвертерного 19 26

производства

Сталеплавильщик 26 23 26 24

Это определяет специфические условия организации процесса профессионального обучения квалифицированных кадров в современных условиях и не только для предприятий черной металлургии, но и для других отраслей экономики, который целесообразно осуществлять на ступенчатой, уровневой основе по широко интегрированным или группообразу-ющим профессиям сопрягаемых со специальностями среднего профессионального образования. При этом под группообразующей надо понимать учебную профессию, позволяющую на основе технико-технологической и социально-экономической общности объединение ряда родственных и смежных профессий с целью организации обучения и дающей группе общее наименование. Широко интегрированная профессия - это учебная профессия общеотраслевого уровня интеграции, включающая в себя интегрированные профессии нижестоящих уровней (общепроизводственный, общепрофессиональный, частнопрофессиональный) конкретной отрасли производства.

В этом аспекте процесс интеграции профессий следует рассматривать как динамичный, влияющий на процесс профессионального обучения и его результат. Такой динамичной профессиональной подготовке и в целом профессиональному образованию должна соответствовать система обучения, названная «профессионально-интегративной». Учитывая особенность широко интегрированной профессии, а именно: возможность внутренней «вертикальной» и «горизонтальной» группировки - содержание профессионального образования можно ориентировать на подготовку рабочего высокой квалификации и

рабочего широкого (многофункционального) профиля, в том числе со средним профессиональным образованием. Очевидно, что на этой основе возможно повышение образовательного уровня специалиста в системе высшего профессионального образования будь то прикладной бакалавриат или специалитет. При этом содержание профессионального образования определенного уровня обеспечивается большим объемом содержания обучения следующего, вышестоящего уровня, что обуславливает преемственность между ними и учитывает предшествующий опыт.

Отсюда следует, что организация многоуровневой профессиональной подготовки требует построения содержания образования по «концентрическому» принципу, т.е. содержание профессионального образования на каждом последующем уровне концентрирует в себе предыдущие, но на более высоком уровне научного обобщения. Содержание профессионального образования, выражая совокупность знаний, умений, навыков, норм и ценностей на разных уровнях научного обобщения, в свою очередь, определяет содержание «зон образования» и «зон ближнего обучения». «Зона образования» рассматривается как часть образовательного пространства, представляющая собой социокультурный феномен, объединяющий систему непрерывного образования, различные виды ведущей деятельности и субъектов образования.

Зона ближнего обучения может быть определена как совокупность производственно-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих достижение определенного результата формирования и развития опыта обучающегося в виде системы знаний, умений, компетенций и отношений. Зона ближнего обучения зависит от уровня и направления интеграции профессий, характеризуется широтой и плотностью. Реализация такой модели содержания профессионального образования основывается на применении различных подходов в его проектировании: предметном, блочно-модульном, интегративно-модульном, сочетание «линейного» и «концентрического» принципов в разработке учебных программ, выделением инвариантной и вариативной частей. При этом инвариантная часть включает общеобразовательную подготовку, общетехнический и отраслевой блоки, содержание которых предметно, а вариативная часть - профессиональный и частно-профессиональный блоки и проектируется на основе модульного подхода, предполагающего знание содержания профессиональной деятельности квалифицированного работника. Следовательно, профессио-нально-интегративная система обучения основывается на предметно-модульном подходе в проектировании содержания профессионального образования.

В зависимости от этого возможен выбор модели организации процесса профессионального обучения, которые подразделяют на монопрофессиональную, многоуровневую разветвленная или неразветвлен-ную и комбинированную. Например, в условиях определенного заказа со стороны работодателя на подготовку квалифицированных кадров в сфере ме-

таллургии целесообразно применять неразветвлен-ную модель организации образовательной деятельности (см. рис. 1). В современных и перспективных условиях функционирования профессиональных образовательных организаций, когда отсутствует по-

требность в массовом воспроизводстве квалифицированных рабочих и специалистов, наиболее целесообразна многоуровневая разветвленная модель (см. рис. 2).

3 Среднее профессиональное образование - специалист

2 Профессиональное образование - рабочая профессия

1 Профессиональное обучение

Уровни образования Общеобразовательная подготовка. Общетехнический, общеотраслевой циклы, общеслесарные, электромонтажные работы Общеобразовательная подготовка. Общепрофессиональный цикл, технология ремонтных работ Среднее (полное) общее образование. Профессиональный цикл, овладение 1, 2 совмещенными профессиями. Аттестация по профессии Повышение общенаучного уровня и квалификации по профессии. Получение квалификации «техник» по специальности «Металлургия черных металлов»

1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия

1 ступень 2 ступень 3 ступень

1 Годы обучения 2 3 4

Рис. 1. Неразветвленная модель процесса многоуровневой профессиональной подготовки

3 Среднее профессиональное образование - квалификация специалиста

2 Профессиональное образование - квалификация рабочего Повышение общенаучного уровня и профессиональной квалификации: обще-профессиональные и специальные циклы дисциплин. Дисциплины специ-иализации Дисциплины специализации. Производственная практика, стажировка. Аттестация на квалификацию специалиста «техник» по специиально-сти «Металлургия черных металлов»

1 Про фессиональная подготовка Среднее (полное) общее образование. Дифференциация по про-фессиональ-ным группам, общепрофессиональный цикл, специальные модули Профессиональная подготовка: специальные модули, совмещенные профессии, производственная практика. Аттестация по основной профессии

У р о в н и о б р а з о в а н и я Общеобра-зователь-ная подготовка. Общетехнический, отраслевой циклы. Общеслесарные, электромонтажные работы. Практикум по ОМП Общеобразовательная подготовка. Общетехнический, общепрофессиональный циклы. Производственное обучение на предприятии. Аттестация по профессии

1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия 5 стадия 6 стадия

1 ступень 2 ступень 3 ступень

Годы обучения 1 2 2,5 3 4 4,5

Рис. 2. Разветвленная модель процесса многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональном колледже металлургического профиля Таким образом, профессионально-интегративная низм реализации непрерывного профессионального система обучения может рассматриваться как меха- образования, позволяющий последовательно решать

иерархические учебные задачи (стереотипные, диагностические, творческие) через преемственные профессиональные образовательные программы по направлениям видов экономической деятельности в регионе.

Профессионально-интегративная система обучения является полиструктурой, компоненты которой представлены знаниями многих наук и могут рассматриваться как отдельные системы, развивающиеся по своим законам. Исходя из этого, профессио-нально-интегративная система обучения может быть определена, как социально-профессионально-педагогическая, охватывающая цели, содержание, педагогический и производственный процессы, управление и результат и направлена на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по широко интегрированным и группообразующим профессиям, отражающим направления видов экономической деятельности и реализуемая на основе много-уровневости образовательного процесса. Она позволяет:

1) завершить процесс оптимизации сети профессиональных учебных заведений в регионе;

2) создать систему непрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности экономики региона, на основе специализации профессиональных учебных заведений по направлениям видов экономической деятельности;

3) привлечь работодателя к финансированию, вариативной части содержания профессионального обучения, к разработке профессиональных стандартов и реализации идеи профессионального образования на основе схемы «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт -

профессиональная образовательная программа» в важных направлениях для региональной экономики;

4) осуществить идею профессионализации молодежи посредством создания и развития предпрофес-сиональной подготовки в системе общего образования через реализацию принципа в построении содержания профильного образования «от технологии - к профессии», повысить эффективность процессов профессионального самоопределения и становления обучающегося.

Литература

1. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб., 2002.

2. Комплексное развитие системы профессионального образования Вологодской области на 2011 - 2015 годы. Постановление правительства Вологодской области от 14.02.2011 № 120.

3. Листвин, А.А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях / А.А. Листвин. - Череповец, 2007.

4. Листвин, А.А. Непрерывное профессиональное образование: механизмы реализации / А.А. Листвин // Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В.Г. Маралова. - Череповец, 2012. - С. 423 - 441.

5. Листвин, А.А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля / А.А. Листвин. - Череповец, 2009.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р.

УДК 376.42

В.А. Парамонова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРИРОДОЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлен авторский подход к определению степени готовности к взаимодействию с природой у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Степень готовности к взаимодействию с природой, качественные характеристики, экологическая культура, предпосылки формирования экологической культуры.

This paper presents the author's approach to determining the level of readiness to interact with nature among preschool children with intellectual disabilities.

Readiness to cooperate with nature, quality characteristics, ecological culture, prerequisites for the formation of ecological culture.

В состав базиса личностной культуры человека входит ориентировка в основных сферах деятельности, где центральное место занимает природа [5]. Если рассматривать взаимодействие с природой как педагогический процесс (совокупность последовательных действий для достижения какого-либо ре-

зультата), то его окончательным итогом должно быть формирование экологической культуры как некоего новообразования в личности, которая рождается и развивается под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализуется в стиле взаимоотношений с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.