1) да;
2) нет;
3) не знаю.
• Какие действия Вы предпринимаете для
подтверждения диагноза того или иного заболевания?_______________________________________.
• Какая дополнительная информация могла бы
оказаться полезной в этом случае?__________________.
Как показала практика, подобная организация работы по показу студентам значимости математических теорий в деятельности врача способствует тому, что студенты с интересом, вдумчивостью и осознан-
ностью успешнее занимаются теоретическими вопросами математики.
Литература
1. Ланина, Л.В. Элементы теории вероятностей и математической статистики: задачник / Л.В. Ланина // под ред. Сурковой. - Астрахань, 2011.
2. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М., 2007.
3. Медик, В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. 1. Общественное
здоровье / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М., 2003.
УДК 337.12
А.А. Листвин
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается механизм реализации непрерывного профессионального образования в условиях его регионализации посредством профессионально-интегративной системы обучения. Раскрываются основные положения этой системы.
Группообразующая профессия, широко интегрированная профессия, профессионально-интегративная система обучения.
The article considers the mechanism of realization of continuous professional education in terms of its regionalization by means of professionally-integrative system of education. The main points of this system are disclosed in the paper.
Group forming profession, widely integrated profession, professionally-integrative system of education.
В стратегии развития России до 2020 г. отмечается, что возможным способом реализации долгосрочных целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. В настоящее время Россия ставит перед собой масштабные задачи по модернизации промышленности, что требует кардинального улучшения человеческого капитала. Спад производства, да и экономики России в целом, привел к невост-ребованности высококвалифицированных кадров. Сегодня это является проблемой, которая сдерживает развитие промышленности, формирование рынка труда, способного обеспечить качественную и эффективную занятость [4]. Современная реальность заключается в том, что Россия столкнулась с дефицитом нужного количества высококвалифицированных рабочих и специалистов, а модернизация профессионального образования, мягко говоря, «пробуксовывает».
Передача учреждений начального и среднего профессионального образования, в ведение регионов в итоге привела к оптимизации их числа путем ликвидации, присоединения, слияния, изменения статуса. Так, например, в крупном промышленном центре Вологодской области г. Череповце из 10 профессиональных училищ и лицеев в настоящее время действует одно. Ряд училищ и лицеев ликвидированы, остальные перешли в статус учреждения среднего
профессионального образования. Особую тревогу вызывает процесс массового перехода профессиональных училищ и лицеев в статус техникумов и колледжей без продуманного обоснования и ясного видения стратегии развития учебного заведения в новых социально-экономических условиях. Как правило, сменив статус, учебное заведение принимает и систему организации образовательного процесса, которая фактически осталась старой, доставшейся от техникума советского периода. Новоявленные колледжи и техникумы идут по пути создания отделений начального и среднего профессионального образования, причем часто без преемственности образовательных программ.
Стратегия отмечает необходимость адаптации системы профессионального образования к потребностям региональных экономик, ставит целью профессиональное самоопределение молодежи, формирование у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [4]. Фактически речь идет о возврате к идее профессионализации молодежи, реализованной в развитых странах, не понятой и отвергнутой у нас в начале 90-х гг. ХХ века. Одним из направлений, обеспечивающим решение задач модернизации профессионального образования, эффективность про-
фессиональной подготовки квалифицированных кадров, является создание региональной системы непрерывного профессионального образования [1]. Очевидно, что начинать надо с уровней профессионального обучения и среднего профессионального образования, гарантированного Конституцией РФ (ст. 43), в направлении их интеграции, для чего требуется обоснование и разработка широко интегрированных профессий, их групп и систем обучения [2].
Актуальность этого продиктована необходимостью преодоления противоречий между сложившимся несоответствием формализованного развития профессионального образования в рамках узкого профессионализма и возрастающим спросом на гибкую профессиональную дифференциацию в подготовке квалифицированных кадров. Решение подобных задач требует системы обучения, обладающей внутренними возможностями, позволяющими осуществлять горизонтальные и вертикальные направления интеграции профессий, реализацию преемственных профессиональных образовательных программ разного уровня, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов. Жизнь и практика доказала и продолжает утверждать необходимость профессиональных учреждений интегрированного вида, реализующих программы профессионального обучения и образования на ступенчатой, уровневой основе, что согласуется с основополагающими дидактическими принципами профессиональной педагогики. В их пользу говорит и то, что по многим профессиям снижается потребность в расширенном воспроизводстве квалифицированных кадров, нет необходимости их массовой подготовки, что было характерно для экономики советского периода. Однако при этом возрастает требование к уровню квалификации. Особенно ярко данная тенденция проявляется в высокотехнологичных производствах. Например, на ЧерМК ОАО «Северсталь» за период 2007 - 2009 гг. численность производственного персонала уменьшилась на 27 %, а в сталеплавильных цехах - на 58%, в том числе по основным профессиям - на 55% [3]. В настоящее время конвертерный, электросталеплавильный и известково-доломитный цеха объединены в сталеплавильное производство. Средневзвешенный уровень квалификации по основным профессиям вырос с 4,8 разряда до 5,6 разряда. Увеличилась численность старших рабочих: старший оператор МНЛЗ, старший разливщик стали, старший сталевар. Если в 80-е гг. ХХ в. ежегодный заказ ЧерМК базовым профессиональным училищам составлял не менее 70 человек квалифицированных рабочих для сталеплавильных цехов, то в настоящее время практика подготовки металлургов приобрела цикличный и дифференцированный характер. Численность персонала сталеплавильного производства на декабрь 2011 г. составила 2094 человека, из них рабочих основных профессий около 33 %. Несложно определить, что при текучести кадров в 1 - 2 %, их воспроизводство составит 7 - 14 человек по всем основным профессиям в год. Исследования, проводимые с 2000 г. по профессии «Сталеплавильщик» на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 2
им. акад. И.П. Бардина, а ныне БОУ СПО «Череповецкий индустриальный колледж им. акад. И.П. Бардина» наглядно подтверждает эту тенденцию (см. табл.1) [2],[3].
Таблица 1
Подготовка квалифицированных рабочих по профессии «Сталеплавильщик»
Профессия Годы
0001 2001 2002 2003 2005 2007 2008 2010
Разливщик стали 21 20 24
Сталеплавильщик конвертерного производства 19 26
Сталеплавиль- щик 26 23 26
Из табл. 1 видно, что в 2004 г., 2006 г. и 2009 г. приема в учебное заведение нет, и как меняется характер набора: от узкой профессии к интегрированной. Данная тенденция характерна для доменного и прокатного производств. Это определяет специфические условия организации процесса профессионального обучения квалифицированных кадров для предприятий черной металлургии, который целесообразно осуществлять в интегрированном учебном заведении на ступенчатой, уровневой основе по широко интегрированным или группообразующим профессиям. Например, профессии начального профессионального образования «Доменщик», «Сталепла-
вильщик», «Оператор прокатного производства» объединяются на основе совокупности общностей в профессиональную группу «Металлургия черных металлов», что соответствует видам экономической деятельности «Производство стали и полуфабриката (заготовок) для переката».
Под группообразующей надо понимать учебную профессию, позволяющую на основе техникотехнологической и социально-экономической общности объединение ряда родственных и смежных профессий с целью организации обучения и дающей группе общее наименование. Широко интегрированная профессия - это учебная профессия общеотраслевого уровня интеграции, включающая в себя интегрированные профессии нижестоящих уровней (общепроизводственный, общепрофессиональный,
частнопрофессиональный) конкретной отрасли производства. В этом аспекте процесс интеграции профессий следует рассматривать как динамичный, влияющий на процесс профессионального обучения и его результат. Такой динамичной профессиональной подготовке и в целом профессиональному образованию должна соответствовать система обучения, названная «профессионально-интегративной». Учитывая особенность широко интегрированной профессии, а именно, возможность внутренней «вертикальной» и «горизонтальной» группировки, содержание профессионального образования можно ори-
ентировать на подготовку рабочего высокой квалификации и рабочего широкого (многофункционального) профиля, в том числе со средним профессиональным образованием. Аналогичная группировка возможна и по другим видам экономической деятельности, важным для экономики города Череповца.
Приведем ряд примеров:
1. Обработка металлов резанием - группообразующая профессия «Станочник», включающая в себя профессии действующего Перечня профессий начального профессионального образования «Токарь-универсал», «Фрезеровщик-универсал», «Станочник широкого профиля», «Оператор станков с ПУ». В эту группу целесообразно включить профессию «Наладчик станков в металлообработке». Все это сопрягается со специальностью среднего профессионального образования «Технология обработки металлов резанием».
2. Виды экономической деятельности по ОКЗ
8333 - машинисты кранов, подъемников и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В состав широко интегрированной профессии «Машинист грузоподъемных машин» целесообразно включить профессии рабочих по Общероссийскому классификатору ОК 016 - 94: «Машинист автовышки и авто-гидро-подъемника», «Машинист автомобилеразгрузчика», Машинист крана автомобильного», «Машинист крана (крановщик)», «Машинист крана металлургического производства», «Машинист-кранов-
щик» и ряд смежных профессий: «Слесарь по такелажу и грузозахватным приспособлениям», «Стропальщик». Содержание профессионального обучения по этим профессиям сопрягается со специальностью «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Это может быть индустрия питания, тепло- и электроэнергетика, химическая отрасль, сфера ЖКХ и др. Очевидно, что на этой основе возможно дальнейшее повышение образовательного уровня специалиста в системе высшего профессионального образования будь то прикладной бакалавриат или специалитет (см. рис. 1).
Содержание профессионального образования определенного уровня обеспечивается большим объемом содержания обучения следующего, вышестоящего уровня, что обуславливает преемственность между ними, и учитывает предшествующий опыт. Отсюда следует, что организация многоуровневой профессиональной подготовки требует построения содер-жания образования по «концентрическому» принципу, т.е. содержание профессионального образования на каждом последующем уровне концентрирует в себе предыдущие, но на более высоком уровне научного обобщения. Проектирование содержания профессионального образования определяется совокупностью знаний, умений (компетенций), навыков, норм и ценностей на разных уровнях обобщения: общенаучном, общеобразовательном, общетехническом и профессиональном. Это, в свою очередь, определяет содержание «зон ближнего обучения», под которыми надо понимать совокупность производственно-педагогических и дидактических условий,
обеспечивающих достижение определенного результата формирования и развития опыта обучающегося в виде системы знаний, умений (компетенций) и отношений. Зона ближнего обучения зависит от уровня и направления интеграции профессий, характеризуется широтой и плотностью. Реализация такой модели содержания профессионального образования основывается на применении различных подходов в его про-екти-ровании: предметном, блочно-модульном, интегративно-модульном, сочетание «линейного» и «концентрического» принципов в разработке учебных программ, выделением инвариантной и вариативной частей. При этом инвариантная часть включает общеобразовательную подготовку, общетехнический и отраслевой блоки, содержание которых предметно, а вариативная часть - профессиональный и частнопрофессиональный блоки и проектируется на основе модульного подхода, предполагающего знание содержания профес-сиональной деятельности квалифицированного работника. Следовательно, профессионально-
интегративная система обучения основывается на предметно-модульном подходе в проектировании содержания профессионального образования. В зависимости от этого возможен выбор модели организации процесса профессионального обучения: монопрофес-сиональная, многоуровневая разветвленная или нераз-ветвленная, комбинированная. Таким образом, профессионально-интегративная система обучения может рассматриваться как механизм реализации непрерывного профессионального образования, позволяющий последовательно решать иерархические учебные задачи через преемственные профессиональные образовательные программы по направлениям видов экономической деятельности в регионе.
Профессионально-интегративная система обучения является полиструктурой, компоненты которой представлены знаниями многих наук и могут рассматриваться как отдельные системы, развивающиеся по своим законам. Исходя из этого, профессионально-интегративная система обучения может быть определена как социально-профессиональнопедагогическая система, охватывающая цели, содержание, педагогический и производственный процессы, управление и результат и направлена на подготовку рабочих широкого профиля и высокой квалификации по широко интегрированным и группообразующим профессиям, отражающим направления видов экономической деятельности и реализуемая на основе многоуровневости образовательного процесса. Она позволяет:
- завершить процесс оптимизации сети профессиональных учебных заведений в регионе;
- создать региональную систему непрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности экономики региона, на основе специализации средних профессиональных учебных заведений по направлениям видов экономической деятельности;
- привлечь работодателя к софинансированию, например, вариативной части содержания профессионального обучения, к разработке профессиональных стандартов;
Общеотраслевой Общепроизводственрый
блок: блок:
Общетехнический основы металлурги-
цикл: черчение, ческого производства,
материаловедение, экономика отрасли и
электротехника, предприятия, теплотехника,
основы автоматизации охрана труда
Общепрофессиональный блок (формируется по группировке профессий)
Выплавка стали Разливка стали
і
Блоки перепрофилирования
(переподготовки)
Профессиональные блоки
Конвертерное производство Электростале- плавильное производство Разливка стали Непрерывная разливка: МНЛЗ
lll 1
Блок повышенного профессионального образования (среднее профессиональное образование)
Социальноэкономический цикл. Общепрофессиональный цикл. Специальный цикл
і і І
Специальные блоки: базовые модули
подручный сталевара конвертера подручный сталевара электоро- печи разливщик стали в конвертерном цехе Оператор МНЛЗ
Специальные блоки: дополнительные модули
слесарь-ремонтник, стропальщик, тельферист, ковшевой, машинист дистрибутора, шихтовщик и др.
Блок высшего профессионального образования
Инженер-металлург
Бизнес-блок
менеджер по персоналу менеджер по продажам
Блок высшего профессиионального образования:
педагог профессионального обучения
Рис. 1. Образовательные маршруты на основе профессии «Сталеплавильщик» в системе непрерывного профессионального образования
- осуществить идею профессионализации молодежи посредством создания и развития технологического профиля в системе среднего образования через реализацию принципа в построении содержания профильного образования «от технологии - к профессии»;
- реализовать идею практико-ориентированного профессионального образования на основе схемы
«профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт - профессиональная образовательная программа», и, прежде всего, в таких направлениях, как: черная металлургия, химическая промышленность.
Литература
1. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб., 2002.
2. Листвин, А.А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социальноэкономических условиях / А.А. Листвин. - Череповец, 2007.
3. Листвин, А.А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля / А. А. Листвин. - Череповец, 2009.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р.