Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации'

Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ ОВД / СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STABILITY / YOUNG LAW ENFORCEMENT OFFICERS / SYSTEM OF ADVANCED TRAINING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / STRESS RESISTANCE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урусов Замир Хасанович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Безопасность граждан определяется различными факторами, в том числе и качеством работы правоохранительной системы. Согласно закону «О полиции» сотрудники ОВД обязаны выполнять множество обязанностей по сохранению жизни, здоровья и прав населения. Поэтому важно развивать профессиональные качества, особенно у молодых неопытных сотрудников. Среди таких качеств важное значение отводится профессиональной устойчивости, развитие которой можно осуществлять в системе повышения квалификации. Цель исследования связывается с описанием педагогических условий развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Методология (материалы и методы). В качестве методологического подхода выступает положение Б. Г. Ананьева о единстве «труда, познания и общения» в развитии личности. Для исследования стрессоустойчивости и социальной адаптации молодых сотрудников ОВД применялась методика Холмса и Раге. Было выявлено 40% курсантов (слушателей) с низкой степенью стрессоустойчивости и адаптации. Результаты. На основе обзора научных работ по указанной теме были выявлены наиболее острые проблемные ситуации и обозначены пути их решения. Предложены три педагогических условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: расширение психологических знаний о способах сохранения собственного здоровья в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности; обогащение опыта решением сложных профессиональных ситуаций; ориентация на активное межведомственное партнерство с целью интеграции усилий различных специалистов в разрешении различных обстоятельств и проблем. Особенности реализации условий в системе повышения квалификации определяются характером отношений преподавателей со слушателями, учетом и удовлетворением их адресных запросов, применением активных методов работы на занятиях и опорой на потенциал наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урусов Замир Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STABILITY OF YOUNG LAW ENFORCEMENT OFFICERS: SPECIFICS OF THE APPLICATION OF CONDITIONS IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM

The research problem and the rationale for its relevance. The safety of citizens is determined by various factors, including the quality of the law enforcement system. According to the Law on Police, law enforcement officers are obliged to perform many duties to preserve life, health and rights of the population. Therefore, it is important to develop professional qualities, especially for young inexperienced officers. Among these qualities, professional sustainability is important and can be developed within a professional development system. The goal of the research is to describe the pedagogical conditions for developing professional sustainability among young law enforcement officers. Methodology (materials and methods). B. G. Ananyev's position on the unity of “work, cognition, and communication” in the development of personality is used as a methodological approach. Holmes and Rage methods were used to study the stress resistance and social adaptation of young law enforcement officers. There are 40% of cadets (trainees) with low degree of stress resistance and adaptation was identified. Results. Based on the review of scientific works on this topic, the most acute problem situations were identified and ways of solving them were identified. Three pedagogical conditions of development of professional stability at young law enforcement officers are offered: expansion of psychological knowledge on ways of preservation of own health in stressful situations of professional activity; enrichment of experience in the solution of difficult professional situations; orientation on active interdepartmental partnership with the purpose of integration of efforts of various experts in the solution of various circumstances and problems. Peculiarities of realization of conditions in the system of professional development are determined by the nature of relations of teachers with students, taking into account and satisfaction of their addressed requests, application of active methods of work at the lessons and relying on the potential of mentoring.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации»

УДК 378.091.398

Педагогические условия развития

профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации

З. Х. Урусов

https://orcid.org/0000-0001 -7182-4515 urusov_z@inbox.ru

Pedagogical conditions for the development of professional stability of young law enforcement officers: specifics of the application of conditions in the advanced training system

Z. & Urusov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Безопасность граждан определяется различными факторами, в том числе и качеством работы правоохранительной системы. Согласно закону «О полиции» сотрудники ОВД обязаны выполнять множество обязанностей по сохранению жизни, здоровья и прав населения. Поэтому важно развивать профессиональные качества, особенно у молодых неопытных сотрудников. Среди таких качеств важное значение отводится профессиональной устойчивости, развитие которой можно осуществлять в системе повышения квалификации. Цель исследования связывается с описанием педагогических условий развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Методология (материалы и методы). В качестве методологического подхода выступает положение Б. Г. Ананьева о единстве «труда, познания и общения» в развитии личности. Для исследования стрессоустойчивости и социальной адаптации молодых сотрудников ОВД применялась методика Холмса и Раге. Было выявлено 40% курсантов (слушателей) с низкой степенью стрессоустойчивости и адаптации. Результаты. На основе обзора научных работ по указанной теме были выявлены наиболее острые проблемные ситуации и обозначены пути их ре-

шения. Предложены три педагогических условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: расширение психологических знаний о способах сохранения собственного здоровья в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности; обогащение опыта решением сложных профессиональных ситуаций; ориентация на активное межведомственное партнерство с целью интеграции усилий различных специалистов в разрешении различных обстоятельств и проблем. Особенности реализации условий в системе повышения квалификации определяются характером отношений преподавателей со слушателями, учетом и удовлетворением их адресных запросов, применением активных методов работы на занятиях и опорой на потенциал наставничества.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The safety of citizens is determined by various factors, including the quality of the law enforcement system. According to the Law on Police, law enforcement officers are obliged to perform many duties to preserve life, health and rights of the population. Therefore, it is important to develop professional qualities, especially for young inexperienced officers. Among these qualities, professional sustainability is important and can be

developed within a professional development system. The goal of the research is to describe the pedagogical conditions for developing professional sustainability among young law enforcement officers. Methodology (materials and methods). B. G. Ananyev's position on the unity of "work, cognition, and communication " in the development of personality is used as a methodological approach. Holmes and Rage methods were used to study the stress resistance and social adaptation of young law enforcement officers. There are 40% of cadets (trainees) with low degree of stress resistance and adaptation was identified.

Results. Based on the review of scientific works on this topic, the most acute problem situations were identified and ways of solving them were identified. Three pedagogical conditions of development of professional stability at young law enforcement officers are offered: expansion of psychological knowledge on ways of preservation of own health in stressful situations of professional activity; enrichment of experience in the solution of difficult professional situations; orientation on active interdepartmental partnership with the purpose of integration of efforts of various experts in the solution of various circumstances and problems. Peculiarities of realization of conditions in the system of professional development are determined by the nature of relations of teachers with students, taking into account and satisfaction of their addressed requests, application of active methods of work at the lessons and relying on the potential of mentoring.

Ключевые слова: педагогические условия развития профессиональной устойчивости, молодые сотрудники ОВД, системе повышения квалификации, правоохранительные органы, психологические знания, стрессоустойчивость, адаптация.

Keywords: pedagogical conditions of development of professional stability, young law enforcement officers, system of advanced training, law enforcement agencies, psychological knowledge, stress resistance, adaptation.

Введение

Правоохранительная система в России должна отличаться высоким уровнем профессионализма ее сотрудников. Это связано с необходимостью повышения уровня безопасности российских граждан. Реформирование в

органах внутренних дел направлено на усиление доверия людей к полиции. При этом в реальной практике отмечается настороженность населения по отношению к профессиональной деятельности некоторых сотрудников ОВД, особенно к молодым специалистам. Для этого важно, чтобы сотрудники органов внутренних дел отличались сформированными эмоционально-нравственными качествами, в частности профессиональной устойчивостью.

Необходимо понимать, что содержание деятельности сотрудников полиции достаточно многообразно. Оно связано с защитой жизни и здоровья граждан нашей страны, охраной общественного порядка, противодействием преступности. Также деятельность сотрудников ОВД направлена на охрану не только людей, но и их собственности и обеспечение общественной безопасности. Опираясь на ФЗ «О полиции», отметим ряд обязанностей сотрудников ОВД. В частности, в законе отмечена необходимость прибывать на место совершения преступления (причем незамедлительно), принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, оказывать им первую помощь, осуществлять оперативно-розыскную деятельность и многое другое [1]. Вполне очевидно, что такая деятельность носит стрессогенный характер, так как связана с рисками и высокой ответственностью. Поэтому работники со слабой профессиональной устойчивостью с трудом справятся с такой нагрузкой. Все это еще раз подчеркивает важность развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников органов дел. Данное качество может развиваться целенаправленно в системе повышения квалификации сотрудников ОВД при организации соответствующих условий.

Цель исследования заключается в описании педагогических условий развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.

Методологические основы исследования.

В основе исследования лежит положение Б. Г. Ананьева о необходимости рассмотрения психической сущности человека на нескольких уровнях: индивидуальном, личностном и социальном. Речь идет о взаимосвязи «труда, познания и общения», которые влияют на формирование внутренней жизни взрослой личности (инте-риоризацию) [2]. Для развития профессиональной

устойчивости у молодых сотрудников органов внутренних дел необходимо осуществлять тесную интеграцию личностного и социального. На курсах повышения квалификации целесообразно устанавливать взаимосвязь личностного и профессионального развития, которое позволит развивать профессиональную устойчивость и улучшать качество профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Профессиональная устойчивость понимается нами как сложное личностно-профессиональное образование, включающее в себя волевые качествами, коммуникативные умения, эмоциональный интеллект, позволяющие сотрудникам органов внутренних дел эффективно выполнять служебные обязанности по охране жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и обеспечению правопорядка. Это позволяет молодым сотрудникам ОВД быть стрессоустойчивыми и эффективно адаптироваться к профессиональной деятельности.

Для определения сформированности стрессо-устойчивости и адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел была проведена психодиагностика. В качестве респондентов выступали слушатели, проходящие обучение в СевероКавказском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России. Всего в исследовании приняли участие 116 сотрудников ОВД. В качестве инструментария использовалась методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [3].

Данная методика представляет собой перечень ситуаций, событий и жизненных обстоятельства, которые вызывают стресс. Данный стресс в дальнейшем может приводить к заболеваниям. Обследование проводилось анонимно (но с указанием стажа работы), что позволило получить более достоверные результаты. Методика позволяет определить степень сопротивляемости стрессу. В таблице 1 показаны полученные данные.

Из обозначенных результатов можно отметить, что у молодых сотрудников ОВД преобладает низкая степень сопротивляемости стрессу (40%). Это существенно отличается от сотрудников со стажем от 3,5 до 10 лет. У них на 18% меньше респондентов с низкой сопротивляемостью стресса и на 11% больше специалистов с высокой сопротивляемостью. Практически аналогичная картина наблюдается и сотрудников ОВД, проработавших до 15 лет. Однако опрошенные со стажем более 15 с половиной лет показывают снижение стрессоустойчи-вости. Данные по низкой степени сопротивляемости стрессовым ситуациям практически совпадают у молодых сотрудников ОВД и сотрудников со значительным стажем (более 15 лет). Поэтому в группе риска находятся также и опытные сотрудники. Если у молодых специалистов низкая стрессоустойчивостью связана с недостаточными практическими навыками работы, то у стажистов - с профессиональной усталостью и выгоранием.

Обзор литературы. Для обоснования актуальности и распространенности исследуемого вопроса, а также определения направлений его решения обратимся к научным работам, представленным в зарубежной и отечественной практике. Стоит отметить, что данная тема актуальна в разных странах. Так, J. H. Semeijn, M. C. J. Caniëls, D. Kooistra отмечают, что офицеры полиции сталкиваются с серьезной рабочей нагрузкой, повышенным напряжением и эмоциональными контактами с гражданами. Кроме того, наличие нерегулярного рабочего дня влияет на их работоспособность, здоровье и качество исполнения служебных обязанностей [4].

Это говорит о том, что исследование и профилактика стрессоустойчивости занимает важно место в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

M. Alain и M. Grégoire отмечают, что новички полиции проявляют больше грубости по отношению к людям, чем их опытные коллеги.

Таблица 1

Результаты по методике стрессоустойчивости

Степень сопротивляемости стрессу Стаж работы в ОВД

до 3лет 3,5-10 лет 10,5-15 лет более 15,5 года

Высокая 28% 37% 36% 31%

Пороговая 32% 41% 43% 31%

Низкая (ранимость) 40% 22% 21% 38%

Ученые пишут, что в Квебеке омбудсмен получает жалобы граждан на поведение полиции. Делается вывод, что новые сотрудники сложнее справляются с этическими дилеммами [5]. Данный вывод указывает на то, что опытные сотрудники в отличие от молодых более устойчивы к профессиональным трудностям.

E. Amaranto, J. Steinberg, C. Castellano, R. Mitchell также говорят о недостатках работы полиции, а именно о том, что сообщество иногда обвиняет полицейских в злоупотреблении властью, вызывая негативное отношение людей к полицейским. Это связывает с ношением огнестрельного оружия, которой полицейские могут применить по отношению к другим и себе. В последнем случае речь идет о самоубийствах в рядах полицейский. Пишется, что сотрудники полиции подвергаются множествам стрессов, связанных со стрельбой, кризисом заложников, раненными жертвами (особенно детьми), трупами [6]. Все это деструктивно влияет на их состояние и вызывает необходимость оказания психологической помощи офицерам полиции. Учеными предложено открытие горячих линий (телефонов доверия) для сотрудников полиции, проведение семинаров на тему сохранения здоровья, тренинг по управлению стрессом в критических ситуациях. Также говорится о возможностях внутреннего тимбилдинга (командообразования) для профилактики травматического стресса. Данными авторами реализовывалась программа для полицейских «Стремление к здоровью», в которую входили лекции и семинары не тему профилактики стресса, насилия (включая насилие в семье), предупреждения употребления психотропных веществ полицейскими и пр.

Данную позицию поддерживают и A. Wassermann, D. Meiring, J. R. Becker, утверждая, что работа в полиции может быть эмоционально и физически сложной. Учеными были исследованы методы преодоления стресса в южноафриканской полицейской службе. Было обнаружено, что сотрудники полиции преимущественно используют плановое решение проблем, позитивную переоценку и конфронтацию, чтобы справиться со стрессом. Обращение за социальной поддержкой, избегание проблем и принятие ответственности использовалось реже. Причем отмечено, что со временем стили преодоления стресса меняются. Опытные со-

трудники полиции применяют все более конструктивные стили (переоценку проблем, поэтапное их решение) [7].

Представленные результаты некоторых зарубежных исследований убедительно доказывают значимость развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Более того, они позволяют определить направления развития такой устойчивости: психологическую поддержку в разных формах, просвещение по актуальным проблемам, обучение стратегиям самопомощи. Однако картина проблемы будет не полной, если мы не обратимся к работам отечественных специалистов.

Г. Г. Чанышева, Э. Т. Хайруллова считают, что повышение эффективности работы сотрудников ОВД будет за счет формирования у них морально-психологической устойчивости при прохождении ими профессиональной подготовки. Исследователи предлагают организационно-педагогические условия развития такой устойчивости в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД. К этим условиям относят: а) использование методологических подходов (аксиологического, андрагогического, системного); б) применение конкретных принципов (единства личностной, профессиональной и социокультурной направленности; взаимосвязи саморазвития и служебной подготовки; активизации самостоятельности, рефлексивной направленности); в) организация мотивирующей среды к развитию морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД путем профессионально-нравственного самосовершенствования, развития нравственной самооценки; г) ориентация сотрудников ОВД на самообразование и самовоспитание [8]. Итак, учеными предлагаются пути решения вопроса развития устойчивости сотрудников ОВД. Они в первую очередь связаны с ресурсами повышения квалификации и активизацией саморазвития специалистов.

Ю. А. Кравцова отмечает проблемы, связанные с развитием адаптационного потенциала молодых сотрудников органов внутренних дел. Отмечается, что это проявляется в слабой психологической готовности, неспособности правильно взаимодействовать в процессе служебной деятельности с гражданами, низкой мотивации к службе. Данные проблемы проводят к текучести кадров [9]. Она делает вывод о необ-

ходимости глубокого изучения личностных и эмоциональных особенностей молодых специалистов в органах внутренних дел, отмечая, что кризисные состояния проявляются у сотрудников, прослуживших 2 года.

Н. П. Маюров, П. Н. Маюров, О. Д. Ороева для решения данной проблемы предлагают использовать различные формы профессиональной помощи таким сотрудникам: наставничество, тренинги, проведение индивидуальных бесед и обсуждение в коллективе сложных вопросов для молодых специалистов. Причем приоритет отдается наставничеству как технологии передачи знаний, навыков и установок посредством планомерной работы от более опытного сотрудника к менее опытному [10]. Также данными авторами предлагаются рекомендации по повышению эффективности адаптационных процессов. Наиболее интересными нам показались такие как: организация семинаров с привлечением профессорско-преподавательского состава и опытных практических работников, проведение повседневных стажировок молодых курсантов (слушателей) в территориальных ОВД МВД России по принципу суточного дежурства в подразделении и выстраивание корпоративной культуры в организации. К ритуалам такой культуры можно отнести приветственные собрания для молодых специалистов. На данных собраниях предлагается руководству поименно приветствовать новых сотрудников как членов единой команды и демонстрировать корпоративный фильм о традициях и подвигах опытных сотрудников ОВД.

Важно не забывать, что приоритетными задачами российского государства выступает помощь семьям и детям, а не только молодым специалистам. Поэтому необходимо научить молодых сотрудников ОВД осуществлять профилактику преступности, а также решать вопросы беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. А. В. Богданов, Б. Н. Ко-махин, Е. Н. Хазов подчеркивают значимость профилактических мероприятий, проводимых полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних [11]. Внимание уделяется необходимости взаимодействия различных субъектов системы профилактики. Мы прекрасно понимаем, что активное межведомственное взаимодействие требуется не только в

направлении профилактики правонарушений несовершеннолетних, но и во многих других вопросах.

Итак, проведенный обзор позволил выявить основные направления развития профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД. Они должны быть актуализированы в системе повышения квалификации и получить свое развитие на местах, в соответствующих организациях, в которых работают сотрудники ОВД.

Результаты и их описание. Данные эмпирического и теоретического исследования послужили основанием для выделения педагогических условий развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Данные условия должны быть связаны:

- с расширением психологических знаний сотрудников ОВД в части сопротивляемости стрессам;

- обогащением опыта решением сложных профессиональных ситуаций;

- ориентацией на активное межведомственное партнерство с целью интеграции усилий различных специалистов в разрешении различных обстоятельств.

Первое условие направлено на расширение психологических знаний о способах сохранения собственного здоровья в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Это должны быть знания о психологических особенностях реагирования личности на стрессовые ситуации. Также сюда включается информация о влиянии стресса на психическое и физическое здоровье, взаимоотношения с людьми, отношения в семье и качество профессиональной деятельности. Здесь уместно обращаться к передовому краю науки и связывать научные исследования с конкретными рекомендациями. Также эффективно использовать техники самодиагностики своего эмоционального состояния. Причем это должны быть не затратные методики, простые в применении и интерпретации. Проводить такие лекционные и практически занятия целесообразно преподавателям, имеющим психологическое образование, компетентным как в теоретической, так и практической деятельности по психологии. На таких занятия важно знакомить курсантов (слушателей) с методами экспресс самопомощи и самовосстановления после травматического стрессового расстройства (ПТСР). Вместе с тем важно обра-

щать внимание на необходимость получения адресной квалифицированной помощи в сложных ситуациях, не заниматься «психологическим самолечением», если ситуация не улучшается. Также уместно знакомить сотрудников ОВД с возможностью получения онлайн анонимной консультации специалистов-психологов с целью профилактики случаев агрессии и самоагрессии.

Второе педагогическое условие развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД предполагает обогащение опыта решением сложных профессиональных ситуаций. Дело в том, что уверенность личность возрастет с ее компетентностью в определенном вопросе. Какие бы методы самовнушения не применял сотрудник ОВД, они не будут столь эффективными без определенной практической подготовки. Поэтому повышение квалификации должно в большей мере предполагать практические занятия, включающие как освоение наиболее типичных видов правоохранительной деятельности, например обеспечение общественного порядка, так и нестандартных профессиональных ситуаций. Ко второй группе можно отнести террористические акты, природные катаклизмы, военные действия и эпидемиологические угрозы. Если первая категория ситуаций наиболее типична (охрана граждан и их имущества, расследование преступлений, обеспечение правопорядка во время массовых мероприятий), то вторая более непредсказуема и соответственно стрессогенна. Повышать компетентность молодых сотрудников органов внутренних дел необходимо и в первом и во втором направлении. Делать акцент при этом на предсказуемости первых и непредсказуемости вторых ситуаций. Здесь уместно использовать знания профессиональных специалистов, имеющих опыт реагирования в аналогичных случаях. Такими специалистами могут выступать как приглашенные лица, так и слушатели, проводящие повышение квалификации вместе с молодыми сотрудниками органов внутренних дел. В данном случае может сработать механизм наставничества, но не внутри организации, в которой осуществляет трудовую деятельность сотрудник ОВД, а в группе курсантов (слушателей курсов).

Третье педагогическое условие связано с ориентацией на активное межведомственное

партнерство молодых сотрудников органов внутренних дел. Это направлено на интеграцию усилий различных специалистов в предупреждении и разрешении различных проблем, находящихся в зоне внимания сотрудников ОВД. Важно понимать, что деятельность сотрудников ОВД носит не только карательную функцию, но и профилактическую. Так, в работе с профилактикой правонарушений, особенно среди несовершеннолетних необходимо выстраивать тесное взаимодействие с органами опеки, социальными службами, образовательными организациями, медицинскими учреждениями, в том числе и с учреждениями дополнительного профессионального образования детей, детскими домами и родителями несовершеннолетних. Говоря о других направлениях деятельности сотрудников ОВД, уместно также отметить значимость взаимодействия с различными структурами и организациями. К примеру, взаимодействие сотрудников ОВД со средствами массовой информации может осуществляться в направлении организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах; противодействия экстремистской деятельности; формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и пр. [12]. Поэтому реализовывать данное условие можно путем анализа мотивации и коммуникативных способностей молодых сотрудников ОВД, способствующих конструктивному межведомственному партнерству. Для этого уместно провести SWOT-анализ, дискуссии, метод кейс-стади.

Итак, развитие профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД может успешно осуществляться в условиях повышения квалификации. Для этого важно организовать соответствующие педагогические условия. Первое условие направлено на расширение психологических знаний о способах сохранения собственного здоровья в стрессовых ситуациях у молодых сотрудников ОВД. Второе педагогическое условие предполагает обогащение опыта курсантов (слушателей курсов) решением сложных профессиональных ситуаций. Третье педагогическое условие связано с их ориентацией на активное межведомственное партнерство для предупреждения и разрешения проблемных социальных вопросов.

Обсуждение. Предложенные педагогические условия имеют специфику применения выделенных условий в системе повышения квалификации молодых сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в необходимости установления доверительных партнерских отношений между преподавателями и курсантами для снятия эмоционального напряжения и оказания поддержки служителям. Кроме того, важно быть ориентированным на выявление адресных запросов курсантов, выстраивание активных методов работы на занятиях для пополнения их опыта практическими навыками. Также уместно будет использовать потенциал наставничества в аспекте обсуждения наиболее стрессогенных ситуаций в деятельности сотрудников ОВД. Предложенные условия актуальны в современных реалиях и требует высокой психолого-педагогической и юридической компетентности преподавателей.

Заключение. Повышение профессиональной устойчивости у молодых сотрудников органов внутренних дел выступает важным направлением совершенствования их трудовой деятельности. Это позволит научить их преодолевать стрессовые состояния, способствовать безопасности граждан и вызывать их доверие. Методологической основой исследования выступает положение Б. Г. Ананьева о единстве «труда, познания и общения» в развитии личности. Проведенное исследование стрессоустойчивости и адаптационных механизмов молодых сотрудников ОВД позволило выявить наличие 40% курсантов с низкой степенью стрессоустойчивости. Зарубежные и отечественные научные публикации показывают остроту вопроса развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Также в них можно обнаружить направления такого развития в условиях повышения квалификации специалистов. На основе эмпирического и теоретического анализов было выдвинуто три педагогических условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Эти условия предполагают: а) расширение психологических знаний о способах сохранения собственного здоровья в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности; б) обогащение опыта решением сложных профессиональных ситуаций; в) ориентацию на активное межведомственное партнерство молодых сотрудников органов внутренних дел. Специфика

применения выделенных условий в системе повышения квалификации заключается в установлении тесного контакта преподавателей со слушателями, выявлении их адресных запросов, выстраивании активных методов работы на занятиях, использование потенциала наставничества.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции». - URL: http: //www .consultant.ru/ document/cons_doc_LA W_110165/ (дата обращения: 20.03.2020). -Текст : электронный.

2. Ананьев, Б. Г Избранные психологические труды. Т. 1 / Б. Г Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - С. 58-62. - Текст : непосредственный.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 704 с. - Текст : непосредственный.

4. Semeijn, J. H., Сашё^, M. C. J., Kooistra, D. Cross-lagged effects of resilience and indicators of sustainable employability; a study among Dutch police officers. Policing: An International Journal, 2019, pp. 961-975.

5. Wassermann, А., Meiring D., Becker J. R. Stress and coping of police officers in the South African Police. South African Journal of Psychology, 2018, Vol. 49, pp 97-108.

6. Alain, М. Can ethics survive the shock of the job? Quebec's police recruits confront reality, Policing and Society, 2008, No. 18:2, pp. 169-189.

7. Amaranto, E., Steinberg J., Castellano C., Mitchell, R. Police Stress Interventions. Brief Treatment and Crisis Intervention, 2003, No. 3:1, pp. 47-53.

8. Чанышева, Г. Г. Морально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и организационно-педагогические условия ее развития / Г. Г. Чанышева, Э. Т. Хайруллова. - Текст : непосредственный // Гуманизация образования. - 2017. - № 3. - С. 49-53.

9. Кравцова, Ю. А. Особенности адаптиро-ванности выпускников образовательных учреждений МВД России к различным типам организационных культур подразделений органов внутренних дел / Ю. А. Кравцова. - Текст : непосредственный // Труды Академии управления МВД России. - Москв а: Академия управления МВД России. - 2009. - № 4. - С. 117-120.

10. Маюров, Н. П. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД к службе / Н. П. Маюров, П. Н. Маюров, О. Д. Оро-ева. - Текст : непосредственный // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 4 (54). -С. 198-212.

11. Богданов, А. В. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних / А. В. Богданов, Б. Н. Комахин, Е. Н. Хазов. -Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. -№ 4.- С. 202-208.

12. Акапьев, В. Л. Профилактическая деятельность органов внутренних дел во взаимодействии со средствами массовой информации / В. Л. Акапьев, А. А. Дрога, С. Е. Савот-ченко. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского института МВД России. -

2018. - № 2. - С. 146-152.

References:

1. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ (ed. from 06.02.2020) "About police" [Federal'nyj zakon "O policii"] Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (accessed date: 03/20/2020).

2. Ananyev B. G. Selected psychological works [Izbrannye psihologicheskie trudy], Moscow: Pedagogy, 1980, Vol. 1, pp. 58-62.

3. Stolyarenko L. D. Basics of psychology: workshop [Osnovy psihologii: praktikum], Rostov-on-Don, 2002.704 p.

4. Semeijn J. H., Caniëls M. C. J., Kooistra D. Cross-lagged effects of resilience and indicators of sustainable employability; a study among Dutch police officers. Policing: An International Journal,

2019, pp. 961-975.

5. Wassermann, А., Meiring D., Becker J. R. Stress and coping of police officers in the South African Police. South African Journal of Psychology, 2018, Vol. 49, pp. 97-108.

6. Alain М. Can ethics survive the shock of the job? Quebec's police recruits confront reality, Policing and Society. 2008, No. 18:2, pp. 169-189.

7. Amaranto E., Steinberg J., Castellano C., Mitchell R. Police Stress Interventions. Brief Treatment and Crisis Intervention, 2003, No. 3:1, pp.47-53.

8. Chanysheva G. G., Hairullova E. T. Moral-psychological stability of the law enforcement officers and organizational and pedagogical conditions of its development [Moral'no-psihologicheskaya ustojchivost' sotrudnikov OVD i organizacionno-pedagogicheskie usloviya ee razvitiya], Humanization of education, 2017, No. 3, pp. 49-53.

9. KravtsovaYu. A. Peculiarities of adaptation of the Russian Ministry of Internal Affairs graduates to different types of the organizational cultures of the internal affairs departments [Osoben-nosti adaptirovannosti vypusknikov obrazovatel'n-yh uchrezhdenij MVD Rossii k razlichnym tipam organizacionnyh kul'tur podrazdelenij organov vnutrennih del], Proceedings of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow: Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, No. 4, pp.117-120.

10. Mayurov N. P., Mayurov P. N., Oro-eva O. D. Features of the professional adaptation of the young law enforcement officers to the service [Osobennosti professional'noj adaptacii mo-lodyh sotrudnikov OVD k sluzhbe], Leningrad law journal, 2018, No. 4 (54), pp. 198-212.

11. Bogdanov A. V., Komakhin B. N., Kha-zov E. N. Preventive measures taken by police units to curb juvenile delinquency and crime [Pro-filakticheskie meropriyatiya, provodimye po-licejskimi podrazdeleniyami, po presecheniyu pravonarushenij i prestuplenij sredi nesovershen-noletnih], Bulletin of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, No. 4, pp.202-208.

12. Akap'ev V. L., Droga A. A., Savotchenko S. E. Preventive activity of the internal affairs bodies in cooperation with mass media [Profilakticheskaya deyatel'nost' organov vnutrennih del vo vzaimodejstvii so sredstvami massovoj informacii], Bulletin of Voronezh Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, No. 2, pp. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.