УДК 378.091.398
Роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением
А. А. Теппеев
https://orcid.org/0000-0002-2501 -2935 [email protected]
The role of additional professional training for the staff of the law enforcement officers of the Russian Federation in improving their culture of building trusting relationships with the population
A. A. Teppeev
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения положительного имиджа современного сотрудника ОВД в условиях нестабильной обстановки в мире, в том числе и в Российской Федерации. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросам формирования доверия населения к деятельности правоохранительных органов. Немаловажную роль в этом играет система дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД. Цель исследования заключается в обосновании возможности и целесообразности использования ресурсов дополнительного профессионального сотрудников ОВД в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением. Методология (материалы и методы). Методологической базой выступили положения концепции отношения В. Н. Мясище-ва, согласно которой личность выступает в качестве преобразующего субъекта действительности. На основе этого подхода было определено понятие культуры доверительных отношений. Теоретический анализ научных исследований, представленных в отечественной и зарубежной науке (методы исследования) позволил прийти к характеристике культуры выстраивания доверительных отношений с населением у сотруд-
ников ОВД. Результаты. Изучение современного состояния системы дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации позволило прийти к выводу о недостаточной представленности вопросов повышения коммуникативной компетентности данных специалистов. Для восполнения этого пробела был разработан и описан образовательный модуль «Культура выстраивания доверительных отношений». Его практическая значимость заключается в возможности применения в образовательных организациях, повышающих квалификацию сотрудников ОВД. Модуль поддерживает применение междисциплинарных подходов и направлен на освоение практических аспектов работы сотрудников ОВД с различными категориями населения. .
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Relevance of the study is due to the need to maintain a positive image of modern law enforcement officers in an unstable environment in the world, including the Russian Federation. Therefore, special attention should be paid to building public confidence in the activities of law enforcement officers. The system of additional professional education for law enforcement officers plays an important role in this regard. The goal of
the research is to substantiate the possibility and expediency of using the resources of advanced training in improving the culture of building trust with the population.
Methodology (materials and methods). The provisions of V. N. Myasishchev's concept of the relationship, according to which the individual acts as a transforming subject of reality, became the methodological basis. Based on this approach, the concept of a culture of trust was defined. Theoretical analysis of scientific researches presented in domestic and foreign science (research methods) allowed to come to the characterization of the culture of building trust relationships with the population among law enforcement officers.
Results. The study of the current state of the system of additional professional education of law enforcement officers in the Russian Federation led to the conclusion that there is insufficient representation of the issues of improving the communicative competence of these specialists. To fill this gap, the educational module "The Culture of Building Trust" was developed and described. Its practical significance lies in the possibility of its application in educational organizations that raise the qualifications of law enforcement officers. The module differs in its support for interdisciplinary approaches and aims at learning the practical aspects of the work of law enforcement officers with different categories of population.
Ключевые слова: сотрудники ОВД Российской Федерации, дополнительное профессиональное образование, доверительные отношения с населением, культура доверительных отношений, система правоохранения, повышение квалификации.
Keywords: the law enforcement officers of the Russian Federation, additional professional education, trusting relationships with the population, culture of trusting relations, law enforcement system, advanced training.
Введение
Происходящие глобальные процессы в мире и Российском государстве не могут не отразиться на многих сферах жизнедеятельности людей, в том числе и их безопасности. Если процитировать статью 1 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (последняя редакция), то можно обнаружить, что «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граж-
дан Российской Федерации... для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»»1. Необходимо также отметить, что население, в свою очередь, также ожидает от сотрудников ОВД обеспечения их безопасности. Далее в законе конкретизируются действия полиции, в частности, в статье 9 обозначено, что «полиция ... стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан», «.действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан» [там же, ст. 9].
Однако в реальной жизни встречается и другая ситуация, когда граждане испытывают тревогу относительно своей безопасности. Большие потоки негативной информации, которые идут от СМИ, вызывают состояния страха, безысходности, а в ряде случаев и паники у людей. Состояние беззащитности может приводить к разным реакциям, в том числе и агрессивным, что еще больше усиливает напряженность в стране. Соответственно, сегодня как никогда важно выстраивать деятельность системы дополнительного образования сотрудников ОВД таким образом, чтобы, наряду с совершенствованием профессиональных компетенций, повышалась и их культура выстраивания доверительных отношений с населением.
Цель исследования - обоснование возможности и целесообразности использования ресурсов дополнительного профессионального сотрудников ОВД в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением. Достижение обозначенной цели осуществляется путем поэтапного решения ряда задач. В первую очередь, необходимо определиться с понятием культуры доверительных отношений у сотрудников органов внутренних дел. Далее определить существующие взгляды на специфику доверия граждан к работе правоохранительных органов и на этой основе определить роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением.
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 05.04.2020).
Методологические основы исследования.
Рассматривая вопросы повышения культуры выстраивания доверительных отношений с населением у сотрудников ОВД, необходимо определить само понятие культура доверительных отношений. Для этого уместно обратиться к психологическим концепциям, раскрывающим основные аспекты этого вопроса. Вопросы отношений личности с социумом достаточно хорошо описаны в концепции В. Н. Мясищева. Ученый рассматривает отношения как сознательную, избирательную, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности. Такая связь основывается на опыте и выражается в действиях, реакциях и переживаниях человека [1]. Мы исходим из ключевой позиции В. Н. Мясищева, что отношения связывают человека с различными аспектами его действительности: со средой, с людьми и с самим собой. Причем В. Н. Мясищев указывал, что личность в результате своих отношений может не только адаптироваться под среду, но и активно ее преобразовывать. Однако отношения могут быть различными. Когда речь идет о доверительных отношениях, актуализируется аспект положительного, эмоционально окрашенного восприятия субъекта таких отношений, которое детерминирует поведение, деятельность и другие отношения [2]. Если затрагивать аспект культуры отношений, то высвечивается ценностный аспект личности. Поэтому культуру доверительных отношений будем рассматривать как комплексную личностную характеристику, предполагающую активное взаимодействие личности со средой, путем ее конструктивного
преобразования и ценностного отношения к субъектам такой среды, вызывающего у них положительный отклик.
Если уточнять это понятие применительно к сотрудникам ОВД, важно изучить специфику их профессиональной деятельности в аспекте взаимодействия со средой и ее субъектами (отдельными гражданами и их объединениями).
Обзор литературы. Научные исследования по темам взаимодействия сотрудников ОВД с людьми в последние годы значительно активизируются. Они посвящены аспектам общения, формирования положительного имиджа, повышения доверия населения к деятельности правоохранительных органов и связанных с этим проблем. Данному вопросу адресовано множество отечественных и зарубежных исследований. Представим некоторые из них, наиболее приближенные в проблеме нашего исследования.
В. В. Ермолаев выделяет несколько проблем современной правоохранительной системы в России, требующих незамедлительного решения. Такого рода проблемы обусловливается наличием рецидивов «палочной системы», сложившейся практикой учета и регистрации преступлений, качеством образовательной подготовки сотрудников полиции, ответственность руководящего состава полиции за осуществлением мер законности. В числе важных проблем автором называется возвращение доверия населения к органам внутренних дел [3]. Нам показалось важным уточнить факторы, которые выделяет данный ученый, как влияющие на доверие граждан к системе правоохранения и, наоборот, нарушающие его (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, определяющие доверие/недоверие граждан к сотрудникам ОВД
Вызывают доверие Разрушают доверие
Честная и открытая коммуникация, взаимопомощь и сотрудничество Преобладание заинтересованности в обеспечении собственного благополучия над благополучием других людей
Предоставление точной и неискаженной информации Несогласованность действий, противоречивость даваемых указаний
Осуществление обязательств и обещаний Наличие необоснованных выводов, безответственность деятельности сотрудников, отсутствие требуемой и надлежащей проверки факторов и свидетельств
Демонстрация профессионализма и высокой компетентности Доминирование стратегии самооправдания
Способность прислушаться к другому мнению даже при несогласии с ним Наличие практики обвинения других при условии неэффективной или неуспешной деятельности
Итак, доверие вызывают сотрудники ОВД, которые компетентны, честны и готовы оказать помощь гражданам. Соответственно, люди не доверяют равнодушным, безответственным и эгоистичным полицейским. В. В. Ермолаевым также был определен уровень доверия граждан к сотрудникам полиции. Оказалось, что большинство (57%) демонстрируют низкий уровень доверия. К сожалению, высокий уровень доверия к сотрудникам ОВД показали только 6% граждан, остальные - средний. Решение указанных проблем видится этим автором в совершенствовании организационной культуры, в частности изменение системы организационных ценностей у сотрудников ОВД. Итак, на основе данных выводов можно заключить, что современная коммуникация сотрудников ОВД должна быть обогащена ценностными, культурными аспектами доверительных отношений.
Исследование А. И. Дубняковой показало, что в целом позитивное отношение к деятельности сотрудников полиции обнаруживают порядка 48% респондентов, а негативное - 29%. Также ею были выделены представления населения об «идеальном» сотруднике ОВД. В его портрет входят:
- способности к установлению коммуникации (тактичность, доброжелательность, уважение, желание оказать поддержку и помощь другим людям, направленность на личностное совершенствование, уравновешенность и др.);
- волевые характеристики (высокая работоспособность, ответственное отношение к профессиональным обязанностям, смелость, дисциплинированность, уверенность, профессионализм, добросовестность);
- эмоциональная компетентность (чуткость, эмпатия, рассудительность, интуиция, обаяние, стремление к успеху) [4].
В научной литературе прочно закрепилась позиция, в соответствии с которой положительный образ сотрудников полиции находится в прямой зависимости от уровня их образования и профессиональной компетентности. Важную роль также играет наличие у сотрудников полиции выраженных личностных качеств, а также коммуникативных навыков кандидатов на должность полицейского. Обращается внимание на важность осуществления целенаправленной воспитательной рабо-
ты с сотрудниками ОВД; педалируется идея об открытости полицейских для сотрудничества с населением и СМИ.
О. Г. Кравцов, В. А. Балашова и В. Л. Цветков пишут, что работа с людьми является ключевым аспектом полицейской службы, что требует от сотрудников ОВД развития коммуникативных навыков, в том числе социального позиционирования. Исходя из того, что источником, формирующим образ полиции, выступает телевидение, порой навязывающее «социальные ярлыки», необходимо работать и с данным ресурсом. Поэтому многим сотрудникам ОВД приходится разрушать сформированный негативный их образ в СМИ путем совершенствования собственных психологических основ коммуникации [5]. Нам импонирует, что в данном исследовании показаны глубокие закономерности процесса общения. В частности отмечается, что важно, с одной стороны, формировать доверие граждан путем личностно ориентированного взаимодействия, а с другой стороны, - не перейти грани трансформации профессиональной коммуникации в дружескую, и даже панибратскую. Это исследование, как и предыдущее, показывает, что отношение граждан к сотрудникам ОВД складывается не только на основе субъективных собственных впечатлений, но и на фоне установок, формируемых общественностью и СМИ. Поэтому мы считаем, что дополнительное профессиональное образование сотрудников полиции может учитывать этот аспект при развитии у них культуры доверительных отношений с населением.
Е. А. Николаенко и В. А. Калинин утверждают, что состояние общественного порядка и безопасности страны зависит не только от работы правоохранительных органов, но гражданской активности самого населения по взаимодействию с правоохранительными органами. В их статье приводится статистика снижения преступности за счет активной работы народных дружин и внештатных сотрудников. Проводится анализ законов, регламентирующих деятельность внештатных сотрудников полиции, и отмечается, что ответственность за их правовую подготовку лежит на самих сотрудниках полиции [6]. Этот вывод является принципиально важным и должен быть непременно учтен при проектировании допол-
нительного профессионального образования сотрудников ОВД.
A. В. Гайнуллина и С. В. Прокурова отмечают увеличение различных вариантов общественных объединений граждан: казачьих формирований, добровольных народных дружин, внештатных подразделений ДПС ГИБДД, общественных советов при МВД, советов общественности при участковых пунктах полиции. Это указывает на готовность населения взаимодействовать с сотрудниками ОВД в вопросах собственной безопасности. Также авторами предложены различные формы взаимодействия с населением сотрудников ОВД, которые могут в значительной степени повысить доверие путем выстраивания качественного взаимодействия. Укажем эти формы:
- организационно-правовые (конференции, информационно-пропагандистские акции, профилактические мероприятия);
- коллективные (общественные объединения);
- индивидуальные (базирующиеся на основе добровольности);
- опосредованные (через обращение на портал госуслуг на сайте Госавтоинспекции и других порталах МВД России) [7].
Для повышения качества взаимодействия сотрудников ОВД с населением рекомендуется усиление их психологической подготовки, в частности, с использованием лекционных и практических занятий. Лекции предлагается проводить по теме влияния коммуникации на правосознание граждан, специфики межличностного восприятия и эмоционального обмена, основам конструктивного разрешения конфликта. Практика может содержать как психодиагностические методики и тренинговые упражнения, так и моделирование ситуаций профессиональной деятельности (конфликтных, экстремальных, содержащих привлечение граждан к содействию, оказанию им помощи, в т. ч. и психологической), инструктажи перед заступлением нарядов на службу.
B. Е. Гимпельсон и Г. А. Монусова провели межстрановой анализ доверия граждан к полиции. Они пришли к выводу, что высокий уровень демократии, отсутствие коррупции, открытости и ответственности деятельности сотрудников полиции является условием становления у населения положительного отношения
к ним. Подчеркивается положение о том, что население предрасположено верить тем, на кого оно может положиться и кого понимает в большей степени [8].
Таким образом, можно обнаружить, что тема доверия граждан к полиции является актуальной не только в России. Исследования проводятся в разных странах и обнаруживаются различные определенные нюансы: гендерные, национальные, географические. Например, китайскими исследователями обнаружено, что деревенские жители демонстрировали более низкий уровень доверия к полиции, чем местные чиновники. Больше доверяют полиции женщины-респонденты, а также чиновники с более высоким уровнем дохода [9]. Исследования бразильских ученых показывают, что увеличение общего числа зарегистрированных преступлений снижает доверие к полиции (особенно в ситуациях торговли наркотиками и изнасилований). Отмечается, что чернокожие люди чувствуют себя в меньшей безопасности, даже живя в тех же районах, что и белые граждане [10].
Итак, проблема доверительных отношений выступает одной из важных для сотрудников органов внутренних дел. Специфика их профессиональной деятельности в отношении работы с населением заключается:
- в обеспечении, в первую очередь, безопасности населения;
- преодолении сложившихся негативных стереотипов по отношению к сотрудникам полиции;
- необходимости взаимодействия с различными категориями населения: совершившими преступление, пострадавшими от этих преступлений свидетелями и пр.
Поэтому культура доверительных отношений сотрудников ОВД с населением представляет собой комплексную личностную характеристику, предполагающую активное взаимодействие сотрудника ОВД с различными категориями населения, с целью выстраивания конструктивных коммуникаций, способствующих повышению имиджа правоохранительной системы и результативности ее деятельности. Такая культура включает в себя готовность сотрудника ОВД к взаимодействию с гражданами на основе признания ценности каждой личности и способности оказания им помощи, вызы-
вающей положительный отклик со стороны населения.
Результаты. В развитии культуры доверительных отношений сотрудников ОВД с населением мы видим существенную роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации. Вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации курируются рядом нормативных документов. В первую очередь это Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2. В статье 76 этого закона отмечается, что подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется как по основным, так и по дополнительным профессиональным программам. К ним относятся программы повышения квалификации и переподготовки. В приказе МВД России «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД РФ» указывается, что обучение сотрудников ОВД может осуществлять как единовременно и непрерывно, так и поэтапно. Дополнительное профессиональное образование сотрудников может осуществляться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему МВД России, на основе государственного заказа, не реже одного раза в 5 лет3.
В данном документе определены организационные формы осуществления дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД. Вместе с тем в содержательном плане акцент в большей степени делается на профессиональную служебную и физическую
2 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 03.04.2020).
3 Приказ МВД России от 05 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 03.04.2020).
подготовку: учебная стрельба, физическая подготовка (боевые приемы, спортивные игры, ОФП), правовая подготовка. Мы считаем, что для развития культуры доверительных отношений сотрудников ОВД с населением необходимо обогатить программы повышения квалификации психологическими аспектами, например связанными с коммуникацией.
Ф. Ч. Коболов провел анализ направленности программ обучения (повышения квалификации в системе ДПО) на предмет психологической составляющей. Для анализа было выбрано 5 программ: по расследованию общеуголовных преступлений; по повышению квалификации начальников территориальных органов МВД России на районном уровне; по повышению квалификации с языковой подготовкой сотрудников ОВД РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных международных мероприятий. Также рассматривались примерная программа ДПО сотрудников Центров обеспечения безопасности высших должностных лиц ФГКУ УВО (ОВО) и программа повышения квалификации помощников оперативного дежурного, помощников оперативного дежурного по «02», помощников оперативного дежурного по телеграфной связи дежурных частей МВД [11]. Было обнаружено, что практически во всех программах слабо представлена тема развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Вопросы, связанные с психологической подготовкой, в целом обозначены в этих примерных программах (в пояснительной записке, задачах программы), однако темам коммуникации даже в языковых программах уделено недостаточно часов. К примеру, в 106-часовой программе по обеспечению безопасности высших должностных лиц выделено всего 6 часов на «основы криминальной психологии», «основы конфликтологии» и «психологию поведения больших групп людей». На основании этого автор делает вывод о необходимости обогащения содержания программ практическими вопросами по совершенствованию коммуникации сотрудников ОВД. В. Г. Дикарев и В. Н. Григорьев указывают цели повышения квалификации сотрудников ОВД, которые связаны с: эффективностью выполнения новых задач; увеличением инновационного потенциала сотрудников,
приобретением знаний, выходящих за рамки наличествующей должности; побуждение учиться дальше [12]. Ими рассматриваются инновационные формы образования: вариативное, модульное, активные формы обучения.
Итак, мы предлагаем универсальный образовательный модуль, который может быть включен в любую программу повышения квалификации, направленный на развитие культуры доверительных отношений с населением сотрудников ОВД.
Предложенный образовательный модуль включает в себя три раздела, содержащие основы социальной психологии, конфликтологии и психологии делового общения.
Он предполагает как лекционные, так и практические занятия, при этом вторым отдается приоритет по количеству часов.
Учебно-тематический плг «Культура выстраивания
Формы контроля содержат промежуточный и итоговый этапы.
Промежуточный контроль осуществляется по каждому разделу, включает тест по теме социальной психологии, решение профессиональных кейсов по конфликтологии и деловую игру, направленную на изучении сформирован-ности навыков доверительного общения у сотрудников ОВД. Итоговый контроль представляет собой проектную работу. Она заключается в создании практических рекомендаций по выстраиванию доверительных отношений с населением, исходя из должностных обязанностей сотрудников ОВД.
Проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Трудоемкость модуля составляет 16 часов, из которых 6 лекционных, 10 практических.
Таблица 2
образовательного модуля верительных отношений»
№ Тема раздела, вопроса Всего час. В том числе л. з. | п. з. | д. о. Форма контроля
Раздел 1. Основы социальной психологии при формировании имиджа личности
1.1 Психология больших и малых групп 1 1 Тест
1.2 Особенности коммуникации с различными категориями населения 2 2
1.3 Психологические механизмы влияния на восприятие информации людей в СМИ 2 1 1
Раздел 2. Базовые принципы конфликтологии во взаимодействии с людьми
2.1 Причины конфликтов. Структура конфликта, этапы его протекания 1 1 Метод кейс-стади
2.2 Особенности конфликтной личности. Стратегии коммуникации, исходя из личностных характеристик оппонента 2 2
2.3 Управление конфликтом с различными категориями населения 2 2
Раздел 3. Основные подходы выстраивания доверительного общения
3.1 Этические аспекты профессиональной деятельности полиции 2 1 1 Деловая игра
3.2 Имидж современного сотрудника ОВД 2 2
3.3 Основные механизмы доверительного общения с населением 2 2
Итоговый контроль Проектная работа
Итого 16 6 10
* л. з.- лекционные занятия, п. з. - практические занятия, д. о. - дистанционное обучение.
Он может реализовываться как в очной, так и в очно-заочной форме. Во втором варианте лекционные занятия могут быть трансформированы в электронную форму и реализовываться с применением дистанционных образовательных технологий.
Практические занятия предполагают активные формы работы: дискуссии, мозговой штурм, просмотр интернет и видео-ресурсов, посвященных образу полицейского и отношению населения к деятельности правоохранительной системы. Лекционные занятия будут также эффективны при проведении различных модификаций: лекция вдвоем, лекция с обратной связью, лекция-дискуссия.
Обсуждение. Предложенный модуль направлен на повышение культуры выстраивания доверительных отношений с населением у сотрудников ОВД Российской Федерации. Его практическая значимость находит выражение в возможности широкого применения в практике повышения квалификации сотрудников полиции в сегменте профессионального образования, в том числе образовательных организациях, которые не подведомственны МВД России. Его специфика заключается в интеграции основных положений социологической, конфик-тологической, психологической и юридической наук, а также возможности применения их в реальной практической деятельности сотрудника ОВД как основного состава, так и руководящих работников.
Существует несколько вариантов реализации данного модуля: в очной или в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.
Это повышает возможности применения модуля в системе дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД в современных условиях. Темы, включенные в модуль, направлены на решение актуальных вопросов выстраивания доверительных отношений сотрудников ОВД с населением. Основная цель его реализации заключается в совершенствовании имиджа современного сотрудника ОВД и повышение доверия населения к деятельности правоохранительной системы. Условием применения модуля «Культура выстраивания доверительных отношений» является профессионализм преподавателей, его реализующих. Требования к ним: психологическое
образование, опыт работы в системе дополнительного профессионального образования, знание основных закономерностей общения и основ юридической психологии.
Заключение. Нормативно-правовыми документами в области правоохранительной системы регламентируют основные направления деятельности сотрудников ОВД, среди которых выделяется обеспечение общественного доверия и поддержка граждан. При этом анализ научных исследований указывает, что доверие у населения к органам полиции выражено недостаточно. Потому возникает необходимость повышения культуры у сотрудников ОВД выстраивания доверительных отношений с населением. В качестве методологических основ выступила концепция отношений В. Н. Мяси-щева, на основе положений которой была дана характеристика культуры доверительных отношений. Обзор работ, посвященных вопросам взаимодействия сотрудников ОВД с населением, показал остроту проблемы не только на российском, но и международном уровне. Анализ современной системы дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД РФ позволит установить сравнительно невысокий уровень коммуникативной подготовленности полицейских, в том числе в плане взаимодействия с гражданами и формирования у них доверия к деятельности правоохранительных органов. Поэтому был предложен универсальный модуль «Культура выстраивания доверительных отношений», который может применяться в системе дополнительного профессионального образовании сотрудников ОВД. Данный модуль рассчитан на 16 часов, включает лекционные и практические занятия, а также разные формы контроля (тест, метод кейс-стади, деловая игра, проектная работа). Спецификой его является практико-ориентированность и междисциплинарная интеграция основных положений социологии, психологии, конфликтологии, юриспруденции. Основная цель модуля - повышение у сотрудников ОВД культуры выстраивания доверительных отношений с населением.
Условием успешной реализации представленного модуля является профессиональная психолого-педагогическая и юридическая компетентность преподавательского состава, осу-
ществляющего свою деятельность в системе дополнительного профессионального образования. Перспективами дальнейшего исследования обозначенной проблемы является апробация предложенного решения и его корректировка при необходимости.
Библиографический список:
1. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. -Москва : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. -356 с. - Текст : непосредственный.
2. Антоненко, И. В. Доверие: социально-психологический феномен : монография / И. В. Антоненко; Гос. ун-т управления. -Москва : Социум, 2004. - 319 с. - Текст : непосредственный.
3. Ермолаев, В. В. Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования / В. В. Ермолаева. - Текст : непосредственный // Прикладная юридическая психология. - 2014. -№ 3. - С. 112-119.
4. Дубнякова, А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А. И Дубнякова. -Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. -№ 4 (55). - С. 19-21.
5. Кравцов, О. Г. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции / О. Г. Кравцов, В. А. Балашова, В. Л. Цветков. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 4 (75). - С. 60-64.
6. Николаенко, Е. А. Проблемные вопросы организационно-правового участия граждан в охране общественного порядка / Е. А. Николаен-ко, В. А. Калинин. - Текст : непосредственный // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2018. - № 2. - С. 59-63.
7. Гайнуллина, А. В. Психологические аспекты взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД / А. В. Гайнуллина, С. В. Прокуро-ва. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. -№ 1 (76). - С. 48-54.
8. Гимпельсон, В. Доверие к полиции: меж-страновой анализ / В. Е. Гимпельсон, Г. А. Мо-нусова. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики. - 2012. - № 11. - С. 24-47.
9. Sun I. Y. Trust in the Police in Rural China: a Comparison Between Villagers and Local Officials. Asian J Criminol, 2019, No. 14, р. 241-258.
10. Sampaio, J. O. Does Concern about Local Crime affect People's Trust in the Police? Estud. Econ. Sao Paulo, 2019, vol.49, no.4. URL: http://www.scielo.br/scielo.php?pid=S010141612019 000400661&script=sci_arttext (дата обращения: 05.04.2020).
11. Коболов, Ф. Ч. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования / Ф. Ч. Коболов. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. -URL: http: //science -education.ru/ru/article/view? id=21731 (дата обращения: 06.04.2020).
12. Дикарев, В. Г. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов / В. Г. Дикарев, В. Н. Григорьев. - Текст : непосредственный // Полицейская и следственная деятельность. - 2013. - № 3. - С. 75-89.
References:
1. Myasischev V. N. Psychology of relations [Psihologiya otnoshenij], Edited by А. A. Boda-leva. Moscow: Publishing House "Institute of Practical Psychology", Voronezh, 1995. 356 p.
2. Antonenko I. V. Confidence: social-psychological phenomenon: monograph [Doverie: social'no-psihologicheskij fenomen: monografiya], State University of Management, Moscow: Soci-um, 2004. 319 p.
3. Ermolaev V. V. Confidence of the citizens to the police as a criterion of the internal affairs organizational culture controllability at the stage of reforming [Doverie grazhdan policii kak kriterij upravlyaemosti organizacionnoj kul'tury OVD na etape reformirovaniya], Applied legal psychology, 2014, No. 3, pp. 112-119.
4. Dubniakova A. I. The image of a police officer in the minds of citizens [Obraz sotrudnika policii v soznanii grazhdan], Psychopedagogy in law-enforcement bodies, 2013, No. 4 (55), pp.19-21.
5. Kravtsov O. G., Balashova V. A., Tsvet-
kov V. L. Peculiarities of the social positioning of the operative police officers [Osobennosti so-cial'nogo pozicionirovaniya operativnyh sotrudni-
kov policii], Psychopedagogics in law enforcement agencies, 2018, No. 4 (75), pp. 60-64.
6. Nikolaenko E. A., Kalinin V. A. Problems of the organizational-legal participation of the citizens in protection of the public order [Problemnye voprosy organizacionno-pravovogo uchastiya gra-zhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka], Bulletin of Belgorod legal institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, No. 2, pp. 59-63.
7. Gainullina A. V., Prokurova S. V. Psychological aspects of interaction in activity of law enforcement officers [Psihologicheskie aspekty vzai-modejstviya v deyatel'nosti sotrudnikov OVD], Psychopedagogics in the law enforcement agencies, 2019, No. 1 (76), pp. 48-54.
8. Gimpelson V. E., Monusova G. A. Confidence in the police: a cross-country analysis [Do-verie k policii: mezhstranovoj analiz], Questions of economy, 2012, No. 11, pp. 24-47.
9. Sun I. Y. Trust in the Police in Rural China: a Comparison Between Villagers and Local Officials. Asian J Criminol, 2019, No. 14, p. 241-258.
10. Sampaio J. O. Does Concern about Local Crime affect People's Trust in the Police? Estud.
Econ. Sao Paulo, 2019, Vol. 49, No. 4. Available at: http://www.scielo.br/scielo.php?pid=S0101416 12019000400661&script=sci_arttext (accessed date: 04/05/2020).
11. Koblov F. C. Improvement of professional training of the internal affairs bodies staff in the system of additional professional education [Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ya], Modern problems of science and education, 2015, No. 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21731 (accessed date: 04/06/2020).
12. Dikarev V. G., Grigoriev V. N. Modern forms of organization of training in the system of additional education within the limits of improvement of professional skill of the law enforcement officers [Sovremennye formy organi-zacii obucheniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v ramkah povysheniya kvalif-ikacii sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov], Police and investigation activity, 2013, No. 3, pp. 75-89.