Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МТО ВС РФ'

СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МТО ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / SYNERGETIC APPROACH TO MILITARY SPECIAL TRAINING OF CADETS / REFLEXIVE APPROACH TO THE MILITARY EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF REFLEXIVE-AND-CREATIVE EDUCATION OF MILITARY SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпак Виктор Афанасьевич, Потанин Сергей Павлович

В статье освещаются основы технологии подготовки военных специалистов МТО к выполнению поставленных задач в условиях неопределенности среды. Технология обозначена как технология рефлексивно-творческого образования курсантов военных вузов МТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпак Виктор Афанасьевич, Потанин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO MAKE DECISIONS TECHNOLOGY OF REFLEX-CREATIVE EDUCATION OF CADETS AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RF DEFENCE MINISTRY LOGISTICS

The article covers the technological fundamentals for training military logistical specialists to perform the assigned tasks in the context of environment uncertainty. Technology is designated as a technology of reflective-and-creative education of cadets in logistical military higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МТО ВС РФ»

B.А. ШПАК,

C.П. ПОТАНИН

V.A. SHPAK, S.P. POTANIN

СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

ABILITY TO MAKE DECISIONS

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МТО ВС РФ

TECHNOLOGY OF REFLEX-CREATIVE EDUCATION OF CADETS AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RF DEFENCE MINISTRY LOGISTICS

Сведения об авторах. Шпак Виктор Афанасьевич - начальник отдела НИИ (военно-системных исследований материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации) ФГКВОУ ВПО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева», полковник в отставке, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: shpakvikt@yandex.ru);

Потанин Сергей Павлович - старший научный сотрудник НИИ (военно-системных исследований материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации) ФГКВОУ ВПО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева», капитан 1 ранга запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: spspb@bk.ru).

Аннотация. В статье освещаются основы технологии подготовки военных специалистов МТО к выполнению поставленных задач в условиях неопределенности среды. Технология обозначена как технология рефлексивно-творческого образования курсантов военных вузов МТО.

Ключевые слова: синергетический подход к военно-специальной подготовке курсантов;рефлексивный подход к военно-образовательному процессу; технология рефлексивно-творческого образования военных специалистов.

Information about the authors. Viktor Shpak - Chief of the Research Institute (military system studies of logistical support of the RF Armed Forces) of the FSBMEE HPE «Military Academy of Logistical Support named after General of the Army A.V. Khrulyov, Cand. Sc. (Mil), Colonel (ret), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: shpakvikt@yandex.ru);

Sergey Potanin - Senior Researcher of the Research Institute (military system studies of logistical support of the RF Armed Forces) of the FSBMEE HPE «Military Academy of Logistical Support named after General of the Army A.V. Khrulyov, Cand. Sc. (Ped), Captain 1 Rank (res), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: spspb@bk.ru).

Summary. The article covers the technological fundamentals for training military logistical specialists to perform the assigned tasks in the context of environment uncertainty. Technology is designated as a technology of reflective-and-creative education of cadets in logistical military higher educational institutions.

Keywords: synergetic approach to military special training of cadets; reflexive approach to the military educational process; technology of reflexive-and-creative education of military specialists.

Рассматриваемая в данной статье технология военно-профессионального образования курсантов опирается, с одной стороны, на накопленный в высшей военной школе организационно-методиче-

ский опыт военно-профессиональной и военно-специальной подготовки курсантов, с другой стороны - на относительно новые синергетический и рефлексивный подходы, обеспечивающие

формирование у курсантов субъектности (личностных характеристик самодеятельности) и особой креативности (творческого мышления) -способности принимать решения на выполнение по-

ставленных задач в любых условиях обстановки.

Синергетический подход к военно-профессиональному образованию определяет отработку на учебных занятиях практической направленности специальных учебных заданий неопределенностного типа, вызывающих у курсантов затруднения критического мышления (анализа обстановки и принятия решения) или слабую нервно-психическую неустойчивость.

К заданиям неопределенностного типа относятся задания с не полностью определенными начальными условиями; задания, решаемые в условиях цейтнота времени (по секундомеру); задания, требующие повышенных мер безопасности и контроля (все огневые упражнения, прыжки с парашютом, занятия на полигонах борьбы с пожаром, военные учения и т.д.); задания, защита решений которых производится в условиях контролируемого стресса (например, звуковые помехи, публичная защита решения в условиях полемики и т.д.). Доля таких заданий в любой дисциплине должна быть не менее 5 %, а в военно-профессиональных и тактико-специальных дисциплинах существенно превышать эту цифру. Организация занятий практической направленности с отработкой таких заданий должна автоматически включаться в методику преподавания дисциплины (учебного модуля).

Рефлексивный подход к военно-специальной подготовке предусматривает управление преподавателем дидактического процесса с организацией обратной связи, обучение курсантов умениям самоанализа и адекватной самооценки учебной деятельности, акцент в преподавании на организацию самообучения и само-

воспитания курсантов. Самооценки учебной и служебной деятельности, сравниваемые с оценками других курсантов, должны стать обязательным элементом формирования субъектности будущих офицеров.

Особенно важна здесь адекватная рефлексия курсантами собственной креативности, способности мыслить нешаблонно, профессионально действовать в разрез оживаниям окружающих. Для организации такой учебной рефлексии на профессиональном материале каждый преподаватель должен разработать задания повышенной сложности и творческие задания. Их удельный вес в дисциплине может быть небольшим, но каждый курсант по каждой дисциплине (модулю) должен попробовать и оценить свои возможности в решении таких заданий.

По сути дела речь идет о создании в военном вузе рефлексивной образовательной среды. По нашему мнению, именно развитая рефлексия, контролируемая волей и дополняемая психологической подготовленностью, в экстремальных условиях выполнения поставленной задачи поможет офицеру отыскать внутренние необходимости выполнения своего долга, поможет опереться на них и выполнить этот долг.

Следующая инновационная составляющая технологии рефлексивно-творческого образования курсантов - специально разработанная бал-льно-рейтинговая система объективной оценки компетенций.

Оценка компетенции складывается из оценки ее составных частей - учебных дисциплин и модулей и оценки освоения целостной компетенции, полученной во время рубежного контроля.

Оценка учебных дисциплин и модулей осуществляется профессорско-преподавательским составом (ППС) по 100-балльной шкале, из расчета баллов, полученных: а) за знания, умения и навыки (ЗУН), продемонстрированные курсантами при решении типовых учебных заданий (предусмотрены содержанием учебной программы); б) за задания неопределенностного типа, формирующие готовность действовать в условиях неопределенности; в) за задания повышенной сложности, формирующие критическое мышление; г) за творческие задания, развивающие способность к творческому мышлению; д) за промежуточную аттестацию.

Оценка освоения целостной общекультурной компетенции осуществляется по психологическому «портрету» выпускника, полученному путем анализа ежегодных экспертных опросов относительно сформированности личностных характеристик общекультурных компетенций. Личностные характеристики общекультурных компетенций формализованы в специальных анкетах в балльные показатели, сумма которых также равна 100 баллам. Исходя из особенностей общекультурных компетенций, отдельные личностные характеристики могут определяться по балльной оценке портфолио.

Оценка освоения целостной профессиональной компетенции осуществляется путем развертывания в военном вузе имитационного процесса фрагмента профессиональной деятельности, включающего в себя профессиональные задачи, отраженные в компетенции. Процедуры рубежной оценки профессиональных компетенций - ситуационный компетентностно ориентиро-

С

Требования ФГОС ВПО и КТ ВПП

]

Принципы преподавания

- единства воспитания, обучения,развития

и ПП; - трансцендентной ориентации преподавания;

- рефлексивного интерактивного

обучения;

- формирования

субъектных характеристик курсантов;

- синтонного пед. общения /

Содержание образования: темы, разделы учебной дисциплины или модуля

Принципы учения

Учебные задания: - типовые; - неопределенностные; - повышенной сложности; - творческие

БРС оценки качества освоения компетенций

- самостоятельности и активности; - инициативы и апробации нового; - трансцендентной ориентации учения (определение границ

способностей и граничного уровня притязаний)

Предупреждающие действия

Корректирующие действия

Ч_У

Текущий контроль: оценки ППС + взаимооценки курсантов + самооценка курсанта учебных заданий Промежуточная аттестация:

оценки преподавателей ЗУН по дисциплине в соответствии с БРС Рубежный контроль компетенций: процедуры объективной оценки компетенций преподавателями и экспертами в соответствии с БРС ГИА: выборочная оценка некоторых военно-профессиональных компетенций внешними экспертами

Схема. Компоненты технологии рефлексивно-творческого образования

ванный тест, курсовой проект, контрольная расчетно-графи-ческая работа, тактико-специальное учение.

Оценка освоения (рубежный контроль) целостной военной компетенции осуществляется путем развертывания на полигоне военного вуза или в воинской части, где проходят стажировку курсанты, учебного фрагмента военно-профессиональной деятельности, имитирующего военно-профессиональные задачи, отраженные в компетенции. С целью возможности полномасштабного

осуществления этой функции программа стажировки должна быть существенно переработана относительно традиционного ее содержания. Между вузом и воинской частью должно быть заключено специальное соглашение, предусматривающее привлечение матчасти, полигонов боевой подготовки, а также опытных офицеров и, может быть, личного состава воинской части для рубежного контроля военных компетенций курсантов.

Процедуры рубежной оценки военных компетенций -

тактическая летучка, военная игра, компетентностно-ори-ентированная комплексная учебная задача.

Как известно из теории военной педагогики, военно-образовательный процесс складывается из четырех взаимосвязанных - обучения (формирование опыта), воспитания (формирование личностных ценностей), развития (развитие интеллектуальных способностей) и психологической подготовки (психологическая готовность и способность действовать при стрессорах воинской деятельности).

Предлагаемая технология представляет собой систему действий преподавателя и курсантов, опирающуюся, прежде всего, на позитивный передовой опыт традиционного военного образования.

В рассматриваемую технологию встроены не только дидактические задачи, но и мировоззренческие принципы, и стимулы к волевому це-ледостижению и творчеству, имеющие воспитательный эффект, а также подсистема психологической подготовки, представляющая собой учебные задания для действий в условиях информационной неопределенности и психологического давления. Психологическая подготовка, осуществляемая путем отработки подобных учебных заданий, имеет также ярко выраженный воспитательный характер.

Компоненты технологии рефлексивно-творческого военно-профессионального образования курсантов графически представлены на схеме.

Рассматриваемая технология позволяет осуществлять подготовку будущих офицеров к профессиональным действиям в условиях неопределенности среды, форс-мажора и стресса. 4"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.