Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 214—218. State service and personnel. 2023; (5):214—218.
Научная статья УДК 343.98
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-214-214-218 EDN: https://elibrary.ru/XFGXVH
NIION: 2012-0061-05/23-301 MOSURED: 77/27-008-2023-05-501
Способ хищения в сфере строительства дорог как основной элемент в структуре криминалистической характеристики преступления
Елена Виллиевна Жидкова
Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению способа хищения при строительстве дорог. Обращено внимание, что способ зависит от специфики данного вида деятельности. Сделан вывод, что исследование способа хищения во взаимосвязи и взаимообусловленности с иными элементами криминалистической характеристики, положительно скажется на расследовании хищений в сфере дорожного строительства.
Ключевые слова: расследование, строительство дорог, хищения, криминалистическая характеристика, способ преступления
Для цитирования: Жидкова Е.В. Способ хищения в сфере строительства дорог как основной элемент в структуре криминалистической характеристики преступления // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 214—218. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-214-214-218 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/XFGXVH
Original article
The method of theft in the field of road construction as the main element in the structure of the forensic characterization of the crime
Elena V. Zhidkova
Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of the Russia, Vladivostok, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the consideration of the method of theft during road construction. It is noted that the method depends on the specifics of this type of activity. It is concluded that the study of the method of theft in connection and interdependence with other elements of forensic characteristics will have a positive impact on the investigation of theft in the field of road construction.
Keywords: investigation, road construction, theft, forensic characteristics, method of crime
For citation: Zhidkova E.V. The method of theft in the field of road construction as the main element in the structure of the forensic characterization of the crime // State service and personnel. 2023. (5):214—218. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2023-5-214-218 EDN: https://elibrary.ru/XFGXVH
Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики отнесены к одним из основных вызовов и угроз экономической безопасности нашего государства, а борьба с нецелевым ис-
© Жидкова Е.В., 2023
пользованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой — к основным направлениям государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности [1].
В настоящее время одним из наиболее привлекательных для криминальных элементов видов экономической деятельности с точки зрения получения высоких преступных доходов является строительство. Процесс стабилизации финансово-экономической ситуации в России влечет за
№ 5/2023
собой рост промышленного производства, увеличение инвестиций в различные отрасли хозяйственной деятельности, а следовательно, необходимость в расширении производственных площадей, развитии транспортной системы, в том числе дорог. В результате отмечается активизация в деятельности в области строительства, которая в настоящее время характеризуется ее разгосударствлением и ведением частными компаниями. Но при этом наиболее значимые социальные строительные объекты нередко финансируются полностью или частично из федерального, а также регионального и местного бюджетов, так как их строительство требует больших финансовых затрат. Прежде всего это касается автодорожного строительства и ремонта дорог, так, согласно плану дорожной деятельности до 2027 года в Российской Федерации пятилетний бюджет составит более 13 трлн рублей [2].
Большие денежные инвестиции, требующиеся для строительства, являются привлекательными для криминальной среды, и большинство преступлений в сфере строительства связано с хищением денежных средств, товарно-материальных ценностей, в том числе при ремонте и строительстве дорог.
Преступления, совершаемые при строительстве дорог, — это сложный многокомпонентный процесс, коррелирующий со спецификой данной сферы экономической деятельности. Именно ее особенности детерминируют способ совершения преступления. Одним из первых определение данному элементу криминалистической характеристики предложил Г.Г. Зуйков: «Способ совершения преступления представляет собой систему взаимообусловленных подвижно детерминированных действий, направленных на подготовку, совершение и сокрытие преступления, связанных с использованием соответствующих орудий и средств, а также времени, места и других способствующих обстоятельств объективной обстановки совершения преступления» [3, с. 15-16].
Всесторонне исследовав различные точки зрения, данные А.Н. Колесниченко, Э.Д. Курано-вой, Г.Г. Зуйковым, Р.С. Белкиным, В.Ф. Ер-молович, И.А. Возгриным, Н.П. Яблоковым, М.И. Еникеевым, М.С. Уткиным, А.А. Бессонов отмечает, что их объединяет «во-первых, система действий, во-вторых, эти действия детерминированы объективными и субъективными условиями, в-третьих, они направлены на достижение преступной цели, в-четвертых, такие действия связаны с использованием определенных приемов, орудий и средств, оставляющих в окружающей обстановке следы» [4, с. 171-172], и «именовать данную криминалистическую категорию целесообразно как «способ преступления»,
поскольку он включает в себя триединый комплекс действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления» [4, с. 172].
Познание способа преступления способствует его раскрытию и расследованию. К сожалению, следует констатировать, что не всегда получается качественно и эффективно раскрывать и расследовать преступления в сфере дорожного строительства, не всегда удается установить истинную картину события и привлечь виновных к ответственности. Этому мешает ряд обстоятельств, с одной стороны — оперативное сопровождение и расследование уголовных дел требует наличия знаний основ законодательства, нормативных документов общего и ведомственного характера, регулирующих отношения в области строительства; с другой — профессиональная корпоративность в строительной деятельности, коррупционная составляющая при заключении контрактов на строительные работы, активное противодействие следствию.
Поэтому успех расследования будет зависеть от того, насколько следователь вникнет в специфику дорожного строительства и как быстро сможет приступить к первоначальному этапу работы, определить, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо выполнить и в какой последовательности.
Как мы уже отметили, преступления при строительстве дорог определяются особенностями данной деятельности, знание которых будет способствовать расследованию в кратчайшие сроки.
Строительство дорог включает в себя не только создание новых, но и поддержание уже существующих дорог. Поэтому работы ведутся в двух направлениях — прокладка новых дорог и ремонт имеющихся. Любое строительство, в том числе и дорог, предполагает проведение определенного цикла работ.
Первым этапом любого строительства (или реконструкции) является проектирование, в ходе которого собирается полная информация о местности, что невозможно сделать без инженерных изысканий. В этот период проводятся геодезические и геотехнические исследования, создается план строительства, разрабатывается техническое задание, включая спецификации, чертежи, определяющие требования и способы строительства, материалы и др. Так, очень важные документы, составляемые на этом этапе, — это проект организации строительства, смета на строительство.
Второй этап — это капитальное строительство дорог (непосредственно дорожные работы), на котором в соответствии с техническим заданием сначала выбираются необходимые материалы и производятся нужные замеры. Далее выполня-
№ 5/2023
ются земляные работы для подготовки участка под дорогу, например вырубка леса, обработка земляного покрытия, демонтаж при наличии старого покрытия, вывоз старого грунта, завоз нового, насыпка грунта. После их окончания создается так называемая «подушка» — основание дороги с использованием песчано-гравийной смеси или по отдельности щебня и песка; эти материалы укладываются послойно, разравниваются и утрамбовываются; такая технология обеспечивает высокий уровень амортизации и прочности, а также долговечность. Следующая процедура — укладка покрытия из асфальта, технология которой выбирается в зависимости от бюджета, а также климатических условий. В завершение проводится благоустройство территории.
Все работы на этапах строительства в обязательном порядке оформляются документально, а оконченные работы сдаются по актам приемки выполненных работ (специальные формы КС-2, КС-3).
Таким образом, строительство дорог — обширная отрасль строительства, где решаются разные задачи, и лучший вариант, когда весь спектр работ выполняет один генеральный подрядчик, обладающий опытом в данной сфере. Однако в действительности в создании дорог участвует не одна организация, а несколько. Сам этапный характер создания дорог, технология дорожного строительства требуют строгой последовательности в выполнении отдельных этапов (завершение одного рабочего процесса предшествует началу другого), а также специализации задействованных лиц. Кроме того, необходимо использовать специальную технику, различные материалы, закупаемые у поставщиков. Следует учитывать и необходимость обустройства рабочих городков с временными сооружениями, необходимых при строительстве вдали от населенных пунктов, что требует вложения значительных денежных затрат.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ) [5], Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] и др. В этих документах дается понятие различных участников строительства дорог, среди которых застройщик, заказчик (государственный, муниципальный), технический заказчик, учреждения, предприятия, саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, коммерческие организации, инди-
видуальные предприниматели и т.д. К отдельным участникам ГрК РФ предъявляет жесткие обязательные требования, касающиеся строительной деятельности, в том числе сроков, объемов построенных объектов, финансового состояния. Следует отметить, что строительные работы организация может как осуществлять самостоятельно, так и передавать их выполнение другим лицам по договорам подряда, субподряда. Поэтому в процессе строительства фигурируют такие лица, как подрядчики, субподрядчики. Ход и результаты строительства проверяют контролирующие органы; в вопросах оплаты строительных работ задействованы финансовые органы.
У заказчика работ имеется утвержденный план-график, согласно которому производятся работы на том или ином участке автомобильной дороги. На право заключения договора на проектные работы, на строительство организуются и проводятся аукционы. После проведения аукциона на проектные работы проектная организация-победитель приступает к разработке проекта, после которого проходит государственную экспертизу, иначе данный проект не будет считаться действительным. В таком же порядке заключаются договоры на строительство.
Вышеописанные особенности дорожного строительства используются в преступных схемах хищений.
Способы хищений при строительстве дорог в целом аналогичны способам хищений в строительной отрасли, среди которых выделяют использование более дешевых и менее качественных материалов, оборудования, технологии производства, либо завышение стоимости материалов, оборудования, отдельных работ, либо производство строительных работ в неполном объеме, либо включение в акты выполненных работ заведомо не произведенных работ [7, с. 110]. Содержательную сторону способа хищения в строительной сфере составляют действия по созданию резервов денежных средств и строительных материалов [8, с. 199].
В зависимости от этапа строительства дорог хищение может быть на этапах проектирования, строительства, после его завершения — в процессе ремонтных работ. В данной сфере хищения осуществляются в основном путем мошенничества, присвоения и растраты. В ходе строительства, ремонта дорог выделенные на эти цели денежные средства должны вкладываться: 1) в прямые расходы, связанные с приобретением необходимых строительных материалов, комплектующих, конструкций и т.п., с эксплуатацией строительной техники с поддержанием ее в надлежащей состоянии, заработной платы рабочих, водителей, механиков; 2) в общепроизводственные
№ 5/2023
расходы, связанные с затратами на управление и обслуживание дорожного строительства (ремонта), совершенствование технологий и т.д.; 3) в административные расходы, связанные с общехозяйственными нуждами, в т.ч. командировочные; 4) в прочие расходы, связанные с постройкой временных зданий и сооружений, дополнительные расходы на строительство.
Отмеченные статьи расходов используются преступниками при выборе способа хищения, который как правило, в исследуемых преступлениях является полноструктурным, в него входят как подготовка к преступлению, так и его совершение и сокрытие. Учитывая специфику строительной отрасли, подготовка к хищению фактически является и его сокрытием. Так, все этапы работ в строительстве обязательно сопровождаются составлением подтверждающих документов. Это могут быть акты приемки выполненных работ, документы по их оплате, рабочие наряды, табели учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости, документы по движению материалов, по использованию специальной техники, в том числе путевые листы, документы о расходе бензина, дизельного топлива; документы о взаимоотношениях с подрядчиками, субподрядчиками, иными контрагентами. Документально оформляются отношения с организацией-заказчиком работ, с саморегулируемыми организациями в области строительства, с кредитными организациями, кроме того, имеется целый ряд документов контролирующих органов, регистрирующих органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления и многих других. При подготовке к хищению преступники подделывают отдельные документы, внося в них заведомо ложные сведения, и эти же документы используются и в целях сокрытия хищения.
Анализ материалов следственно-судебной практики в сфере дорожного строительства позволяет выделить следующие основные способы хищений:
■ включение в акты приемки выполненных работ формы КС-2 работ, которые фактически не выполнялись, а также материалов и оборудования, которые не применялись (либо применялись другие — более дешевые, но более низкого качества);
■ завышение объемов и стоимости работ;
■ повторная оплата выполненных работ и произведенных затрат;
■ завышение прочих расходов, например, на возведение строительных городков для рабочих, которые проводились в меньших объемах;
■ привлечение подконтрольных организаций по фиктивным договорам подряда для нелегального вывода денежных средств;
■ завышение фонда заработной платы и другие.
Следует отметить, что большинство указанных способов хищения в рассматриваемой сфере не представляется возможным без незаконного содействия сотрудников контролирующих органов, либо заказчиков строительства, привлекаемых к ответственности за должностные преступления. Как нам представляется, расследовать и рассматривать в судебном порядке такие преступные деяния следует в рамках соединенного уголовного дела. Например, А.А.Ф., не выполнив предусмотренные Контрактом работы по ремонту дорог, предъявил к оплате акты унифицированной формы КС-2 о приемке работ, которые в действительности не выполнялись, справки унифицированной формы КС-3 о стоимости якобы выполненных работ, а также счета на их оплату на общую сумму 3 659 471,39 рублей. Указанные документы, заведомо зная, что работы по контракту не выполнены, превысив пределы своих полномочий, подписала заместитель главы муниципального образования С.Р. Приговором суда С.Р. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, А.А.Ф — в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ [9].
Способ хищения при строительстве и ремонте дорог связан с другими элементами криминалистической характеристики преступления, прежде всего с характеристикой личности преступника, материальными следами, обстановкой совершения преступного деяния. Только разобравшись в способе преступления, можно обнаружить его следовую картину с учетом обстановки преступления, установить личность преступника, преступные роли в случае совершения преступления в группе.
Список источников
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : [Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208] // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2022 г. № 1601-р (с изм. От 29 декабря 2022 г. № 4353-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 26. Ст. 4530.
3. Зуйков Г.Г. Установление способа совершения преступления при помощи криминалистических экспертиз и исследований. М.: Высшая школа МВД СССР, 1970. 45 с.
4. Александров А. А. Способ преступления как элемент его криминалистической характеристи-
№ 5/2023
ки // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 171—173.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: в ред. от 31 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федер. закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ: в ред. от 5 декабря 2007 г. // СПС «Консультант-Плюс».
7. Зеленский В. Д., Безбогин А.К. Способы совершения хищений в строительстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 108—111.
8. Тайнов С.В. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании хищений, совершаемых в сфере капитального строительства автомобильных дорог в условиях Дальнего Востока // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 2. С. 197—201.
9. Приговор Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02.06.2022 по делу № 1-VY-15/2022 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [Elekt-ronnii resurs] : [Ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 13 maya 2017 g. № 208] // SPS «Konsultant Plyus».
2. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 20 iyunya 2022 g. № 1601-r (s izm. ot 29 dekabrya 2022 g. № 4353-r) // Sobranie zakono-datelstva Rossiiskoi Federatsii. 2022. № 26. St. 4530.
3. Zuikov G.G. Ustanovlenie sposoba sovershe-niya prestupleniya pri pomoshchi kriminalistiches-kikh ekspertiz i issledovanii. M.: Visshaya shkola MVD SSSR, 1970. 45 s.
4. Aleksandrov A.A. Sposob prestupleniya kak element yego kriminalisticheskoi kharakteristiki // Probeli v rossiiskom zakonodatelstve. 2014. № 4. S. 171—173.
5. Gradostroitelnii kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 2004 g. № 190-FZ : v red. ot 31 dekabrya 2017 g. [Elektronnii resurs] // SPS «KonsultantPlyus».
6. Ob avtomobilnikh dorogakh i o dorozhnoi deyatelnosti v Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v otdelnie zakonodatelnie akti Rossiiskoi Federatsii [Elektronnii resurs] : [Feder. zakon ot 8 noyabrya 2007 g. № 257-FZ: v red. ot 5 dekabrya 2007 g. // SPS «KonsultantPlyus».
7. Zelenskii V.D., Bezbogin A.K. Sposobi soversheniya khishchenii v stroitelstve // Gumani-tarnie, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennie nauki. 2020. № 4. S. 108—111.
8. Tainov S.V. Obstoyatelstva, podlezhashchie dokazivaniyu pri rassledovanii khishchenii, sover-shaemikh v sfere kapitalnogo stroitelstva avtomo-bilnikh dorog v usloviyakh Dalnego Vostoka // Sotsialnie i gumanitarnie nauki na Dalnem Vostoke. 2015. № 2. S. 197—201.
9. Prigovor Tomponskogo raionnogo suda Res-publiki Sakha (Yakutiya) ot 02.06.2022 po delu № 1-VY-15/2022 [Elektronnii resurs] // SPS «KonsultantPlyus».
Информация об авторе
Е.В. Жидкова — старший преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России.
Information about the author E.V. Zhidkova — senior lecturer Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia.
Статья поступила в редакцию 24.1 1.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.
№ 5/2023