Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / хищение / дорожное строительство / хищение в сфере дорожного строительства / расследование / первоначальный этап расследования / тактические особенности расследования / организационные особенности расследования / криминалистика. / crime / theft / road construction / theft in the field of road construction / investigation / the initial stage of the investigation / tactical features of the investigation / organizational features of the investigation / criminalistics.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Семак Виктория Григорьевна

Актуальность данной публикации заключается в том, что в ней проведено исследование преступлений, связанных с хищением в сфере дорожного строительства. Автором отмечается распространенность данных преступлений, их негативное влияние на экономический сектор нашей страны, а также обращается внимание на отсутствие комплексного криминалистического знания о первоначальном этапе расследования указанной категории преступлений. Настоящее исследование проведено в целях обоснования актуальных проблем, возникающих при расследовании данной категории преступлений и требующих детального изучения. При написании работы использовались диалектический метод познания и базирующийся на нём комплекс общенаучных и частных научных методов изучения правовых явлений и процессов, а также – специальные криминалистические методы. В заключительной части подводится итог и предлагаются конкретные направления дальнейших научных исследований в данной области, целью которых должно стать комплексное обобщение знаний, необходимых для повышения эффективности противодействия хищениям в сфере дорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Семак Виктория Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RELEVANCE OF DEVELOPING A PRIVATE METHODOLOGY FOR INVESTIGATING EMBEZZLEMENT COMMITTED IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION

Тhe article studies crimes related to theft in the field of road construction. The prevalence of these crimes, their negative impact on the economic sector of our country is noted, and attention is also drawn to the lack of comprehensive forensic knowledge about the initial stage of the investigation of this category of crimes. This study was conducted in order to substantiate the actual problems that arise during the investigation of this category of crimes and require detailed study. When writing the work, the dialectical method of cognition and the complex of general scientific and private scientific methods of studying legal phenomena and processes, as well as special forensic methods, based on it, were used. The final part summarizes and suggests specific directions for further scientific research in this area, the purpose of which should be a comprehensive generalization of knowledge necessary to improve the effectiveness of countering theft in the field of road construction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.46.83.020 УДК 343.98

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Семак В.Г.

Краснодарский университет МВД России

Аннотация. Актуальность данной публикации заключается в том, что в ней проведено исследование преступлений, связанных с хищением в сфере дорожного строительства. Автором отмечается распространенность данных преступлений, их негативное влияние на экономический сектор нашей страны, а также обращается внимание на отсутствие комплексного криминалистического знания о первоначальном этапе расследования указанной категории преступлений. Настоящее исследование проведено в целях обоснования актуальных проблем, возникающих при расследовании данной категории преступлений и требующих детального изучения. При написании работы использовались диалектический метод познания и базирующийся на нём комплекс общенаучных и частных научных методов изучения правовых явлений и процессов, а также - специальные криминалистические методы. В заключительной части подводится итог и предлагаются конкретные направления дальнейших научных исследований в данной области, целью которых должно стать комплексное обобщение знаний, необходимых для повышения эффективности противодействия хищениям в сфере дорожного строительства.

Ключевые слова: преступление; хищение; дорожное строительство; хищение в сфере дорожного строительства; расследование; первоначальный этап расследования; тактические особенности расследования; организационные особенности расследования; криминалистика.

TO THE QUESTION OF THE RELEVANCE OF DEVELOPING

A PRIVATE METHODOLOGY FOR INVESTIGATING EMBEZZLEMENT COMMITTED IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION

Victoria G. Semak

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia

Annotation. ^a article studies crimes related to theft in the field of road construction. The prevalence of these crimes, their negative impact on the economic sector of our country is noted, and attention is also drawn to the lack of comprehensive forensic knowledge about the initial stage of the investigation of this category of crimes. This study was conducted in order to substantiate the actual problems that arise during the investigation of this category of crimes and require detailed study. When writing the work, the dialectical method of cognition and the complex of general scientific and private scientific methods of studying legal phenomena and processes, as well as special forensic methods, based on it, were used. The final part summarizes and suggests specific directions for further scientific research in this area, the purpose of which should be a comprehensive generalization of knowledge necessary to improve the effectiveness of countering theft in the field of road construction.

Keywords: crime; theft; road construction; theft in the field of road construction; investigation; the initial stage of the investigation; tactical features of the investigation; organizational features of the investigation; criminalistics.

Введение.

На сегодняшний день дорожное строительство в России является одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал значимость и необходимость дальнейшего развития дорожной сети. В июне 2022 года российский лидер провёл совещание по разви-

тию дорожного строительства, в ходе которого отметил, что в настоящее время в стране развёрнуты масштабные работы строительства автомобильных трасс и обозначил цель на ближайшие годы: за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85 % всей опорной сети автодорог страны. Он подчеркнул, что в текущих условиях необходимо не только реализовать намеченное в полном объёме, но и

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

сделать это опережающим темпом. Новые дороги, более удобная логистика открывают новые перспективы для бизнеса, укрепляют связь между регионами, что в совокупности создаёт прочную основу для роста экономики и успешного решения задач в социальной сфере, повышает темпы развития всей страны [1].

Действительно, степень развития транспортной инфраструктуры находится в прямой взаимосвязи с экономическим благосостоянием государства. Это объясняется тем, что транспорт обеспечивает перевозку людей и грузов, удовлетворяя потребности граждан и предпринимательского сектора, тем самым способствуя развитию экономического сектора страны. Из этого следует, что автомобильные дороги являются важной составляющей транспортной инфраструктуры и выступают одним из индикаторов потенциального уровня благосостояния государства. Высокие темпы развития экономики нашей страны обуславливают необходимость не только ремонта старых, но и строительства новых автодорог.

В 2019 году на финансирование деятельности Федерального дорожного агентства были предусмотрены бюджетные ассигнования в общем объеме 679,7 млрд рублей [2], в 2020 году -738,4 млрд рублей [3], в 2021 году - 815,7 млрд рублей [4], в 2022 году - 1063, 8 млрд рулей [5].

Таким образом, очевидна тенденция увеличения финансирования федерального дорожного агентства. Данные показатели очередной раз подтверждают приоритетность дорожного строительства для нашей страны.

Заметим,что в связи с высоким финансированием данной отрасли, фиксируются случаи многомиллионных хищений денежных средств, выделяемых для дорожного строительства. К примеру, в 2021 году на Среднем Урале из федерального бюджета похитили 50 млн рублей при строительстве автодороги Екатеринбург-Тюмень [6]. В 2022 году возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере при строительстве объездной дороги в Хабаровске. Из выделенных на проект 8,6 млрд рублей похищено около 1,14 млрд рублей [7]. В 2023 году в Сочи возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищения 170 млн рублей и 22 единиц техники при ремонте дорог [8]. Приведенные цифры наглядно демонстрируют, что предмет хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, а именно денежные средства, исчисляется не только в миллионах, но и миллиардах рублей.

Подобные хищения сказываются на качестве дорожного строительства, снижаются эксплуатационные характеристики дорог, что нередко становится причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий, а в отдельных случаях и дорожно-транспортных преступлений. Так, согласно исследованиям, проведенным экс-пертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), до 40 % дорожно-транспортных происшествий происходит именно по причине несоответствия дорог режимам движения [9]. Это свидетельствует о высокой общественной опасности рассматриваемых нами преступных деяний. Вместе с тем, Владимир Владимирович Путин отметил, что за последние десять лет смертность на дорогах в результате ДТП заметно снизилась, и указал на необходимость укреплять эту положительную тенденцию, достичь которую возможно путём дальнейшей реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» [10].

Таким образом, качественные и безопасные дороги, отвечающие всем необходимым требованиям ГОСТов и СНиПов, являются основой не только экономического роста, но поддержания необходимого уровня общественной безопасности и правопорядка на дорогах.

На сегодняшний день данная категория преступления носит латентный характер, что еще более усугубляет существующую ситуацию. Подобная ситуация требует разработки индикаторов, выявление которых обусловливало бы целесообразность проведения следственной проверки на наличие признаков хищений при осуществленном дорожном строительстве.

Вместе с тем, к настоящему времени, отсутствуют теоретические основы расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, отсутствуют соответствующие частные криминалистические методики. На практике, расследование такого рода преступлений представляет определённую сложность, что связано с установлением оснований, достаточных для возбуждения уголовного дела, спецификой установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемой нами категории дел. Следователи допускают ряд организационных и тактических ошибок на первоначальном этапе расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, встречаются ошибки в своевременности и последовательности действий следователя, тактике производства отдельных следственных действий, что не только значительно снижает качество расследования, но и делает его в отдельных ситуациях нерезультативным.

Специфика расследования данной категории преступлений обусловливает и определенные особенности в организации порядка взаимодействия лиц, производящих расследование, с другими участниками расследования преступления, а также представителями органов исполнительной власти. Весьма специфичны и необходимые для расследования данной категории преступлений специальные знания, а также порядок их применения в процессе расследования, что требует детального изучения данного вопроса. Решение обозначенных проблем представляется актуальным для правоохранительной практики,

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

позволит качественно повысить уровень расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства.

Результаты.

Изложенные проблемные вопросы позволяют сделать вывод о том, что возникла необходимость комплексного и всестороннего научного исследования в области расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, требуется разработка ряда организационных и тактических мер, повышающих эффективность первоначального этапа расследования таких преступлений.

Обсуждение.

К настоящему времени проблемные вопросы расследования хищений в различных сферах строительства были исследованы такими учёными, как А.К. Безбогиным [11], С.А. Григоряном [12], А.В. Дешук [13, с. 64-68], В .Д. Зеленским [14, с. 37-42], М.С. Крюченко [15], А.И. Натурой [16], А.Л. Пермяковым [17] и другими исследователями.

С.В. Задерако подробно рассмотрел отдельные вопросы расследования корыстных преступлений в сфере строительства, связанных с фальсификацией проектно-сметной и отчетной документации [18]. В диссертационном исследовании Ю.Н. Кулешов изложил особенности расследования хищений в сфере строительства, в том числе и совершаемых в сфере транспортной инфраструктуры [19].

Ряд исследований, в которых освещались проблемные вопросы расследования хищений, совершаемых в сфере капитального строительства автомобильных дорог, принадлежат С.В. Тайно-ву [20, с. 197-201; 21, с. 156-162; 22, с. 103-110].

Признавая высокую научную и практическую ценность этих трудов, в то же время, необходимо отметить, что данные исследования лишь в определённой степени затрагивали рассматриваемую нами тему, поскольку обозначенные проблемы расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, в вышеуказанных работах не нашли своего отражения, в настоящий момент они остаются актуальными и требуют своего разрешения.

Таким образом, всё вышесказанное подтверждает необходимость проведения отдельного комплексного исследования по проблемным аспектам первоначального этапа расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, а также - разработки рекомендаций и предложений для совершенствования процесса расследований данной категории преступлений, что представляет собой актуальную проблему в теоретическом и практическом отношениях.

Как было отмечено ранее, в правоприменительной практике имеется ряд проблем, возникающих на первоначальном этапе расследования изучаемой нами категории преступлений. В ходе анализа судебно-следственной практики установлено, что субъекты раскрытия и расследования преступлений уже на этапе проверки сообщений о преступлении сталкиваются с организационными трудностями. Среди них сложности в выявлении признаков хищений, совершаемых в рассматриваемой сфере, производстве осмотра места происшествия, проведении экспертных исследований и другие.

Так, обнаружение признаков хищения после окончания строительных работ при эксплуатации дорожного полотна вызывает затруднение, что обусловлено фактом влияния на дорожное покрытие окружающих условий. Становится вопрос, каким способом определять, были ли соблюдены при проведении строительных работ требования ГОСТов и СНиПов.

Проблематика производства осмотра места происшествия заключается в том, что в протоколах данного следственного действия следователи, не обладающие специальной подготовкой и не имеющие специально разработанных «дорожных карт», не в полной мере отображают технические сведения, необходимые для производства экспертиз.

Вопросы назначения и производства строительно-технических, судебно-бухгалтерских и других видов экспертиз при расследовании данного вида преступлений должны быть подробно исследованы, следует изучить специфику формулирования исчерпывающих вопросов и предоставления материала эксперту. Примечательно, что объектом экспертного исследования здесь выступают не только вещественные доказательства и экспериментальные образцы, изымаемые с места происшествия, но и технические данные, отраженные в составляемых следователем процессуальных документах по факту производства отдельных следственных действий. Изложенные проблемы, преимущественно, характерны для первоначального этапа расследования и подлежат первоочередному решению путем формирования нового научного звания и апробации организационно-тактических решений, направленных на повышение эффективности расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства.

Считаем, что анализ судебно-следственной практики должен быть положен в основу разработки типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследований хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, а также алгоритмизации действий следователя. Обладание такими знаниями существенно повысит результативность следственной работы по документированию подлежащих установлению и доказыванию сведений, подготовке и производству отдельных следственных действий, что

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

крайне необходимо на первоначальном этапе расследования в условиях информационного дефицита.

Вопрос о взаимодействии следователя с иными субъектами раскрытия и расследования, представителями органов исполнительной власти, является весьма актуальным. В ходе практической деятельности следователи взаимодействуют с сотрудниками подразделений ЭБиПК ОВД России. Анализ следственной практики показал, что в большинстве случаев поводом возбуждения уголовного дела является рапорт сотрудника указанного подразделения. В работе авторов А.В. Ильина, Э.А. Васильева, О.А. Надейкиной, отмечено, что участие Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) России в выявлении и раскрытии коррупционных преступлений в дорожном хозяйстве является необходимым. Это обусловлено возможностью данной службы осуществлять своевременно предотвращение фактов воспрепятствования добросовестной конкуренции. Авторами указано на то, что подразделениями ЭБиПК налажено конструктивное взаимодействие с ФАС России [23, с. 88-92]. Активное взаимодействие осуществляется с лицами, обладающими специальными знаниями, так как расследование данной категории уголовных дел требует проведения комплекса исследований: ревизий, документальных проверок, судебных экспертиз. Обязательным является назначение и производство судебно-бухгалтерских, строительно-технических и других видов экспертиз. Считаем целесообразным в ходе дальнейших научных исследований указать субъектов, с которыми должно происходить взаимодействие, отразить формы и отметить особенности организации их совместной деятельности.

В ходе расследования уголовного дела следователи используют комплекс следственных действий. В зависимости от категории преступления, а также конкретной ситуации, каждое следственное действие обладает своей спецификой. В настоящее время криминалистическая наука активно пополняется знаниями о тактических особенностях проведения ряда следственных действий при расследовании отдельных видов преступлений. Данные сведения обладают не только научной, но, прежде всего, практической ценностью, поскольку предоставляет возможность следователям использовать их в своей процессуальной деятельности, тем самым снижая вероятность допустить ошибку в процессе расследования. Мы считаем, что разработка организационно-тактических рекомендаций производства следственных действий при расследовании хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства, окажет неоценимую помощь практическим сотрудникам, будет способствовать повышению качества следственной работы,

что в совокупности приведёт к общему положительному результату при расследовании уголовных дел данной категории.

Заключение.

Таким образом, на современном этапе сохраняется тенденция увеличения количества хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства. Вместе с тем, ущерб, наносимый данной категорией преступлений, остаётся огромным, что негативным образом сказывается на экономике нашей страны. Совершение рассматриваемого вида хищений также снижает качество и безопасность автомобильных дорог, что в отдельных случаях приводит к ДТП. Однако, несмотря на приведённые факты, к настоящему времени не выработано комплексное криминалистическое знание об особенностях первоначального этапа расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства.

В практической деятельности сотрудники сталкиваются с комплексом организационных и тактических проблем раскрытия и расследования указанной категории преступлений. Мы считаем целесообразным и необходимым проведение фундаментальных научных исследований в данной сфере, которые будут оптимизировать процесс раскрытия и расследования хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства. Для решения обозначенных проблем в ходе дальнейших научных изысканий полагаем необходимым:

1. Решить организационные проблемы этапа возбуждения уголовных дел, в частности, связанные с выявлением данных преступлений, проведением экспертных исследований на первоначальном этапе, осмотров места происшествия и других следственных действий.

2. Разработать типичные следственные ситуации, а также, обусловленные ими алгоритмы действий следователя, что позволит оптимизировать и ускорить процесс производства следственных действий, тем самым повысить эффективность общего процесса расследования.

3. Разработать проблематику взаимодействия следователя с другими субъектами раскрытия и расследования преступлений, представителями органов исполнительной власти на первоначальном этапе расследований хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства.

4. Дать исчерпывающие рекомендации по производству отдельных следственных действий, специфика производства которых обусловлена уникальным процессом совершения данной категории преступлений.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Совещание по развитию дорожного строительства. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 68558 (дата доступа 10.04.2023).

2. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2019 год. URL : https://rosavtodor.gov.ru/press-center/reports/511731 (дата доступа 10.04.2023).

3. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2020 год. URL : https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2021/i-kvartal/505851 (дата доступа 10.04.2023).

4. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2021 год. URL : https://rosavtodor.gov.ru/press-center/reports/511701 (дата доступа 10.04.2023).

5. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2022 год. URL : https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/itogovye-zasedaniya-kollegii/2023-god/612821 (дата доступа 10.04.2023).

6. Дело возбудили после хищения 50 млн рублей при ремонте дороги Екатеринбург-Тюмень. URL : https:// tass.ru/proisshestviya/12876037 (дата доступа 10.04.2023).

7. При строительстве «Обхода Хабаровска» похитили свыше миллиарда. URL : https://www.dvno vosti.ru/khab/2022/09/30/146564 (дата доступа 10.04.2023).

8. В Сочи подрядчик при ремонте дорог украл 170 млн рублей и 22 единицы техники. URL : https:// www.kuban.kp.ru/daily/27455.5/4709415 (дата доступа 10.04.2023).

9. 40 % ДТП происходит из-за плохих дорог: известия iz. URL : https://iz.ru/news/601872?ysclid=l9y072 grvo896853141 (дата доступа 10.04.2023).

10. Путин назвал хорошим результатом снижение смертности на дорогах РФ почти вдвое за 10 лет. URL : https://tass.ru/obschestvo/17317553/amp (дата доступа 10.04.2023).

11. Безбогин, А.К. Организация первоначального этапа расследования хищений в строительстве : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Безбогин Александр Константинович. М., 2021. 169 с.

12. Григорян С.А. Совершенствование методики расследования преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Григорян Спартак Арамович. М., 2021. 254 с.

13. Дешук А.В. Понятие и содержание основных элементов криминалистической характеристики хищений в сфере строительства / А.В. Дешук // Юстыцыя Беларуск 2015. № 5. С. 64-68.

14. Зеленский В.Д. Криминалистическая характеристика хищений в сфере строительства / В.Д. Зеленский, А.К. Безбогин // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2(38). С. 37-42.

15. Крюченко М.С. Организация расследования преступлений в сфере строительства многоквартирных жилых домов : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Крюченко Максим Сергеевич. М., 2020. 399 с.

16. Натура А.И. Первоначальный этап расследования хищений в строительстве, сопряженных с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов : дис. ... канд. юрид.х наук : 12.00.09 / Натура Александр Иванович. М., 1990. 233 с.

17. Пермяков А.Л. Методика расследования мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Пермяков Андрей Леонидович. М., 2016. 197 с.

18. Задерако С.В. Особенности расследования корыстных преступлений в сфере строительства, связанных с фальсификацией проектно-сметной и отчетной документации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Задерако Сергей Викторович. М., 2013. 210 с.

19. Кулешов Ю.Н. Методика расследования экономических преступлений в сфере строительства : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Кулешов Юрий Николаевич. М., 2021. 251 с.

20. Тайнов С.В. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании хищений, совершаемых в сфере капитального строительства автомобильных дорог в условиях Дальнего востока / С.В. Тайнов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 2(46). С. 197-201.

21. Тайнов С.В. Особенности планирования расследования преступлений, связанных с хищениями в сфере дорожного строительства / С.В. Тайнов // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2016. № 3(36). С. 156-162.

22. Жердев П.А. Особенности назначения судебно-строительной экспертизы / П.А. Жердев, С.В. Тайнов // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2020. № 4(53). С. 103-110.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

23. Ильин А.Е. К вопросу борьбы с преступлениями коррупционной направленности в сфере дорожного хозяйства / А.Е. Ильин, Э.А. Васильев, О.А. Надейкина // Научный портал МВД России. 2019. № 2(46). С. 88-92.

24. Smith K.L. Using Fraud Education to Deter Embezzlement in Small Construction Companies. 2019.

25. Franjic S. Criminal Investigation of Financial Crimes. 2021. № 9(1): 4 / S. Franjic // J Forensic Investigation. 2021. Vol. 9. № 1.

References:

1. Meeting on the development of road construction. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/68558 (access date 10.04.2023).

2. Final report on the results of the activities of the Federal Road Agency for 2019. URL : https:// rosavtodor.gov.ru/press-center/reports/511731 (access date 10.04.2023).

3. Final report on the results of the activities of the Federal Road Agency for 2020. URL : https://rosav todor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2021/i-kvartal/505851 (access date 10.04.2023).

4. Final report on the results of the activities of the Federal Road Agency for 2021. URL : https://rosav todor.gov.ru/press-center/reports/511701 (access date 10.04.2023).

5. Final report on the results of the activities of the Federal Road Agency for 2022. URL : https://rosav todor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/itogovye-zasedaniya-kollegii/2023-god/612821 (access date 10.04.2023).

6. The case was initiated after the theft of 50 million rubles during the repair of the Yekaterinburg-Tyumen road. URL : https://tass.ru/proisshestviya/12876037 (access date 10.04.2023).

7. During the construction of the Khabarovsk Bypass, over a billion were stolen. URL : https://www. dvnovosti.ru/khab/2022/09/30/146564 (access date 10.04.2023).

8. In Sochi, a contractor stole 170 million rubles and 22 pieces of equipment while repairing roads. URL : https://www.kuban.kp.ru/daily/27455.5Z4709415 (access date 10.04.2023).

9. 40 % of accidents occur due to bad roads: izvestia iz. URL : https://iz.ru/news/601872?ysclid= l9y072grvo896853141 (access date 10.04.2023).

10. Putin called the reduction of mortality on the roads of the Russian Federation almost twice in 10 years a good result. URL : https://tass.ru/obschestvo/17317553/amp (access date 10.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bebohin A.K. Organization of the initial stage of investigation of embezzlement in construction : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Bezbohin Alexander Konstantinovich. M., 2021. 169 p.

12. Grigoryan S.A. Improving the methodology of investigating crimes in the field of shared housing construction and other real estate objects : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Grigoryan Spartak Aramovich. M., 2021. 254 p.

13. Deshuk A.V. The concept and content of the main elements of the criminalistic characteristics of theft in the construction sector / A.V. Deshuk // Yustysia Belarus. 2015. № 5. P. 64-68.

14. Zelensky V.D. Criminalistic characteristics of embezzlement in the field of construction / V.D. Zelensky, A.K. Bezogin // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. № 2(38). P. 37-42.

15. Kryuchenko, M.S. Organization of investigation of crimes in the construction of apartment buildings : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Kryuchenko Maxim Sergeevich. M., 2020. 399 p.

16. Natura A.I. The initial stage of the investigation of embezzlement in construction, associated with postscript and other distortions of reporting on the implementation of plans : dis. ... cand. jurid. candidate of sciences: 12.00.09 / Natura Alexander Ivanovich. M., 1990. 233 p.

17. Permyakov A.L. Methodology for investigating fraud related to the implementation of investment projects at railway transport enterprises : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Permyakov Andrey Leonidovich. M., 2016. 197 p.

18. Zaderako S.V. Features of the investigation of mercenary crimes in the field of construction related to the falsification of design estimates and accounting documentation : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Zaderako Sergey Viktorovich. M., 2013. 210 p.

19. Kuleshov Yu.N. Methods of investigation of economic crimes in the field of construction : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.12 / Kuleshov Yuri Nikolaevich. M., 2021. 251 p.

20. Tainov S.V. Circumstances to be proved in the investigation of embezzlement committed in the field of capital construction of highways in the conditions of the Far East / S.V. Tainov // Social and humanitarian sciences in the Far East. 2015. № 2(46). P. 197-201.

21. Tainov S.V. Features of planning the investigation of crimes related to embezzlement in the field of road construction / S.V. Tainov // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3(36). P. 156-162.

22. Zherdev P.A. Features of the appointment of forensic construction expertise / P.A. Zherdev, S.V. Tainov // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4(53). P. 103110.

23. Ilyin A.E. On the issue of combating corruption-related crimes in the field of road management / A.E. Ilyin, E.A. Vasiliev, O.A. Nadeikina // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 2(46). P. 88-92.

24. Smith K.L. Using Fraud Education to Deter Embezzlement in Small Construction Companies. 2019.

25. Franjic S. Criminal Investigation of Financial Crimes. 2021. № 9(1): 4 / S. Franjic // J Forensic Investigation. 2021. Vol. 9. № 1.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2023. № 8 (август)

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторе

Семак Виктория Григорьевна

адъюнкт кафедры криминалистики, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар [email protected]

Victoria G. Semak

Associate Professor of the Department of Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.