2. Казантинова Г.М. Физическая культура студента: учебник / Г. М. Казантинова, Т. А. Чарова, Л. Б. Андрющенко. - Волгоград, 2017. С. 154.
СПОРТИВНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Исхакбаев Е.Э.
Исхакбаев Евгений Эдуардович - старший преподаватель, кафедра физическое воспитание и спорт, Филиал Российского Химико - технологического Университета им. Д.И. Менделеева, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящее время в научно-педагогической литературе используется термин «спортивно ориентированный подход в физическом воспитании». Суть, которого заключается в обеспечении студентов: свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности и тем самым создание предпосылок для дальнейшей личностной реализации.
Ключевые слова: физическое воспитание, спортивный подход, виды спорта, студенты.
Укрепление и поддержание здоровья студентов в вузе необходимо осуществлять на основе продуктивного совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию с учетом современных требований подготовки специалистов как носителей и пропагандистов спортивной культуры в будущей профессиональной деятельности и семейной жизни. Современная учебная деятельность носит интенсивный характер подготовки специалистов, что соответствует изменяющимся социально-экономическим требованиям общества и государства, в то же время необходимо обеспечить развитие личности с учетом её запросов, способностей, ценностных ориентаций, в том числе и двигательных способностей как необходимого условия укрепления и поддержания здоровья, реализации интеллектуального и физического потенциала настоящей и будущей профессионально подготовленной молодежи.
Особую роль в стимулировании физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает формирование спортивной культуры как современной субкультуры раскрытия и реализации двигательного потенциала молодежи в студенческие годы [1].
Анализ современной литературы в области физической культуры и спорта показал, что в основу большинства проектов ведущих специалистов входит индивидуальный подход к выбору физкультурно-спортивной деятельности. Многие авторы подробно рассматривают теорию спортивно ориентированного физического воспитания во всех аспектах его проявления. Тем самым утверждают, что данный подход наиболее эффективно влияет на личностное развитие человека, позволяет успешно самоутверждаться и самореализоваться в разнообразных сферах деятельности. При этом взаимосвязь физической и спортивной культуры рассматривается с различных позиций [2, 3].
Включение в процесс физического воспитания студентов в вузе занятий по видам спорта будет способствовать формированию у студенческой молодежи культуры занятий спортом (базовая основа спортивной культуры), реализации индивидуальных двигательных задатков и биологической потребности в движении.
В то же время в практике отечественного физического воспитания недостаточно разработаны и обоснованы организационно-педагогические подходы внедрения спортивной культуры в учебный процесс студентов в вузе.
В процессе анализа научно-исследовательской и учебно-методической литературы по тематике исследования были выявлены следующие противоречия между: необходимостью интенсификации учебного труда в вузе и недостаточным уровнем состояния здоровья студенческой молодежи; необходимостью укрепления и поддержания здоровья студентов и недостаточной эффективностью действующего процесса физического воспитания в вузе; необходимостью внедрения спортивной культуры в физическое воспитание как современной субкультуры раскрытия двигательного потенциала молодежи в студенческие годы, повышения спортивной и физической подготовленности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических подходов ее реализации в вузе.
На основе указанных противоречий обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки современных организационно-педагогических подходов, которые бы содержали теоретические и практические основы формирования спортивной культуры у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Для внедрения спортивной культуры в процесс физического воспитания студентов в вузе предлагается спортивно-видовой поход, который основан на занятиях одним или несколькими видами спорта с использованием современных технологий подготовки спортсменов, адаптированных в учебный процесс и способствующих реализации индивидуальной двигательной потребности, формированию спортивной культуры, повышению физической и специальной подготовленности молодежи в студенческие годы.
Для специализированных занятий студентами футболом, спортивным ориентированием и лыжным спортом разработаны программно-методическое обеспечение, которое содержит: теоретический и практический материалы, методики проведения учебно-тренировочных занятий, функциональные и педагогические тесты по ОФП и СФП, годовые учебно-тренировочные планы, конспекты учебно-тренировочных занятий, перечень необходимого минимума материально-технического обеспечения.
Для индивидуального контроля и коррекции спортивной подготовленности в процессе обучения в вузе разработан Дневник спортсмена, который содержит следующие разделы: интегративное состояние здоровья, физическая и специальная подготовленность, динамика спортивных результатов, содержание и объем тренировочных нагрузок.
Для реализации студентами индивидуального потенциала в избранном виде спорта и повышения уровня спортивной культуры необходимо культивировать многоступенчатые спортивные соревнования в вузе начиная с 1-ой ступени - это соревнования внутри специализаций; 2-я ступень -между курсами обучения; 3-я ступень - между факультетами; 4-я ступень - общевузовская спартакиада; 5-я ступень -участие в Универсиаде и 6-я ступень (самая высокая) - участие в составе сборной команды вузов в региональных соревнованиях.
Для оценки уровня спортивной культуры разработаны следующие критерии: высокий (студенты овладели следующими базовыми основами спортивной культуры: гигиеническими, общеподготови-тельными, спортивно-тренировочными,
профессионально-прикладными; за время обучения в вузе выполнен норматив не ниже второго спортивного разряда по любому культивируемому виду спорта), средний (студенты овладели следующими базовыми основами спортивной культуры: гигиеническими, общеподготовительными, спортивно-тренировочными,
профессионально-прикладными; за время обучения в вузе выполнен норматив не ниже третьего спортивного разряда), удовлетворительный (студенты овладели следующими
89
базовыми основами спортивной культуры: гигиеническими, общеподготовительными, профессионально-прикладными; за время обучения в вузе выполнен норматив не ниже второго юношеского спортивного разряда), низкий (студенты овладели только гигиеническими и общеподготовительными основами спортивной культуры).
Таким образом, перспективным направлением оптимизации существующей системы физического воспитания будет являться внедрение в образовательный процесс личностно спортивно ориентированных технологий, как наиболее эффективного средства физического, умственного и духовного развития студенческой молодежи. Внедрение личностно спортивно ориентированной технологии позволит повысить уровень мотивации к регулярным занятиям, увеличить двигательную активность студентов, привить интерес к организации здорового образа жизни и самостоятельным занятиям физической культурой.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Спортивное ориентирование и физическое воспитание: образовательные и социальные аспекты / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 15-18.
2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002. №3. С. 11 - 14.
3. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. С. 366-370.
РАЗВИТИЕ ВЕЛОСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ Запевалов О.Ю.
Запевалов Олег Юрьевич - старший преподаватель, кафедра физическое воспитание и спорт, Филиал Российского Химико - технологического Университета им. Д.И. Менделеева, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: основа развития и пропаганда велоспорта в Узбекистане это здоровый образ жизни и защита окружающей среды. Разработан комплексный план мероприятий по развитию пользования велосипедами и велодорожками, спортивных мероприятий среди молодёжи и населения.
Ключевые слова: велоспорт, развитие, здоровый образ жизни, спортивные мероприятия, Республика Узбекистан.
Пандемия СОУГО-19 показала губительное влияние транспортных средств на окружающую среду, качество воздуха и здоровье населения. Многие жители и власти стран переосмыслили значимость поэтапного перехода на альтернативные средства передвижения.
В Узбекистане к велосипеду, как к средству передвижения по городу, относятся с некоторой иронией, взобраться на «железного коня» (автомобиля) многим молодым людям придает как никакой статус самодостаточности и уверенности в себе, но это только поверхностная иллюзия. Сегодня большая часть населения планеты стала задумываться о здоровье, здоровом образе жизни и защиты окружающей среды. Все мы знаем, что все это взаимосвязано, и все, что мы имеем в последнее время - результат нашей активной деятельности и отношения к природе. Улучшить физическую форму,