Научная статья на тему 'Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе'

Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / MOTOR COMPETENCE / PEDAGOGICAL MODEL / DIAGNOSIS OF FORMATION / PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Александр Юрьевич

Конкретизировано понятие «двигательная компетенция студентов». Разработана и обоснована вариативная часть программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в вузе, а также структура и содержание педагогической модели ее реализации. Разработано содержание и методика диагностики сформированности двигательной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTOR SKILLS OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

Concretized the concept of "motor competence of students". Developed and justified Variation part methodical software forming motor competence of students in high school, and the structure and content of a pedagogical model for its implementation. Developed maintenance and diagnostic technique of formation of motor competence of students.

Текст научной работы на тему «Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе»

УДК 796.012

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ВУЗЕ

А.Ю. Григорьев

Конкретизировано понятие «двигательная компетенция студентов». Разработана и обоснована вариативная часть программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в вузе, а также структура и содержание педагогической модели ее реализации. Разработано содержание и методика диагностики сформированности двигательной компетенции студентов.

Ключевые слова: двигательная компетенция, педагогическая модель, диагностика сформированности, физическое воспитание студентов.

Вступление человечества в XXI век ставит перед ним новые ориентиры, которые, прежде всего, направлены на совершенствование процесса образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих системными и интегративными знаниями для принятия современных и компетентных решений в своей будущей профессиональной деятельности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов, как одного из условий активизации учебного труда в вузе.

Создание условий в вузовском пространстве по формированию двигательной компетенции у студентов как современного и продуктивного направления в физическом воспитании будет способствовать корректному формированию будущих профессионально-прикладных качеств у молодых людей. Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе. В настоящее время вузы не готовы обеспечить качество подготовки специалистов, которое соответствовало бы темпам и уровню развития современного производства и общества (Хуторский А.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Кузьмина Н.В. и др.).

Одним из факторов, негативно влияющих на качество учебного труда, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственной и физической активности настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов [1, 2, 3 и др.].

Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебного труда и двигательной компетенции. На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда на фоне снижения уровня двигательной активности, что в свою очередь привело к рассогласованию интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где созидание гармонично развитой личности в процессе профессионального становления в вузе невозможно без формирования двигательной компетенции, как необходимого условия безопасности здоровья. Однако в педагогической теории и практике недостаточно разработаны организационно-методические подходы формирования двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов и продуктивного учебного труда в процессе обучения в вузе.

С позиции необходимости формирования двигательной компетенции у студентов в процессе физического воспитания в вузе как педагогической проблемы, был проведен анализ научно-методической литературы по следующим направлениям: социально-профессиональное, ориентированное на современные требования государства к подготовке специалистов; профессионально-личностное, отражающее потребности будущего специалиста в успешной личностной подготовке, на основе единства и взаимосвязи умственной деятельности и двигательной компетенции; образовательно-воспитательное, направленное на реализацию двигательной потребности студентов в процессе учебной деятельности в вузе, через поэтапное становление двигательной компетенции, на основе которой воспитываются и формируются двигательная культура и здоровый образ жизни.

Укрепление и поддержание здоровья студентов, полноценное развитие личности, подготовка современных специалистов является составной частью образовательного процесса в высшей школе, и все это необходимо сочетать с формированием двигательной компетенции как неразрывной части гармоничной образовательной деятельности, направленной на продуктивную подготовку настоящих и будущих профессионалов для всех сфер деятельности в деле развития и становления государства [2, 4, 5 и др.].

Как показал анализ литературных источников, современные студенты имеют негативные показатели состояния здоровья, из них всего 3-4 % обладают необходимым уровнем двигательной компетенции, что дает им возможность эффективно поддерживать и укреплять свое здоровье в процессе профессионального становления в вузе (Щедрина А.Г., Исаев А.П., Колбанов В.В. и др.). В научной литературе нет единой точки зрения на соотношение понятий «компетентность» и «компетенция». В

нормативных документах также нет четкой регламентации трактования вышеуказанных терминов. Компетентность в Большом энциклопедическом словаре трактуется как готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Профессиональная компетентность в соответствии с Энциклопедией профессионального образования - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию.

Согласно Глоссарию терминов Европейского фонда образования, компетенция определяется, как способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять трудовые функции. Здесь же отмечается, что термин компетентность используется в тех же значениях. По мнению ряда специалистов (Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. и др.), утверждающих, что в динамичных, социально-профессиональных условиях становится все более востребованной не образованность (компетентность) как таковая, а способность специалиста реализовывать ее в конкретной практической деятельности (компетенция). Успешность профессиональной деятельности специалистов обеспечивают ключевые компетенции, определяемые в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» как готовность применять усвоенные теоретические умения и практические навыки в решении профессиональных задач на производстве.

В соответствии с требованиями Европейского сообщества профессиональное образование в числе ключевых компетенций должно включать не только социальную, социально-информационную, когнитивную но и двигательную компетентность, в основе которой находится корректная и продуктивная реализация двигательной потребности, как биологической и социальной необходимости человека в сохранении и укреплении себя как вида в природе (Щедрина А.Г., Абаскалова Н.П., Агаджанян Н.А., Асмолов А.Г., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Колбанов В.В., Колесникова Т.И., Лисицын Ю.П., Никофоров Г.С., Поляков В.А., Столяренко А.М., Чуканова З.И., Исаев А.П. и др.).

На основании проведенного теоретического анализа было конкретизировано и сформулировано теоретическое понятие «двигательная компетенция» - это сформированные теоретические знания и практические умения корректной реализации индивидуальной двигательной потребности через различные формы и средства физической культуры, как необходимой биологической сущности человеческого организма, что в свою очередь способствует поддержанию и укреплению здоровья студенческой молодежи, продуктивному учебному труду в процессе профессионального становления в вузе и готовности к будущей общественно-социальной жизнедеятельности.

Для формирования двигательной компетенции студентов необходимо создать специализированные педагогические условия, организовывать образовательное пространство вуза таким образом, чтобы все это в совокупности способствовало гармоничной и продуктивной реализации на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала студентов в процессе учебной деятельности. Организация образовательного пространства по формированию двигательной компетенции студентов представлена в виде предвосхищенной педагогической модели, в центре которой находятся студент как субъект образовательного процесса, где осуществляется целенаправленная деятельность, направленная на взаимосвязь умственной и двигательной деятельности. Педагогическая стратегия ориентирования на формирование у студентов двигательной компетенции в процессе физического воспитания и учебной деятельности развертывается поступательно и поэтапно в образовательном пространстве по следующему алгоритму: подготовительно-когнитивный (1 курс), коррекционно-формирующий (2 курс), профессионально-прикладной (3 курс) и итогово-презентативный (4 курс). Все это в целом способствует актуализации эмоционально-ценностного отношения студентов к двигательной активности, физическому здоровью и необходимости культивировать двигательную компетенцию.

При наполнении содержанием программно-методических основ формирования двигательной компетенции студентов мы руководствовались следующими теоретическими предположениями: создание в вузовском пространстве таких базовых условий, как программно-методическое обеспечение учебного процесса; агитационно-пропагандистское пространство; широкие соревновательно-деятельностные, индивидуально-самостоятельные и контрольно-корректирующие формы позволят овладеть студентам глубокими теоретическими знаниями о двигательной культуре, физическом здоровье и здоровом образе жизни, что в совокупности будет способствовать активному формированию двигательной компетенции студентов как необходимого условия гармоничного и поступательного становления профессиональной и в том числе профессионально-прикладной физической подготовки молодежи в современной высшей школе.

Социологический и педагогический анализ отношения студентов к физическому воспитанию показал, что оно формально-пассивное и здесь требуется коррекция создавшейся негативно-отрицательной ситуации. Формирование у студенческой молодежи мотивации на занятия здоровым образом жизни, повышение социально-поведенческого статуса по отношению к физической культуре является актуальной задачей комплексной подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе. Преподаваемая в вузе дисциплина «Физическая культура» по своему содержанию и задачам не в полной мере соответствует

современным требованиям подготовки специалистов, перед ними нет ориентира, к которому надо стремиться и который бы соответствовал гармоничному развитию физического и интеллектуального потенциала молодых людей в высшей школе. Таким ориентиром должна быть более высокая ступень знаний о физической культуре, спортивной культуре, здоровье и здоровом образе жизни, а именно двигательная компетенция. При формировании содержания вариативной части программно-методического обеспечения двигательной компетенции студентов мы руководствовались следующими организационно-методическими основами:

- организация личностно-ориентированного здорового образа жизни с учетом индивидуальных психофизических и социальных возможностей индивидуума;

- диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психоаналитических, конституционных и социально-духовных особенностей личности;

- организация системы рекреационных мероприятий укрепления и поддержания здоровья и создание комфортных условий для студентов;

- выбор оптимальных, современных и адекватных методов, форм и средств укрепления здоровья молодежи с учетом возраста, пола, психотипа, региона, социальной и экологической среды;

- формирование индивидуальных потребностей личности и профессионального становления на основе знания собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья;

- обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизнедеятельности;

- формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности в каждом возрастном периоде;

- оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов в процессе обучения в вузе.

В содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе вошли следующие разделы: теоретический (основы знаний о физической и спортивной культуре, здоровый образ жизни и здоровый стиль поведения, общая культура здоровья, двигательная культура, теоретические основы двигательной компетенции и др.), основная цель которого заключается в формировании у студентов информационно-познавательного, профессионально-личностного и эмоционально-ценностного отношения к формированию двигательной компетенции в процессе обучения в вузе; методический (в котором содержится материал, направленный на формирование

методических знаний и умений занятий физической культурой, спортом, здоровым образом жизни и др.); практический, направленный на формирование двигательных умений и навыков у студентов (занятий различными видами спорта, участие в массовых соревнованиях, спартакиадах, валеадах, конкурсах и др.).

Формирование двигательной компетенции осуществлялось последовательно в четыре этапа:

1 этап (подготовительно-когнитивный, первый курс) - проводится комплексное обследование состояния здоровья студентов, оценка общих теоретических знаний и практических умений, диагностика исходного уровня двигательной компетенции, формирование программно-методического материала для коррекции исходных показателей студентов;

2 этап (коррекционно-формирующий, второй курс) - формирование теоретических знаний и практических умений двигательной компетенции, выбор темы дипломной работы «Мой индивидуальный стиль здорового образа жизни»;

3 этап (профессионально-прикладной, третий курс) - написание дипломной работы, выбор и занятие различными видами спорта, выполнение спортивных разрядов, дальнейшее совершенствование теоретических и практических навыков и умений занятий физической культурой, здоровым образом жизни и др.;

4 этап (итогово-презентативный, четвертый курс) - активное участие в различных спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах здоровья, валеадах, презентация дипломной работы, оценка общей сформированности двигательной компетенции, общие рекомендации по дальнейшему формированию двигательной компетенции у студентов к будущей профессиональной деятельности.

В процессе физического воспитания студентов в вузе занятия носили специфический характер, где поэтапно согласно базовым задачам осуществлялось продуктивное и динамичное формирование двигательной компетенции: на первом курсе содержание занятий было следующим: основная цель - приобщение студентов к здоровому образу жизни как базовый компонент профессионально-личностного становления молодежи на основе интеграции и взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности.

Формы и средства для решения поставленной цели: ознакомление студентов основам двигательной компетенции через лекции, беседы, написания тематических рефератов; обучение студентов самостоятельной работе с научно-методической литературой о здоровье, здоровом образе жизни, поведении и др.; обучение студентов простым, доступным и эффективным методам и способам контроля индивидуального здоровья; совместно с преподавателем определение оптимального и адекватного психофизическому состоянию студента стиля здорового образа жизни.

На втором курсе основная цель учебно-практических занятий -формирование у студентов здорового образа жизни с учетом своей будущей профессиональной деятельности. Основные направления и формы решения данной цели: обучение студентов формированию и разработке содержания здорового образа жизни (режим учебы и отдыха, питание, психофизическое восстановление, физические упражнения, личная гигиена, гигиена одежды и обуви и др.), участие в туристических походах, спортивных соревнованиях; спартакиадах, занятиях в спортивных секциях, группах здоровья и т.д.

На третьем курсе (третий этап формирования двигательной компетенции) основная цель - сформировать у студентов теоретические умения и практические навыки здорового образа жизни как базового компонента двигательной компетенции. Основные направления и формы решения данной цели: написание рабочего варианта дипломной работы об индивидуальном стиле здорового образа жизни, показ авторской модели здорового образа жизни, выступления-доклады перед сокурсниками, на конференциях и др.

На четвертом курсе - завершение формирования двигательной компетенции, защита в форме дипломной работы на общей университетской конференции индивидуального стиля здорового образа жизни, итоговая аттестация результатов формирования двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, вручение сертификата «Инженер-специалист по профессионально-прикладной физической культуре». Для оценки и контроля сформированности двигательной компетенции студентов в процессе профессионального становления в вузе были разработаны уровни сформированности двигательной компетенции: выше среднего, средний, ниже среднего и низкий (таблица 1).

Таблица 1

Уровни сформированности двигательной компетенции (ДК) у студентов в процессе профессионального становления в вузе

№ Уровни сформированности Содержание уровней двигательной компетенции

1 Выше среднего студенты овладели следующими базовыми основами физической культуры: гигиеническими, оздоровительно-рекреативными, общеподготовительными, спортивными, профессионально-прикладными и лечебными.

2 Средний студенты овладели следующими базовыми основами физической культуры: гигиеническими, оздоровительно-рекреативными, общеподготовительными, спортивными.

3 Ниже среднего студенты овладели следующими базовыми основами физической культуры: гигиеническими, оздоровительно-рекреативными, общеподготовительными.

4 Низкий студенты овладели только гигиеническими основами физической культуры.

Уровни сформированности двигательной компетенции у студентов, в процессе физического воспитания определялись от интеграции оценок по блокам критериев, где гигиенический критерий оценивался от 2 до 7 баллов, оздоровительно-рекреативный от 2 до 10 баллов, общеподготовительный от 5 до 25 баллов, спортивный от 2 до 10 баллов, профессионально-прикладной от 1 до 3 баллов и лечебный от 1 до 3 баллов.

На основе шкалы интервалов (по М.А. Годику) были определены уровни сформированности (в баллах) двигательной компетенции (ДК) студентов в вузе, где:

- выше среднего уровень двигательной компетенции (ДК) - от 45 до 58 баллов;

- средний уровень ДК - от 32 до 43 баллов;

- ниже среднего уровень ДК - от 20 до 31 балла;

- низкий уровень ДК - > 13 баллов.

По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен теоретический и математико-статистический анализ полученных результатов исследования по следующим критериям: двигательная подготовленность, академическая успеваемость, косвенная оценка иммунной системы (частота заболеваний ОРЗ за учебный год), профессионально-личностный (социологический опрос) и уровень ДК.

Двигательная (физическая) подготовленность оценивалась комплексно на основе следующих контрольных упражнений: бег на 100 м (оценивался уровень скоростной подготовленности студентов); бег на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки) - оценивался уровень общей выносливости; подтягивание на высокой перекладине (юноши) -оценивался уровень силовой выносливости плечевого пояса; поднимание туловища из положения лежа на спине за одну минуту (девушки) -оценивался уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса; прыжок в длину с места - оценивался уровень скоростно-силовой подготовленности нижних конечностей тела (ног); наклон вперед из положения стоя - оценивалась подвижность позвоночного отдела (гибкость). Средний прирост показателей двигательной подготовленности за четыре года обучения в экспериментальной группе у юношей составил 8,5 % (р<0,05), у девушек - 9,1 % (р<0,05).

В контрольной группе у юношей прирост составил всего 1,6 % (р>0,05), у девушек снизились показатели на 0,5 %) (р>0,05). Академическая успеваемость оценивалась по результатам сдачи сессии, где средний балл успеваемости за четыре года обучения в экспериментальной группе у юношей составил - 4,1 балла (р<0,05), у девушек - 4,35 балла (р<0,05); в контрольной группе у юношей - 3,6 балла

(р<0,05), у девушек - 3,95 балла (р<0,05). Косвенная оценка состояния иммунной системы студентов оценивалась по частоте заболевания ОРЗ за учебный год, где в экспериментальной группе у юношей она составила в среднем за четыре года обучения - 2,8 раз (р<0,05), в контрольной группе у юношей - 2,7 раз (р<0,05), у девушек - 3,9 раз (р<0,05).

В контексте профессионально-личностной ценности для студентов формирование двигательной компетенции оценивались по социологической анкете, анализ которых показал, что 93 % юношей и 76 % девушек экспериментальной группы по окончании эксперимента считают необходимым условием в процессе профессионального становления в вузе, приобретение знаний и умений в укреплении и подержании здоровья, как важного компонента успешности в будущей трудовой деятельности. В то же время студенты контрольной группы так и не осознали необходимости и значимости двигательной компетенции в профессиональном становлении. Уровень двигательной компетенции у студентов экспериментальной группы поднялся за четыре года обучения до уровня среднего - 70 % (р<0,05) и выше среднего - 30 % (р<0,05), в то же время на начало эксперимента уровень двигательной компетенции был следующим: низкий - 57,3 % (р<0,05), ниже среднего - 30,9 % (р<0,05), средний -10,5 % (р<0,05) и выше среднего 1,3 % (р>0,05) (таблица 2).

Таблица 2

Сформированность двигательной компетенции (ДК) студентов экспериментальной и контрольной групп за четыре года обучения

в вузе

Уровень ДК, %

Группы Кол-во выше среднего средний ниже среднего низкий Р

ЕТ ей н окон. ЕТ ей н окон. ЕТ ей н окон. ЕГ ей н окон.

Экспериментальная группа (юноши) 170 1,3 30 10,5 70 30,9 0 57,3 0 р<0,05

Экспериментальная группа (девушки) 180 0,4 15,3 4,3 79,3 13,4 4,3 81,9 1,1 р<0,05

Контрольная группа (юноши) 120 1,5 2,3 11,4 14,7 31,1 30,9 56 13,9 р>0,05

Контрольная группа (девушки) 80 0,5 0 4,7 13,1 14,1 59,6 80,7 27,3 р>0,05

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что практически 100 % студентов экспериментальной группы осознали необходимость и значимость формирования

двигательной компетенции в профессионально-личностном становлении как необходимого условия безопасности здоровья в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1. С. 11-17.

2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 4. С. 2-6.

3. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской академии образования. 1999. № 3. С. 23-32.

4. Исаев И.Ф. Профессионально педагогическая культура учителя: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001. 480 с.

5. Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 3. С. 2-6.

Григорьев Александр Юрьевич, канд. пед. наук, leontyeva72a,mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный технологический университет

FORMATION OF MOTOR SKILLS OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION IN HIGH

SCHOOL

A.U. Grigoriev

Concretized the concept of "motor competence of students". Developed and justified Variation part methodical software forming motor competence of students in high school, and the structure and content of a pedagogical model for its implementation. Developed maintenance and diagnostic technique of formation of motor competence of students.

Key words: motor competence, pedagogical model, diagnosis of formation, physical education students.

Grigoriev Alexander Yurevich, candidate of pedagogical Sciences, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian State Technological University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.