тренировкой и приемом пищи должен быть перерыв не менее 30 мин. Не следует превращать оздоровительную ходьбу в спортивную, увеличивая скорость и дистанцию. Тренироваться можно и нужно круглый год. Если температура воздуха ниже минус 15 градусов, то дистанцию можно несколько сократить, а если ниже минус 20 градусов, то лучше отменить тренировку. Хотя это не обязательно.
Во время ходьбы нагрузка на сердце уменьшается благодаря работе "мышечного насоса" - ритмичное и последовательное сокращение мышц голени и бедра помогает выталкивать кровь из вен нижних конечностей вверх к сердцу.
Спортивная ходьба усиливает обмен веществ, способствует утилизации ("сжиганию") старых, неработающих структур организма и замене их новыми, чем омолаживает организм. Доказано, что бег усиливает иммунитет, предупреждает развитие атеросклероза и опухолевых заболеваний.
При правильно дозированной ходьбе происходит гармоничная многоуровневая естественная стимуляция защитных систем организма. В большей степени она оказывается через мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Стимулирующим действием обладают углекислый газ и молочная кислота, содержание которых во время бега увеличивается. Выделяемые при беге и ходьбе гормоны удовольствия - энкефалины, эндорфины - благотворно влияют на нервную систему и способствуют восстановлению ее адекватной восприимчивости. Стимулирующим действием обладает и встряска, воспроизводимая при ходьбе.
Список литературы
1. Коркин Е.В. Влияние занятий скандинавской ходьбой на работоспособность и качество жизни студентов физкультурного вуза / Е.В. Коркин, О.Б. Крысюк; Чурапчинский гос. ин-т физ. культуры и спорта, Республика Саха (Якутия); Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; С.-Петерб. гос. ун-т // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2017. № 1. С. 51-53. Библиогр.: с. 52-53.
ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
СПОРТ» В ВУЗЕ Запевалов О.Ю.
Запевалов Олег Юрьевич - старший преподаватель физической культуры и спорта,
Филиал
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: гуманитарная подготовка в сфере физической культуры означает очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса. Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов и включает теоретический, практический и контрольный учебный материал. Ключевые слова: дисциплина, физическая культура и спорт, реализация, вуз.
Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта в Узбекистане -воспитание здорового молодого поколения, всемирное поощрение и развитие народных игр и видов спорта, активное вовлечение в физкультурное движение самых широких слоев населения, достижение органического единства физического
воспитания с практикой строительства общества. В Узбекистане растет спрос на высшее образование: по данным Государственного центра тестирования, в 2019 году в местные вузы подали документы почти 1 067 000 абитуриентов. Активное развитие национальной системы высшего образования обусловливает интерес Узбекистана к углублению международного межвузовского сотрудничества.
Сейчас в Узбекистане работают 14 филиалов российских вузов - ещё в начале 2018 года их было только 4. Среди вузов, открывших в последние годы узбекские филиалы — МГИМО, РХТУ имени Менделеева и РГПУ имени Герцена [1].
Физическая культура, как учебная дисциплина и, как педагогический процесс, в числе наиболее важных воспитательных задач в обязательном порядке предусматривает формирование и развитие потребностей у обучающихся в систематической двигательной активности и физическом самосовершенствовании.
Программа составляется с учётом преемственности и взаимосвязи с программами физической культуры высших учебных учреждений и типовой учебной программы рассмотренной и одобренной учебно-методическим советом.
На основе типовой программы, вносятся обоснованные изменения, учитывая материальную базу университета, климатические условия, заменяется лыжная подготовка на кроссовую подготовку, плавание на атлетическую гимнастику.
При реализации рабочей программы предусмотрено проведение:
- контрольных нормативов, для оценки физической подготовленности обучающихся;
- контрольных тестов, для развития физически качеств;
- дифференцированного зачёта по семестрам;
- экзамена по теоретическому разделу учебной программы.
В программе даны разделы и темы занятий физического воспитания, состоящие из базовой и вариативной частей.
Для реализации рабочей программы по предмету «Физическое воспитание» используются следующие формы организации обучения:
- теоретические занятия: в процессе урока, опрос, тесты, экзамен;
- практические занятия: групповые и индивидуальные, контрольные нормативы и тесты.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать: основы и правила здорового образа жизни, об укреплении и сохранении здоровья, развитии и совершенствовании физических способностей; физиологические основы деятельности дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках; факторы, определяющие здоровый образ жизни и личное отношение к здоровью.
А также уметь: выполнять физические упражнения; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; коррекция фигуры и осанки; добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических способностей; следить за личной гигиеной; проявлять волевые качества в спортивно-массовых мероприятиях.
Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел). Структура содержания учебной дисциплины включает: введение; разделы (модули); темы учебных занятий. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитано на 8 кредитов, состоящих из практических занятий, а так же дополнительных занятий в клубах по интересам и спортивным секциям, что обеспечивает оптимальный двигательный режим студентов в объеме 8-10 часов в неделю.
Часы по курсу физической культуры включаются в сетку часов аудиторной недельной нагрузки студентов не менее 4-х часов в неделю на весь период обучения. При составлении учебного расписания двухразовые занятия в объеме 4 академических часа планируются по 2 контактных часа (0+0+2) равномерно в течение
недели. Не разрешается совмещение двух занятий по физической культуре в один день.
Содержание учебной программы основывается на следующих концептуальных позициях: общеобразовательной направленности процесса физического воспитания; итеративности функций физической культуры; системности учебно-воспитательного процесса; профессионально-прикладной направленности физического воспитания; нормативном и методическом обеспечение образованности студентов в области физической культуры и спорта; этапной и итоговой аттестации студентов по физической культуре.
Программный материал по физическому воспитанию базируется на приоритетных компонентах физической культуры, ее материальных и личностных ценностях, формирующих содержательную направленность обучения, воспитания и образования студента.
Среди эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии проблемно-модульного обучения; технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации); игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется использовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.
Целесообразно внедрять в практику проведения практических занятий методики активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза.
Для наблюдения и контроля за динамикой и физической подготовленностью обучающихся проводится тестирование на всех курсах обучения в начале и конце учебного года.
Оценка успеваемости по предмету «Физическое воспитание» выводится по данным текущего учёта и профессиональной проверки знаний, умений и навыков и выполнения контрольных нормативов, предусмотренных программой.
К выполнению контрольных нормативов допускаются обучающиеся, регулярно посещающие занятия и получившие необходимую подготовку.
В начале учебного года по результатам тестирования преподаватель определяет исходный уровень физической подготовленности.
По результатам итогового тестирования в конце учебного года по общей сумме баллов, делённой на количество тестов, каждому обучающемуся по таблицам определяют уровень физической подготовленности за год.
При реализации образовательной программы в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом технического и образовательного образования предусмотрено проведение на выпускных курсах обучения экзамен по физическому воспитанию.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.5top100.ru/en/news/113246/
(дата обращения: 16.12.2021).
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧЕТОМ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ
СТУДЕНТОВ Исхакбаев Е.Э.
Исхакбаев Евгений Эдуардович - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Филиал
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) И.М. Губкина, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы физического воспитания студентов, определены пути повышения эффективности физического воспитания студентов, анализируются основные причины снижения интереса студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, студенты, учебный процесс, спортивный интерес.
В первые годы обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с большой учебной нагрузкой, проблемами в социальном и межличностном общении, а также с невысокой двигательной активностью. Одной из причин низкой двигательной активности студентов первых курсов вузов является отсутствие мотивационно-ценностных ориентиров, которые формируют потребность в повседневных физических упражнениях. В основе мотивационно-ценностных ориентиров лежат мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой, а также интересы студентов [1].
Процесс физического воспитания в вузе направлен на формирование основ здорового образа жизни, физической культуры студента, как системного качества личности, неотъемлемой части общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в социально-профессиональной деятельности [2, 3]. Особое внимание, прежде всего, необходимо уделить повышению эффективности физического воспитания студентов, что обусловлено ухудшением состояния здоровья молодых людей, снижением уровня их физической подготовленности, низкой мотивации к занятиям физической культурой, недостаточно сформированной у них потребностью в здоровом образе жизни. Поэтому важной социальной задачей в системе образования в целом и высшего образования в частности, является модернизирование системы физического воспитания.
При этом одним из путей совершенствования физического воспитания студентов является учет их спортивных интересов и этнокультурных традиций (Асмолов А.Г., 1994; Бальсевич В.К., 1988, 1996; Богданов Г.П., 1989; Вавилов Ю.Н., 1990; Ильинич В.И., 1995; Калмыков С.В., 1995; Логунов В.И., 1992; Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1991; Найданов Б.Н., 1995; Сидоров Л.К., 2002).
Вместе с тем, анализ литературы показывает, что в теории и практике физического воспитания все еще недостаточно экспериментальных исследований в этом направлении. Таким образом, вышесказанное предопределяет актуальность данной статьи. В которой рассматривается совершенствование физического воспитания в ВУЗе с учетом спортивных интересов студентов и на основе народных и национальных видов спорта и упражнений.
В статье рассматриваются проблемы физического воспитания студентов, определены пути повышения эффективности физического воспитания студентов, предложена концепция физического воспитания, основанная на создании интегрированной физкультурно-спортивной среды вуза, как одного из важных факторов модернизации физического воспитания. Анализируются основные причины