УДК 378.172 : 796.42 Н. В. АРНСТ
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В ВУЗЕ
Наиболее современными и продуктивными направлениями в повышении физической подготовленности, укреплении здоровья, реализации индивидуальной двигательной потребности, коммуникации и социализации в обществе студенческой молодежи, являются массовые занятия спортом в процессе учебной деятельности в вузе.
Ключевые слова: спорт, легкая атлетика, физическая подготовленность.
В настоящее время состояние общей культуры и образа жизни населения, в том числе физической культуры и спорта, не соответствует необходимым потребностям и задачам поступательного развития государства и общества в целом в современном мировом пространстве. Для формирования и укрепления физического и нравственного здоровья, социализации населения страны, недостаточно используется огромный креативный потенциал массового спорта. Человеческие коммуникации успешно формируются в ходе различной совместной деятельности, в том числе при массовых занятиях физической культурой и спортом, что способствует укреплению здоровья; социализации; удовлетворению двигательной потребности; повышению жизненного тонуса, умственной и физической работоспособности [1].
Для коррекции сложившейся ситуации постановлением правительства Российской Федерации № 7 от 11 января 2006 года принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Причем одним из важнейших ее направлений является «повышение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся спортом». К 2015 году в России планируется увеличить эту долю до 30 % от всего населения страны [2] .
Особое значение приобретает привлечение к занятиям спортом студенческой молодежи в не физкультурных вузах.
Социальная потребность государства в физически крепких молодых специалистах не всегда согласуется с истинным уровнем их здоровья, мотивацией студентов на формирование личностной культуры занятий спортом.
Анализ научно-методической литературы показал, что в условиях социокультурных и социальноэкономических преобразований современного динамично развивающегося общества особое значение приобретает модернизация образовательных парадигм, которые в совокупности предопределяют инновационные процессы в высшей школе и трансформации их в более качественное состояние.
В современной системе физического воспитания студентов в вузе при всем многообразии ее концептуальных и методологических подходов к обучению, развитию и совершенствованию, провозгласившей принципы гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, в последние годы достаточно
отчетливо обозначились процессы снижения эффективности различных образовательных технологий, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Определившийся разрыв между требованиями к физическому воспитанию студентов в вузах, предъявляемые современными социально-экономическими условиями жизнедеятельности и ее реальным состоянием, свидетельствует о кризисе ее содержания и организации [1, 3 — 6].
В настоящее время наиболее современным и продуктивным направлением повышения физической подготовленности и двигательной активности, укрепления здоровья молодежи является конверсия спортивных технологий в учебный процесс физического воспитания студентов в вузе и на основе этого организация и проведение занятий по видам спорта. В то же время для проведения учебно-практических занятий по видам спорта в процессе физического воспитания студентов в вузе недостаточно разработаны и адаптированы для вузовской системы образования организационно-педагогические подходы, условия, программно-методическое обеспечение, диагностический аппарат и др. В русле вышеуказанных теоретических обоснований и выстраивалось педагогическое исследование. Согласно логике и поставленным задачам исследования, были разработаны структура и содержание организационно-методических основ секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе.
Базовой составляющей опытных организационнометодических основ является программно-методическое обеспечение секционных занятий легкой атлетикой студентов в вузе.
В программно-методическое обеспечение были включены следующие разделы (табл. 1): теоретический, методический, практический и диагностирующий (контрольный).
—теоретический раздел включает: материал об истории развития и становления легкой атлетики в нашей стране и за рубежом, биомеханические и физиологические основы легкоатлетических упражнений и движений, профилактика травматизма при занятиях легкой атлетикой, инвентарь и оборудование в тренировочном процессе по легкой атлетике и т.д.
— методический раздел включает: методики обучения базовым видам легкоатлетических упражнений, методику индивидуальных тренировок и самоконтроля
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Программно-методическое содержание секционных занятий студентов 1 — 3 курсов легкой атлетикой
(по 4 часа в неделю)
Содержание материала Курсы Всего часов
1 2 3
1 Теоретический раздел 14 14 16 44
1.1 История развития легкой атлетики 4 4 4 12
1.2 Биомеханические и физиологические основы легкоатлетических упражнений 6 6 8 20
1.3 Гигиеническое и материально-техническое обеспечение тренировочного процесса по легкой атлетике 4 4 4 12
2 Методический раздел 24 24 28 76
2.1 Методика обучения ходьбе 4 4 4 12
2.2 Методика обучения бегу 8 8 8 24
2.3 Методика обучения прыжкам 4 4 4 12
2.4 Методика обучения метаниям 2 2 4 8
2.5 Методика индивидуальной тренировки 6 6 8 20
3 Практический раздел 86 86 64 236
3.1 Обучение спортивной ходьбе 24 24 4 52
3.2 Обучение гладкому бегу 30 30 32 92
3.3 Обучение бегу через барьеры и препятствия 16 16 12 44
3.4 Обучение метанию легкоатлетических снарядов 8 8 8 24
3.5 Обучение видам легкоатлетических прыжков 8 8 8 24
4 Диагностика видов подготовки 12 12 28 52
4.1 Физическая подготовка 4 4 4 12
4.2 Специально-физическая подготовка 2 2 8 12
4.3 Техническая подготовка 2 2 4 8
4.4 Контрольные старты 4 4 12 20
Итого 136 136 136 408 часов
Примечание: два часа, согласно федеральной программе, отведенных на физическое воспитание на 4-м курсе, добавлены на 3-й курс
общей и специальной физической подготовленности и др.;
— практический раздел включает обучение технике легкоатлетических упражнений;
— диагностирующий раздел включает оперативный, текущий, этапный и годовой виды контроля студентов-легкоатлетов: по общей физической подготовленности, специальной и технической подготовленности. Также было разработано соотношение общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП) и технической подготовки (ТП) студентов по годам обучения в годичном цикле.
Для контроля физической подготовленности студентов использовались традиционные тесты: бег 100 м (юноши); прыжок в длину с места (юноши); бег 3000 м (юноши); подтягивание на высокой перекладине (юноши). Специальная физическая подготовленность оценивалась по следующим контрольным упражнениям: бег 30 метров с низкого страта; бег 30 метров с ходу; бег 60 метров с низкого старта; бег 300 метров; прыжок в длину с места; тройной и десятерной прыжки с места.
Структура учебно-тренировочного процесса секционных занятий студентов легкой атлетикой состояла из следующих компонентов, адаптированных для вуза: учебно-тренировочные задания, части учебнотренировочных занятий, микроциклы, мезоциклы, макроциклы и этапы подготовки.
Полученные статистические результаты ФП свидетельствуют о стабильном приросте показателей физической подготовленности в экспериментальных группах. Одной из причин этого является стимулирование в процессе тренировочных занятий к максимальному проявлению физических качеств, а также системные спортивные тренировки и соревнования активизируют процессы формирования физической подготовленности у студентов экспериментальных групп. Студенты контрольных групп ограничиваются только посещением учебных занятий, что явно недостаточно для стабильного повышения общего уровня физической подготовленности.
Также оценивался уровень специальной физической подготовленности студентов экспериментальных групп, где: на I курсе прирост составил 2,5 % (р<0,05); на II курсе — 3,5 % (р<0,05); на III курсе — 3,8 % (р<0,05) (табл. 2). Прирост результатов в специально-физической подготовке, свидетельствует о воспитании у сту-дентов-легкоатлетов скоростных способностей, развитии специальной выносливости. Так, абсолютная скорость (30 м со старта, 30 м с хода) к IV курсу повысилась на 3,9 % (р<0,05); скоростная выносливость (60 м со старта) на 3,8 % (р<0,05); специальная выносливость (300 м) на 3,1 % (р<0,05); скоростно-силовые и взрывные способности мышц ног ( прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, десятерной прыжок) — на 3,2 % (р<0,05).
Динамика показателей специальной физической подготовленности юношей
Контроль- ные упражне- ния I курс Прирост % Р II курс % т с о ри рП Р III курс % т с о ри рП Р
Осень Весна Осень Весна Осень Весна
30 м со старта, с 4,4±0,09 4,3±0,12 2,3 P<0,05 4,3±0,07 4,1±0,07 4,7 P<0,05 4,1±0,05 3,9±0,05 4,9 P<0,05
30 м с ходу,с 3,7±0,11 3,б±0,1б 2,7 P<0,05 3,б±0,09 3,5±0,11 2,7 P<0,05 3,5±0,12 3,4±0,07 2,9 P<0,05
60 м со старта, с 8,1±0,29 7,9±0,17 2,5 P<0,05 7,9±0,17 7,б±0,15 3,8 P<0,05 7,б±0,10 7,3±0,15 4,9 P<0,05
300 м, с 48,0±0,б 4б,7±0,7 2,7 P<0,05 4б,5±0,7 45,7±0,7 1,9 P>0,05 45,4±0,7 43,8±0,9 3,5 P<0,05
Прыжок в длину с мест, м 2,5±0,09 2,55±0,1 2,1 P>0,05 2,53±0,09 2,б2±0,1 3,б P<0,05 2,б0±0,09 2,75±0,1 5,8 P<0,05
Тройной прыжок с места, м б,98±0,14 7,20±0,09 3,2 P<0,05 7,28±0,09 7,50±0,12 3 P<0,05 7,55±0,1 7,74±0,1б 2,5 P<0,05
Десятерной прыжок, м 2б,0±0,09 2б,53±0,1 2,1 P>0,05 2б,44±0,1 27,б2±0,1 4,5 P<0,05 27,91±0,09 28,50±0,09 2,1 P>0,05
Ср .прирост по курсам 2,5 3,5 3,8
Участие студентов экспериментальной и контрольной групп в спортивно-массовых мероприятиях вуза составило 62 % (р<0,05) и 24 % (р>0,05).
Активное участие студентов экспериментальной группы в соревнованиях свидетельствует о их высокой мотивации к состязательной деятельности.
Более высокий уровень физической активности в экспериментальной группе говорит о повышенной мотивации на занятия спортом. Можно отметить, что сочетание мотивации долженствования с мотивацией достижений, опирающейся на потребности и интересы, дает студентам-легкоатлетам мощный импульс для активизации физкультурно-спортивной деятельности.
Положительные результаты проведенного педагогического эксперимента показали высокую эффективность организационно-методических основ секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе, что подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы, корректность и адекватность применяемых средств и методов, используемых в исследовании.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 1. — С. 10-16.
Книжная полка
Кислицын, Ю. Л. Физическая культура : учебник для студентов учебных заведений СПО / Ю. Л. Кислицын, Н. В. Решетников, Р. Л. Палтиевич. — М. : Academia, 2010. — 176 с. — ISBN 978-5-7695-7397-2.
Учебник содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Может быть полезен школьникам старших классов.
2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы». — 2006. — С. 104.
3. Выдрин, В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5 — 6. — С. 15 — 17.
4. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6. — С. 10 — 15.
5. Николаев, Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века : монография / Ю. М. Николаев. — СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. — С. 217.
6. Лотоненко, А. В. Формирование физической культуры молодежи: Теория, методология, практика / А. В. Лотоненко. — М., 1999. — С. 92.
АРНСТ Нина Викторовна, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.01.2011 г.
© Н. В. Арнст
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ