Научная статья на тему 'Уровневая модель подготовленности легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых видах (на примере спринтерских дистанций)'

Уровневая модель подготовленности легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых видах (на примере спринтерских дистанций) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / АТЛЕТЫ-ПАРАЛИМПИЙЦЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / MODELING CHARACTERISTICS / LEVEL MODEL / TRACK AND FIELD ATHLETICS / PARALYMPICS VISUALLY IMPAIRED ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Воробьёв Сергей Алексеевич

Статья посвящена вопросам прогнозирования уровня результатов предстоящих стартов легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения, с помощью информации о развитии специальных физических качеств, учитывающих особенности нозологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Воробьёв Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness level model for Paralympics visually impaired athletes in track and field athletics (sprint distances)

The article is devoted to issues of future results level modeling in Paralympics track and field athletics for visually impaired athletes (sprint distances) by using the information about special physical abilities development with taking into account the nosology specificity.

Текст научной работы на тему «Уровневая модель подготовленности легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых видах (на примере спринтерских дистанций)»

взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.

В образовательном учреждении наиболее эффективно проблему оздоровления можно решать при использовании занятий физическими упражнениями. Сегодня разработано значительное число новых методик оздоровления дошкольников средствами физической культуры. В то же время, какие бы перспективные педагогические инновации физкультурно-оздоровительной работы ни были предложены, при некачественном управлении дошкольным учреждением нельзя надеяться на адекватное и результативное их освоение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова, Е.И. Готовность к систематическому обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии / Е.И. Горбунова, Ю.К. Чернышенко, Е.М. Бердичевская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 6-11.

2. Гурьев, С.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (31). - С. 70-74.

3. Керимов, В.Э. Управленческий учет : учебник / В.Э. Керимов. - М. : Маркетинг, 2001. - 268 с.

4. Медведева, С.А. Здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольных учреждений как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет : дис. ... канд. пед. наук / Медведева С.А. - Екатеринбург, 2006. - 165 с.

5. Медведкова, Н.И. Результаты совместного оздоровления детей и их матерей элиминационными физическими нагрузками / Н.И. Медведкова, В. Д. Медведков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 47-51.

6. Меличева, М.В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей : дис. ... канд. пед. наук / Меличева М.В. - СПб., 2006. - 265 с.

7. Строева, Е.В. Интегративный подход к методике формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Строева Е.В. - Смоленск, 2006. - 163 с.

8. Черепов, Е.А. Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Черепов Е.А. - Челябинск, 2002. - 173 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.422

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В БЕГОВЫХ ВИДАХ (НА ПРИМЕРЕ СПРИНТЕРСКИХ ДИСТАНЦИЙ)

Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент,

Сергей Алексеевич Воробьёв, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

(СПбГУСЭ)

Аннотация

Статья посвящена вопросам прогнозирования уровня результатов предстоящих стартов лег-коатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения, с помощью информации о развитии специальных физических качеств, учитывающих особенности нозологии.

Ключевые слова: модельные характеристики, уровневая модель, лёгкая атлетика, атлеты-паралимпийцы с нарушением зрения.

READINESS LEVEL MODEL FOR PARALYMPICS VISUALLY IMPAIRED

ATHLETES IN TRACK AND FIELD ATHLETICS (SPRINT DISTANCES)

Igor Nikolayevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Alekseyevich Vorobjev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture,

Saint Petersburg State University of Service and Economy

Annotation

The article is devoted to issues of future results level modeling in Paralympics track and field athletics for visually impaired athletes (sprint distances) by using the information about special physical abilities development with taking into account the nosology specificity.

Keywords: modeling characteristics, level model, track and field athletics, Paralympics visually impaired athletes.

Смысл спортивной тренировки как целенаправленного педагогического процесса, включающего комплекс разносторонних воздействий на личность спортсмена, в целом сводится к управлению [2,7].

Управление подготовкой спортсмена - систематически осуществляемое, сознательное, целенаправленное и активное воздействие на процесс тренировки в целом и на отдельные его компоненты на основе познания и использования, выявленных и установленных закономерностей, прогрессивных тенденций с учётом прошлого, настоящего и прогнозируемого состояния подготовленности и готовности спортсмена [1,4,11,17].

Большинство специалистов в своей работе используют метод выбора информационных параметров, присущих конкретному виду спортивной деятельности, для повышения качества оценки уровня специальной технической и физической подготовленности [1-7,10,11,13,14]. Информативность параметров определяется степенью их влияния на результат в основном упражнении. Количество различных сторон подготовленности, должно быть достаточно большим, чтобы глубже вникнуть в суть тренировочного процесса, однако использование большого числа показателей весьма трудоемки, отнимают у спортсменов много времени. Поэтому важен выбор минимально необходимого комплекса показателей, позволяющих оценить уровень подготовленности. Для эффективного планирования и контроля тренировочного процесса необходимо ориентироваться на достижение определённого результата в конкретном соревновательном упражнении, также необходимо достигать определённого спортивного уровня в педагогических тестах, характеризующих развитие того или иного специального физического качества в конкретной дисциплине, а также чётко систематизировать использование данных тестов в течении всего макроцикла. Выявление значений тестов, характеризующих определённый спортивный результат, наиболее эффективно осуществляется на основе формирования математического аппарата расчёта [5,6,14,17].

Любой вид спорта характеризуется проявлением специальных физических качеств, являющихся специфической предпосылкой достижений [8,10]. На каждой легкоатлетической дистанции совокупность специальных физических качеств различна, поэтому своим составом отличается и используемая батарея тестов. Необходимо учитывать, что многие беговые дисциплины требуют от спортсмена на дистанции проявления взаимоисключающих физических качеств. Например, на дистанции 400м специальными физическими качествами являются скоростно-силовые и специальная выносливость. Поэтому при анализе подготовленности спортсмена необходимо учитывать, что уровень развития одного специального физического качества может быть выше уровня другого, конфликтного.

Большинство атлетов-паралимпийцев с нарушением зрения на ответственных со-

ревнованиях выступают на нескольких смежных дистанциях, поэтому, исхода из принципа адекватной минимизации общей совокупности тестов не вносятся различия глобального характера в подборе тестов, используемых в смежных беговых дисциплинах. По мнению специалистов в области адаптивной физической культуры тренировочная деятельность спортсмена, а также контроль уровня подготовленности в адаптивном спорте, в том числе в беговых видах лёгкой атлетике должен строиться с обязательным учетом особенностей нозологии атлетов-паралимпийцев [3,4,9,11,12,13,15,17].

Для определения уровня развития специальных физических качеств нами были сформированы батареи педагогических тестов. Тесты были подобраны таким образом, чтобы с одной стороны были достаточно доступны для использования в практике учебно-тренировочного процесса, с другой стороны высоко коррелировали с результатом соревновательной дисциплины. Батарея тестов атлетов-паралимпийцев с нарушением зрения, специализирующихся в беге на дистанцию 100 метров, включала: бег на 30м со старта, бег 60м со старта, бег на 150м, прыжок в длину с места, для атлетов Т12 и Т13 спортивно-медицинских классов также был включен тройной прыжок в длину с места. Для бегунов, специализирующихся на 200 метров дистанции, батарея тестов включала: бег на 30м со старта, бег 60м со старта, бег на 150м, бег на 300м, прыжок в длину с места, для атлетов Т12 и Т13 классов тройной прыжок в длину с места и десятерной прыжок с места. Для бегунов, специализирующихся в длинном спринте - 400 метров, были выбраны следующие тесты: бег 60м со старта, бег на 150м, бег на 300м, бег на 500м прыжок в длину с места, для атлетов Т12 и Т13 классов десятерной прыжок с места.

Был сформирован аппарат расчёта модельных характеристик, наполняющих уров-невую модель и соответствующих определённому результату в основном соревновательном упражнении на спринтерских дистанциях у мужчин и женщин. Было рассчитано более 600 значений педагогических тестов, характеризующих определённые значения результата в основном соревновательном упражнении (спринтерские легкоатлетические дистанции).

На основе видеоанализа соревновательной деятельности квалифицированных и высококвалифицированных атлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых спринтерских дисциплинах с последующим биомеханическим анализом нами были установлены особенности влияние нозологического фактора на технику выполнения упражнений. Всего было выполнено 112 обследований на основе видеоданных с летних Чемпионатов России легкоатлетов с нарушением зрения 2008, 2009, 2010гг. Так, к данным элементам техники бега относятся: низкий старт (в 13 спортивно-медицинском классе средняя скорость стартовой реакции атлетов - 0,15с; в Т12 классе - 0,18с; в Т11 классе -

0,24с). В беге по виражу у атлетов 11 спортивно-медицинского класса выявлено изменение угловых значений основных двигательных локомоций, что отрицательно влияет на временные характеристики выполнения упражнения. Данный факт связан с особенностями выполнения соревновательного упражнения (наличие лидера).

На протяжении становления спортивного мастерства спортсмен проходит путь от «младших» разрядов до наивысшей точки своей спортивной карьеры, достигая качественно новые уровни, выражаемые через спортивный результат. Нами разработана 5-ти ступенчатая уровневая модель подготовленности квалифицированных и высококвалифицированных атлетов с нарушением зрения на примере классических легкоатлетических спринтерских дистанций среди мужчин и женщин (рисунок). Уровни основаны на данных «Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК)» по видам спорта (спорт слепых) - приказ Росспорта от 27.11.2006 N 784 об утверждении ЕВСК, приказ Росспор-та от 23.11.2010 N 1262 об утверждении ЕВСК и на официальных результатах последних прошедших летних Паралимпийских игр 2008 года в Пекине. За уровневые значения были взяты нормативы кандидата в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, результаты соответствующие 3 месту на Паралимпийских играх 2008

года и соответствующие 1 месту на ПИ 2008. Каждый из представленных уровней выражен через результаты батареи педагогических тестов (модельные характеристики), характеризующих развитие специальных физических качеств.

Рис. Схема уровневой модели подготовленности легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых видах

Разработанная уровневая модель апробирована на спортсменах Паралимпийской сборной команды России по лёгкой атлетике с нарушением зрения на учебнотренировочных сборах в 2010г. Разработка дала положительный эффект и способствовала успешному выступлению атлетов сборной команды России с нарушением зрения в январе 2011г на ІРС Чемпионате мира по лёгкой атлетике в Новозеландском Крайсчерче. На данном спортивном форуме Российские спринтеры с нарушением зрения выиграли 5 медалей - 4 золотых и 1 серебряную. Все медали завоёваны мужчинами. Победы одержаны: в беге на 100м, 200м, 400м (спортивно-медицинский класс Т13), в эстафете 4 X 100м (Т11-13), второе место завоёвано в беге на 100м (Т11).

ЛИТЕРАТУРА

1. Булкин, В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельности спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Булкин В.А. - М., 1988.

- 50 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Теория управления тренировочным процессом / Ю.В. Верхошанский // Управление процессом подготовки спортсменов. - Л., 1978. - С. 15-17.

3. Ворошин, И. Н. Совершенствование основных компонентов техники передачи в легкоатлетических эстафетах 4 х 100м атлетов-паралимпийцев с поражением ОДА на основе анализа соревновательной деятельности / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 24-27.

4. Врублевский, Е.П. Морфофункциональные аспекты отбора и тренировки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский, В.Ф. Кос-тюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 33-38.

5. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

6. Запорожанов, В.А. Основы педагогического контроля в лёгкой атлетике : дис. ... д-ра пед. наук / Запорожанов В. А. - М., 1978. - 423 с.

7. Зациорский, В.М. Материалы к обоснованию текущего педагогического контроля в скоростно-силовых видах спорта / В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов, И.А. Тер-Ованисян // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 6. - С. 64-70.

8. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2005.

- 448 с.

9. Королева, К.И. Использование арт-терапевтической методики в работе со спортсменами с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся паралимпийским футболом / К.И. Королева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 25-28.

10. Костюченко, В.Ф. Совершенствование процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 метров : дис. ... канд. пед. наук / Костюченко В.Ф. ; Ленинградский науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1978. - 170 с.

11. Костюченко, В.Ф., Особенности индивидуальной тренировочной деятельности спортсменок высокой квалификации в годичном цикле подготовки / Костюченко В.Ф., Врублевский Е.П. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 39-43.

12. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

13. Наборщикова, Ю.В. Функциональный контроль тренировочнореабилитационного процесса обучения адаптивному дзюдо юных спортсменов с поражением спинного мозга / Наборщикова Ю.В., Плотников В.И., Закиров Р.М. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (67). - С. 78-81.

14. Никитушкин, В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетний подготовки квалифицированных юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - М. : ВНИИФК, 1996. - 98 с.

15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. -476 с. - (Высшее образование).

16. Шелков, О.М. Методологические основы педагогического обследования в соревновательной деятельности в паралимпийском спорте / О.М. Шелков, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 3 (35). - С. 31-33.

17. Юламанова, Г.М.. Исследование значимости видов спортивной подготовки для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере фехтования на колясках) / Г.М. Юламанова. Е.П. Емельянов, Э.Р. Румянцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 114-118.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9:796.01

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Андрей Сергеевич Ганоль, ведущий специалист,

ФГУ Центр спортивной подготовки сборных команд России,

Москва

Аннотация

В статье исследуются гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта

Ключевые слова: гендерные особенности, мотивы, мотивация, потребности, экстремальные виды спорта.

GENDER FEATURES OF THE STRUCTURE OF MOTIVATION FOR EXTREME

SPORTS CHOICE

Andrey Sergeevich Ganol, leading expert,

The Center of sports preparation of combined teams of Russia,

Moscow

Annotation

The article analyses the structure and gender features of motivation for extreme sports choice.

Keywords: gender features, motives, motivation, needs, extreme sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.