УДК 378.172
И. Н. ЯРОШЕВИЧ
Ангарская государственная техническая академия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПО А. И. ЗАВЬЯЛОВУ ПРИ РАЗВИТИИ
СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Использование электрокардиографического контроля по классификации А.И.Завьялова позволяет индивидуализировать учебно-тренировочные нагрузки в спринтерской подготовке студентов.
Ключевые слова: студенты, спринтерская подготовка, индивидуализация нагрузки, электрокардиограмма.
Физическое воспитание в вузе — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и необходимость совершенствования его остаётся актуальным. В настоящее время эта проблема решается за счет поиска новых форм организации и совершенствования методики проведения учебно-тренировочных занятий [1, 2] и содержание физкультурной деятельности студентов является определяющим для приобщения их к ценностям физической культуры [3( 4]. При этом легкая атлетика является одним из основных видов в базовом разделе дисциплины «Физическая культура» [5]. Развитие её в вузе нефизкультурного профиля, включая как учебные, так и секционные занятия, является основным резервом студенческого спорта». Кроме того, одно из главных преимуществ этого вида спортивной деятельности в том, что многогранность её воздействия на организм, независимо от возраста и физической подготовленности, представляет большие возможности для самореализации студентов. При этом овладение необходимыми двигательными умениями и навыками снижает негативное влияние недостатка двигательной активности, а систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни, хорошо формируют комплекс двигательных навыков [б].
В то же время при проведении учебно-трениро-вочных занятий по легкой атлетике в вузе большое внимание уделяется развитию выносливости. Однако такое физическое качество, как быстрота, необходимое в современной профессиональной деятельности будущих специалистов, требует дополнительного времени и включения более разнообразных форм её развития, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования.
Цель данной работы — оценить эффективность разработанной нами программы развития скоростных способностей студентов нефизкультурного вуза на основе индивидуализации тренировочной нагрузки в спринтерской подготовке.
Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы исследования: анализ
научно-методической литературы, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, определение морфофункциональных показателей (физическое развитие, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем); физической подготовленности (двигательных качеств); теппинг-те ст. Инструментальным методом исследования явилась электрокардиография по классификации В.И. Завьялова, проводимая до и после физических нагрузок.
Исследование проводилось поэтапно с 2006 по 2010 учебные годы на базе Ангарской государственной технической академии со студентами-юношами 1 -го курса в возрасте 17—18 лет. В предварительном исследовании приняли участие 300 студентов. Из них 25 человек составили экспериментальную (ЭГ) группу и 30 — контрольную (КГ). Обе группы занимались по одной разработанной нами программе «Физическое воспитание студентов на основе спринтерской подготовки». Отличие заключалось в том, что в ЭГ использовался на каждом учебно-тренировочном занятии метод ЭКГ-контроля для своевременного выявления признаков утомления и соответствующих коррекционных воздействий. В зависимости от реак-
1 2 3 4 5 6
Рис. 1. График приоритетности спортивных видов в АГТА: 1 — футбол, 2 — баскетбол, 3 — легкая атлетика,
4 — настольный теннис, 5 — лыжи, 6 — плавание
ЭКГ-покоя, контрольная группа в конце эксперимента Рис. 2. Показатели электрокардиограммы (\^5) покоя студентов после эксперимента
Таблица 1
Показатели спринтерской подготовки за период опытно-экспериментальной работы (Х±т)
Статистические показатели
Показатели Период ЭГ (п = 25) КГ(п = = 30) Р
исследования X ш X ш
1 6,22 0,5 6,21 0,4 Р>0,05
Бег 50 м 2 5,74 0,06 6,19 0,04 Р<0,01
Р <0,001 <0,05
1 12,06 0,4 12,49 0,4 Р>0,05
Бег 100 м 2 11,66 0,04 11,98 0,02 Р<0,05
Р <0,001 <0,01
1 25,89 0,4 24,31 0,6 Р>0,05
Бег 200 м 2 23,60 0,05 24,13 0,05 Р<0,05
Р <0,001 <0,05
1 2,29 0,01 2,22 0,03 Р>0,05
Прыжок в длину с места 2 2,57 0,01 2,40 0,03 Р<0,05
Р <0,001 <0,001
Примечание: Различия достоверны между группами при Р<0,05
1 — до эксперимента; 2 — после эксперимента; ЭГ — экспериментальная группа; КГ — контрольная
ции на физическую нагрузку регулировалась её продолжительность, то есть появилась возможность индивидуализировать воздействия. В контрольной группе использовались общепринятые педагогические методы, как регуляции, так и контроля (пульсо-метрия, визуальные признаки утомления).
Результаты и их обсуждение. Разработанная нами программа занятий состояла из 2-х ведущих циклов: осенне — зимнего, который проводился в первом семестре, и весеннего — во втором семестре. Недельный цикл тренировок состоял из 3-х занятий: два по два часа в учебное время и одно в дополнительное. Нагрузка за год составляла 204 часа. Особое внимание уделялось спринтерской подготовке. Контрольным тестированием явились: бег на 50, 100 и 200 метров; кросс 1000 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и вверх через гимнастическую палку за 15 секунд, а также приседания с грифом за 15 секунд.
Предварительное исследование мы начали с анкетирования 300 студентов юношей 1-го курса в возрасте 17—18 лет для выяснения отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию (рис. 1).
Наиболее популярными видами спорта среди студентов явились футбол и баскетбол, ими хотели бы заниматься 27,7 % и, соответственно, 25 % от общего числа опрошенных. Легкая атлетика занимает третье место (21,7 %) и далее настольный теннис (19%). Менее всего вызывают интерес лыжный спорт (4,3 %) и плавание (2,3%).
При этом полученные данные физической подготовленности студентов свидетельствуют о снижении показателей скоростно-силовых способностей, что подтверждает необходимость развития именно этих качеств в процессе занятий физической культурой. Основной причиной низких результатов по спринтерской подготовке является отсутствие интереса к ней, так как учебно-тренировочные занятия связаны с деятельностью организма в условиях очень интенсивной мышечной работы. При этом основным лимитирующим фактором успешного выполнения работы при хорошем мышечном развитии является сердечная деятельность [7].
Учебно-тренировочные занятия по разработанной нами программе позволили улучшить показатели
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
физической подготовленности и скоростные способности студентов в обеих группах (табл. 1). Однако в экспериментальной группе изменения были более значительны в беге на 100 и 200 метров.
Известно, что все виды прыжков относятся к динамическим упражнениям максимальной мощности, где нужна мощная «взрывная» сила и максимальное проявление скоростно-силовых способностей. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной достоверно улучшила свои показатели во всех видах прыжков.
В связи с тем, что напряженность тренировочного процесса отражают средние величины баллов зубца Т в У5, то есть в пятом грудном отведении ЭКГ-конт-роля по классификации А. И. Завьялова, полученные нами результаты подтверждают эффективность учебно-тренировочных занятий по разработанной программе, позволяющей индивидуально дозировать интенсивность нагрузки. Так, по данным на ЭКГ зубцы Т у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует о том, что и нагрузка в занятиях может быть более высокой без неблагоприятных воздействий на занимающихся (рис. 2).
Заключение. Недостаточность скоростной подготовленности у большинства студентов диктует необходимость решения вопроса об эффективности спринтерской подготовки. Полученные в ходе опытноэкспериментальной работы результаты позволили определить основную направленность спринтерской подготовки. Инструментально неконтролируемая нагрузка в контрольной группе студентов не позволяет эффективно индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, что подтверждает необходимость использования ЭКГ-контроля по классификации А. И. Завьялова.
Таким образом, доказана эффективность применения разработанной нами программы развития ско-
ростных способностей студентов нефизкультурного вуза на основе индивидуализации тренировочной нагрузки в спринтерской подготовке.
Библиографический список
1. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля : автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. — Хабаровск, 2000. — 27 с.
2. Перова, Г. М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студенток подготовительной группы педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Перова. — Тула, 2004. — 22 с.
3. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №4. — С. 16 — 23.
4. Акчурин, Б. Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов : дис. канд. пед. наук / Б. Г. Акчурин. — Уфа, 1996. — 132 с.
5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. — М., 2000. — 52 с.
6. Гагуа, Е. Д. Тренировка спринтера / Е. Д. Гагуа. — М.: Терра-спорт: Олимпия PRESS, 2001. — 72 с.
7. Завьялов, А. И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека / А. И. Завьялов//Физиология человека. — 1985. — №2. — Т. 2. — С. 201 —207.
ЯРОШЕВИЧ Ирина Наумовна, доцент (Россия), доцент кафедры физвоспитания.
Адрес для переписки: e-mail: irina.yaroschevitch@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.02.2011 г.
© И. Н. Ярошевич
УДК 796.332:378 И> П. ДЗЮБА
Омский государственный технический университет
ФУТБОЛ КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Быстрый рост объема учебной и научной информации в условиях развивающегося научно-технического прогресса неизбежно ведет к изменению учебно-тренировочного процесса. Главным является изменение тренировочных занятий, разностороннее развитие технической подготовленности, пополнение фонда двигательных навыков и умений. Известно, что техническая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных действий
Ключевые слова: студенты, футбол, техническая подготовка, физическая подготовка.
В условиях реформирования современной России обучения в высших учебных заведениях раскрыва-
особое значение приобретают вопросы укрепления ются способности и задатки студентов, происходит
физического и духовного здоровья человека, фор- наиболее активное развитие нравственных и эстети-
мирования здорового образа жизни, реализации чело- ческих качеств, становление и стабилизация харак-
веческой индивидуальности, которые рассматрива- тера, интересов, психомоторных функций. Все это
ются как критерии социального прогресса. В период подчеркивает, с одной стороны — наличие высоких