Библиографический список
1. Бородина, С. Д. Коммуникационная культура : науч.-прак. пособие / С. Д. Бородина. — М. : Либерия-Бибинформ, 2008. — 128 с.
2. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры : монография / В. В. Рыбаков. — Челябинск : Изд-во Урал-ГАФК, 2001. - 220 с.
3. Трифонов, Ю. Бесконечные игры / Ю. Трифонов. — М., 1989. — 475 с.
4. Мильштейн, О. А. Олимпийская сага: олимпионики, жрецы, пилигримы (историко-социологические очерки) / О. А. Мильштейн. — М., 2001. — 744 с.
5. Куле, К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия / К. Куле. — М., 2004. — 256 с.
6. Корконосенко, В. С. Основы творческой деятельности журналиста / В. С. Корконосенко. — М., 2000. — 272 с.
7. Информационная культура: теория, методика, практика : сб. ст. / Междунар. акад. информатизации, Краснодар. регион. отделениение, Краснодар. гос. акад. культуры и искусств, каф. информ. культуры ; [Науч. редакторы И. И. Горлова, А. Н. Дула-това]. — Краснодар, 1998. — 182 с.
МЕЛЬНИКОВА Евгения Николаевна, аспирантка кафедры философии и истории. ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2010 г. © Е. Н. Мельникова, Ю. В. Ворожко
УДК 796.011 Н. В. АРНСТ
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Формирование спортивной культуры, через занятия одним или несколькими видами спорта, позволяет раскрыть и реализовать реальные и потенциальные возможности, является перспективным средством приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни.
Ключевые слова: спортивная культура, студенты, физическое воспитание, спорт, мотивация, учебно-тренировочный процесс.
Формирование спортивной культуры, повышение физической подготовленности, системные занятия спортом являются важной составляющей конкурентоспособности молодежи в современных условиях жизнедеятельности. В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовленности молодежи в процессе обучения в вузе, что говорит о необходимости коррекции существующего традиционного подхода физического воспитания студентов.
Отсутствие у большинства студентов необходимой мотивации к системным занятиям физической культурой и спортом еще больше усугубляет создавшееся негативное положение. В связи с этим назрела проблема поиска нетрадиционных технологий и подходов активизации двигательной деятельности и формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.
В большинстве вузов организация процесса физического воспитания и распределение студентов в учебные группы проходит без учета интересов и потребностей в двигательной деятельности самих студентов, что приводит к снижению мотивации и часто сопровождается ухудшением динамики двигательной подготовленности. Увеличивается количество учебных занятий, пропущенных студентами по болезням и без уважительных причин. Это значи-
тельно снижает показатели общей успеваемости студентов и уровень физической подготовленности [1].
Причин негативного влияния на состояние здоровья студенческой молодежи много: это и снижение уровня жизни, ухудшение условий труда и отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания и др. Следует учитывать тот факт, что 90% молодежи ориентированы на умеренную по объему и интенсивности физкультурную деятельность, но не на активную спортивную деятельность. Как следствие, уровень развития физических качеств снижается в процессе обучения в вузе. Наряду с этим, уменьшение количества часов на физическое воспитание на старших курсах также приводит к снижению физической активности.
Ориентация студентов в выборе физкультурной деятельности подобно спортивному отбору зависит от соответствующей индивидуальной предрасположенности к занятиям физическими упражнениями определенной направленности. Улучшение мотивации к занятиям физической культурой во многом зависит от положительной динамики в совершенствовании индивидуальных двигательных возможностей студента [2].
Ухудшение состояния здоровья и двигательной подготовленности студенческой молодежи обязывает обратить особое внимание на совершенствова-
ние процесса физического воспитания в высших учебных заведениях. Используемые в спортивной практике технологии отбора и ориентации одаренных детей позволяют по-новому взглянуть на организацию физического воспитания студентов в вузе.
Учеба в вузе — важный этап становления будущего специалиста. Речь идет не только о приобретении специальных знаний, но и о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, выработке устойчивых привычек к регулярным занятиям физическими упражнениями [3].
Предварительные исследования, проведенные в Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ), показывают, что для большинства специальностей профессионально важными физическими качествами являются общая выносливость, сила, быстрота, но их развитие имеет свою ге-терохронность. В то же время все физические качества взаимосвязаны между собою и дополняют друг друга. Выносливость — единственное из качеств, которое имеет прямую зависимость от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тесно связана с выносливостью умственная и физическая работоспособность. А сила мышц связана с функциями органов и систем организма человека, с его эмоциями и энергетикой. Мышцы связаны с центральной и периферической нервной системой, железами внутренней секреции. Тренированная мышца имеет больше возможностей для предохранения всего организма человека от вредных воздействий учебной и производственной деятельности. Быстрота непосредственно связана с профессиональной готовностью, так как уровень ее развития влияет на подвижность нервных процессов, оперативность мышления, умственную работоспособность.
Для воспитания этих профессионально важных качеств наибольшие возможности имеют такие виды спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, единоборства, плавание и гимнастические упражнения.
В вузе студентам предоставляется возможность определиться в выборе конкретного вида спорта или какой-либо системы физических упражнений для регулярных занятий.
Выбор вида спорта определяется не только интересом к нему, но и реальными условиями и возможностями: наличием спортивной базы, инвентаря, специалистов.
В СибГТУ на вводных занятиях со студентами 1-го курса было проведено анкетирование. Тема: «Отношение студентов к физическому воспитанию и спорту». Один из вопросов анкеты : «Каким видом спорта Вы бы хотели заниматься в вузе?» 78 % респондентов выбрали легкую атлетику.
Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Из желающих заниматься легкой атлетикой была сформирована экспериментальная группа, в количестве — 35 человек и контрольная группа (40 человек), студенты которой посещали учебные занятия по общей программе.
Учебная программа для экспериментальной группы была разработана на основе нормативных документов Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, обобщения передового опыта работы тренеров, с учетом специфики учебы в вузе.
В процессе спортивной подготовки решались следующие задачи:
— гармоничное физическое развитие студентов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья;
— подготовка квалифицированных спортсменов;
— подготовка инструкторов — общественников и судей по легкой атлетике;
— теоретическая подготовка с основами педагогики, физиологии, лечебной физической культуры.
Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки студентов-спортсменов должны занять упражнения специального и общеразвивающего характера, а также упражнения в затрудненных и облегченных условиях.
При построении спортивной тренировки руководствовались принципами:
— целевой направленности;
— соразмеренности в развитии основных физических качеств;
— ведущих факторов, определяющих уровень развития мастерства.
Тренировочный процесс рассматривается как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, формированию технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают необходимую реализацию программы тренировки.
Процесс многолетней тренировки студентов-спортсменов осуществляется на основе следующих основных методических положений:
1) преемственность задач, средств и методов тренировки студентов-спортсменов I, II, III, IV курсов;
2) постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП;
3) непрерывное совершенствование спортивной техники;
4) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок;
5) строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки студентов-спортсменов;
6) развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки [4].
Весь процесс тренировки студентов-спортсменов делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в вузе.
I этап — проведение медицинского и педагогического обследования.
Важно определить возможности студентов и их индивидуальные особенности. Необходимо, чтобы тренер-преподаватель знал своих воспитанников, их характер и склонности, условия учебы, жизни.
К занятиям легкой атлетикой допускаются лишь студенты, отнесенные к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональной подготовленности, а также лица, имеющие незначительные, чаще функциональные отклонения, но не отстающие по своему физическому развитию и функциональной подготовленности.
II этап — начальной спортивной специализации. Задачи: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение различным физическим упражнениям, привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
Согласно полученным результатам, возраст 17 — 18 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что студенты 1-го курса могут начинать специализированные занятия в своем виде спорта. Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма. Интенсивная умственная деятельность студентов связана с включением механизмов адаптации, высокое психоэмоциональное напряжение отражается на работоспособности студентов и требует усиления внимания, памяти, мышления. В связи с этим меняется отношение к средствам и методам начальной спортивной специализации.
Перед началом тренировочного года и затем через каждые полгода проводятся антропометрические измерения. Данные обследования помогают оценить возможности органов и систем студента — спортсмена, увидеть сильные и слабые стороны его организма.
Физическая подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования. Спортсмен должен достаточно хорошо овладеть техникой многих специально-подготовительных упражнений с тем, чтобы сформировать у себя способности к быстрому освоению техники избранного вида легкой атлетики. Такой подход обеспечивает в дальнейшем умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований и функционального состояния спортсмена.
III этап — этап углубленной тренировки.
Направлен на создание необходимых предпосылок для исключительно напряженной подготовки
с целью максимальной реализации индивидуальных возможностей. Работа направлена на формирование фундамента специальной подготовленности и устойчивой мотивации достижения высоких результатов. Этот этап приходится на 2-й курс обучения в вузе. Сдача зачетов и экзаменов создает стрессовую ситуацию с активизацией всех адаптивных сил организма. На этом этапе важно выбрать такую меру тренировочных и соревновательных нагрузок, чтобы, с одной стороны, создав предпосылки для начальной реализации индивидуальных возможностей, оставить резервы для усложнения тренировочного процесса, а с другой — вовремя, без задолженностей проводить учебный процесс.
В начале этапа применяется в основном еще общая подготовка, а к концу этапа она становится более специализированной.
Удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки увеличивается благодаря увеличению времени, отводимого на специальную подготовку, за счет увеличения количества занятий избирательной направленности.
IV этап — спортивного совершенствования. Достижение максимальных результатов. Основная задача этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать активное протекание адаптационных процессов. В связи с этим увеличивается доля специальных упражнений в общем объеме тренировочной нагрузки, а также соревновательная практика.
Этап спортивного совершенствования совпадает с учебой на III — V курсах. В этот период от студентов-спортсменов требуется повышенная умственная и физическая активность. Необходима коррекция тренировочного процесса в соответствии с учебными планами. Сумма учебного времени составляет в среднем 9—12 часов в день.
Студенты, регулярно занимающиеся легкой атлетикой и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят этот период студенческой жизни. Кроме того, среди студентов, занимающихся спортом, наблюдается более рациональное использование времени в режиме дня, в отличие от студентов, не занимающихся спортом.
Для успешной реализации программы определены организационно-педагогические условия, составив-
Таблица 1
Структура педагогической модели формирования потребности студентов в занятиях спортом
Формирование устойчивого мотивационного, творческого, инициативного отношения к занятиям легкой атлетикой Эффективное освоение техники видов легкой атлетики. Физическое развитие средствами легкой атлетики Решение двигательных задач, реализация и эффективное применение полученных знаний, умений, навыков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Контроль пройденного материала, уровня физической и спортивно-технической подготовленности. Формирование навыков самоконтроля и самооценки в процессе занятий легкой атлетикой
Мотивационный модуль Методический модуль Практический модуль Контрольно- корректирующий модуль
— ознакомление с техникой ведущих легкоатлетов; — применение современных технологий; — моделирование соревновательных условий — теоретическая подготовка; — технико-тактическая подготовка; — физическая подготовка; — психологическая подготовка; — соревновательная подготовка — участие в соревнованиях; — выполнение спортивных разрядов; — участие в различных спортивно-массовых мероприятиях; — приобретение практических навыков организации занятий и спортивно-массовых мероприятий — показатели, критерии спортивной деятельности; — оценка уровня физической подготовленности; — оценка личного и группового результата
Динамика показателей физической подготовленности девушек I и II курсов
Контрольные упражнения Группа I курс 2002/03 гг. Прирост, % Р II курс 2003/04 гг. Прирост, % Р
Осень Весна Осень Весна
Бег 100 м, с Э 14,6±0,1 14,3±0,1 2,1 P<0,05 14,5±0,05 14,2±0,05 2,1 P<0,05
К 17,9±0,3 18,0±0,3 -0,5 P>0,05 18,0±0,4 18,1 ±0,4 -0,5 P>0,05
Прыжок в длину с места, см Э 186±9,7 194±7,8 4,3 P<0,05 192±3,4 196±1,9 2,6 P<0,05
К 173±0,03 173±0,02 0 166±0,04 170±0,03 2,4 P<0,05
Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз Э 44±0,5 45±0,5 2,3 P<0,05 47±0,5 49±0,5 4,3 P<0,05
К 43±1,8 44±1,6 2,3 P<0,05 41 ±1,7 42± 1,3 2,4 P<0,05
Бег 2000м, мин/с Э 10,08±0,1 9,59±0,1 4,9 P<0,05 10,05±0,02 9,50±0,02 5,1 P<0,05
К 11,35±0,1 11,30±0,2 0,5 P>0,05 11,57±0,3 11,50±0,3 0,7 P>0,05
Примечание: Э — экспериментальная группа, К — контрольная группа
Таблица 3
Динамика показателей физической подготовленности девушек III и IV курсов
Контрольные упражнения Группа III курс 2004/05 гг. Прирост, % Р IV курс 2005/06 гг. Прирост, % Р
Осень Весна Осень Весна
Бег 100 м, с Э 14,3±0,05 13,9±0,1 2,8 P<0,05 14,0±0,0 13,6±0,2 3,1 P<0,05
К 18,0±0,1 17,9±0,2 0,6 P>0,05 18,1 ±0,4 18,0±0,3 0,6 P>0,05
Прыжок в длину с места, см Э 195±1 202±5,8 3,6 P<0,05 200±1,9 215±3,4 7,5 P<0,05
К 170±0,06 169±0,05 -0,6 P>0,05 168±0,05 171 ±0,1 1,8 P<0,05
Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз Э 50±1 53±1 3,9 P<0,05 53±1 55±1,5 3,8 P<0,05
К 42±3,3 43±2,7 2,4 P<0,05 40±5,2 40±5,3 0
Бег 2000 м, мин/с Э 9,50±0,02 9,30±0,02 2,2 P<0,05 9,28±0,02 9,05±0,05 2,5 P<0,05
К 12,10±0,4 12,00±0,03 0,9 P>0,05 12,34±0,6 12,30±0,4 0,4 P>0,05
Примечание: Э — экспериментальная группа, К — контрольная группа
шие мотивационный, методический, практический и контрольно-корректирующий модули (табл. 1).
Мотивационный модуль — направлен на формирование устойчивого отношения к физической культуре и спорту и включает:
— ознакомление с техникой ведущих легкоатлетов;
— применение современных технологий;
— моделирование соревновательных условий. Методический модуль — эффективное освоение
техники видов легкой атлетики. Физическое развитие средствами легкой атлетики. Спортивная тренировка содержит:
— теоретическую подготовку;
— технико-тактическую подготовку;
— физическую подготовку;
— психологическую подготовку;
— соревновательную подготовку. Практический модуль — способствует решению
двигательных задач, реализации и эффективному применению полученных знаний, умений, навыков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Он включает:
— участие в соревнованиях;
— выполнение спортивных разрядов;
— участие в различных спортивно-массовых мероприятиях;
— приобретение практических навыков организации занятий и спортивно-массовых мероприятий.
Контрольно-корректирующий модуль — обеспечивает контроль пройденного материала, уровня физической и спортивно-технической подготовленности, формирование навыков самоконтроля и самооценки в процессе занятий легкой атлетикой. Модуль включает:
— показатели, критерии спортивной деятельности;
— оценка уровня физической подготовленности;
— оценка личного и группового результата.
Результаты исследования свидетельствуют о приросте всех показателей физической подготовленности в экспериментальной группе. В контрольной группе наблюдается тенденция к снижению показателей физической подготовленности (табл. 2 — 5). Одна из причин этого — недостаточное стимулирование к максимальному проявлению физических качеств.
Применение экспериментальной программы и организационно-педагогических условий ее реализации в экспериментальной группе способствует:
— развитию физических качеств;
— приобретению спортивной культуры;
— подготовке компетентного специалиста.
Спортивная культура — это:
Динамика показателей физической подготовленности юношей I и II курсов
Контрольные упражнения Группа I курс 2002/03 гг. Прирост, % Р II курс 2003/04 гг. Прирост, % Р
Осень Весна Осень Весна
Бег 100 м, с Э 12,5±0,2 12,3±0,1 1,2 P<0,05 12,4±0,05 12,1 ±0,05 2,4 P<0,05
К 14,2±0,2 14,2±0,1 0 14,1 ±0,3 14,1 ±0,3 0
Прыжок в длину с места, см Э 249±9,7 255±0,1 2,4 P<0,05 252±0,08 258±9,7 2,3 P<0,05
К 228±0,03 229±0,04 0,4 P>0,05 233±0,05 234±0,04 0,4 P>0,05
Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз Э 12±0,5 13±0,1 8,3 P<0,05 12 ± 1 13±0,5 8,3 P<0,05
К 10,7±1,2 10±0,8 -7,9 P>0,05 10±0,7 10,5±0,8 5,4 P>0,05
Бег 3000 м, мин/с Э 12,30±0,1 12,00±0,2 2,5 P<0,05 12,10±0,2 11,28±0,01 6,8 P<0,05
К 13,15±0,1 13,19±0,1 -0,3 P>0,05 13,19±0,5 13,14±0,5 0,4 P>0,05
Примечание: Э — экспериментальная группа, К — контрольная группа
Таблица 5
Динамика показателей физической подготовленности юношей III и IV курсов
Контрольные упражнения Группа III курс 2004/05 гг. Прирост, % Р IV курс 2005/06 гг. Прирост, % Р
Осень Весна Осень Весна
Бег 100 м, с Э 12,1 ±0,05 11,8±0,05 2,5 P<0,05 11,9±0,05 11,6±0,1 2,6 P<0,05
К 14,4±0,5 14,3±0,4 2,1 P<0,05 14,3±0,3 14,2±0,4 0,7 P>0,05
Прыжок в длину с места, см Э 256±0,09 262±9,7 2,3 P<0,05 260±9,7 266±8,2 2,3 P<0,05
К 226±0,06 228±0,07 0,9 P>0,05 223±0,07 228±0,1 2,2 P<0,05
Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз Э 13±0,5 15±1 15,3 P<0,05 15±0,5 17± 1 13,3 P<0,05
К 11 ±07 12±0,8 9,1 P>0,05 12 ± 1 12± 1,2 0
Бег 3000м, мин/с Э 11,30±0,03 10,46±0,03 7,4 P<0,05 10,35±0,03 10,04±0,03 3,1 P<0,05
К 13,26±0,3 13,20±0,3 0,5 P>0,05 13,49±0,3 13,40±0,4 0,7 P>0,05
Примечание: Э — экспериментальная группа, К — контрольная группа
— физическая подготовленность;
— приобретение теоретических знаний и практических умений и дальнейшее их применение в повседневной жизни (в семье, в трудовом коллективе);
— присвоение спортивного разряда;
— присвоение звания «Судья по спорту».
Библиографический список
1. Орлан, И. В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно ориентированной проблемно-модульной технологии обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. В. Орлан. - Волгоград, 2002. - 172 с.
2. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов [Текст] / М. Я. Виленский. — М. : Прометей, 1993. — 156 с.
3. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания : учебник для вузов физкультуры / Т. Ю. Круцевич. — Киев : Олимпийская литература, 2003. — 423 с.
4. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ [Текст] / В. Г. Никитушкин [и др.]. — М. : Советский спорт, 2004. — 88 с.
АРНСТ Нина Викторовна, доцент кафедры физической культуры и валеологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © Н. В. Арнст