Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов'

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович

Рассматриваются проблемы модернизации системы физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля на основе применения образовательных технологий личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement of the physical education system in higher education institutes of non-sports type are considered. Proposed approach is based on use of the educational technologies with individual planning of contents of physical training and sports activity.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов»

В.Г. Шилько

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются проблемы модернизации системы физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля на основе применения образовательных технологий личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Преобразования в начале 90-х гт. XX в. и вступление По мнению экспертов (тренеры, преподаватели, ин-

России в рыночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно - и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля не отвечает современным требованиям.

Либерализация социокультурных процессов в обществе привела к отрицанию устоявшихся физкуль-турно-спортивных традиций в вузе и к формированию новых направлений двигательной активности, которые оптимально соответствуют стилю жизни студенческой молодежи, социально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенностям ее ментальности. Это требует отказа от авторитарных методов учебного процесса и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физкультурноспортивной деятельности [4].

Демократизация и гуманизация системы физического воспитания в вузах позволила выдвинуть в качестве базовой новую целевую задачу - формирование физической культуры личности. Для ее успешной реализации необходимо освободить физкультурно-спортивную деятельность от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса на основе применения современных педагогических физкультурно-образовательных технологий [5].

Регламентирующий характер учебных занятий по физическому воспитанию (ориентация на общефизическую подготовку), не позволяющий учитывать физ-культурно-спортивные интересы и потребности занимающихся, привел к снижению двигательной активности студентов. Как следствие, около 40 % студентов Томского госуниверситета, опрошенных в 1990 - 1992 гг., определили свое отношение к занятиям физическими упражнениями как негативное. Кроме того, в период с 1985 по 1992 г. количественный показатель студентов-первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе (имеющих хронические заболевания), по данным медицинских обследований, значительно возрос (с 11 до 23 %) по сравнению с предшествующим периодом (1977-1985 гг.).

Тестирование уровня общей физической подготовленности первокурсников показало, что результаты контрольных испытаний, характеризующие развитие основных двигательно-мышечных качеств, по всем тестам существенно ниже нормативов Примерной программы по дисциплине «Физическая культура» (М., 2000). На оценку «отлично» нормативы выполнили лишь 15 % первокурсников, 37 % вообще не справились с нормативами.

структоры по физической культуре) и в соответствии с рекомендациями учебной программы вузов (раздел «Контрольные нормативы») уровень развития скоростно-силовых качеств, гибкости и силы оценивался как средний, быстроты - ниже среднего, а выносливости -как низкий.

Посещаемость академических занятий по физическому воспитанию в ТГУ до 1992 г. отмечалась на уровне 75 и 85 % у мужчин и женщин соответственно. В специальной медицинской группе этот показатель был еще ниже и составлял в среднем около 66 % у мужчин и 70 % у женщин.

Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, в начале 1990-х гт. на кафедре физического воспитания и спорта ТГУ была разработана новая учебная программа на основе использования технологических инноваций. На рис. 1 представлена трехкомпонентная технологическая модель физического совершенствования (спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоровительные технологии), построенная на принципах личностно-ориентированного содержания физкультурноспортивной деятельности.

Введенное нами рабочее понятие «личностно-ориентированное содержание» означает цели, задачи, формы и методы физкультурно-спортивной деятельности, максимально ориентированные на интересы и потребности личности студента.

Основополагающим принципом методологического обеспечения физкультурно-образовательного процесса является принцип спортизации (процесс интеграции технологий, правил, принципов спортивной тренировки, направленный на решение задач физического воспитания независимо от уровня физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся) [1].

Учебные программы, разработанные на основе технологической модели, предполагают относительно свободный выбор вида двигательной активности и обеспечивают реализацию дифференцированного и идивиду-ализированного подходов к занимающимся с учетом физкультурно-спортивных интересов, состояния здоровья, уровней общей и специальной физической подготовленности, мотивационных устремлений к двигательной активности и отсутствия таковых [2].

На наш взгляд, это один из реальных механизмов решения проблемы оптимизации двигательной активности студентов, который охватывает физкультурно-спортивной деятельностью практически весь контингент студенческой молодежи. Личностно-ориентированное содержание предложенной нами педагогической системы физического воспитания студентов, характеризующее ее инновационную сущность и социокультурную значимость, раскрывается в следующих принципах реализации образовательной технологии, определяющих направленность физ-культурно-спортивной деятельности:

Основные компоненты

Постановка целей и задач

Выбор средств и методов решения

Жесткая последовательность усвоения учебного материала

Основные характеристики

Новизна

Научность

Адгоритмичность

Вариативность

Способы взаимодействия участников _____образовательного процесса________

Использование информационно-технических средств

Педагогическая

технология

личностно-

ориентированного

содержания

физкультурно-

снортивной

деятельности

Инициатива и творческая деятельность преподавателей

Мотивационное обеспечение деятельности

Применение новейших средств и способов _________обработки информации___________

Воспроизводимость

Оптимальность

^~ч[ Мотивированность обучения ^ Информативность

______Качество обучения________

________Эффективность__________

Гарантированность результата

Возможность тиражирования и переноса в новые условия

Рис. 1. Схема модели личностно-ориентированной технологии формирования физической культуры студентов

- свободный выбор вида двигательной активности;

- организация тренирующих воздействий;

- оптимальность физических нагрузок;

- формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик, физической подготовленности, мотиваций и интересов каждого студента;

- целостность и интегративность содержания (динамическое сочетание теории, методики и практики) физкультурно-спортивной деятельности;

- преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий;

- диагностика физкультурно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга;

- отказ от нормативного подхода;

- выбор объема и интенсивности двигательной активности в качестве нового критерия эффективности педагогического процесса;

- успех как стимул формирования мотивов познавательной и двигательной деятельности студентов [6].

В связи с принятием новой концепции физического воспитания были соответствующим образом скорректированы основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- оптимизация уровня физической подготовленности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность;

- формирование у студентов здорового стиля жизни;

- освоение студентами знаний, умений по основам теории, методики и практической организации физкуль-турно-спортивной деятельности;

- формирование потребностно-мотивационной сферы к регулярным занятиям физическими упражнениями в течение всего периода обучения в вузе.

Первый компонент предложенной модели организации учебного процесса по физическому воспитанию 206

включает 6 вариантов спортивно-видовых технологий (баскетбол, боди-билдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы). Перечисленные виды включены в учебный процесс по результатам социологических исследований как наиболее популярные в студенческой среде. Основание для зачисления в группы физического совершенствования по указанным специализациям - принадлежность к основной медицинской группе и соответствующий уровень общей физической и спортивно-технической подготовленности.

Основная цель данного направления учебного процесса - совершенствование в избранном виде спорта и физической культуры, выполнение спортивных разрядов.

Второй компонент модели предполагает использование технологий общеразвивающей направленности (традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах). В учебные группы зачисляются студенты подготовительной медицинской группы, студенты, не прошедшие конкурсного отбора в физкультурные специализации, а также студенты, имеющие в качестве основного мотива получение зачета по физическому воспитанию. Основная цель этого направления — применение разнообразных средств и методов физического воспитания для оптимального развития основных физических качеств и формирования мотивационно-ценностных установок на регулярные занятия физической культурой.

Третий компонент педагогической модели - оздоровительные технологии, предусматривающие 5 направлений двигательной активности рекреационного и реабилитационного содержания, учитывающие характер заболевания [сердечно-сосудистые (1-я подгруппа), органов дыхания (2-я подгруппа), внутренних органов (3-я подгруппа), функциональные нарушения осанки (4-я подгруппа), миопия (5-я подгруппа)] и уровень физической подготовленности. Основная цель направления - приме-

нение адекватной психофизическим возможностям занимающихся двигательно-мышечной нагрузки для повышения физической подготовленности, стабилизации функциональных параметров организма, замедления прогрессирования основного заболевания, формирования позитивных мотиваций к двигательной активности [3].

Предлагаемая нами программа по дисциплине «Физическая культура» рассчитана на 3-летний период (объем 408 часов). Распределение физической нагрузки по курсам осуществляется следующим образом: 140 часов - 1-й курс; 136 часов - 2-й курс; 132 часа - 3-й курс (примерная программа предполагает 4-летний период обязательных занятий, 3-му и 4-му курсам отводится по 66 часов в год). Около 65 % аудиторного времени уделяется физическим упражнениям по учебным программам физкультурных специализаций, 24 % времени -занятиям легкой атлетикой и ОФП, 11 % времени -лыжной подготовке. Занятия легкой атлетикой, ОФП и лыжной подготовкой используются в качестве дополнения к основной физической нагрузке осенью и весной (16 недель) и в зимний период (5 недель) и направлены в основном на развитие выносливости и тестирование уровня общей физической подготовленности.

Освоение теоретического раздела учебной программы осуществляется в процессе практических занятий (от 2 до 10 минут в подготовительной либо заключительной частях урока). В конце каждого учебного года студенты представляют рефераты на одну из тем, отражающих объем знаний по избранному виду физкуль-турно-спортивной деятельности.

К основным чертам практического раздела описываемой программы можно отнести следующие:

Последовательность (этапы)

1-й этап (1 сентября - 10 октября, стадион ТГУ). ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния. Конкурсный отбор на специализацию «волейбол».

2-й этап (11 октября — 20 декабря, игровой зал, фитнесс-зал, бассейн). Занятия на специализации в соответствии с учебным планом. Обучение плаванию.

3-й этап (4 февраля - 12 марта, лыжный стадион ТГУ). Лыжная подготовка.

4-й этап (13 марта - 30 апреля, игровой зал, фитнесс-зал). Занятия на специализации. Реализация задач в зависимости от курса обучения. Контрольное тестирование уровня специальной физической подготовленности.

5-й этап (3 - 29 мая, стадион ТГУ). ОФП, легкая атлетика, футбол, подвижные игры, контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния.

6-й этап (30 мая - 2 июня, аудитории КФВ). Зачет по теоретическому разделу учебной программы, защита курсовых работ.

Для оценки эффективности новой учебной программы в реализации основных задач физического воспитания на кафедре физического воспитания и спорта ТГУ организован и проведен педагогический эксперимент (1992 - 2002 гг.).

- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкультурно-спортивных интересов, соматотипических и физиологических особенностей, демографических и социально-психологических характеристик и т.д.);

- тестирование уровня общей физической подготовленности по 5 основным двигательным качествам (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выносливость), которое осуществляется ежегодно в течение 3 лет обязательного курса физического воспитания в сентябре и в мае; эффективность учебно-тренировочного процесса определяется по величине сдвига показателей в развитии каждого из перечисленных двигательных качеств;

- тестирование уровня специальной физической подготовленности (3 теста, отражающих динамику подготовленности занимающихся в избранных физкультурных специализациях) ежегодно в декабре и апреле;

- тестирование функционального состояния (1 раз в год) для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, двигательномышечной и сенсомоторной функций занимающихся.

Информация, полученная в результате тестирований, переводится в электронный формат и обрабатывается методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ.

Главным технологическим компонентом построения учебного процесса по всем направлениям двигательной активности является строгая последовательность (этапы) усвоения учебного материала. В качестве примера приведем образец построения учебного процесса на специализации «волейбол».

усвоения учебного материала

Оценивая влияние учебного процесса на развитие основных физических качеств в целом, можно констатировать, что разработанные физкультурно-образовательные технологии личностно-ориентированного содержания в неравной степени влияют на динамику общей физической подготовленности студентов. В 1руппах студентов, занимающихся по программам спортивно-видовых и общеразвивающих технологий использование физических упражнений оказалось эффективным средством в развитии скоростно-силовых качеств (табл. 1), гибкости и силы как у мужчин, так и у женщин. Менее эффективным оказалось их влияние на развитие быстроты и выносливости (табл. 2).

Поскольку для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными направлениями двигательной активности недостаточно, в программе занятий с использованием физкультурно-образовательных технологий были предусмотрены специальные разделы, ориентированные на совершенствование отстающих в развитии физических качеств.

Анализируя результаты тестирования развития специальных качеств, необходимо отметить, что в течение всего периода эксперимента на всех физкультурных специализациях и по всем показателям были достигнуты достоверные сдвиги (в качестве примера приведем показатели уровня специальной физической подготовленности студентов, занимавшихся на отделениях ритмической гимнастики и баскетбола, рис. 2, 3).

зо

20

10

-¥П5-

125,0

6,1

7тЄ-

І

1,56

2,5

□ 1-й курс И 3-й курс

Продольный Гибкость поясн. Удержание ног,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шпагат, см отдела, см мин

Рис. 2. Показатели уровня специальной физической подготовленности студентов, занимавшихся на отделении «ритмическая гимнастика»

Затраты времени на "обводку"

* 11.8

□ 1-й курс И 3-й курс

Число попаданий мячом при выполнении штрафных бросков

раз

6,0 *

И 1-й курс Ш 3-й курс

раз

Число попаданий мячом со средней дистанции

К 9 * К 3 *

И 1-й курс В 3-й курс

мужчины

женщины

Рис. 3. Показатели уровня специальной физической подготовленности студентов, занимающихся на отделении «баскетбол»

Мотивационные предпочтения студентов в области занятий физической культурой составляли важнейший критерий при разработке новой учебной программы. Анализируя их, мы выяснили, что боди-билдинг в этом рейтинге занимает- одно из первых мест. Для мужчин ведущим мотивом является развитие физической силы (89,2 % опрошенных). Среди женщин 42,3 % опрошенных хотели бы с помощью занятий с отягощениями уменьшить количество жировых отложений, иметь красивую женственную фигуру, 31,8 % - увеличить мы-

шечную массу и иметь красивую спортивную фигуру, 10,1 % - повысить функциональные возможности организма. Лишь 15,8 % из числа опрошенных посещали отделение боди-билдинга с целью получения зачета по физическому воспитанию.

Аналогичная структура мотивации характерна для студенток, выбравших специализацию «ритмическая гимнастика». Но здесь наряду с развитием внешних данных отмечается также престижность данного направления физической культуры.

Студенты, которые выбирают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол), в числе мотивов выбора называют формирование физических способностей, а также интерес к игровым видам спорта и развитие навыков игровой деятельности, которая может пригодиться им в будущем. Мотивы развития специальных навыков преобладают и в группах студентов, выбравших специализацию «плавание».

На отделении общефизической подготовки преимущественно занимались студенты, которые не были приняты в основные группы по состоянию здоровья либо по уровню физической подготовленности. Однако определенная часть студентов выбирала данное направление в силу отсутствия интереса к физической культуре, имея в качестве основной мотивации получение зачета.

Основной мотивацией студентов, занимавшихся шахматами, было формирование специальных навыков игровой деятельности и выполнение спортивных разрядов.

Определенным критерием, эффективности программы являются данные о посещаемости учебных занятий, а также о степени вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность сверх учебной программы.

Благодаря использованию экспериментальных технологий, показатель посещаемости академических занятий по всем направлениям двигательной активности увеличился с 75 до 92%.

Устойчивость сформированных мотивационных устремлений к занятиям физической культурой после окончания обязательного курса физического воспитания характеризуется степенью вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность на 4-5-м курсах обучения (42% студентов на 4-м курсе, около 30% - на 5-м).

Таким образом, структура мотивационных устремлений является важным компонентом физической культуры человека и во многом определяет степень его вовлеченности в занятия физическими упражнениями.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что новая учебная программа позволяет осуществлять коррекцию мотивационной сферы. У большинства студентов к 3-му курсу возрастает число мотивов (1-2 - на 1-м курсе, 5-6 - на 3-м). Установлена взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебнопрофессиональных мотивов.

В целом у студентов, занимавшихся по новой учебной программе, помимо позитивных сдвигов в показателях физического развития отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно-сосудистой системы, табл. 3). Эта динамика, разумеется, не выглядит ошеломляюще, но другого мы и не ожидали, поскольку к обучению по программе физкультурных специализаций допускаются студенты основной медицинской группы.

Таблица 3

Антропометрические и физиологические показатели _

студентов, посещавших занятия по физической культуре по трехлетнему учебному плану ( X ± ш)

№ п/п Показатели На 1-м курсе На 3-м курсе Величина сдвига

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

1 Рост (см) 176±1,7 165,2±1,2 178,0±1.8 166,9±1,3 2,0±0,8* 1,7±0,6*

2 Вес (кг) 69,2±1,1 57,0±1,0 73,5±1,2 58,9±1,1 4,3±0,6* 2,9±0,5*

3 Росто-весовой индекс 0,91 ±0,02 0,87±0,01 0,94±0,02 0,88±0,02 0,03±0,01 0,01±0,01

4 Объем грудной клетки (см) Вдох 92,4±1,4 85,2=1=1,3 96,9±1,5 89,5±1,4 4,5±0,7* 4,3±0,6*

Выдох 85,0±1,2 79,3±1,0 87,5±1,3 81,5=1=1,2 2,5±0,6* 2,2±0,5*

разница 7,4±0,6 4,9±0,4 9,4±0,7 8,0±0,6 2,0±0,3* 3,1±0,3*

5 Жизненная емкость легких (л) 4,0±0,2 2,9±0,1 4,3±0,2 3,1 ±0,2 0,3±0,1* 0,2±0,1*

7 Артериальное давление (мм рт.ст.) систолическое 116,9±1,7 109,3±1,3 120,4±1,8 110,5±1,4 3,5±1,7 1,2±1,3

диастолическое 64,2±0,8 64,4±0,9 66,2±1,1 65,9±0,9 2,0±1,4 1,5±0,9

8 Частота сердечных сокращений (уд./мин) в покое 61,3±1,1 70,5±1,3 62,2±1,2 72,1±1,4 0,9±0,6 1,6±1,4

После степ-теста 99,4±1,4 105,2±2,0 96,8±1,3 102,7±1,8 -2,6±0,8* -2,5±0,9*

9 Температура тела (С°) 36,7±0,1 36,7±0,1 36,8±0,1 36,8±0,1 0,1±0,1 0,1±0,1

10 Время реакции (мс) на свет 214±6 229±8 210±4 220±7 -4±2* -9±4*

на звук 191±5 201 ±6 190±5 196±5 -1±3 -5±2*

* Обозначение статистически значимых (р < 0,05) величин сдвига показателей.

В учебных программах каждой из 5 подгрупп студентов специальной медицинской группы использовался весь спектр физических упражнений, особенность которых заключалась в том, что они были подобраны с учетом характера заболевания и уровня физической подготовленности.

Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудис-той системы (1-я подгруппа) предлагались разнообразные варианты упражнений в зале, бассейне и на свежем воздухе. Занятия строились с преобладанием циклических движений (ходьба в сочетании с бегом, плавание, дыхательные упражнения, комплексы упражнений из программ по аэробике, шейпингу, степ-аэробике и т д.).

Программа включала и обязательные комплексы упражнений с отягощениями (не более 10 % нагрузки в основной части урока).

Студенты с заболеваниями органов дыхания (2-я подгруппа) занимались в основном в спортивных залах и бассейне (до 80 % учебной нагрузки) и лишь непродолжительное время (весной и осенью) - на свежем воздухе. Занятия включали ходьбу, бег, эстафеты, упражнения с гимнастическими палками, гантелями, танцевальные упражнения, элементы из программ степ-аэробики и калланетики. В процессе занятий особое внимание обращали на правильное дыхание (с акцентом на выдох). Для страдающих бронхиальной астмой

209

и бронхитом нами разработано 3 специальных комплекса дыхательной гимнастики.

Студенты, страдающие сколиозами и остеохондрозами (3-я подгруппа), выполняли специальные комплексы упражнений для нормализации дефектов осанки и их предупреждения. Основной целью занятий было развитие и укрепление мышц туловища (формирование мышечного корсета), фиксирующих позвоночник в правильном положении. Основная часть учебной нагрузки выполнялась в положении сидя, полулежа и лежа; применялись также упражнения с резиновыми бинтами, гимнастическими палками, отягощениями и на тренажерных устройствах.

Занятия в 4-й подгруппе (заболевания органов пищеварения и внутренних органов) включали ходьбу, беговые упражнения в невысоком темпе, спортивные подвижные игры, плавание, ходьбу на лыжах, дыхательные упражнения и т.д.; в ограниченном количестве -упражнения, выполнение которых сопровождается сотрясением организма и резкими движениями (прыжки, подскоки, ускорения и др.). Из программы занятий студентов, страдающих заболеваниями почек и мочевыводящих путей, исключали упражнения, вызывающие переохлаждения (занятия на свежем воздухе в холодную погоду, занятия в бассейне и т.д.).

Программа занятий со студентами, страдающими миопией (5-я подгруппа), включала практически весь спектр физических упражнений, используемых на отделении специальной медицинской группы. Отдельная группа была сформирована из студентов, у которых наблюдалась прогрессирующая форма миопии (более

минус 5 диоптрий). Для них была разработана специальная программа, исключающая применение упражнений с отягощениями, прыжков, ускорений.

Объем и интенсивность физической нагрузки во всех подгруппах - от небольшой до умеренной.

Анализ динамики физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (мужчин и женщин) за период эксперимента показал, что результаты, полученные после каждого 3-летнего цикла, неоднозначны: в 83 % случаев зафиксирован достоверный прирост показателей (р < 0,05), в основном в развитии скоростно-силовых качеств и силы. Менее убедительными оказались результаты в развитии гибкости.

Использование оздоровительных технологий в учебном процессе способствовало улучшению показателей посещаемости занятий по физическому воспитанию (у мужчин на 1-м курсе - 66, на 3-м - 86 %; у женщин -70 и 88 % соответственно).

Разработанная нами учебная программа с использованием физкультурно-образовательных технологий показала более высокую эффективность (в сравнении с традиционно сложившейся системой) реализации основных задач физического воспитания в вузе. Главный ее итог - позитивные сдвиги в формировании потреб-ностно-мотивационной сферы студентов. Она является реальным механизмом организации процесса непрерывного физического совершенствования студентов и позволяет на практике совершить переход от обязательного курса физического воспитания к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на принципах самовоспитания и самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. 1993. №4. С.21-23.

2. Григорьев В.И. Физкультурно-педагогическая технология управления физическим воспитанием студентов вузов // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в вузах спортивного профиля: Материалы докладов 4-й Межвузовской научно-практической конференции. Чайковский, 1998. С. 24—26.

3. Дубровский В. М. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. М.: Владос, 1998. 608 с.

4. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 123 с.

5. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области спортивной науки: Материалы Международной конференции. СПб.: НИИФК, 1994. С. 57-59.

6. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томский государственный университет, 2003. 194 с.

Статья поступила в научно-редакционный совет журнала 20 августа 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.