Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / PHYSICAL PREPAREDNESS / PERSONAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Александр Викторович, Юламанова Гузель Миниахметовна

Технология физического воспитания студентов в настоящее время нуждается в совершенствовании, так как вузовская физическая культура не способствует формированию у студентов потребности в физическом самосовершенствовании. Требуется как новый подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов, так и новые альтернативные образовательные программы, но, прежде всего, необходимо изменить структуру физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Александр Викторович, Юламанова Гузель Миниахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE PERSONAL PREFERENCES OF THE STUDENTS

The technology of physical education of students today needs to be improved. It is noted that the traditional «university» physical culture is not able to form students needs for physical self-improvement. We need a new approach to the organization of the educational process in physical education of students, and the search for new alternative educational programs. And first of all, to solve this problem it is necessary to modify the structure of physical education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ''pff

А.В. Данилов, Г.М. Юламанова

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, физическая подготовленность, личные предпочтения.

Аннотация: Технология физического воспитания студентов в настоящее время нуждается в совершенствовании, так как вузовская физическая культура не способствует формированию у студентов потребности в физическом самосовершенствовании. Требуется как новый подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов, так и новые альтернативные образовательные программы, но, прежде всего, необходимо изменить структуру физического воспитания.

Актуальность. Физическое воспитание студентов является важной педагогической задачей, от эффективного решения которой будет зависеть как развитие физических качеств молодого человека, так и его готовность к будущей трудовой деятельности. Специфика вузовской образовательной среды проявляется в продолжительной напряжённой умственной деятельности, психических перегрузках, дефиците двигательной активности [7], что ведет к ухудшению здоровья обучающихся. Следовательно, в период обучения в вузе для многих студентов актуальной является проблема оздоровления, для чего используются ресурсы дисциплины «Физическая культура».

Основная задача преподавания физической культуры в вузе состоит в поддержании и улучшении физического состояния учащихся; снижении влияния неблагоприятных факторов на организм студентов в процессе учебной деятельности; формировании профессионально-прикладных качеств, необходимых в будущей деятельности специалистов, формировании потребности в систематической физкультурной деятельности. В то же время для большинства студенческой молодежи физическая культура не способна сформировать у студентов потребности в физическом самосовершенствовании [2, 3, 4]. Основываясь на работы многих ученых можно выделить следующие причины подобного состояния предмета «физическая культура» в вузе: направленность на выполнение каких-либо программных нормативов (которые, как правило, доступны не всем обучающимся); реализация вузовских программ по стандарту прошлых лет; недостаточное количество времени, отводимое на учебные занятия; низкая заинтересованность кафедр в применении научно-обоснованных методов физического воспитания в вузе [1, 6]; нежелание учащихся заниматься физической культурой в связи с снижением престижности здорового образа жизни и занятий спортом [5].

Таким образом, для снижения уровня заболеваемости студентов, повышения показателей умственной и физической подготовки и работоспособности необходима правильная организация занятий физической культурой в вузе путем внедрения в учебный процесс привлекательных для молодых людей способов двигательной активности, а также внедрение в «физкультурное» пространство новых спортивно-оздоровительных методик в плане избранного вида двигательной активности [4].

Результаты исследований и их обсуждение. Для определения отношения студентов БГПУ им. М. Акмуллы к предмету «Физическая культура» было проведено анкетирование. Из числа опрошенных студентов I-III курсов основного отделения (n=2253): 56 % молодых людей никогда не занимались каким-либо видом спорта, кроме занятий физической культурой в школе. При этом многие отмечают, что уроки физической культуры в школе проводились однообразно (что не соответствует требованиям всестороннего развития); 49 % недостаточно объективно оценивают возможности физической культуры в

46 пёпягогмчвеимй журнал спшнортостпнп м 6(79). aoi»

укреплении здоровья; 33 % студентов мало осведомлены об изменениях в организме при недостатке двигательной активности - снижение функциональности практически всех органов и систем, нарушении процессов нервной регуляции, развитии дегенеративных изменений опорно-двигательного аппарата, нарушении обменных процессов и тому подобного; 31 % студентов отрицательно относятся к занятиям физической культурой; 43 % студентов относится к занятиям нейтрально (то есть особого интереса они у них не вызывают).

Полученные результаты свидетельствую, что для опрошенных студентов физическая культура еще не стала потребностью, и они не рассматривают её как важнейшее средство укрепления своего здоровья и профилактики различных заболеваний. Также у них отмечается уменьшение престижности здорового образа жизни и занятий спортом.

В то же время, по результатам анкетного опроса студентов, наиболее эффективными и привлекательными средствами двигательной активности, которые целесообразно включить в содержание учебных программ, были отмечены следующие: секционные занятия по игровым видам спорта - 45 % студентов; аэробика - 29 %; плавание - 13 %; занятия по ОФП (общая физическая подготовка) - 12 %, лёгкая атлетика - 11 %.

Все это позволило в 2016 году внедрить в процесс физического воспитания студентов БГПУ им. М. Акмуллы спортивно-оздоровительную методику проведения учебных занятий по физической культуре с учётом личных предпочтений студентов. Данная методика включает на первом курсе в рамках блока 1 «Дисциплины (модули)» теоретическое и практическое обучение с целью ознакомления студентов с различными видами двигательной активности; обоснование их влияния на функционирование систем организма и выявление личных предпочтений к различным формам физической культуры. В течение учебного года чередуются подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах, легкоатлетические занятия в соответствии с материальной базой университета.

На втором и на третьем курсах студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать форму занятий по физической культуре, исходя из личных предпочтений и возможностями материальной базы вуза. Следует отметить, что при переходе со второго на третий курс студенты могут поменять предпочтения, так как в содержание спортивно-оздоровительной технологии были включены следующие виды двигательной активности: спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, лапта), плавание, лёгкая атлетика, аэробика, занятия по ОФП. Также отдельно были созданы специальные медицинские группы и группы для занятий лечебной физической культурой.

Необходимо отметить, что новые стандарты высшего образования позволяют построить учебный процесс по физическому воспитанию в вузе, исходя из специфики каждого конкретного учебного заведения: «...программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту...». При этом ФГОС ВО 3++ прямо указывается, что «.дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией.». В данном стандарте также осталось разделение предмета «физическая культура и спорт» на два практически самостоятельных модуля: в объёме не менее 2 ЗЕ в рамках блока 1 «Дисциплины (модули)»; в объёме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения. Все это позволяет говорить о том, что вуз получил большую самостоятельность в плане организации процесса по физическому воспитанию.

С целью определения эффективности предложенной спортивно-оздоровительной методики с учётом личных предпочтений студентов в течение 2016-2018 годов был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 350 девушек-студенток, организованных в две группы - контрольную (п=173) и экспериментальную (п=177). В педагогическом тестировании использовались следующие контрольные упражнения: бег на

пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв

100 метров; поднимание туловища из положения лежа на спине; бег на 2000 метров; прыжки в длину с места; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; прыжки со скакалкой; приседание; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Результаты выполнения нормативов (включенных в рабочую программу дисциплины) оценивались по пятибалльной шкале.

Анализ статистических данных и средних величин исходных показателей контрольных педагогических тестов у девушек-студенток основного отделения экспериментальной и контрольной групп, зачисленных на второй курс в 2016 году, показывает, что к началу первого семестра значимых различий в уровне физической подготовленности не наблюдается, р>0,05 (Табл. 1). В апреле-мае 2017 года было проведено промежуточное тестирование физической подготовленности девушек-студенток, а в тот же период 2018 года - итоговое тестирование. Выполнение нормативов, включенных в рабочую программу дисциплины, оценивалось по пятибалльной шкале. Результаты тестирования приведены в таблице.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний девушек-студентов в КГ (п=1 73) и ЭГ (п=177) _в процессе педагогического эксперимента, М±m (в баллах)_

Показатели, баллы Сентябрь-октябрь 2016 P1 Апрель-май 2017 P2 Апрель-май 2018 Pз

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег - 100м 1,3±0,6 1,4±0,5 >0,05 2,3±0,6 2,6±0,5 <0,05 2,9±0,6 3,8±0,5 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине 2,3±0,4 2,2±0,5 >0,05 2,8±0,4 3,2±0,5 <0,05 3,2±0,4 4,0±0,5 <0,05

Бег 2000 м 1,2±0,6 1,1 ±0,5 >0,05 2,2±0,6 2,6±0,5 <0,05 2,4±0,6 3,5±0,5 <0,05

Прыжки в длину с места 2,0±0,6 2,1±0,5 >0,05 2,2±0,6 2,3±0,5 <0,05 2,4±0,6 2,9±0,5 <0,05

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 1,1±0,6 1,0±0,5 >0,05 1,8±0,6 2,0±0,5 >0,05 1,8±0,6 2,1±0,5 >0,05

Прыжки через скакалку 2,0±0,6 1,9±0,3 >0,05 2,4±0,6 2,9±0,3 <0,05 2,9±0,6 3,3±0,3 <0,05

Приседание 2,4±0,5 2,4±0,5 >0,05 3,4±0,5 3,9±0,5 <0,05 3,6±0,5 4,3±0,5 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 0,5±0,6 0,6±0,4 >0,05 1,1±0,6 1,6±0,4 <0,05 1,2±0,6 2,3±0,4 <0,05

КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа, п - количество занимающихся; p1 - уровень статистической достоверности в начале эксперимента; p2 - уровень статистической достоверности после первого года эксперимента; pз - уровень статистической достоверности после второго года эксперимента.

По показателям физической подготовленности улучшения отмечены у девушек-студенток обеих групп, что ожидаемо, поскольку все регулярно посещали учебные занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», проводимые 2 раза в неделю по 90 мин на втором курсе и 1 раз в неделю на 3 курсе преподавателями кафедры физического воспитания и спорта БГПУ имени М. Акмуллы. Однако положительная динамика в большей степени была отмечена в экспериментальной группе. Так, у девушек этой группы отмечено достоверное увеличение практически по всем видам тестирования (что подтверждается при сопоставлении с контрольной группой). Единственный тест, который не показал достоверность прироста результатов - «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», то есть тест на гибкость. Но это вполне объясняется тем, что в этом возрасте, как правило, данное качество практически не развивается.

В дополнение к исследованиям, результаты которых представлены выше, был проведён анкетный опрос студенток экспериментальной и контрольной групп с целью выявления их отношения к физической культуре. Опрос проводился до и после эксперимента. Полученные данные подтвердили положительную динамику в отношении студенток экспериментальной группы. В частности, после эксперимента количество девушек-студенток экспериментальной группы, которые начали принимать участие во внутривузовских соревнованиях, увеличилось на 32,3 % (разница с контрольной группой -15,2 %); количество девушек-студенток специальной медицинской группы при переходе со второго на третий курс сократилось на 14,2 %; (разница с контрольной группой - 6,2 %); количество девушек-студенток экспериментальной группы, регулярно дополнительно занимающихся физической культурой, после эксперимента увеличилось на 20,3 % (разница с контрольной группой - 8,4 %); количество девушек-студенток экспериментальной группы, пропускающих учебные занятия по физической культуре, после эксперимента уменьшилось на 32,4 % (разница с контрольной группой - 13,3 %).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что разработанная и внедренная нами организация процесса физического воспитания в педагогическом вузе с учётом личных предпочтений студентов способствует повышению уровня физической подготовленности; увеличению двигательной активности студентов; повышению интереса к учебным занятиям и соревновательной деятельности по различным видам спорта; формированию положительного отношения девушек-студенток к двигательной активности и усилению их вовлечённости в физкультурную деятельность.

1. Горелов, А.А., Русакова, И.В. О самостоятельной физической тренировке студенток [Текст] / А.А. Горелов, И.В. Русакова // Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов: Материалы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. 22 декабря 2003 г., СПбГУП, Санкт-Петербург. - 2004. С. 50 - 52.

2. Горелов, А.А. Элективный курс «Научно-практические основы оздоровительной физической культуры» / А.А. Горелов, С.В. Скляров // Человек в мире физической культуры и спорта: сб. науч. тр. / под ред. проф. В.И. Григорьева / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008. - С. 157-159.

3. Данилов, А.В. Методы повышения уровня физической подготовленности курсантов / А.В. Данилов, В.Н. Лебедев // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Вып.55 ч.VII. - С. 34-46

4. Кондаков, В.Л. Двигательная активность как основа здоровья и успеваемости студентов гуманитарных вузов / В.Л. Кондаков, О.Г. Румба, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Актуальные научно-педагогические проблемы: материалы научной сессии отделения валеологии и психофизиологии Балтийской педагогической академии / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - С. 21-24.

5. Костарев, А.Ю. Реализация спортивно-образовательного проекта «Здоровое поколение - сильный регион» в системе физического воспитания школьников / А.Ю. Костарев, Г.М. Юламанова, Т.Ф. Емелева, Р.Р. Исмагилова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -№1. - 2018. - С. 47-49

6. Румба, О.Г. Проблемы привлечения молодёжи к занятиям физической культурой / О.Г. Румба // Физическая культура студентов : материалы 57-ой межвуз. науч.-метод. конф., 11 июня 2008 г. - СПб., 2008. - С. 329330.

7. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : автореф. дис... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Румба Ольга Геннадьевна. - СПб., 2011. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.