аэробику, легкую атлетику, курсы самообороны, мини-футбол, гандбол, дифференцируя эти виды по курсам.
Одним из важных направлений в реализации комплексного подхода к повышению умственной и физической работоспособности студентов, по мнению ряда специалистов, является модернизация системы физического воспитания в вузе по пути приоритетного использования индивидуализации и дифференциации обучения, выбора видов физической активности, соответствующих социально-психологическому и морфофункциональному статусу студентов, стилю и образу их жизни.
Однако, не смотря на определенную разработанность современных подходов к организации физического воспитания студентов, обширный объем научной и методической информации по оптимизации результатов учебной деятельности, на практике не наблюдается обнадеживающих эффектов от их внедрения. Более того, имеются многочисленные данные исследований, в которых показано, что около 80 % студентов по окончании обязательного курса физического воспитания либо полностью прекращают регулярные занятия физическими упражнениями, либо используют их ситуативно и не рационально. Отмеченное обстоятельство чаще всего объясняется несовпадением мотивационно-ценностных ориентаций студентов с реальным содержанием физического воспитания, направленностью последнего на решение утилитарных задач по выполнению нормативных требований учебной программы, отсутствием условий для свободы выбора приоритетного вида физической активности. Среди недостатков отмечается также слабое научное обоснование технологического подхода к достижению разностороннего физического развития, необходимого и достаточного уровня умственной и физической работоспособности за счет преимущественного использования одного, базового вида спорта.
В целом, при изучении эффективности физического воспитания в обеспечении готовности студентов к интенсивной учебно-профессиональной деятельности, сохранению и укреплению их здоровья выявлен и констатируется ряд устойчивых противоречий между: относительно высокими требованиями учебного процесса в вузе к содержанию психофизиологической готовности студентов к обучению и не соответствующим этим требованиям состояние их здоровья; запросом обеспечения требований социального заказа по формированию высокого уровня профессиональной работоспособности и здоровья в условиях вуза и недостаточностью реальной практики учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию для их полноценного обеспечения; наличием инновационных представлений о формирующей способности средств физической культуры и спорта в достижении профессиональной самостоятельности и мобильности будущих специалистов и отсутствием полноты адекватных педагогических технологий в сфере физического воспитания.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2020 года «О физической культуре и
спорте» № 76-П (новая редакция). кхш.
СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Рузибаева М.Э.
Рузибаева Мунира Эшбаевна - старший преподаватель,
кафедра гуманитарные предметы, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыты средства, которые используются для решения задач физического воспитания в вузе на практических занятиях, а также основные направления, формы и продолжительность учебного процесса.
Ключевые слова: физическое воспитание, средства, высшее учебное учреждение, программа.
Физическая культура в основах законодательства Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [1].
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6 - 8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения [2].
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскурсии, подвижные игры и др.
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
- всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
- формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130 - 160 уд./мин.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2-4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике* физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическая подготовка студентов - одна из главных задач высших учебных заведений. Прошедший физическое воспитание студент, понимает всю важность данной дисциплины в развитии человека и подготовке специалиста. Знает основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Развивает и совершенствует психические и физические способности и качества.
Появляется большой опыт, который в будущем используется для достижения жизненных и профессиональных целей и формирует гармонично развитого, высококвалифицированного специалиста.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2020 года «О физической культуре и
спорте» № 76-11 (новая редакция). 1ех.ш.
87
2. Казантинова Г.М. Физическая культура студента: учебник / Г. М. Казантинова, Т. А. Чарова, Л. Б. Андрющенко. - Волгоград, 2017. С. 154.
СПОРТИВНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Исхакбаев Е.Э.
Исхакбаев Евгений Эдуардович - старший преподаватель, кафедра физическое воспитание и спорт, Филиал Российского Химико - технологического Университета им. Д.И. Менделеева, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящее время в научно-педагогической литературе используется термин «спортивно ориентированный подход в физическом воспитании». Суть, которого заключается в обеспечении студентов: свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности и тем самым создание предпосылок для дальнейшей личностной реализации.
Ключевые слова: физическое воспитание, спортивный подход, виды спорта, студенты.
Укрепление и поддержание здоровья студентов в вузе необходимо осуществлять на основе продуктивного совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию с учетом современных требований подготовки специалистов как носителей и пропагандистов спортивной культуры в будущей профессиональной деятельности и семейной жизни. Современная учебная деятельность носит интенсивный характер подготовки специалистов, что соответствует изменяющимся социально-экономическим требованиям общества и государства, в то же время необходимо обеспечить развитие личности с учетом её запросов, способностей, ценностных ориентаций, в том числе и двигательных способностей как необходимого условия укрепления и поддержания здоровья, реализации интеллектуального и физического потенциала настоящей и будущей профессионально подготовленной молодежи.
Особую роль в стимулировании физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает формирование спортивной культуры как современной субкультуры раскрытия и реализации двигательного потенциала молодежи в студенческие годы [1].
Анализ современной литературы в области физической культуры и спорта показал, что в основу большинства проектов ведущих специалистов входит индивидуальный подход к выбору физкультурно-спортивной деятельности. Многие авторы подробно рассматривают теорию спортивно ориентированного физического воспитания во всех аспектах его проявления. Тем самым утверждают, что данный подход наиболее эффективно влияет на личностное развитие человека, позволяет успешно самоутверждаться и самореализоваться в разнообразных сферах деятельности. При этом взаимосвязь физической и спортивной культуры рассматривается с различных позиций [2, 3].
Включение в процесс физического воспитания студентов в вузе занятий по видам спорта будет способствовать формированию у студенческой молодежи культуры занятий спортом (базовая основа спортивной культуры), реализации индивидуальных двигательных задатков и биологической потребности в движении.